Английский язык в детском саду.
консультация (старшая группа) на тему

Жиделева Светлана Николаевна

Краткий экскурс в развитие отечественной теории и методики раннего обучения иностранным языкам со второй половины 20 века и до наших дней. Часто задаваемые вопросы при обучении дошкольников иностранному языку и ответы на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Английский язык в детском саду

Консультация для воспитателей и педагогов.

I.Краткий экскурс в развитие отечественной теории и методики

раннего обучения иностранным языкам со второй половины 20 века и до наших дней.

        Ещё в конце 50-х годов прошлого века всё острее стала ощущаться потребность в практическом владении иностранными языками специалистами всех областей науки, производства, культуры. В 1957 году министерство просвещения РСФСР приняло решение о проведении широкомасштабного эксперимента по обучению дошкольников иностранным языкам. Цель обучения иностранным языкам обозначалась как формирование у детей элементарных навыков устной речи.  Однако в середине 60-х массовый эксперимент по обучению дошкольников иностранным языкам был свёрнут. Объективной причиной этого послужил демографический подъём, который привёл к росту числа дошкольных учреждений и школ, потребовал увеличения числа учителей и воспитателей и, соответственно,  значительных дополнительных источников финансирования. Массовое обучение дошкольников иностранным языкам стало слишком дорогостоящей  программой. Но уже в те годы была доказана возможность систематического обучения детей иностранному языку на специальных занятиях в детском саду вне естественной языковой среды. Были определены организационные формы обучения (размер группы, частота занятий, оптимальный возраст для начала обучения).

      В 70-е годы осуществлялось комплексное исследование, в задачи которого входило определение педагогических принципов, содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания, а также разработка системы учебных и методических материалов.

      80-е – это период формирования основных положений теории и методики раннего обучения иностранным языкам. Ведущим был принцип сознательности  и опоры на родной язык учащихся; пришло понимание того, что речевая деятельность и процесс овладения языком основываются на общепсихологических, не зависящих от возраста закономерностях; формировалась уверенность в том, что организация обучения должна вестись с учётом основных положений теории речевой деятельности.

     Можно выделить следующие основные черты, характерные для организации процесса раннего обучения иностранным языкам в 90-е годы:- формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребёнка (лингво-страноведческий аспект обучения);

- использование приёмов и средств обучения, способствующих общему умственному развитию детей (знаков, символов, пиктограмм);

- интеграция изучения иностранного языка с другими знаниями, умениями и навыками, приобретёнными детьми;

- игровая направленность и сюжетная организация занятий;

- опора на родной язык учащихся.

      В современных условиях мир стал более открытым и взаимозависимым, а политика многих стран в большей степени направлена на расширение гуманитарных связей, частью которых являются контакты между людьми. Именно поэтому более актуальными становятся проблемы детского страноведения. Приобщение ребёнка к культуре страны изучаемого языка в современной школе происходит через инсценировки, разучивание аутентичных  стихов, песен, сказок на иностранном языке. Важным элементом обучения дошкольников является знакомство ребёнка с зарубежной детской культурой. Детям интересно знать, какие песни поют их сверстники, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и т.д.

     В связи с этим современные пособия ориентированы на знакомство детей с аутентичным языком и аутентичной информацией, достоверно отражающей реалии культуры другого народа во всём её многообразии, и основной их целью является знакомство с иноязычной культурой, а не просто обучение иностранному языку.

II.Часто задаваемые вопросы и ответы на них.

   

     1.  Во сколько лет начинать  обучать детей иностранному языку.

     Возрастной порог начала обучения детей иностранному языку всё более снижается. Детей дошкольного возраста отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

      Всё это даёт возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможность их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

     Итак, со скольких лет нужно начинать обучение иностранному языку. Шолпо И.Л., Футерман З.Я., Аркин Е.А. и др. выделяют пятилетний возраст, как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала учебной деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. У пятилетних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер.

    Тем не менее, данные научных исследований не позволяют утверждать, что чем раньше приступить к обучению иностранному языку, тем лучше. Программы погружения на более поздней ступени обучения в школе в конечном итоге могут обеспечить такой же высокий уровень владения языком, как и программы раннего погружения.

      2. Не повредит ли второй язык умственному развитию ребёнка.

      Результаты исследований в области раннего овладения вторым (иностранным) языком вместе с научными данными по изучению детского билингвизма опровергают широко распространённое мнение, что ранний билингвизм наносит вред умственному (когнитивному), социальному и личностному развитию ребёнка. В действительности научные данные показывают, что раннее обучение иностранному языку совсем не мешает развитию ребёнка, а наоборот, оказывает значительное положительное воздействие на его интеллектуальное развитие. Это воздействие проявляется в достижении больших успехов в учёбе, в том числе и при овладении родным языком, демонстрации более высоких результатов в стандартизированных тестах школьной успеваемости, в тестах на определение уровня вербального и невербального развития, а также в боле высоком уровне сформированности навыков и умений решения проблем и дивергентного (креативного) мышления. Взаимосвязь сформированности иноязычной речевой способности и более успешного когнитивного развития нельзя недооценивать, так как именно  её наличие является сильным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку.

    3. Не повредит ли иностранный язык становлению родного языка.

    Обычно спрашивают, не помешает ли изучение второго языка, если ещё не полностью усвоен первый, если есть логопедические проблемы. Из опыта можно сказать, что изучение второго языка на специальных занятиях или в повседневной практике всегда оказывает положительное влияние на становление речи в целом. Однако эффект проявляется не сразу, а спустя некоторое время. Знакомство со вторым языком расширяет кругозор и металингвистические способности ребёнка. Ещё одна очевидная польза раннего обучения заключается в том, что «дети, которые изучают второй язык до юношеского возраста, скорее всего, будут иметь практически безакцентное произношение».

     4. Наполняемость группы,  количество занятий в неделю, их длительность.

     Педагоги, изучавшие эти вопросы (З.Я Футерман, И.Л.Шолпо), рекомендуют формировать группы не менее чем из пяти человек и не более чем из десяти человек, объясняя это тем, что общая беседа, (как установлено психологами), организованная совместная деятельность возможны в группе, состоящей не более чем из 8 человек. При таком количестве детей продолжительность занятия от тридцати пяти до сорока пяти минут (в зависимости от возраста) не утомляет детей, и у них сохраняется то нежелание, уходить, которое необходимо для эффективного обучения. Важно лишь каждые пять минут менять вид деятельности, переходить от подвижной игры к разговору за круглым столом; затем к танцу, зарядке; после этого к пению песенки т.д. Обычная частота занятий – 2-3 раза в неделю. Занятия раз в неделю чрезвычайно малопродуктивны, дети успевают забыть материал, в течение стольких дней не получавший подкрепления.

     5. «Языковая среда»

     Понятие языковой среды развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковая среда), так и физическое окружение ребёнка на занятиях (предметная среда). Предметная среда привлекает ребёнка, стимулирует его живой интерес к языку. Можно говорить о том, что такая среда носит интерактивный характер. Очень полезным представляется создание специальной комнаты для занятий английским языком. В такой комнате могут быть карты, наклейки-надписи на предметах мебели, различные детские рисунки, проекты, игрушки-герои английских детских историй и сказок, фотографии с изображением главных достопримечательностей Лондона и Нью-Йорка.

     Для того чтобы английский (иностранный) язык действительно стал средством общения, педагог должен стремиться создать одноязычную среду, в которой соблюдается принцип «один человек – один язык» (о важности этого принципа писали многие исследователи, например, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя). Соблюдение этого условия выражается в том, что дети пользуются иностранным языком в тех случаях, когда общаются с героями или персонажами, понимающими и разговаривающими по-английски. Дети вынуждены сознательно использовать иностранный язык, так как знают, что иначе их не поймут.

     6. Преемственность между детским садом и школой.

     И родителей и педагогов также интересует, не пропадут ли потраченные на изучение языка усилия, если ребёнок переедет и пойдёт в школу с другим языком, или если в школе начинают учить иностранный язык не с первого класса.

    Успеху многих тщательно разработанных программ по обучению иностранным языкам мешает отсутствие преемственности между программами детского сада, начальной и средней школ, но изучение любого иного языка в детстве оказывает развивающее влияние, которое поможет в дальнейшем в учёбе в целом и в изучении иностранного языка в частности.

     7. Сможет ли маленький ребёнок после обучения свободно говорить на иностранном языке.

     Можно сказать: нет, этого не произойдёт. Но он будет подготовлен к качественному овладению иным языком, особенно с точки зрения фонетики и  возможности общаться на другом языке. Даже если ребёнок выучит всего несколько сот слов, несколько стихотворений, песен, будет понимать тексты длиной в несколько предложений и сам сочинять рассказы аналогичной длины – это большой шаг вперёд к овладению иноязычной речью.

     8. Домашнее задание.

     Будет не лишним, если дома родители поиграют с детьми в те игры, в которые они играют на занятиях. Но даже если родители не владеют в достаточной мере иностранным языком (например: учили другой иностранный язык), они всегда могут помочь ребёнку нарисовать рисунок, подобрать фотографию, подготовить костюм к празднику или просто дать ребёнку послушать детские песенки на изучаемом языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия английским языком в детском саду

Занятия английским языком в детском садуМладшая группа Занятия проводятся в игровой форме. Интересные фонетические сказки, песни, рифмовки делают уроки интересными и увлекательными и создаю...

Конспект занятия по английскому языку в детском саду

Конспект занятия по английскому языку в детском саду...

Информационно - коммуникационные технологии при изучении английского языка в детском саду.

В современных условиях информационно-коммуникационные технологии становятся самым эффективным средством образования детей дошкольного возраста. ИКТ- это широкий спектр цифровых и коммуникационных техн...

Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду.

Преподавание английского языка в детском саду...

Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду.

Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду....

Раннее обучение английскому языку в детском саду.

Возникает вопрос  «учить или не учить ».Знание английского языка может значительно улучшить вашу жизнь? Как вы думаете?  Представьте, зная английский язык, вы сможет...

«Игровые технологии обучения английскому языку в детском саду и начальной школе «Давайте поиграем в английский»

В мастер-классе представлены фонетические, лексические, грамматические игры, которые можно использовать в изучении английского языка с дошкольниками и младшими школьниками...