Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"
методическая разработка по теме

Бронникова Валентина Александровна

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу суть каждого поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opt.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

Бронникова Валентина Александровна

Содержание:

Информация об опыте…………………………….3

Технология опыта…………………………………5

Результативность опыта………………………….11

Библиографический список……………………...15

Приложение к опыту……………………………..16

 Условия возникновения опыта

           Воспитание любви к русским народным сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста. «От того как будет обеспечено развитие ребёнка в дошкольном детстве, во многом зависит его будущее и не только в школе, но и во всей дальнейшей жизни» - неоднократно подчёркивал в своих выступлениях А. В. Запорожец.

            Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение русских народных сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию выполнять основные требования взрослых.

Наблюдая за детьми на протяжении многих лет, выявлено,  что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. А чтение русских народных сказок с раннего возраста формирует и развивает нравственных качеств ребенка.

     Педагогами  был  проведен    опрос родителей   по теме «Влияние русских народных сказок на развитие и воспитание детей». 40% родителей группы удовлетворены знаниями детей по данной теме. 30% родителей довольны словарным запасом своих детей. 25% опрошенных замечают  изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей под влиянием русских народных сказок.  50% считают, что сказки развивают   нравственные качества  детей. 45% родителей читают своим детям на ночь сказки. Тем самым не только лишая своих детей общения с близкими людьми, но и возможности прикоснутся к кладезю народной мудрости. В связи с этим педагоги  пришли к выводу о необходимости  воспитания и развития детей через знакомство с русской народной сказкой.

Актуальность.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу суть каждого поступка.

 Таким образом,  для решения данной проблемы  выбрана работа по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. А. М Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей - дошкольников. В сказках перед  умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами. В них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок и положительные, и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребёнок проникается ими, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. « Под влиянием знакомства с миром сказок… - Как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном детстве складывается всё, что делает человека универсальным строителем».    

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании  у дошкольников развития нравственных качеств человека в процессе непосредственно-образовательной деятельности, драматизации сказок детьми, показа кукольного, теневого и других видов театра,  рисования, аппликации, лепки отдельных эпизодов.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику с 2009г. поэтапно:

1этап (2009-2010) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилась диагностическое обследование (Приложение №8), педагогическое наблюдение, анкетирование. (Приложение№9,10).

2этап (2010-2012) – практический. Проводилась разработка непосредственно образовательной деятельности, драматизации сказок для детей, индивидуальная работа с детьми по обучению ролей для показа кукольного, настольного, теневого и других видов  театра, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3этап (2012-2014) – аналитико – обобщающий. Посвящён систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает: организацию деятельности детей – непосредственно – образовательная деятельность, просмотр кукольного театра, тренинги.

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдение, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники развлечения.

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которую предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Технология опыта:

Цель работы.  Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Цель достигается путём решения нескольких задач.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок, на воспитание нравственных качеств дошкольников.

3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

Работа в нашем МДОУ осуществляется по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой.

Цель программы «Детство»:  обеспечение всестороннего развития ребёнка в дошкольный период (интеллектуального,  физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально – личностного)  через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Так же в нашем детском саду используется парциальная программа «Приобщение детей к русской народной культуре» под редакцией О. Л. Князевой. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовно – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Основной принцип сказотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе. Терапия в переводе с греческого означает «забота о душе».

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач.

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявления и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

 Сказки делятся на несколько групп:

- Сказки о животных;

- Сказки о взаимодействии людей и животных;

- Сказки – притчи;

- Бытовые сказки;

- Сказки – страшилки, истории о нечисти;

- Заветные сказки;

- Волшебные сказки и другие.  

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт Мир. Примерно с 5 – 6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки – притчи и бытовые сказки.

 В ходе непосредственной деятельности по воспитанию и развитию детей я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:

1.Слушание и запоминание сказок.

 2. Пересказывание сказки одним ребёнком, поочерёдно (по фразам) или группой детей

3.Придумывание продолжения к известной  сказке или другого конца сказки.

4.Придумывание сказок  (групповое или индивидуальное), (Приложение №1)

5.Рисование сказок. (Приложение №2.)

6.Разыгрывание сказок,  (инсценировки, кукольный театр) музыкальные спектакли.

7.Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными (Приложение №3)

8. Пластические импровизации на тему сказок.

Мы, педагоги ДОУ должны руководить процессом формирования, у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.

Параллельно с данной работой провожу артикуляционную гимнастику. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных форм. (Приложение №4).

Все упражнения провожу по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей  правильное естественное повторение.

По моему мнению, воспитатель должен сам:

  • Правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
  • Ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;
  • Уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;
  • Видеть и исправлять характер движений у детей;
  • Стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;
  • Слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
  • Пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Методы исследования:

Теоретические:

 - Знакомство с историческими справками по данной проблеме.

- Моделирование. Моделирование русской народной сказки « Зимовье ».  (Приложение №5).    

- Обобщение справочного материала по данной проблеме.

Практические

- Изучение методической, педагогической, психологической литературы по теме.

- Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.

 - Педагогические наблюдения  (тестирования, анкетирования, этюды).

 - Обобщение передового опыта и психологов по дошкольному воспитанию.

Интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через русскую народную сказку.

  1. «Социализация». Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  2. «Познание». Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
  3. «Коммуникация».

- Продолжать учить правильно, использовать слова, обозначающие свойства предметов.

 - Закреплять детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, проявлять интерес к самостоятельному сочинению – придумыванию сказки.

 - Воспитывать умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературы.

4. «Чтение художественной литературы». Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности. На основе литературных произведений.

5. «Художественное творчество». Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

6. «Музыка». Способность более глубокому эмоциональному воспитанию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические  движения, развитие артистических способностей.

7. «Труд». Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформление альбомов, коллажей.

8. «Здоровье ». Формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, игры, чтение.

9. «Физическая культура». Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

10. «Безопасность». Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Работа с детьми.

Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой проводится в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требовала от меня чёткого отбора необходимого наглядного игрового материала.

На коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности  даются представления о различных русских народных сказках через рассматривание картин («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,   «Хаврошечка» и др.), проводятся беседы по прочитанным сказкам  ( приложение №6 ).

На продуктивной деятельности дети учатся рисовать, лепить, изображать аппликации с натуры, по иллюстрациям, соблюдая их форму, величину, строение и соотношения  частей (например,   «Моя любимая сказка », «Мой любимый сказочный герой», « Три медведя » и т. д.).

На занятиях по конструированию формирую у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного) («Дворец»).  Вместе с ними сооружаем различные конструкции в соответствии с их назначением (мебель «Трёх медведей», «Комната для  Несмеяны»), учимся создавать различные модели (здания, самолёты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

На музыкально – художественной деятельности дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, играх – драматизациях (по сказке «Колобок», Путешествие в сказку «Теремок»).

В группе создан многофункциональный уголок - «Библиотека», где можно показывать кукольный театр, уголок ряжения,  где находится одежда и атрибуты для драматизации русских народных сказок. ( Приложение №7).

Работа с родителями.

Вся работа с детьми по воспитанию и развитию детей через знакомство с русской народной сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие, личности ребёнка в дошкольные годы.

В ходе совместной  деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых занятий,  развлечений, досугов, театрализованных представлений.  Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей, театрализованных представлений, об экскурсиях    («В Библиотеку», «В кружок юного творчества», «В школу»), через наглядную агитацию, родительские собрания («Родителям о значимости сказок в воспитании развитии ребёнка», «Волшебный мир сказки»), праздники («Сказка про непослушного огурчика »), театрализованные игры («Путешествие в сказку», «Теремок»). Советую родителям закреплять полученные детьми знания в ДОУ дома.

Я считаю, что необходимо привлекать родителей принимать активное участие в театрализованных представлениях, в развлечениях, в праздниках, совместно с детьми, чтениях сказок на ночь. Только в тесном сотрудничестве двух институтов воспитания (детский сад – семья), через русскую народную сказку,  у детей развиваются нравственные качества: добро, милосердие, справедливость.

Работа с родителями по воспитанию и развитию у детей нравственных качеств должна проводиться планомерно, систематически и  постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности, а не время от времени.

Результативность опыта

После повторного проведения анкетирования родителей, был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме.

90% родителей отмечают увеличения словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменения нравственных качеств у детей к себе и другим людям. 85% опрошенных стали читать своим детям сказки на ночь.

Дети стали добрее относиться друг к другу, научились вести себя с взрослыми, стало меньше злости, враждебности.

Итоговое обследование знаний, проводившиеся на начало и конец моего педагогического опыта показало, что уровень освоения программы повысился (приложение №8):

Взаимодействия педагогов МДОУ, родителей, позволило внести существенный вклад в накопление опыта нравственных качеств детей.

Необходимыми условиями для этого являются мотивационная и методическая готовность, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребёнку, в детском саду.

 В результате опыта была подтверждена гипотеза: Что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей  младшего дошкольного возраста.  Для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны  диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что система планирования по воспитанию и развитию детей через русскую народную сказку,  способствует:

  1. формированию у детей интереса и любви к книге, русским народным сказкам;
  2.  представлению об окружающей действительности. Дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой. Они осознают  мотивы поступков героев, принимают активное участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях.

Считаю, что работа по данному направлению даёт положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря  их многократному практическому и наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно – экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.

Библиографический список:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказотерапии;

Развивающая Сказотерапия – Санкт – Петербург. 2006.

Основы сказотерапии;

Тренинг по сказотерапии – Санкт – Петербург. 2010.

2. Коношенко О.Л. Домашний психолог. Сказотерапия. – М. 2002. – 72с.

3. Макунина Е. Придумываем истории и сказки. Ж. Ребёнок в детском саду 6 – 2005г. с. 35.

4. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. – Санкт – Петербург. 2007.

5. Сакович Н. А. Практика сказотерапии. Санкт – Петербург. 2005.

6. Стишенко И. В. Сказка в тренинге. Санкт – Петербург. 2009.

7. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М.2006.

8. Князева О. Л. Приобщение детей к русской народной культуре.

9. Т. И. Бабаева. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями

Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, ис...

« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие р...

Опыт работы «Познавательное развитие детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Раскрытие интеллектуально – познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.Задачи:Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении р...

Развитие интереса к театрализованной деятельности через знакомство с народной сказкой.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.  Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувст...

Проект:"Художественно-эстетическое развитие детей через знакомство с русским народным бытом и традициями."

Дети имеют недостаточное представление о русской культуре: праздниках,народных традициях,народных промыслах,обачаях,обрядах.Участие детей в проекте  позволит обогатить знания и представления дете...