Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."
статья по теме

Мотовилова Ирина Владимировна

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство  в коррекционно-развивающей работе  учителя-дефектолога.

Мотовилова И. В., учитель-дефектолог

МБДОУ «ДСКВ № 90»

г. Братск, Иркутская область

Дошкольные образовательные учреждения, имеющие группы компенсирующей направленности  для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стало заметным увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом и интеллектуальном развитии. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими речевые и психические расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей недостатков развития.

В нашем дошкольном учреждении  функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Зачастую этот диагноз отягощен неврологической симптоматикой (ДЦП, СДВ и т.п.).                              

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории. Для этого как нельзя лучше подходят информационно - компьютерные средства обучения. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога, так как  информационно-компьютерные технологии  позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ЗПР.                                                                                                                            

В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять инновации, как правило, не спешат, или не могут в силу ряда обстоятельств.                                                                                                                   К таким обстоятельствам можно отнести:                                                                 - отсутствие необходимых материально - технических условий;                                          - недостаток  информационной культуры и компьютерной грамотности педагогов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - отсутствие методики использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ и др.                                                                                                          

Исходя из вышесказанного, с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса нами была разработана система обучения детей с ЗПР с использованием компьютерных технологий «Познавай-ка», которая была утверждена на заседания экспертно-методического совета Муниципального автономного учреждения  «Центр развития образования» города Братска.  

Целевая установка творческой разработки: апробировать инновационные методы коррекции, которые позволили бы активизировать познавательную и речевую деятельность воспитанников в процессе коррекционно-развивающей деятельности.                                                                                                                Особенностью данной программы является то, что мультимедийные презентации и компьютерные игры не выделяются в отдельный вид деятельности, а являются частью коррекционно развивающего занятия и используются с целью:                                                                                                         - формирования мотивации к занятиям;                                                                              - получения и усвоение новых знаний;                                                                                       - систематизации и классификации полученных знаний;                                      - развития восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей;                                                                                                                      - расширение словарного запаса детей;                                                                    - формирования звуковой культуры речи.      

     Программа рассчитана на воспитанников группы компенсирующей направленности 5-7 лет дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.                                                                                Автором  разработан календарно – тематический план реализации программы, работа в соответствии с которым позволяет создавать  оптимальные условия для коррекции и  компенсация психических процессов и познавательных способностей детей с ЗПР,  подготовить их   к  дальнейшему успешному обучению в школе.                                        Комплексно – тематическое планирование занятий построено на основе интеграции различных видов детской деятельности с включением компьютерных технологий.                                                                        Содержание программы построено таким образом, что  способствует не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, но и их социальной адаптации  к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, развитию творческого воображения.              Основная идея внедрения данной разработки в образовательную среду ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с «особыми» детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Данная разработка успешно апробировалась в течение двух лет на базе нашего дошкольного учреждения  с детьми, имеющими задержку психического развития. Система  предусматривает применение авторских и адаптированных компьютерных игр и презентаций по всем разделам программы:

Раздел программы

Примеры игр и презентаций

Формирование элементарных математических представлений

Игры: «Посчитай-ка», «Неравенства», «Помоги мишке», «Сказочные задачки», «Построим домик» и другие

Познавательное развитие

Презентации по всем лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Птицы» и другие);

 Игры «Что лишнее?», «Подбери пару», «Найди и назови» и другие

Обучение грамоте

«Звуки и буквы», «Минутки чистописания», «Речевые органы», «Найди слова на заданный звук», «Слоги» и другие

Развитие фонематического восприятия

«Угадай что звучит», «Подбери картинку к слову», «Подбери словечко» и другие

Развитие связной речи

«Составим рассказ о зиме», «Помоги грачу», «Солнышко, выходи!» и другие

       Упражнения на коррекцию вторичных отклонений у детей с ЗПР подбираются в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Такой подход позволяет заниматься развитием ВПФ, межанализаторных связей, мелкой моторики системно, продвигаясь от простого к сложному, дополнительно развивая при этом лексико-грамматический строй речи. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало?, «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки.

        Применение  информационно-компьютерных технологий в условиях работы группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.                                                                                                                                                                                                        С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка.  Делаются «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно  обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.                                                                            Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора.                                                                                Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.                                                                                                            

        Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается.

      Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд дефектолога, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

Список литературы:

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
  2. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.
  3. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  4. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.
  5. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.                                                                                                                                                    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"

В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

«Мандалотерапия как эффективное средство коррекционно-развивающей работе»

Первые впечатления всегда живои сильно поражают душу младенца;они долго сохраняются в ней идействуют на всю нравственную жизнь его.Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны, если ...

СТАТЬЯ "АВТОРСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".

В статье представлена модель работы в облачной системе и описаны такие формы дистантной работы с родителями и детьми в сети Интернет, как образовательный маршрут или Web-навигатор для всесторонн...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...