Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья (младшая группа) на тему

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_protsesse_obucheniya_syuzhetno.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры в младшем дошкольном возрасте используются как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» учим детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стул, заботливо относиться к кукле, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.

Выделяют уровни развития игры, являющиеся не столько возрастными стадиями, сколько ступенями её развития, характеризующиеся следующим образом (Д.Б. Эльконин)

Первый уровень: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия детей не однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме эта игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй уровень: Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети часто используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.

Третий уровень: Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемешивается с параллельными действия партнёров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвёртый уровень: Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий, взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.  В игре на этом этапе чётко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушки-самоделки). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекается до 5-6 человек. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления у детей, по взаимодействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две небольшие группы: творческие игры и игры с правилам. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражают в них свои впечатления, своё понимание к окружающему и своё отношение к нему. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, в которых дети специфическим образом отражают свои впечатления об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Игра занимает большое место в системе умственного, физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Интересная игровая деятельность повышает умственную активность ребенка. Она способствует приобретению новых знаний, умению рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения), проявлению смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Таким образом, осуществляется трудовое воспитание. Осуществляя игровую деятельность, дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни, тем самым, реализуя нравственное воспитание детей. Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания личности ребенка и имеет большое значение для развития его психических, физических и моральных качеств.

Литература:

  • Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста». Ростов н/д, 2006 г.
  • Учебно-методическое пособие под ред. Л.Б.Баряевой, А.П.Зарина, Н.Д. Соколовой «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» СПб: ЛОИУУ, 1996 г.
  • Борякова Н.Ю., Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития» (Организационный аспект) М.В.Секачев, ИОИ, 2004 г.
  • Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова, Е.В.Загребаева, А.П. Зарин, «В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии» СПб, 2000 г.
  • А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, «Воспитание детей в игре», М. 1979 г.
  • А.К.Бондаренко, «Дидактические игры в детском саду», М. 1991 г.
  • Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», М. «Просвещение», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Программа состоит из трех направлений: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР, проведение консультаций и серии обучающих занятий с родителями и воспитателями группы. Также в програ...

Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).

Мы не ставим цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнк...