«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал (старшая группа) по теме

Серепенкова Марина Викторовна

 

 «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. Самара

М.В. Серепенкова  

Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

Раздел 1. Особенности развития мышления у старших дошкольников………………………………………………………………..

 

6

Раздел 2. Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников………………………………………………………

 

10

Заключение………………………………………………………………

16

Литература……………………………………………………………….

18


Введение

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Мышление - наиболее обобщенная в опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств, - в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т. д. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

Мышление, прежде всего, является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого нив самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление так же можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями.

Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Правильность этого отражения непрерывно проверяется в ходе практического преобразования природы и общества. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообуславливают друг друга.

Для мыслительной деятельности человека существенна взаимосвязь не только с чувственным познанием. Но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. С появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное свойство и как бы закрепить, зафиксировать представление или понятий о нем.

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих.

 

Раздел 1. Особенности развития мышления у старших дошкольников

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий ( цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве ), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению. Человек не в состоянии, например, увидеть магнитное поле, волновую природу света, обменные процессы в живых тканях и т.д. Между тем именно эти внутренние, скрытые свойства, процессы, отношения являются существенными, закономерными. Познать внутренние свойства и отношения человек может благодаря обобщению данных наблюдений, т.е. посредством особого психического процесса - процесса мышления. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что не может быть им воспринято.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Именно через обобщение можно познать внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Мышление - высшая ступень познания (отражения) действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только тесно связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Мышление - это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга - вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности и так же, как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для человека наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти, а затем наступает очередь мышления. Направленность мышления на решение определённых задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (наличной и следовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение. При решении мыслительных задач в коре головного мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления -это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется». Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. «Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и её продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли». С.Л.Рубинштейн.

Таким образом, проанализировав всё выше изложенное можно сделать вывод, что МЫШЛЕНИЕ - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности.

«Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде активности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности» Е.Б. Старовойтенко.

Мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо без языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.

Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят в том, что:

-   оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;

- оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;

- мышление выходит за пределы чувственного познания;

-    оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;

-   оно присутствует во всех психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.

 

Раздел 2. Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

 

1. «Не думай, а прочитай»

Цель: продолжать учить детей читать слова, соотносить их с определенным предметом, развивать мышление, скорость чтения, воспитывать внимательность.

Оборудование: карточки со словами, предметные карточки.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, предлагает рассмотреть их, назвать предметы, которые можно положить, или поставить в кувшин, коробку, сумку и т.д., а затем предлагает детям не гадать, а прочитать слова, из которых дети узнают, что же все-таки находится в больших предметах.

Усложнения: Увеличивать количество слов для чтения.

 

2. «Какая буква лишняя?»

Цель: упражнять детей, в различения и названии букв, развивать мышление, память, воспитывать самостоятельность.

Оборудование: карточки с изображением букв.

Ход игры

Воспитатель на доске выставляет карточку с буквами, дети должны внимательно рассмотреть и назвать лишнюю букву.

Усложнения: Постепенно увеличить количество букв.

 

3. «Книжный червячок»

 Цель: упражнять детей в чтении слов с пропущенными буквами; развивать мышление; воспитывать внимательность.

Оборудование: карточки со словами, в которых пропущены буквы.

Ход занятия Воспитатель рассказывает детям историю о том, что в далеком царстве жил книжный червячок, он был хороший, но любил лакомиться буквами. Попробуйте прочитать слова, в которых этот червячок съел буквы.

 

4. «Кто подойдет, пусть возьмет!»

Цель: Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины.

Говорит:

- Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в комнате есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

- Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик".

- Это ножницы, - говорит один ребенок.

- Молодец, пойди, принеси и положи на стол.

- Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник.

- Машина, колеса как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит.

Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

 

6. «Похож - не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

- Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

- Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются.

- Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

 

6. «Четвертый лишний»

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок.

Ход игры: ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним». Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.

 

7. «Кошка и молоко»

Цель: формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку.

Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?».

 

8. «Зимние забавы»

Цель: формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

Оборудование: сюжетные картинки: на первой - снег идет, дети ловят снежинки; на второй - дети делают снежную горку; на третей - дети садятся на санки наверху снежной горки; на четвертой - дети лежат в снегу внизу снежной горки, санки рядом.

Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить по порядку: «Что вначале дети делали, что потом, чем завершилось действие? Составь рассказ по этим картинкам». В случае затруднения педагог выбирает первую картинку и спрашивает: «Что делают дети? Найди следующую картинку. Что потом они делали? А потом? Теперь расскажи все, что было вначале, а что потом».

 

9. «В зоопарке»

Цель: формирования умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Оборудование: Сюжетная картинка: люди, рассматривающие животных в клетках.

Ход игры: ребенку дают рассмотреть картинку и просят составить рассказ. В случае затруднения анализа ситуации и отсутствие логической связи в высказываниях ребенка педагог задает вопросы: «Кто нарисован в клетках? Кого рассматривают люди? Ты был когда-нибудь в зоопарке? Куда пришли люди? Зачем люди пришли в зоопарк?». После беседы ребенку предлагают самостоятельно составить рассказ по картинке «В зоопарке».

При изменении оборудования использующегося в процессе проведения игры изменяется название и ход самой игры.

 

10. «Лабиринты»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

 

11. «Подбери по контуру» (Проводится индивидуально и группами).

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок и пунктирных линий к ним.

Ход игры: детям раздается по одной карте. Затем взрослый по одной показывает маленькие карточки и спрашивает: «У кого есть такая же картинка?». Если у ребенка есть этот предмет на карточке, ребенок забирает эту картинку себе и выкладывает на своей карточке.

 

Заключение

А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.д. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По самому своему существу мышление необходимы лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей свое начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышления попросту не требуется.

Важнейший механизм творческого мышления заключается в следующем. В процессе мышления объект включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Итак, главным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умения различать план реальных объектов и план их моделей. В процессе использования моделей у детей формируются действия, которые характеризуются своей двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений. Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. В начале формируется система анализирующих действий, в процессе которой ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета. Затем продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в которой ребенок воссоздает в начале основные части предметов, а затем производные. В ходе этого у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании.

 

Литература

 

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М: Академия пед. наук РСФСР. 1960

2. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982г.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.И. Психология. - М.: Академия, 2001.- 464 с.

6.   Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии: экзаменационные ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.

7.   Немов Р.С. Психология: общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2001.– 688 с.

8.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. Самара

М.В. Серепенкова  

Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

Раздел 1. Особенности развития мышления у старших дошкольников………………………………………………………………..

6

Раздел 2. Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников………………………………………………………

10

Заключение………………………………………………………………

16

Литература……………………………………………………………….

18

Введение

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Мышление - наиболее обобщенная в опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств, - в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т. д. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

Мышление, прежде всего, является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого нив самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление так же можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями.

Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Правильность этого отражения непрерывно проверяется в ходе практического преобразования природы и общества. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообуславливают друг друга.

Для мыслительной деятельности человека существенна взаимосвязь не только с чувственным познанием. Но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. С появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное свойство и как бы закрепить, зафиксировать представление или понятий о нем.

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих.

Раздел 1. Особенности развития мышления у старших дошкольников

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий ( цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве ), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению. Человек не в состоянии, например, увидеть магнитное поле, волновую природу света, обменные процессы в живых тканях и т.д. Между тем именно эти внутренние, скрытые свойства, процессы, отношения являются существенными, закономерными. Познать внутренние свойства и отношения человек может благодаря обобщению данных наблюдений, т.е. посредством особого психического процесса - процесса мышления. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что не может быть им воспринято.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Именно через обобщение можно познать внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Мышление - высшая ступень познания (отражения) действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только тесно связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Мышление - это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга - вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности и так же, как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для человека наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти, а затем наступает очередь мышления. Направленность мышления на решение определённых задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (наличной и следовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение. При решении мыслительных задач в коре головного мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления -это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется». Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. «Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и её продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли». С.Л.Рубинштейн.

Таким образом, проанализировав всё выше изложенное можно сделать вывод, что МЫШЛЕНИЕ - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности.

«Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде активности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности» Е.Б. Старовойтенко.

Мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо без языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.

Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят в том, что:

-   оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;

- оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;

- мышление выходит за пределы чувственного познания;

-    оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;

-   оно присутствует во всех психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.

Раздел 2. Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников

1. «Не думай, а прочитай»

Цель: продолжать учить детей читать слова, соотносить их с определенным предметом, развивать мышление, скорость чтения, воспитывать внимательность.

Оборудование: карточки со словами, предметные карточки.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, предлагает рассмотреть их, назвать предметы, которые можно положить, или поставить в кувшин, коробку, сумку и т.д., а затем предлагает детям не гадать, а прочитать слова, из которых дети узнают, что же все-таки находится в больших предметах.

Усложнения: Увеличивать количество слов для чтения.

2. «Какая буква лишняя?»

Цель: упражнять детей, в различения и названии букв, развивать мышление, память, воспитывать самостоятельность.

Оборудование: карточки с изображением букв.

Ход игры

Воспитатель на доске выставляет карточку с буквами, дети должны внимательно рассмотреть и назвать лишнюю букву.

Усложнения: Постепенно увеличить количество букв.

3. «Книжный червячок»

 Цель: упражнять детей в чтении слов с пропущенными буквами; развивать мышление; воспитывать внимательность.

Оборудование: карточки со словами, в которых пропущены буквы.

Ход занятия Воспитатель рассказывает детям историю о том, что в далеком царстве жил книжный червячок, он был хороший, но любил лакомиться буквами. Попробуйте прочитать слова, в которых этот червячок съел буквы.

4. «Кто подойдет, пусть возьмет!»

Цель: Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины.

Говорит:

- Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в комнате есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

- Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик".

- Это ножницы, - говорит один ребенок.

- Молодец, пойди, принеси и положи на стол.

- Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник.

- Машина, колеса как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит.

Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

6. «Похож - не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

- Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

- Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются.

- Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

6. «Четвертый лишний»

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок.

Ход игры: ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним». Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.

7. «Кошка и молоко»

Цель: формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку.

Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?».

8. «Зимние забавы»

Цель: формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

Оборудование: сюжетные картинки: на первой - снег идет, дети ловят снежинки; на второй - дети делают снежную горку; на третей - дети садятся на санки наверху снежной горки; на четвертой - дети лежат в снегу внизу снежной горки, санки рядом.

Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить по порядку: «Что вначале дети делали, что потом, чем завершилось действие? Составь рассказ по этим картинкам». В случае затруднения педагог выбирает первую картинку и спрашивает: «Что делают дети? Найди следующую картинку. Что потом они делали? А потом? Теперь расскажи все, что было вначале, а что потом».

9. «В зоопарке»

Цель: формирования умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Оборудование: Сюжетная картинка: люди, рассматривающие животных в клетках.

Ход игры: ребенку дают рассмотреть картинку и просят составить рассказ. В случае затруднения анализа ситуации и отсутствие логической связи в высказываниях ребенка педагог задает вопросы: «Кто нарисован в клетках? Кого рассматривают люди? Ты был когда-нибудь в зоопарке? Куда пришли люди? Зачем люди пришли в зоопарк?». После беседы ребенку предлагают самостоятельно составить рассказ по картинке «В зоопарке».

При изменении оборудования использующегося в процессе проведения игры изменяется название и ход самой игры.

 

10. «Лабиринты»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

11. «Подбери по контуру» (Проводится индивидуально и группами).

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок и пунктирных линий к ним.

Ход игры: детям раздается по одной карте. Затем взрослый по одной показывает маленькие карточки и спрашивает: «У кого есть такая же картинка?». Если у ребенка есть этот предмет на карточке, ребенок забирает эту картинку себе и выкладывает на своей карточке.

Заключение

А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.д. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По самому своему существу мышление необходимы лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей свое начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышления попросту не требуется.

Важнейший механизм творческого мышления заключается в следующем. В процессе мышления объект включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Итак, главным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умения различать план реальных объектов и план их моделей. В процессе использования моделей у детей формируются действия, которые характеризуются своей двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений. Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. В начале формируется система анализирующих действий, в процессе которой ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета. Затем продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в которой ребенок воссоздает в начале основные части предметов, а затем производные. В ходе этого у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании.

Литература

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М: Академия пед. наук РСФСР. 1960

2. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982г.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.И. Психология. - М.: Академия, 2001.- 464 с.

6.   Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии: экзаменационные ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.

7.   Немов Р.С. Психология: общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2001.– 688 с.

8.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...