Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе организации музыкальных занятий
материал на тему

Ситчихина Ольга Николаевна

Цель данной работы: определить технологию развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальной деятельности на музыкальных  занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnyy_opyt_raboty.docx56.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 17 «Чебурашка» г.Омутнинска Кировской области

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста  в процессе организации музыкальных занятий

Автор:

Ситчихина Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель

                                                             

 2014 год

                                         

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.  Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 ноября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»  обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.  Говоря о развитии ребенка чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие,  о эмоциональном развитии мало кто думает. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её определяющим влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.

Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания: «Музыка – модель человеческих эмоций» - по замечательному определению профессора В. В. Медушевского.(1) Благодаря уникальным особенностям музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека, обеспечивает глубокие переживания, она способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Таким образом, музыка становится средством  развития эмоциональной отзывчивости.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев). Именно поэтому в методических рекомендациях по музыкальному воспитанию  дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

В программе дошкольного образования по музыкальному воспитанию ставится цель, которая направлена  на достижение  развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Понятие  "музыкальность" включает комплекс  музыкальных способностей, который  состоит  из  трех основных способностей: слуховое восприятие  (музыкальный  слух); ладовое чувство; чувство ритма.

Возникает противоречие - ранее сложившаяся методика проведения музыкальных занятий  становится препятствием  в достижении  планируемых   результатов  освоения  основной  общеобразовательной  программы  по музыкальному воспитанию. В педагогической литературе недостаточно раскрыты закономерности, условия и содержание деятельности, направленное на развитие личности ребенка. Появилось желание определить механизм формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе организации музыкальных занятий, что побудило  к преобразованию моей педагогической деятельности.

Эмоциональная отзывчивость -  внешнее проявление внутреннего мира человека, позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость основывается на чувствительности к поведению других людей,  искусству,  природе.

Показатели эмоциональной отзывчивости – наличие внимания, интереса, влечения к  деятельности.

Проблема заключается в том, что музыка - самое сложное из искусств. Её сложность определяется абстрактным характером музыкального художественного образа, содержание и язык музыки закрыт для ребенка на ранних этапах  развития.  Его надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б.М. Теплов, Д.М. Кабалевский, Т.С. Бабаджан, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина.

Цель данной работы: определить технологию развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальной деятельности на музыкальных  занятиях.

Задачи:

  1. Учить детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении  (интерес, радость, грусть, гнев, страх);
  2. Развивать умение  выражать эмоции различными способами: вербально и невербально;
  3. Воспитывать позитивное отношение к окружающим, устанавливая эмоциональный контакт в процессе взаимодействия  (доброжелательность, внимание, сопереживание и т.д)

Данные цели и задачи могут быть реализованы при соблюдении следующих принципов в организации педагогического процесса:

  1. Принцип развития в деятельности: организация совместной содержательной  музыкальной деятельности. Основной вид деятельности – игра. Предполагается широкое использование игровых приемов, т.к. они вызывают состояние психологического комфорта. Игровая мотивация к деятельности обеспечивает удовлетворение и удовольствие, т.е. положительное эмоциональное состояние и эмоциональную отзывчивость, т.к. деятельность становится для ребенка значимой.
  2. Интеграция образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  4. Личностно-ориентированное взаимодействие. Создание обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Дети, испытывающие дискомфорт в  общении эмоционально зажаты. Наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости! Счастливые ребятишки унесут с музыкального занятия максимум того, что запланировано.
  5. Учет гендерного подхода.

Инновационная идея  заключается в  определении последовательности работы (этапов) по эмоциональном  развитию детей дошкольного возраста в процессе организации музыкальных занятий.

Особенности эмоционального развития детей.

Ребенок очень рано проявляет эмоциональную чувствительность. Уже младенец реагирует на то, как с ним взаимодействуют взрослые, каким тоном с ним разговаривают. Ребенок испытывает самые разнообразные эмоции, которые быстро сменяют друг друга. Гамма чувств ребенка первого года жизни достаточно широка: страх, гнев, удовольствие, неудовольствие, обида, симпатия, но существуют они, разумеется, еще в зачаточной форме. Эмоциональная сфера психики ребенка чрезвычайно подвижна, но именно она определяет все социально-поведенческие реакции младенца, как, впрочем, и поведение детей в последующих возрастах детства. Любая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста также эмоционально насыщена и эмоциональная активность является доминирующей. Именно это делает малыша столь очаровательным, искренним, непосредственным. Эмоциональная жизнь ребенка очень яркая, т.к. переживаемые им чувства хоть и кратковременны, узки, но зато глубоки и сильны. Ребенок полностью отдается во власть возникшей эмоции или чувства, и именно это делает его легкоранимым и уязвимым. Всякое неосторожное прикосновение к легкоуязвимой хрупкой детской душе может привести к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, что может отразиться на складе его личности и психосоматическом здоровье.

Дети дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные эмоции. Уровни понимания эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. А.М.Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека. Они легли в основу определения этапов развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

1 этап (3-4 года),  «Вхождение в музыку»
В репертуар входят произведения народной и классической  музыки.  Используем произведения, которые передают состояние радости и грусти.

Опираясь на присущую детям подражательность и большую заражаемость дошкольников чувствами других людей, используем это в формировании эмоциональной отзывчивости. Педагог или персонаж, выражая эмоции вызывают эмоциональный отклик у детей (моторное подражание).

2 этап  (4-5 лет),  «Соприкосновение с музыкой»
Эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев.  Ребенок осознает эмоциональное состояние при помощи подсказки взрослого, но эталон еще не сформирован.

3 этап (5-6 лет),  «Диалог с музыкой».
В репертуар входят произведения народной, классической и современной музыки. К старшему дошкольному возрасту повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния.

4 этап (6-7 лет),  «Музыка в сердце моем звучит»
Эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев, страх. Дети осмысливают, самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние, анализируют выразительные средства

Дети дошкольного возраста лучше всех других состояний "считывают" эмоцию радости. Дети всех возрастных групп достаточно хорошо понимают также выражение грусти. Труднее считывается всеми детьми эмоция удивления, вызванная интересом к чему-либо. Почти половина детей 4-5 и 6-7 лет вообще не понимают выражения этого эмоционального состояния.

Направления педагогической работы по развитию

эмоциональной отзывчивости:

  1. процессе соприкосновения с музыкой;
  2. Умение дифференцировать эмоции, выраженные в музыкальном произведении и свое эмоциональное состояние при восприятии музыки;
  3. Расширение специального словаря детей;

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

При правильной организации  деятельности, мотивации детей к деятельности, ребенок может испытать эмоциональное удовлетворение, которое будет побуждать к выполнению познавательной задачи.

Структура совместной деятельности:

I часть -         постановка педагогом (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и стимулирование детей к ее решению. (Мотивация является условием развития эмоциональной отзывчивости).

II часть -         процесс совместной деятельности детей и взрослых в реализации задачи (анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственное решение).

III часть -          Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Для того, чтобы научить детей распознавать эмоции, переданные в произведении, необходимо знакомить детей с характером музыкального произведения, содержанием и чувствами, которые передает композитор.

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости  успешно осуществляется с помощью различных методов и приемов, опираясь на классификацию Бабанского Ю.К.

Согласно этой классификации, методы обучения делятся на три группы.

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

• перцептивные (словесные, наглядные, практические);

        Прием  эмоционального воздействия - заключаются в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. В зависимости от характера, настроения музыки музыкальный руководитель тепло, ласково и нежно рассказывает о колыбельной; торжественно – о патриотической песне.

        Рассказ, беседа, объяснение - помогают раскрыть содержание музыкальных произведений, направляют эмоциональные переживания детей.

        Использование игрушек, схем, атрибутов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме, образному содержанию музыкальных произведений, способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимы для восприятия музыки.

        Дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика (направлены на снижение общего напряжения, играют роль в формировании выразительной речи детей).

        Двигательные упражнения, в том числе импровизационные (снимают напряжение).

Упражнение без музыки под счет или в своем темпе в течение 1-2 минут.

        Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа, громкости речи (способствуют развитию произвольности).

        Прием «Приглашение» - индивидуальная помощь педагога детям, которые не справляются  с заданием, постепенное включение детей в пляску.

        Прием «Мысли вслух» (авторский) -  используется в разных видах музыкальной деятельности (рассуждения педагога о последовательности выполнения заданий). С этой же целью используются схемы песни, движений.

Словарь обозначения эмоциональных состояний:

Эмоциональное состояние

Слова, используемые детьми для его обозначения

Радость

Радостное, веселое, праздничное, хорошее

Грусть

Грустное, печальное,  скучное, тоскливое, не радуется

Страх

Испуганное,  страшное, струсил, забоялся

Гнев

Сердитое, злое, гневное, недоброе, свирепое, надулся

рассердился, разгневался

Удивление

удивленное

интерес

Заинтересованное, любопытное

• логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

Прием сравнения контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, дети осознают особенности каждого жанра, лада,  тембра,  и т.д. Выполнение различных заданий способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах.

Использование пиктограмм эмоций (средний дошкольный возраст) Детям трудно выразить эмоции словами, можно использовать пиктограммы. Они также необходимы во время работы, направленной на дифференциацию эмоций.

Использование цветовых схем (средний дошкольный возраст) красный, розовый, желтый цвет – радость, черный, коричневый, серый – грусть и т.д)

Прием аналогии – Пропой как кошечка или котенок?  «Эхо» - повторение мелодии или песни за педагогом или детьми.

Прием использования  ребусов (старший дошкольный возраст)

• гностические (проблемно-поисковые, репродуктивные);

Показ педагога с преднамеренными  ошибками (старший дошкольный возраст)  - специально созданные ситуации, требующие внимания детей; Например, исполнение колыбельной в темпе марша…

• самоуправление учебными действиями

  1. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • формирование интересов к деятельности:  игры, создание занимательной ситуации;

         Приемы создания эмоциональных ситуаций (например, сюрпризных моментов);

Звучащие жесты – хлопки, шлепки по бедрам, груди. Притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и т.д. Ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.

Варианты звучащих жестов:

Хлопки звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей. Удары пальцем или несколькими пальцами по ладони.

Потирание всей ладонью, кончиками пальцев, ногтями.

Притопы – стопой, пяткой, носком.

Шлепки – по коленям, по груди, по бокам.

Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.

Сказкотерапия (средний дошкольный возраст) – создает большой эмоциональный всплеск. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.

Использование этюдов (старший дошкольный возраст) -  упражнений на восприятие внешнего выражения эмоций  («удивился», «обрадовался», «грустно», «страшилки»).

Превращаемся! – в усталую пчелу, она целый день летала за медом и принесла его в улей очень много.

 В грустного жука: кто-то наступил на его дом – маленькую норку в земле – и сломал его.

 В злого комара: он так и хочет кого-нибудь укусить, наверное, потому, что он голодный.

 А вот и озабоченный муравей тащит куда-то тяжелую травинку. Можно сделать задание очень интересным для детей, если перед каждым «превращением» выкрикивать с ними волшебные «кричалки» Например, такие «Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»

Ай - лю-лю, ай- лю-лю, превращаюсь я в пчелу!», «Кошмар, кошмар, вот летит комар!» В процессе этого веселого упражнения все дети произвольно двигаются по залу и  «звучат», как насекомые, стараясь интонационно, мимически и в движении изобразить нужную эмоцию.

Загадки, используемые на занятии.

Игровой прием «Паровоз гудит» - если ребенок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зеленый флажок, паровоз проезжает, если неправильно-красный, надо паровоз ремонтировать.

Музыкальное лото «Солнышко и тучка» - развивает представления о характере музыки.

Занимательные ситуации – например, «Путешествие в страну Музыки», «В гости к сказке», «Встреча с Пасхальными чудесами» и т.д

  • формирование долга и ответственности: поощрение

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений («Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда слышишь эту мелодию?» «Что ты почувствовал, когда зазвучала музыка?");

Музыкальный руководитель ведет все традиционные для детского сада связанные с музыкой виды деятельности  – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.  Все виды музыкальной деятельности развивают слуховое внимание, способность слышать и слушать, запоминать, понимать звук и слово. А без этого невозможно научить ребенка  выражать свои мысли и чувства.

Раздел «Слушание музыки» построен с учетом особенностей музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Дошкольникам трудно воспринять и понять абстрактный музыкальный художественный образ. Педагог  помогает войти в мир музыки, услышать ее, пережить и понять.

Музыкальный руководитель знакомит детей с тем, что музыкальные звуки расположены в определенном ладу. Выделяют два лада, которые различаются по эмоциям – мажорный и минорный. Мажор передает радостное, веселое настроение, в то время как минор передает грусть. Ладовое чувство – это переживание эмоций. Эмоции, которые испытывает ребенок при восприятии музыки он выражает вербально (с помощью слов) и невербально (с помощью мимики, жестов).

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Простые, понятные детям слова, красивая мелодия, вызывают гамму чувств.

С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Развитию эмоциональной отзывчивости способствует понимание содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на музыкальных инструментах.  

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.

В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем.

Для танца в младших и старших группах использую игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.

Большое место уделяется развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. В сущности, музыкальное движение является уникальным способом анализа музыки, ее содержания, формы, средств выразительности.  

Музыкальная игра-драматизация – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых -  это маленький спектакль и в тоже время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям. Музыкальные игры-драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики, пантомимы, при этом все они подчинены главной задаче – созданию художественного образа.  Возможна самостоятельная организация игры детьми, а также совместная деятельность со взрослыми. Над игрой драматизацией не следует работать долго, т.к. дети теряют к ней интерес, прекращают творческий поиск.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из наиболее перспективных видов музыкальной деятельности при условии использования методики обучения детей игре по слуху.

 Дети знакомятся с русскими народными инструментами: трещотками, бубнами, балалайками, знакомятся с шумовыми инструментами и с удовольствием исполняют на них простые мелодии. С удовольствием исполняют те песни, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок?», «Ой, вставала я ранешенько», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Валенки» и другие.

Таким образом, участие  детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание и исполнительская деятельность - пение, танец)  проникнуто детскими переживаниями,  отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.  

Планируется еженедельно два музыкальных занятия в соответствии с перспективно-тематическим планом работы дошкольного образовательного учреждения.  Музыкальное занятие может быть представлено в разных жанрах:  занятие – путешествие;  занятие –  прогулка;  занятие – концерт;  занятие – спектакль;   занятие – ролевая игра.  

На занятии происходит общение  детей с педагогом, детей между собой. Непременным условием эмоционального развития дошкольников является личностно-ориентированное взаимодействие. Если нет взаимопонимания, нет диалога, взгляд взрослого на ребенка «сверху вниз», присутствуют назидания, то ребенок замыкается, отстраняется от общения и трудно представить, что он будет проявлять  эмоциональную отзывчивость. Такой ребенок будет испытывать страх, неуверенность, не желание идти на контакт с педагогом. Музыкальному руководителю необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать индивидуальный опыт его жизнедеятельности, чувствовать эмоциональное состояние каждого ребенка и оказать педагогическую поддержку в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и т.д.

Правила  взаимодействия педагога с ребенком:

  • каждому ребенку максимум внимания, ласки, доверия и любви;
  • понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка;
  • эмоционально откликаться на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они ни казались;
  • искренне радоваться успехам и достижениям малыша;
  • видеть и отмечать в ребенке лучшее;
  • действовать исключительно в интересах ребенка;
  • помнить, что каждый ребенок неповторим;
  • избегать принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставлять ему свободу выбора в той или иной ситуации;

В процессе взаимодействия педагогу необходимо стремится быть интересным, удивить, заинтриговать, для этого важно чутко улавливать настроение детей.

  • учитывать гендерные различия мальчиков и девочек. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. В музыкально – ритмических движениях мальчики разучивают движения, требующие ловкости, стремительности (наездники,  бравые солдаты), а у девочек преобладает плавность  движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, платками). Объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах обращаю внимание на этикет. Мальчики приглашают девочек и овладевают навыками ведущего партнера  в танцах. В конце исполнения танца благодарят друг друга поклоном, но по-разному.  В развитии характерных мужских и женских качеств помогают  элементы  костюмов.  

Педагогический процесс можно считать эффективным, если:

        удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников образовательного процесса;

        положительное отношение детей к музыке и музыкальным занятиям, развитие музыкальных способностей;

 Этот уровень выявляется в процессе проводимых диагностических обследований детей и наблюдений за ними на занятиях.

                Диагностику проводим по  С.И. Мерзляковой. Диагностика помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции.

Критерии эмоциональной отзывчивости:

        при слушании музыкального произведения всегда эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;

        чувствует мелодию, ритм музыкального произведения;

        может выразить свои впечатления от музыки словами, мимикой, жестами, в движении.

        поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально.

  • при общении со взрослыми и сверстниками ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость.

Результат диагностики выглядит так:

2010-2011г. средняя группа

2011-2012г

старшая группа

2012-2013г

подготовительная группа

19 детей

Высокий уровень

5,3% (1)

Средний уровень

84,1% (16)

Низкий уровень

10,6% (2)

Высокий уровень

15,8% (3)

Средний уровень

78,9% (15)

Низкий уровень

5,3% (1)

Высокий уровень

21,1% (4)

Средний уровень

78,9% (15)

Низкий уровень

нет

В результате проведенной работы произошло заметное улучшение эмоциональной сферы детей: они стали более раскрепощенными, приобрели способность определять эмоциональное состояние окружающих людей и эмоциональную отзывчивость на музыку. У дошкольников с негативными эмоциональными проявлениями наметилась положительная динамика.

        Можно отметить положительные результаты практической деятельности по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов музыкальной деятельности.

Литература:

  1. Выродова И. Музыкальные игры в жизни особого ребенка. Музыкальный руководитель № 5 – 2012
  2.  Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1985.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., «Генезис», 2007.
  4.  Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ее в дошкольном учреждении. Музыкальный руководитель № 1 – 2007
  5. Тарасова К.В. Новые программы и методики». Музыкальный руководитель № 1-2004
  6. Тарасова К.В., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание № 6 – 2002
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании., С-Петербург, Детство-Пресс, 2012.
  8. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности.  http://tgspa.ru/info/study/psiholog/articles/1_7.html
  9. Ведищева Е.А. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальныю деятельность. http://www.twirpx.com/file/789813/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Представляю вам презентацию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».Надеюсь,она будет полезна воспитателям....

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Использование упражнений, речевых игр, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста....

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста на музыку

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Цель: создать условия для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста путём использования русского народного творчества....

«Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Статья будет интересна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В статье отображена актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с точки зрен...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...