«Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки»
проект (подготовительная группа) по теме

Гарановская Марина Владимировна

Исследовательский проект по освоению шедевров классической музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

Исследовательский проект

«Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки»

Гарановской Марины Владимировны,

музыкального руководителя МДОУ №33 г. Серпухова

                        

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………  3

1.Основные методы и приемы, способствующие освоению содержания шедевров классической музыки детьми дошкольного возраста……………  4

 2. Методические рекомендации по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с сюжетами известных опер и балетов………………………………8

Заключение……………………………………………………………………… 11

Литература……………………………………………………………………… 12

Введение

   Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок.

   Для ребенка восприятие искусства является одним из путей освоения мира, которое существенно расширяет границы его личности. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства.

Актуальное направление современной педагогики – педагогика искусства – приобщение детей к эталонным, классическим произведениям разных искусств.

   Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества, где подлинное, мыслящее искусство вытесняется поверхностным и пошлым.

   «Классический» - значит «образцовый»; благородная цель педагогов – ознакомление детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра, способствующими музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

Эта задача, как и задача развития у дошкольников художественного восприятия и эстетического вкуса, поставлена в Федеральных государственных требованиях. Таким образом, тема данного проекта является  актуальной.

Цель проекта: Разработать методические рекомендации по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с сюжетами известных опер и балетов.

Задачи проекта: 1. Изучить методическую литературу по данной теме.

 2. Проанализировать основные методы и приемы, способствующие освоению содержания шедевров классической музыки детьми дошкольного возраста.

3. Обобщить изученные материалы в форме методических рекомендаций.

1.Основные методы и приемы, способствующие освоению содержания шедевров классической музыки

 детьми дошкольного возраста

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкант-педагог для того, чтобы воплотить в жизнь важнейшие задачи музыкального воспитания детей? Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Остановимся на наиболее распространенных из них: наглядный, словесный и практический методы.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой — важнейший метод музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение.

Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Симфоническую музыку лучше слушать в записи (или давать в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно — с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.

 Зрительная наглядность (картины, иллюстрации, карточки, игрушки и др.) используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

    Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Умением увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не вульгаризируя и не упрощая его содержания, должен владеть каждый педагог.

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание.

 Еще один прием – оркестровка. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки, изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

    Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.)

Прием сравнения активизирует процесс музыкального восприятия, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким.

Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»), контрастные произведения в пределах одного настроения и др.

Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Созданию проблемной ситуации способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий.

Словесный метод также в той или иной степени может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности и т.д.).

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

Использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых предполагает решать поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. Угасание интереса к деятельности – это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности.

 Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально – дифференцированного подхода, задания различной степени сложности. Педагог должен учитывать возраст, интересы, склонности детей к различным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

2. Методические рекомендации по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с сюжетами известных опер и балетов

Для того чтобы как можно раньше воспитать у детей уважение и интерес к музыкальным шедеврам, которые не стареют вот уже несколько веков, надо обязательно обогащать их собственный музыкальный опыт, приобщая детей к знаниям содержания самых известных опер и балетов.

 Наиболее занимательными в этом плане для детей являются произведения, созданные на основе сказочных сюжетов. Несмотря на то, что музыка опер и балетов, как правило, является созданной композиторами в расчете на «взрослую» аудиторию, при соответствующих пояснениях она хорошо воспринимается детьми-дошкольниками, находя нужный эмоциональный отклик.

 Обычно для музыкального просветительства детей берутся наиболее узнаваемые и известные отрывки из того или иного сочинения. Они должны обладать ярко выраженной узнаваемостью, богатой мелодичностью, ритмом, имеющим связь с основными простейшими музыкальными жанрами - песней, танцем, маршем.

При прослушивании конкретных отрывков дети могут (при соответствующем диапазоне) пропеть их основную вокальную линию или прокомментировать нужными жестами и движениями. Как правило, подобная работа приводит к заинтересованности детей этой «серьезной взрослой» музыкой, при последующих занятиях они дают о ней положительные отзывы и просят повторить.

Музыкальные отрывки могут преподноситься как в «живом» звучании, так и  в оркестровом (в фонозаписи). Целесообразным является также сопоставление этих двух видов инструментовки, чтобы дети сами  дали ответ: какой из них более соответствует сценической постановке оперы и балета - фортепианный, как его исполнил педагог, или оркестровый.

Конечно, не следует давать рассказ о крупном сочинении за один раз целиком, лучше сначала познакомить с отрывками из него. При этом, как принято, дети рассуждают о наиболее ярких средствах музыкальной выразительности, настроении, которое передал композитор, о том, какие музыкальные инструменты были солирующими в оркестре.

Естественно, что перед ознакомлением детей с тем или иным крупным музыкальным произведением, педагог должен сам хорошо знать его содержание.

Желательно также, чтобы подобная работа имела продолжение и помимо музыкальных занятий. Музыкальный руководитель может согласовать свою деятельность с трудом воспитателей, предложив им включить прослушивание знакомых детям фонограмм в ход тех или иных занятий. Как отмечают исследования многих психологов и ученых-искусствоведов (Б.М. Теплов и др.), повторное обращение к знакомым музыкальным произведениям усиливает наслаждение от встречи с ними. Поэтому такой вид работы в условиях детского сада всегда приветствуется и поощряется.

Для рассказа о каждом музыкальном произведении желательно иметь комментирующую наглядность - портреты композитора, иллюстрации к сказкам, на сюжет которых написана опера или балет, сами книги-первоисточники, фотографии сцен из опер и балетов, костюмы героев. Идеальный вариант - когда музыкальный руководитель имеет видеозапись нужной постановки, а технические средства детского сада позволяют эту видеозапись детям продемонстрировать.

Знакомство с одними и теми же музыкальными отрывками можно проводить неоднократно, возвращаясь к ним повторно. Особенно, если какой-то лейтмотив звучит в опере и балете несколько раз в различном характере. Тогда дети могут заняться не только простым разбором музыки, но и ее сравнительным анализом – тем, как она звучит в отдельных эпизодах. Крупное сочинение масштаба оперы или балета содержит большое число отрывков, пригодных для слушания с детьми. Поэтому, обращаясь к одному и тому же произведению неоднократно, можно варьировать сочетания отрывков не только в сопоставлении похожих тем, но и по другим принципам.

Работу по знакомству детей с содержанием известных опер и балетов можно рекомендовать для использования в стаpшей и подготовительной группах. В это время восприятие мира у детей переходит на новую ступень развития, что характеризуется изменением их литературных пристрастий. От сказок с простейшими сюжетами, где участвуют всего несколько героев, или бытовых, они переходят к повествованиям, в которых сюжеты становятся более сложными - повествовательными, приключенческими, волшебными. Именно последними определениями характеризуются содержания сказочных  балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», опер Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», что, несомненно, облегчит детям понимание созданных музыкальных произведений.

       При наличии у музыкального руководителя фонограмм или доступных для исполнения клавиров других музыкальных произведений крупной формы, перечень сочинений, пригодных для ознакомления детей дошкольного возраста с их содержанием и музыкальным наполнением, можно продолжить. К подобным произведениям можно отнести следующие оперы и балеты: «Три толстяка» В.Б. Рубина, «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Петрушка» И. Стравинского, «Муха-цокотуха» М. Красева, «Гуси-лебеди» М.С. Вайнберга.

Не желательно преподносить детям в самом начале изучения данных произведений их видеозаписи. Потому что зрительный ряд, как правило, нивелирует эффект от музыкального искусства. Однако, совсем отказываться от видеозаписи нецелесообразно: небольшими фрагментами видеозаписей можно прокомментировать уже ранее изученные детьми музыкальные отрывки, когда дети могут свободно разбираться в художественных особенностях музыки, не отвлекаясь на сценические способы ее воплощения.

Заключение

Погружение дошкольников в прекрасный мир классической музыки происходит в первую очередь на музыкальных занятиях. Именно в условиях планомерных занятий у детей формируется богатый и разнообразный запас музыкальных впечатлений, благодаря их знакомству с высокохудожественной музыкой разных эпох и стилей, лучшими образцами старинной и современной музыки (в том числе фольклорной). На этих занятиях дошкольников приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.

  Специфика дошкольного возраста такова, что дети лучше запоминают и усваивают прослушиваемую музыку, если им дают возможность отразить ее в творческом движении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально – театрализованных этюдах и спектаклях. Поэтому классическая музыка после прослушивания может быть «пережита» и «присвоена» детьми именно в этих доступных им видах музыкальной деятельности.

  Проблема ознакомления дошкольников  с классическим искусством может быть решена при условии использования качественных программ и технологий, высокого уровня профессиональной подготовки педагогов, проводящих художественные занятия, и их взаимодействия со всем педагогическим коллективом.

В результате проделанной работы мною были проанализированы основные методы и приемы, способствующие освоению содержания шедевров классической музыки дошкольниками, и разработан ряд методических рекомендаций по знакомству детей с сюжетами известных опер и балетов.

Хочу посоветовать своим коллегам использовать предложенные материалы, которые можно варьировать, опираясь на собственный опыт, учитывая возрастные  и индивидуальные особенности детей.

Литература

  1.  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: «Мозаика - Синтез», 2008. – С. 61-70.
  2.  Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: «Вако», 2006. – С. 183-202.
  3.  Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. М.: «Владос», 1997. – С. 16-32.
  4.  Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: Просвещение, 1990. – С. 3-5.
  5.  Рубан Т.Г. Классическое искусство – дошкольникам. // Музыкальный руководитель. – 2013. - №2. – С. 5-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов...

Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...

Шедевры классической музыки в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит приемы ознакомления детей дошкольного возраста с классическими произведениями...