Проект:"Художественно-эстетическое развитие детей через знакомство с русским народным бытом и традициями."
план-конспект занятия (средняя группа)

Алябьева Юлия Викторовна

Дети имеют недостаточное представление о русской культуре: праздниках,народных традициях,народных промыслах,обачаях,обрядах.Участие детей в проекте  позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistovik.docx18.96 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_chistovik.docx837.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа  № 2083 ДО «Ивушка».

Проект: «Художественно-эстетическое развитие детей через знакомство  с русским народным бытом и традициями»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на несколько десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема нравственно - патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с нравственно — эстетическим воспитанием, личной духовностью человека, ее глубиной.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, ее величие и красота,  как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое прекрасное, самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Кроме того, в разговорной речи достаточно редко употребляются  потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта? Эти пробелы можно решить посредством проектной деятельности, которая включает   участие в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций.

Способность восхищаться красотой народных игрушек, звучанием музыкальных инструментов - способствует формированию  патриотических чувств и художественно- эстетическому воспитанию и развитию духовности. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Информационная карта проекта.

Автор составитель: воспитатели.

Продолжительность проекта: долгосрочный (годовой)

Тип проекта:

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте  позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, художественно — эстетическими эталонами, традициями.

Задачи:

- Осуществлять комплексный подход к художественно — эстетическому и нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- Познакомить детей с особенностями народного быта;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту произведений русских мастеров, народного прикладного творчества

- Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;

- Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек;

- Познакомить детей с разными видами народного творчества;

- Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок.

Этапы проекта (основные шаги по реализации проекта):

Подготовительный:

Изучение познавательной литературы на тему - «Русская изба»

Оповещение родителей о создании музея в группе.

Сбор и изучение экспонатов, литературы собранных детьми и родителями.

Анкетирование родителей о востребовании и актуальности данного проекта.

Основной: цикл занятий, мероприятий.

«Русская изба»

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол», «бабий кут».

Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе»

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

Художественно- эстетическое развитие:

Лепка « Предметы посуды»

Рисование, аппликация: «Народно-прикладное искусство.

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов традиционной русской культуры. Знакомить детей с элементами росписи.

Речевое развитие: Знакомство с художественной литературой, заучивание потешек, закличек, загадок, поговорок, пословиц, дразнилок, скороговорок и т.д. Чтение русских народных сказок.

Музыка: прослушивание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен.

Сюжетной-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери».

Цель: Формировать умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Огуречик», «Ручеек», «Карусели» и т.д.

Заключительный этап: Презентация проекта.

Прогнозируемый результат:

- использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки).

- умение играть в русские народные игры, используя считалки;

- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2083 ДО «Ивушка»

Конспект непосредственно – образовательной

деятельности в средней группе

«Знакомство с русской избой»

 

 

Автор: Алябьева Ю.В.

2016

Задачи:

  • познакомить детей с  особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска );
  • познакомить некоторыми  кухонными принадлежностями крестьянской избы: ложки , чугунок, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила.

Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай,  самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки .

.

Ход занятия:

Хозяйка избы ( воспитатель в русском костюме) встречает детей у входа.

Хозяйка.- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходим домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

Хозяйка. - А из чего люди раньше могли построить себе дом? (из дерева)

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

(Сосна – показ картинки)

Хозяйка. Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а   воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Хозяйка приглашает всех к столу. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

( показ самовара )

Хозяйка. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Стол накрывали в центре избы , около печки

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду . Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Как вы думаете чем топили печь ? (Дровами)

Правильно ребята .

А кто же занимался заготовкой дров?

Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

-Что можно было приготовить в печи?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.  

В чем же она варила обед?

Знакомим с чугунком

Хозяйка. Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.  В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый )

Хозяйка. С  помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей. (Показ: воспитатель ставит чугунок в печь, потом – показывает, как доставали из печи)

Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Хозяйка. Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито - (Показ)

Хозяйка. Вот оно у нас лежит возле печи.  

Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ)

Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Хозяйка. А из муки потом  замешивали тесто, да хлеб пекли. Ведь какой обед без хлеба. Недаром на Руси пословицу сложили «Хлеб всему голова».

Хозяйка. А посмотрите какой красивой ложкой мы насыпали на сито муку.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А как вы думаете, для чего еще могли пригодится ложки?

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку играют  на ложках  и выполняют танцевальные движения.

Хозяйка. Молодцы, хорошо плясали, а теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе

  Посмотрите  (Показ)

Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?    - это прялка

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. . (Показ пряжа, вязанные вещи) А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

Хозяйка. Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё. Но для стирки у них тоже была помощница — стиральная доска. Стиральная доска облегчала насколько возможно тяжелый труд наших бабушек. Они отстирывали одежду об ребра доски.

Посмотрите как это делается. (Показ, дети пробуют потереть вязанные вещи об стиральную доску  )

 (Подведение итога) 

Понравилось вам белье стирать (ответы детей  .– да – что еще понравилось, если нет – что все таки понравилось )

 Хозяйка. Что вам в моей избе больше всего понравилось, запомнилось? Давайте еще раз назовем помощников хозяйки.  Мы с вами потрудились очень хорошо — попробовали муку просеять, вытащить из печки чугунок, постирать бельё.  Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть.  Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую - нибудь веселую забаву, да под музыку. Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру « Ручеек» -  это тоже старая русская-народная игра.

Дети под народную музыку играют  в ручеек.

Хозяйка. Ребята, а теперь   пришла пора  нам попрощаться.  Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость! Я была очень рада Вас повидать! До свидания! Приходите  ко мне еще в гости!!!

I:\ФОТО САДА ВСЕ\Фото 2014-2015\ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ\Педсовет зима\Фото Перышкова\IMG_20150129_095809_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

ПРОЕКТ по Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя «Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»

ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...

Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)

 Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом.

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом....

Консультация для педагогов «Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом...