Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр
методическая разработка (старшая группа) по теме

Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами                                             музыкально-дидактических пособий и игр

         Многолетняя работа в качестве музыкального руководителя дошкольного учреждения позволила грамотно спланировать и методически правильно осуществить музыкальную деятельность с детьми старшей группы детского сада как на специальных музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности.  

Музыкальная непосредственно образовательная деятельность  проходила в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющим проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей. Этому способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.

        В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-слуховой и наглядно-зрительный в сочетании со словесным. Широко использовались  пояснения, указания, вопросы к детям. В ходе исследования были использованы музыкально-дидактические пособия и игры, разработанные Комиссаровой Л.Н., Ветлугиной Н.А., Кононовой Н.Г.,  пособия, сделанные собственноручно.

        Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно было выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского, можно судить об уровне музыкального развития каждого ребенка. Свою работу я осуществляла поэтапно, вернее, по двум этапам: подготовительному и основному.

        На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач: развитие звуковысотного слуха; развитие динамического слуха; формирование тембрового восприятия; совершенствование чувства ритма.

       Были использованы в процессе обучения музыкально-дидактические игры Кононовой Н.Г., Комиссаровой  Л.Н., Костиной Э.П., Михайловой М.А. К детям на занятие всегда приходил игровой персонаж Незнайка, с которым дошкольники общались, выступая в роли старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему-то обучать. Стремясь всему научить Незнайку, дети старшей группы обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в занимательной игровой форме. Воспитанники были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

        Потом старшим дошкольникам было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки, для этого им были даны шапочки, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определённую фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом ещё придумать движения.

        Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований  примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы", автором которой является Н. Веракса. В ходе работы предусматривалось постепенное и систематическое введение музыкально-дидактических пособий и игр в познавательный процесс, а также активное их использование в самостоятельной деятельности.

        Первый этап работы был проведен в ходе музыкальной непосредственно образовательной деятельности. Во время учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие всех музыкальных способностей, детям было дано общее представление обо всех свойствах музыкального звука, однако использование музыкально-дидактических пособий и игр было минимальным. Действия были направлены на развитие звуковысотности, динамического слуха, тембрового восприятия, памяти, воображения, мышления, а также на формирование чувства ритма. Целью наблюдения являлось выявление уровня музыкально-сенсорных способностей.

        Проведенный этап исследования показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности.  Это проявилось в  их невысокой степени увлеченности  музыкально-дидактическими играми и пособиями,  действия при этом выполнялись интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако большинство заданий выполнялись по образцу.

        Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе первого этапа, направленного на выявление уровня сформированности музыкально-сенсорных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 21% (5 человек),  6 детей (25%) показали низкий уровень развития музыкальных способностей, средний уровень развития выявлен у 13 воспитанников (54%).

        Второй этап проведён в течение двух месяцев. Непосредственно образовательная деятельность проходила в виде игр-занятий,   направленных на развитие музыкально-сенсорных способностей. Во время музыкальной деятельности  на этом этапе активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая ступень выполнения заданий включала в себя пройденный материал с постепенным усложнением.

        Работа на данном этапе представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось следующим образом:

- сначала осуществлялась первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми в ходе непосредственно образовательной деятельности;

- затем дети овладевали способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;

- и, наконец, совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, под косвенным руководством педагога, а также  самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в их самостоятельном музицировании.

        Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения одного музыкально-дидактического пособия или игры во время непосредственно образовательной деятельности происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием, а знакомый детям материал переносился в самостоятельную игровую деятельность.

         Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

-  сохранение единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр;

- соблюдение постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

-  учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

        Широко использовались сюрпризные моменты - приход сказочных персонажей. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и "учителей". Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, выполняли музыкальные задания с большим желанием. Приход "живых гостей" в какой-то мере способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр и действий с пособиями.

        Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе второго этапа были направлены:

- на развитие музыкальных способностей;

- на развитие способов сенсорных действий;

- на практическое обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий;

- на развитие эмоциональной отзывчивости;

- на активизацию слухового внимания;

- на заинтересованное отношение к познавательной деятельности;

- на формирование самостоятельных творческих подходов и действий;

- на развитие способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых проблемных ситуациях;

- на развитие памяти, мышления, воображения;

- на приобретение знаний, умений, навыков;

- на пробуждение положительного отношения к музыкальному искусству в целом.

        Мы убедились, что музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленны не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей.

        У воспитанников старшей группы повысился интерес к музыкальной  деятельности, слуховое внимание детей стало более организованным; двигательные реакции стали более согласованными с музыкой; появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки; ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его при игре на музыкальных инструментах;  дети лучше определяют музыкальные инструменты по тембровому и динамическому звучанию; в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость.

        Существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков.

        Значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в проявлении большого интереса детей к дидактическим материалам, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной музыкальной деятельности. Занимаясь, дети вели себя активно, свободно, непринужденно, не утомлялись.

                Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия  постепенно становились разнообразнее и сложнее. Это позволило проследить  своеобразие музыкального развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержанием музыкальной деятельности. Кроме того, для успешного развития чувства ритма у старших дошкольников были использованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа.

      В результате проведённой музыкальной непосредственно образовательной деятельности было выявлено то, что:

 - слуховое внимание детей стало организованным;

 - появилась быстрая и чёткая реакция на высокие и низкие звуки;

 - ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне;

 - улучшилась реакция детей в процессе определения инструментов по тембровому и динамическому звучанию.

      Проведённая исследовательская работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребёнка, в том числе и музыкально-сенсорных. Процесс развития этих способностей, должен быть постоянно в поле зрения  воспитателя, он должен осуществляться с помощью различных методов, приёмов и средств, в том числе, и с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

        Таким образом, методика активного включения дидактических игр и пособий себя полностью оправдала, была наглядно доказана целесообразность их применения в развитии музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста. Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игры и пособий, безусловно, вызывают не только большой познавательный интерес, высокую познавательную активность у детей дошкольного возраста, но и развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, приобретающей творческий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию мышления у дошкольников.

Опыт работы по формированию мышления во всех возрастных группах детского сада. Младшая группа - наглядно -действенное, средняя группа - наглядно - образное и старший возраст словесно - логическое.Подб...

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ . Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

"Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников

Статья по развитию познавательной активности дошкольников...

Опыт работы по теме: «Приобщение старших дошкольников к традициям и праздничной культуре русского народа»   

Цель:Приобщение  детей к   праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному, изобразительному, музыкальному наследию.Задачи:Образовательные:•Продолжать знакомить...

Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторо...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...