Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Шалаева Лариса Викторовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

города Нефтеюганска

«Центр развития ребёнка – детский сад №26»

Конспект совместной деятельности детей и взрослого

в подготовительной к школе группе

Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».

Образовательная область «Познание».

Составил: воспитатель Шалаева
Лариса Викторовна

Цель: познакомить детей с ходом шахматной фигуры - ферзь

Образовательные задачи:

  1. Воспроизведение детьми уровня знаний, каким они обладают на момент организации непосредственно образовательной деятельности: местоположение фигур на шахматной доске. Ход шахматной фигур ладьи и слона.
  2. Активизация детей на выведение нового знания (ход ферзя) на основе имеющихся; фиксация полученного знания в виде схемы.
  3. Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле от фиксированной точки.

Развивающие задачи:

  1. Развитие логического мышления.
  2.  Развитие зрительного восприятия.

Воспитательные задачи:

Способствовать сотрудничеству детей: умение договариваться, ставить и достигать общие цели.

Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения.

Словарная работа: обозначать в речи направления движения шахматных фигур соответствующими терминами «по горизонтали», «по вертикали»,  «по диагонали», «вправо», «влево», «прямо».

План совместной образовательной деятельности:

  1. Введение детей в тему.
  2. Игровое упражнение «Помоги фигурам занять свои места».
  3. Самостоятельная деятельность детей в шахматной мастерской.
  4. Игровое упражнение - запись хода слона и ладьи.
  5. Выведение нового знания – ход ферзя, фиксация его с помощью схемы.
  6. Игра  в волшебство
  7. Игра на большом поле «Волшебный лес» (применение нового знания в игровом задании).
  8. Итог.

Материал:

Большое шахматное поле, шахматные фигуры, материал для самостоятельного изготовления ферзя, диаграммы и гелиевые ручки на каждого ребенка, пластины для игры на поле, коробка для фокуса с фигурами, фишки белого и черного цвета по количеству детей.

Словарная работа: горизонталь, вертикаль, диагональ, прямо, вправо, влево.

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитанников

Средства

        -Здравствуйте, ребята!

Я очень рада вас видеть. Посмотрите что я вам принесла (предлагает детям фишки черно и белого цвета).

Выбирайте, кому какая нравится. Можно их наклеить на одежду.

-Каких цветов эти фишки?

-Где встречается сочетание цветов белого и черного?

- В королевстве шахмат встречаются эти цвета! Помните сказку о шахматах? Кого дали на службу молодым королям?

- Как вы думаете, что в этом королевстве случилось (показывает комикс)! Что можно сделать? Хорошо!  Короля два- черный и белый. Посмотрите на свои фишки. У кого белая фишка, тот поможет белому королю. У кого черная – черному королю. Пожалуйста!

Дети стоят  рядом с педагогом, затем присаживаются в круг на ковре вместе с педагогом.

Дети перечисляют

Рассматривают комикс.

Проходят к большой шахматной доске

Индивидуальная работа ( по необходимости)

Ребята, вы молодцы, знаете, как они стоят. Если вдруг, кто - то забыл, можете посмотреть диаграмму.

 Расставляют фигуры в начальное положение

Игровое упражнение "Расставьте шахматное войско"

- Ребята, кто же из войска здесь должен стоять? У кого какие предложения?

А где же нам взять ферзя? Подумайте.

Хорошо, мы можем сами смастерить ферзя. Я приглашаю вас в шахматную мастерскую

Дети высказывают свои версии.

Предлагают свои варианты, где взять ферзя

Напольное шахматное поле,

шахматные фигуры.

(Индивидуальное обращение к детям)

- Кира, ты уже решила, какого ты сделаешь  ферзя, белого или черного?

-А ты, Серёжа?

Дети рассаживаются за столом и приступают к работе

Материал для изготовления фигуры (пластины картонного конструктора)

-Молодцы, ребята! Какие замечательные ферзи у вас получились!  А как ферзь ходит  по доске?

-Как ходит ладья? А слон?

Нарисуйте дорожки для слона и дорожки для ладьи.

На готовых диаграммах дети рисуют дорожки ладьи и слона.

Игровое упражнение "Зарисуй ход ладьи и слона"

- Ребята, я знаю один секрет и хочу с вами поделиться. Ферзь ходит вот так. (Показывает схему Ф=С+Л)

Подумайте, как ходит ферзь, и попробуйте нарисовать его ход.

Тому кто затрудняется, воспитатель показывает прозрачные диаграммы с ходами слона и ладьи. При совмещении диаграмм получается ход ферзя.

Ребята, ферзь тоже может пойти на любое количество клеток, но перепрыгнуть через препятствие не может

Дети высказывают свои предположения о ходе ферзя.

Выведение нового.

Работа с диаграммой, где дети отмечают ход ферзя.

Готовая схема: ход слона и ладьи.

Прозрачные диаграммы.

Только вот незадача, доска - то большая, а ферзи у нас маленькие.  Хотите немного волшебства? У меня даже есть волшебная коробка. Кладите сюда своих ферзей.  (Закрывает коробку, вращает её, открывает и достаёт 2 фигурки).

Ура! Получилось! Вы настоящие волшебники.

Ферзи живут в домике в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ферзю ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы он тоже не может.

Ребята, какая команда поведет ферзя первая? Какое есть правило в шахматном королевстве?

Подходят к поле, в руках  у них фигурки ферзей.

Дети произносят волшебные слова, кто какие знает.

Дети вспоминают шахматное правило

Сюрпризный момент, музыка, "волшебное превращение"

Воспитатель сообщает правила игры: (обращается к одной команде)- ребята из команды белого короля, помогут своему ферзю дойти до дома. Вот вам яркие плитки, чтобы вы могли выложить дорожку и проводить ферзя до дома.

(Обращается к другой команде) – ребята из команды черного короля,  поставьте домик и посадите мухоморы, а стрелочкой покажите вход в волшебный лес.

Закрепляет правила игры.

(Игра проводится с каждой командой)

1 команда раскладывает на поле мухоморы, ставит домик.

2 команда прокладывает дорожку, обходя мухоморов и проводит ферзя до дома.

Меняются ролями, переставляют домики  и мухоморов, прокладывают другую дорожку.

Игра "Помоги ферзю дойти до дома"

- Здорово! Вы такие молодцы! А где же  ваши маленькие ферзи? Хотите ещё поколдовать?

- Вот они ваши ферзи! Возьмите их. Ребята, что вы сегодня узнали про ферзя?

-Замечательно! А за то что вы такие дружные и помогли ферзям добраться до дома, они благодарят вас и награждают медалями.

От королей медали получаете, за то, что их войска вы изучаете…(читает стихотворение).

Вы отнесете фигуру в группу!

Дети говорят волшебные слова, которые знают.

Кладут ферзей в коробку, произносят волшебные слова.

Дети вспоминают выведенное знание – ход ферзя.

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...