Комплексные коррекционные занятия по развитию познавательной, произвольной сфер, мелкой моторики и личностного развития для детей среднего и старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Репка».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Фахертдинова Дания Фатыховна

Данные занятия  направлены на корректировку интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста в дополнении к подготовке к обучению в школе.  Основная цель представленных упражнений-занятий – развитие мозговых структур, ответственных за интеллект через комплексное воздействие на сенсомоторику, психоэмоциональное и речевое развитие, используя обратную связь «тело – мозг».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексные               коррекционные занятия по развитию познавательной, произвольной сфер, мелкой моторики и личностного развития для детей  среднего и старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Репка». 

(С использованием методики по психокоррекции детей дошкольного возраста, основанной на ресурсах психофизического развития детей).

                             

Данные занятия  направлены на корректировку интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста в дополнении к подготовке к обучению в школе.  Основная цель представленных упражнений-занятий – развитие мозговых структур, ответственных за интеллект через комплексное воздействие на сенсомоторику, психоэмоциональное и речевое развитие, используя обратную связь «тело – мозг».

Первое занятие.

  1. Упражнения на стимулирование левого и правого полушария:

       а) Хождение по кругу скрёстным шагом;

       б) Упражнения «восьмёрки» – встали в круг - описываем руками в воздухе восьмёрки – отдельно правой и левой руками; обеими вместе;

       в) Упражнения «росток», «струнка», «звёздочка» ;

       г) Глазодвигательные упражнения;

       д) упражнения на координирование движении правой и левой части тела.

По типу правая рука-левая нога и наоборот - левая рука - правая нога.

Например: правая рука наверх - левая нога - отставляется назад, левая рука наверх - правая нога – назад, маршировка, хлопая в ходьбе правой рукой по левому поднятому колену, левой рукой по правому колену (скрёстная ходьба).

         2. Эмоциональное чтение сказки. (Развитие творческого восприятия, любознательности, интереса к чтению.)  

           Вопросы по сказке, воспитывающие доброжелательность, коллективизм, развивающие кругозор, логическое мышление, внимание, речь.

Кто кого звал помогать (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка). Попросить пересказать в определённой последовательности. Почему такая маленькая мышка смогла помочь вытащить репку? Подвести детей к мысли, что, если дружно всем взяться за дело, то его успешно сделаешь.

Вывод –нужно стараться помогать друг - другу - тогда и дело быстрее делается. Можно соотнести с реальными жизненными ситуациями - коллективные дела в группе дет. сада: уборка на место игрушек, совместная подготовка к праздникам.

Вспоминание пословиц про труд: « Без труда- не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень - портит», «Землю красит солнце, а человека труд».              

Выяснить, как дети понимают смысл этих пословиц, вместе с детьми разобраться в правильном понятии смысла.

             3.            Инсценировка сказки детьми – игра в лицах.

      Предварительная работа над текстом сказки. Развитие вербально-логического мышления, памяти, воображения, работа над мыслительными процессами: анализ, синтез, сравнения, работа над словарным запасом, развитие кругозора.

Описываем каждого персонажа из сказки с опорой на его доминантную черту. Какой у нас в сказке дедушка? «Старый» , «седой», «сгорбленный». Изображаем походку, у ребёнка могут быть индивидуальные ощущения и видения образа, это поощряется, но требуем логического обоснования видения. Одежда - подпоясанная рубаха, лапти – объясняем - что это за одежда, из чего делались лапти.

Какая бабушка? - «старая», в платочке, сарафане (показываем и рассказываем, что такое сарафан).

Какая внучка? - «маленькая», в сарафане, с косой.

Жучка - собачка, кошка, мышка - какие? У детей должны проявиться образное мышление, творческая фантазия в обрисовывании собирательных образов этих героев, их повадок, описании. Какие качества их объединяют и чем они отличаются друг от друга. Дружат ли в природе кошка с собачкой, кошка с мышкой? Но вытянуть репку, помочь хозяевам они решили вместе.

И ещё одна героиня сказки – репка. Описываем репку-«большая-пребольшая, сладкая, жёлтая, круглая или овальная». Попросить у детей назвать овощи, поспевающие осенью, описать их. Морковь, картофель, капуста, свёкла - их цвет, форму, что из них можно приготовить.

Далее детям раздаются роли, разыгрываются сценки сказки, параллельно текст сказки проговаривается взрослым.

Если использовать эту разработку для старших дошкольников то можно не ограничиваться описательными характеристиками образов, используя существительные и прилагательные, также можно обратить внимание на действия, выражаемые глаголами. Это будет звучать в игровых моментах разыгрываемой сказки. Например: Кто? - дед, баба, собачка, кошка, мышка(часть речи –существительные); какие? - прилагательные; что делают? – тянут – потянут (глаголы)-так наглядно через игровые моменты появляются первые понятия о частях речи.

Данное занятие можно подытожить рисованием или лепкой по сказке.

Второе занятие.          

1.  Начинаем с гимнастики на работу левого и правого полушарии г. мозга.

2.  Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики по сказке «Репка».    

- Посадил дед репку(круговые движения кистями обеих рук к себе и вниз). Повторяем 2-3 раза.

 Вот и солнышко пригрело (кулачки смыкаются вместе с опорой на подушечки больших пальцев, далее кулачки вместе раскрываются пульсирующим движением и пальцы выбрасываются веером, опора на подушечки больших пальцев остаётся. Соединённые кулачки - солнце, пальцы - лучи).   Повторяем 2-3 раза.

-Репка наша и созрела! -

-Очень сладкая, большая, (показываем репку - правая и левая руки смыкаются подушечками всех пальцев - указательный с указательным и т. д., образуя шар. При выполнении упражнения (далее сокращенно - упр.) давим на подушечки.)

-Репка ждёт сбор урожая.-

-Дедка тянет (изображаются тянущие движения - по очереди правой и левой кистями рук - пальцы растопыриваются в стороны потом собираются в кулак) — не дотянет.

-С бабкой тянут – (повтор предыдущего упр.) - не достанут…

-Жучка с Муркой тут как тут - на подмогу к ним бегут.

-Тянут, тянут - тянут, тянут (упр.) - но никак всё не достанут.

-Раз, два, три, четыре, пять (исх. положение – кулачки - разгибание пальцев вместе на двух руках, как при счёте)-вышла мышка погулять,

-А на улице работа (изображаем работу - трём ладошки друг о друга)--

-Кошка тянет (упр. тянуть) хвост кого-то,

-Этот хвостик не простой-

-«Кошка Мурка, ну постой, помогу и я с тобой!» (упр –тереть ладошки)

-Пять, четыре, три, два, один - раз! (упр –растопыренные пальцы обоих рук по очереди на счет убираем в кулачок)—вот и репка поддалась!

-Репку мы уже сварили,

-Репка вкусная была (большой палец выставить)-очень рада детвора. (упр . хлопаем в ладоши).

3.  Занятие можно разнообразить играми на развитие памяти, внимания:

а) « Закончи предложения»

«Выросла репка большая(-пребольшая ), тянет - потянет-(вытянуть не может), позвал дед (бабку), позвала кошка –(мышку),мышка за ( кошку и т.д.)

б) тренировка скорости мышления

слова-предметы, лица; слова описания; слова –действия. Попросить найти в сказке. Знакомство детей с частями речи.

в) Знакомство с частями слова и звуковым анализом, развитие слуховой сенсорики.

Прохлопывание слов по слогом

       «Внуч(ка), реп(ка), Жуч(ка) и т.д.

 г) игры, загадки про   овощи на развитие восприятия и воображения.

4. Рисование или лепка по разным методикам (в зависимости от возраста и возможностей детей).

  1. Тренировка произвольной сферы дошкольников - всевозможные задания по срисовыванию по образцам и сравнивание предметов с различными геометрическими фигурами (овал - репка, круг - яблоко).      

Эти    развивающие занятия построены на сюжетной игре с различными упражнениями по сенсомоторике, речевыми и психоэмоциональными заданиями по тексту сказки. В занятиях также активно развивается мелкая моторика через задания по рисованию и лепке, которые, в свою очередь, тренируют произвольную сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий речевого досуга с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Хвосты»

Сценарий досуга направлен на обогащение и развитие речи дошкольников, развитие из артистических способностей...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Теремок".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Стакший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Те...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Волк и семеро козлят".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Во...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...