Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Чекулаева Антонина Викторовна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе " Россия - наша Родина"  Нравственно патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для подготовительной группы

по теме «Россия – наша родина»                                              составила  воспитатель МДОУ детский сад № 12

                                                                                                                                             Чекулаева А.В.

Цель.

Формировать представление о России, как о родной стране.

Задачи.

-Образовательные задачи.

-Обогащать и углублять знания детей о стране.

-Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.

-Познакомить с новым государством – Франция.

-Развивающие задачи.

-Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.

-Воспитательные задачи.

-Воспитывать чувство гордости за людей, живущих в России.

-Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.

Материал:

-аудиокассеты «Гимн России», «Моя Россия» Струве, «На горе-то калина»;

-карта России;

-герб, флаг;

-конверт с письмом;

-детские работы по изобразительной деятельности;

-посылочная коробка;

-шар-«почтальон»;

-горсть земли.

Предварительная работа.

1. Разучивание пословиц и поговорок.

2. Дидактические, русские народные игры.

3. Беседы: «Волга – рекам Родины царица»

«Мы – россияне»

«Государственные символы России».

«Москва – столица нашей Родины».

4. Рассматривание альбомов, наборов открыток, иллюстраций.

5. Разгадывание загадок.

6. Занятия по изобразительной  деятельности.

Ход занятия.

В.     Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем  

          написано?

      (Воспитатель читает письмо).

Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы живём во Франции в городе Париже. Париж – это столица Франции. Франция – это наша Родина, которой мы гордимся и очень любим. В Париже есть знаменитая  Эйфелева башня,   Триумфальная Арка,  сказочный  Дисней Лэнд  .  Мы посылаем вам, их фотографии. (Рассматриваем слайды). Но мы ничего не знаем о вашей Родине. Расскажите нам о ней, пожалуйста. Ждём ответа.

В. -Расскажем, ребята, о своей Родине?

Д. - Да, расскажем.

В. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?  Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место,  где вы живёте,  где живут ваши родители,  друзья;  город,  в котором вы  живёте;  страна, в которой вы живёте.

                           Воспитатель читает стихотворение   Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте  мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

 - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Посмотрите какую огромную территорию, занимает наша она. Когда на востоке страны восходит солнце, на западе уже глубокая ночь. На севере страны  холод и стужа, на юге-солнце и жара. (Рассматривание карты России.)

Словесная игра  «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

В. –Мы с вами Россияне, а  тех, кто живёт во Франции, как называют?

Д. – Во Франции живут Французы.

В. -Столица Франции – Париж, а какой главный город    России?

Д. – Главный город России  Москва. (показ)

В. -На каком языке мы  с вами говорим?

Д. – Мы говорим на русском языке.

В. -На каком языке говорят французы?

Д. – Французы говорят  на французском языке.

В. - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города.  Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут.  Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её  населяющих.

 В.- Люди  каких национальностей  живут в нашей стране?

Д. - Русские, чуваши,  башкиры, татары,  чукчи, орочи,  мордва, марийцы, удмурты,   калмыки др.

В.- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Д.- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс?

Д.  (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.)

В.- Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А  у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?

 Д. – Этот праздник  посвящён медведю.

 - У каждого  народа свои  народные  традиции.  Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот,  культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу  культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. (Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.)

В. - Посмотрите на русский национальный костюм.

        Как  одеты  женщина и мужчина?

Д. – Нарядный  сарафан,  рубашка,  кокошник - у женщины.  Кафтан, шапка, штаны -  у мужчины.

В. - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи.

        Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?

Д. - На Севере очень холодно.

 В.- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду?

Д. - Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, она должна быть тёплой и удобной.

       Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с  капюшоном. Национальная одежда    

       чукчей украшена мехом и вышивкой.

В. – Меховая рубашка с капюшоном  называется кухлянка.

     - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут      

        мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 В. - Что особенного в татарском национальном костюме?

Д. - На голове у мужчины тюбетейка.  В основе рисунка, которым украшен татарский костюм,    

          преобладает  геометрический орнамент.

В. - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым,    

       ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.  

        Но у всех у нас одна Родина   – Россия.

      (Заставка слайда «Березовая роща»)

             Живем мы в радостном краю

              И знать его должны мы

              Страну Российскую свою

              Свой светлый край любимый

       Как велика моя земля          

      Как широки просторы

      Озера, реки и моря

       Леса, поля и горы.

В.  -  На  Руси был обычай водить хороводы и петь песни

          Хоровод заводи, песню петь выходи!

          «На горе-то калина… »

В. -  Молодцы  ребята.  Вижу, что вы очень любите русский фольклор.

        Я предлагаю вернуться к нашей беседе, садитесь на свои места.

В. –Назовите  главные символы нашего государства.

Д. -Герб, флаг, гимн.

В. Что такое герб?

Д.  Герб России — это  государственный  символ  России

В. -Что изображено на гербе России?

Д.  – на гербе  России  изображен  золотой   двухглавый  орел  на красном фоне. Над  

         головами орла  три короны,  символизирующие  суверенитет    Российской Федерации.  

        (Диана)

    --  В лапах — скипетр и держава, которые олицетворяют  государственную власть и  единое    

       государство;  (Алиса)

    --  На груди — изображен всадник,  который поражает  копьем дракона-это  символ  борьбы              

       добра со злом, света с тьмой, символ защиты Отечества.      (Сережа)

В. - Какие цвета на Российском флаге?

 Д.- Белый, синий, красный.

 В. – Что они означают?

 Д. – Белый цвет означает мир, чистоту,  непорочность, совершенство.  

       

          Синий- цвет  веры и верности,  постоянства, символ мужества.        

         

        Красный цвет - это энергия, сила,  кровь  пролитая за отечество.          

 

В. – Кто знает что такое гимн? 

Д. - Это главная, торжественная песня страны.
 

В.  – Где он звучит?  

Д.   -На торжественных приёмах, спортивных соревнованиях.
     

       ( ребенок читает стихотворение):

         В гимне российском есть такие слова: «Россия – любимая наша страна!»
      Россией гордимся, России верны, и нету на свете лучше страны.
      Слова написал те Сергей Михалков, понятен и близок нам смысл этих слов.
      А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
      Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!

В. - Хотите послушать гимн?

Д. –Да.

В. -Можно положить на грудь руку, там, где стучит сердечко и вместе с ним послушать гимн.

 

                                               Звучит гимн.

В.-  Давайте обратимся снова к  нашей карте.  

         

        - Через  всю Россию течёт река Волга.

        - Наш город Ржев расположен на этой великой русской реке.

В.   -Откуда  Волга берет начало?

 Д. -  У деревушки  Волговерховье  в Тверской области.

         

В. -  Над  истоком установлена часовня, здесь же находится и первый мост через реку – длиной  

          всего 3 м )    (Слайды истока Волги, камень у истока Волги)

         (Показ карты реки Волга)

Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море.

 В.  - Что такое приток ?

Д. -  Это реки которые впадают  в Волгу или в другую реку.

В. – А вы знаете, какой первый приток Волги.

Д. – Самый первый приток Волги – Вазуза.

В. – Какой город стоит на этой реке?

Д. - Зубцов

Про  эти  реки слагались легенды и сказания. Вот послушайте одну из них:                                                                                                                    

« Волга с  Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почёта. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. "Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придёт к морю  Каспийскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почёту достойнее". Легла Волга спать, легла и  Вазуза.  Да ночью встала Вазуза, потихоньку убежала от Волги; выбрала себе дорогу и прямее, и ближе, и потекла.
Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро,  а как следует;  в  Зубцове  догнала  Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её  к себе на руки и снести в море  Каспийское.  А всё-таки  Вазуза весною  раньше просыпается и будит  Волгу  от  зимнего  сна».

В. - Ребята,  мы с вами учили много стихов про нашу родину. Давайте расскажем их нашим гостям?

рассказывание  стихотворения  о малой родине:

Малая Родина                                                 Жура-журавель   (Алиса)

Островок земли

Под окном смородина                               Холмы, перелески. (Вероника)

Вишни расцвели!

Яблоня кудрявая,                                          

А под ней скамья-

Ласковая, милая

Родина моя!

В. - С давних пор был на Руси обычай брать с собой в дальние страны горсть земли родной. Вот она горсточка Ржевской земли. Здравствуй, земля Ржевская, низкий тебе поклон! Давайте скажем ей добрые слова. Что вам хочется сказать, глядя на неё?

 Д.          -Родная земля и в горсти мила.

               -Родная земля – мать, а чужая-мачеха.  

В.         – А вы знаете  еще пословицы и поговорки о нашей Родине?

                                                           

                                                                      Пословицы о Родине

-Нет в мире краше Родины нашей.                                                                                                      

-Народы нашей страны дружбой верны                                                                                          

-На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.                  

-Береги Родину, как зеницу ока.                                                                                                          

-Родину-мать учись защищать.                                                                                                            

-Человек без Родины, что соловей без песни.                                                                          

-Кто где родился, там и пригодился.                                                                                              

-Родная земля и в горсти мила.                                                                                                          

-Если дружба велика, будет Родина крепка.                                                                                    

-Родной край – сердцу рай.                                                                                                                        

-И пылинка родной земли – золото.                                                                                                    

-В своём доме и стены помогают.                                                                                                          

-На чужой стороне Родина милей вдвойне.                                                                                  

-Кто за Родину горой, тот истинный герой.                                                                                    

В. Сказанные пословицы и поговорки, говорят о том, что вы любите свою Родину, а после сегодняшнего  разговора,  я поняла,  что вы много знаете о нашей стране и нам  есть, что написать о нашей Родине нашим Французским друзьям.

(А  сейчас я предлагаю вам наклеить фотографии  на карту  нашего города там, где вы живете.)

                     можно карту с наклеенными фотографиями приготовить  заранее

У нас с вами есть  еще красивые   рисунки,   которые мы с вами рисовали на занятиях . Французские дети будут очень рады получить их вместе с нашей картой  и  ответным письмом.

( можно в качестве сюрпризного момента  сказать: -Ребята,  я тоже не могу оставить  вас без подарка  и хочу подарить книгу  о Ржеве, где мы еще больше узнаем о нашей Родине.)

Нет края на свете красивей.

 Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,-

Что может быть сердцу милей?             

   (на этом наше с вами занятие    закончено)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»

«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. "Машины- помощники в космосе"

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием технологии моделирования, ИКТ технологииТема: "Машины - помощники в космосе"...

конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по лабиринту геометрических фигур"

дети отправляются в путешествие по лабиринту, выполняя на каждой остановке математические задания....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Моё тело. Помощники на моём лице»

Цель: Закрепить понятие о частях тела, о строении лица.Задачи:Образовательные:- Обогащать, активизировать и расширять словарь по теме;- повторить названия частей тела человека, их функций (глазами вид...

План-конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе к Международному дню Черного моря.

План-конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе к Международному дню Черного моря.Тема занятия: «Международный День Чёрного моря».Цель занятия: обогащ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности ( опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Интересное рядом»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности  ( опытно-экспериментальная деятельность)Тема: «Интересное рядом»...