«Пение как лучшая форма дыхательной гимнастики, способствующая укреплению здоровья дошкольников»
статья по теме

Климова Надежда Валерьевна

Материал статьи может быть использован для выступления на пед. совете, как консультация для педагогов ДОУ, а так же, как консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_kak_luchshaya_forma_dykhatelnoy_gimnastiki.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Калининского района

Санкт-Петербурга

Выступление для педсовета:

«Пение как лучшая форма дыхательной гимнастики, способствующая укреплению здоровья дошкольников»

Составила:

Музыкальный руководитель

Климова Н.В.

2014 год

Пение как лучшая форма дыхательной гимнастики,

способствующая укреплению здоровья дошкольников

                                                                                           

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.

Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская Песня – одно из средств воспитания ребёнка.

Многие взрослые не заинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Но:

  • во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей;
  • во вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного;
  • в-третьих, музыкальный слух, как любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию.

Чем раньше началась работа, тем большего результата можно ожидать.

Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Врач – фониатр Е.И.Алмазов утверждает: “Пение… доставляет поющему удовольствие,… упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, и тем самым занимаясь дыхательной гимнастикой, человек укрепляет своё здоровье”

Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной и тусклый, невыразительный голос подавляет его. Таким образом, выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.

В.М. Бехтерев подчёркивал, что для успешного овладения музыкальной деятельностью имеют значения природные задатки, которые, однако, превращаются в способности только в условиях активного приобщения к музыкальному опыту.

Народные песни, песни классиков и отечественных композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая ещё до конца содержание текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под весёлую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной.

По мере развития ребёнка – формирования у него мышления, накопление новых представлений и развитие речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки.

Текст песен помогает ребёнку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и даёт им возможность выразить свои чувства.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К.Д.Ушинский: “В песне, - пишет он, - а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… она (песня) несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…”

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливают детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

Для пения важно качество строения голосового аппарата, подвижность нёба, длина и толщина голосовых складок и т.д. Но даже при наличии отличных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос. Постановка певческого голоса - это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется здоровьем ребёнка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребёнка музыкальности в целом.

Во время пения, следуя вокальному тексту, дыхательным паузам, ребёнок видоизменяет темпо ритм своего дыхания, и этим самым изменяются все обменные процессы, что, в свою очередь, по механизму обратной связи влияет на его психоэмоциональное состояние.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети очень любят петь. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на распев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Голос ребёнка – естественный “инструмент”, которым он обладает с ранних лет. Поэтому пение всегда присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Песня – яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.

Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий. Небольшое количество детей в группах позволяет мне учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

           Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

        Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

    Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития дошкольников.

   Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

      Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. При правильной постановке голоса дети 6-7 лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до)ре1 –(до)ре2. Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса, грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

    Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия пением следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

     С целью охраны детского голоса:

  • учитываю певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использую для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка; исключаю исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен;
  • осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
  • нужно следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
  • добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)
  • беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);
  • не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

 В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

     Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.

    Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

    Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать;
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

     На занятиях обучаю детей простейшим певческим навыкам:

  • правильному звукообразованию;
  • правильному дыханию;
  • хорошей дикции;
  • чистоте интонации;
  • ансамблю – стройному, согласованному пению;
  • эмоционально – выразительному исполнению.

     Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

      Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

      Обучение вокально–хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

       Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Стараюсь научить детей петь протяжно, напевно, вырабатываем навык кантилены.  Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

      Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

  1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя.
  2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
  3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и  напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

     Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

      Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить.

    Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

    Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

     Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, и поэтому обучение пению детей – процесс нелёгкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной работе с ребёнком по пению (с ребёнком музыкально одарённым в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
  2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).
  3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).

     Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

      Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

      Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены.

     Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

      В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.

       Для достижения чистоты интонации:

  • выбираю песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • даю детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей:
  • систематически повторяю с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
  • петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
  • вырабатываю у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
  • фальшиво поющим детям следует уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, чтобы они слышали чисто поющих детей сзади;

     Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен даю детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков  и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

     Основные усилия при обучении детей пению направляю на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

      Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

       Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

   При обучении детей пению решаю следующие задачи:

Образовательные  –  овладение вокально-певческими навыками: чистого инто-

                                     нирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

                                  -  знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосо-

                                     вого аппарата.

Развивающие          –  развитие музыкальной памяти, внимания, воображения,

                                     мышления;

                                 -   развитие голосового аппарата;

                                 -   развитие артистических качеств.

Воспитательные   -   воспитание коллектива единомышленников, использую-

                                     щих свои индивидуальные творческие возможности для

                                     достижения гармоничного звучания в процессе исполне-

                                     ния;

                                 -   воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слу-

                                     шательской культуры.

На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных,  ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

     Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

      С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию.  Использую два вида упражнений для распевания:

  • специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
  • упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.

    Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: использую такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

     Очень тщательно отношусь к подбору упражнений, учитываю, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь  именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

       В работе использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

        Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях использую следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение). Этот приём даёт мне возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

         Для развития устойчивого ладотонального слуха использую пение без сопровождения (а сареllа).

         Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего использую перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяю муз.-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок».

       Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения.

Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:

  • Ознакомление (1-2 занятия);
  • Разучивание (3-5 занятий);
  • Повторение, закрепление (2-3 занятия).

Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом.

При этом я стараюсь поддерживать эмоциональные переживания детей, создаю теплую, дружелюбную атмосферу и трудовой настрой, использую разные игровые приемы, чтобы процесс обучения проходил активно и увлеченно.

Очень большое внимание уделяю певческой установке. Постоянно слежу за тем, чтобы дети сидели прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись о спинку стула, руки лежали бы на коленях около живота. Во время пения стоя спина тоже должна быть обязательно ровная, руки опущены вдоль туловища.

        Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.   

 Особое место на занятиях отвожу играм с пением. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых заданий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В своей работе я рассмотрела теоретические аспекты формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста. Использование специальных упражнений, различных игр, методов и приёмов, музыкально-дидактического материала, игровой методики обучения детей пению – позволило мне добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

      Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

       При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

     

 Список литературы

1.   Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука. Мн. «ТетраСистемс», 2007

Битус А.Ф. Развитие музыкальности ребенка в условиях дошкольного учреждения. Ж. «Пралеска», 2003, №12

3.   Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в  детском саду .    М., «Просвещение», 1983

4.  Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. М., «Просвещение», 1986

Работаем по программе «Пралеска». Мн., Национальный институт образования «Аверсэв», 2007

Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. 3 изд., М. ACADEMA, 2000

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье описаны цели, задачи и значение ритмической гимнастики в укреплении здоровья дошкольников....

Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста".

Анализ детской заболеваемости в ДОУ показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём- ОРВИ и ОРЗ. Поэтому очень важно уделять большое внимание дыхате...

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

консультация для родителей "Значение утренней гимнастики в укреплении здоровья дошкольников "

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно общими усилиями детского сада и семьи....

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей  младшего дошкольного возраста»...