Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?" воспитатель Григорьева Е.В. МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г.Рассказово
консультация на тему

Григорьева Елена Викторовна

Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Что такое литературное

слушание?

Воспитатель МБДОУ ЦРР –

детского сада № 7 г. Рассказово Григорьева Елена Викторовна

2013 г.

Современные  Федеральные государственные требования к Основной общеобразовательной программе дошкольного  образования предлагают формировать и развивать основные умения и способности ребенка, опираясь не на отдельные  предметы, а на определённые блоки. Одно из важных мест отведено блоку  «Коммуникация». Но  общеизвестно, что ни  одна теоретическая система не может существовать без конкретного содержательного воплощения, особенно если это касается сфер воспитания и образования. Знание и понимание художественной  литературы являются неотъемлемой частью  развитой личности. В современных дошкольных учреждениях разговор о литературных произведениях осуществляется в процессе знакомства  с художественной литературой. Обращаясь к произведениям художественной литературы в работе с дошкольниками, воспитатель ставит перед собой цель  сформировать  устойчивый интерес  искусству  в частности и к  культуре в целом, выработать определённые умения и навыки. Но это сложно сделать, если ограничиться знакомством с художественными текстами. Поэтому в ряде дошкольных учреждений России стали проводиться литературные слушания. По мнению доктора филологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета Н.Л.Лейдермана, в дошкольном возрасте ведущим должен быть «синкретический принцип  обучения: неразделённость искусства и общей эстетической деятельности»

В детском саду можно наблюдать следующую  картину: довольные и счастливые дети бегают, шалят, играют друг с другом. Воспитатель просит их успокоиться и послушать его. Ох, как не хочется отрываться от игр и беготни!  Но воспитатель взял в руки книгу и начал читать. Как сделать так ,чтобы глаза маленьких слушателей  загорелись под впечатлением услышанного ,внимание было бы сосредоточено на воспитателе и хотелось бы слушать этот  чудесный художественный текст? Ясно ,что  воспитатель должен обладать определёнными  навыками чтеца. Именно  его  увлечённость, понимание им авторской  позиции, сюжета, идейного замысла писателя будут формировать устойчивый интерес дошкольников художественной литературе.

Традиции художественного чтения известны в нашей стране с древних времён, когда на Руси ходили сказочники и сказители, исполнявшие народные песни, былины, сказки и собиравшие вокруг себя слушателей. Современное искусство художественного чтения берёт начало в 19 веке. Одними из основоположников художественных чтений собственных произведений были А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь

Известный русский   методист В.П.Острогорский одним из первых поднял вопрос  об исключительной роли выразительного чтения в воспитании  и литературном образовании. Именно В.П.Острогорский в Петербурге и В.П.Шереметьевский  в Москве разработали методику  выразительного и «объяснительного» чтения. В 1914 г. Вышла книга  Ю.Э. Озаровского «Музыка живого слова», в которой сделана попытка разработать основы  художественного чтения как искусства.

По мнению В.П.Яхонтова, «магия  этого искусства  - воображение слушателей». А кому как не педагогу, понимать, что именно у дошкольников воображение  развито наиболее сильно, именно они верят в чудеса , готовы бороться   со злом  и  помогать  правдоискателям .

Художественное чтение  можно  охарактеризовать  как самостоятельный вид  искусства, как синтетическое искусство. Читая  художественный текст, воспитатель  не перевоплощается  в образы героев, как актёр, он рассказывает о них, о том, как они живут, что говорят, думают, чувствуют. У него одно средство  выражения – словесное. Он всегда знает,чем закончится  рассказ и  это помогает ему заинтересовать детей. Воспитатель не исполняет разные роли – у него всегда одна  и также роль, роль рассказчика.

Воспитатель, начиная рассказ, обязательно должен знать все детали  его развития, завершения. Работа читающего  литературный текст  основывается  на  искренности  переживания. Педагог  должен  стремиться  к словесному  действию, т. е.  осмысленно  и целеустремлённо общаться  со слушателями. Слова   в процессе  речи превращаются в действие.

В качестве примера  предлагается работа  по рассказу Е.Пермяка « Как Маша стала большой». Ориентируясь на слушателей  5-6 лет, при чтении рассказа воспитатель должен учесть их  психолого–педагогические  особенности:

- расширение словарного запаса, словотворчество;

- развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой ;

- появление  интереса к учебной  деятельности;

-осознание, понимание  и объяснение собственных переживаний  и эмоционального состояния других;

-возникновение  личностной формы общения.

После  предварительной  работы  переходим  непосредственно  к  литературному  слушанию  рассказа  Е.Пермяка « Как Маша стала  большой». Внимание  следует  уделить  прямой  речи, репликам  матери и отца, которые  произносятся  с  особой  интонацией  удивления.

После  прочтения  произведения  необходимо предложить  дошкольникам  ответить  на  вопросы, которые  позволят  выяснить, насколько  верно  они поняли  идейный  замысел писателя, авторскую  позицию, что  нового  привнёс  данный  рассказ в  их  жизнь. Вопросов  не должно быть слишком  много, трёх –четырёх достаточно, чтобы сохранить  эстетическое  наслаждение, эмоциональное воздействие  художественного  текста на душевный мир ребёнка.

По – особому должно быть организованно литературное слушание лирических произведений, так как лирика наиболее сложный для восприятия дошкольников род литературы. В таких произведениях нет четко выраженного сюжета, повествовательной направленности. Здесь важно особое  эмоционально-эстетическое воздействие на слушателя. Как часто мы слышим от детей, что слушать стихи не интересно, скучно. Вы не задумывались почему? Возможно, виноваты те, кто не может грамотно  организовать литературное  слушание  лирических стихотворений. В лирике субъект изображения (поэт) одновременно является  и  объектом художественного произведения. Действительность дана  в лирике не самостоятельно, а как бы  растворена  в реакции поэта на мир. Совмещение в одном лице творца лирического произведения и его художественного материала требует от слушателя особой активности ассоциаций. Восприятие лирики осложнено необходимостью прямого эмоционального контакта с поэтом. Многие лирические стихотворения написаны специально « для голоса». Без художественного чтения теряется идейный замысел поэта. Лирика субъективна  по своей природе, поэтому  воспитатель при чтении невольно выражает собственное отношение не только  к тексту  лирического  произведения, но и к поэту. Выберите для литературного слушания те  лирические произведения, которые нравятся вам, вызывают отклик в вашей душе. В качестве примера обратимся к лирике  Д.Хармса. Общеизвестно, что многие воспитатели  не затрагивают в своей работе лирику отдельных поэтов, так как она не всегда понятна и интересна взрослому человеку. Так обстоит дело и с творчеством Д.Хармса. Но вы увидите, что дошкольники придут в восторг от его стихотворений. Если дети от души смеялись, когда вы читали им Хармса, значит, произошло соприкосновение с художественным миром литературы, значит, они действительно ощутили удовольствие от слушания лирического  текста, и этого уже достаточно.

Как видим, организовать литературное слушание непросто. Здесь требуется не только методическая и литературоведческая подготовка самого воспитателя, но и его желание совершенствовать собственные навыки по художественному чтению, самому учиться слушать и слышать художественный текст.

Рекомендуемая литература:

- Гинзбург Л. Я. «О лирике.» 2-е изд.,сов. Писатель,1974.

- Лейдерман Н. Л. «О единой системе  литературного образования»1998.

- Сквозников В.Д. «Русская лирика» 2002.

- Яхонтов В. Н. « Театр одного актёра» 1958.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Карлсона" воспитатель Григорьева Е.В. МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г. Рассказово

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Карлсона" с детьми старшего дошкольного возраста....

Анализ деятельности педагога дополнительного образования, по LEGO-конструированию и робототехнике МБДОУ «Мыскаменский детский сад» за 2018-2019 учебный год

АНАЛИЗ деятельности педагога дополнительного образования, по LEGO-конструированию и робототехникеМБДОУ «Мыскаменский детский сад» за 2018-2019 учебный год...

Консультация для педагогов«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Моральные нормы и нравственные ценности детей...