Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка поможет начинающим музыкальным руководителям организовать музыкальную деятельность детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ispolzovaniya_muzykalno.docx18.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности

          Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей.         Музыкальная деятельность строится с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводится по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура непосредственно образовательной деятельности должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

        Можно определить  три основных типа музыкальной деятельности -  фронтальная (которая проводится со всеми детьми), занятия небольшими подгруппами и индивидуальная. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

        Применение музыкально-дидактических пособий и игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально - ритмических движений, слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

        Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей-дошкольников. Основные требования к детскому репертуару - высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

        В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, составлять различный характер музыкальных пьес, оценивать качество исполнения, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух, развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом.

        С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

        При исполнении любой песни необходимо обратить внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на метро-ритмическую организацию, на правильную передачу динамических оттенков, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру "Музыкальный телефон", которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру "Волшебный волчок", в которой дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. Дети могут передать свои представления о содержании понравившихся песен, о музыкальных инструментах и музыкальных произведениях в рисунках.

        Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен или специально придуманные попевки. Методика обучения пению должна способствовать развитию у ребенка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.

        В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства.

        Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых  связано с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре "Догадайся, кто поет?" дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, угадай". Положительное действие таких игр в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дошкольники самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

        Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и "Сорока", "Петушок", "Андрей - воробей". Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, ксилофоне, прислушиваясь к  звучанию. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

        В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие.

        Воздействие музыки на  деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции, поэтому одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально - дидактических игр, танцев, хороводов. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально-дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

        Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться и в движении.

        Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, разворачивается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Таким образом, несложные ритмы и акценты воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические, темповые обозначения - изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

        В условиях интересной, увлекательной деятельности, музыкально-ритмические движения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сферам. Однако познавательные процессы активизируются лишь в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости, которая, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, опирающейся на слуховой и двигательный анализаторы.

        Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни "Тень - тень" дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, и их взаимоотношения. В инсценировке стихов "Кот и мыши" дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различении динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры "Прогулка", "Научи матрёшек танцевать".

        Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

        Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки - инструменты используются как наглядно-дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитии звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра "Лесенка", в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне и применяя при этом дидактические игрушки.

        С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм на различение ритма у детей  закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

        В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально-дидактической игре "Прогулка", звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон. А музыкально-дидактическое пособие "Музыкальный домик" благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

        Таким образом, в детском саду проводятся различные виды музыкальной деятельности как на специальных музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности  с целью успешного достижения целей и задач музыкального развития и воспитания. В этих видах музыкальной деятельности широко используются музыкально-дидактические пособия и игры, благодаря которым дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Большую помощь в процессе обучению оказывают различные песенки-попевки, включенные в репертуар, что, без сомнения, делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития. Весь комплекс приемов приобщения дошкольников к занимательному и сложному исполнительству развивает в действиях ребенка самостоятельность, внимание и организованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"

Из опыта работы"Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее ...

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".

В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...

презентация использование проблемно поисковых ситуаций в различных видах музыкальной деятельности

Каждый ребенок по своей природе способен и талантлив, любознателен и полон желания учиться. Все, что ему нужно для развития своих дарований, это умелое руководство и внимание со стороны взрослых.Форми...