«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
проект по теме

Снегирёва Ольга Вадимовна

Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе.  Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии представлен материал по профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровых технологий.

Материал рекомендован педагогам ДОУ, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc163.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

           Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

                                 «Детский сад №94»  ОАО «РЖД»

   

           «Музыкально-театрализованная деятельность

                в профориентационной работе с детьми

                      старшего дошкольного возраста»

                                                          Кропоткин

                                                                  2014

Рецензент:

Е. А. Тупичкина – заведующий кафедрой теории, истории

педагогики и образовательной практики ГОУ ВПО Армавирской

государственной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор.

Составители:

Э.Н. Гулевская – заведующий НДОУ

«Детский сад № 94» ОАО «РЖД»;

О.В. Снегирёва – музыкальный руководитель

«Детский сад № 94» ОАО «РЖД».

Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе.  Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии представлен материал по профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровых технологий.

Материал рекомендован педагогам ДОУ, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования.

                                    Содержание.

Введение…………………...................................................4

Актуальность исследования………………………………..5

Глава 1. Музыкально-театрализованная деятельность одна из форм творческого развития личности ребёнка-дошкольника…………………………………………………...91.1.  Характеристика театра, как вида искусства…………....9

  1. Развитие эмоциональной сферы ребёнка в музыкально-

театрализованной деятельности……………………….11

  1. Теоретические подходы к ранней профориентации в

ДОУ……………………………………………………..15

  1. Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ как

форма профориентационной работы с детьми

дошкольного возраста 6-7 лет…………………………18

Глава 2.  Методы и организация исследования музыкально-

театрализованной деятельности в профориентационной

работе с дошкольниками 6-7 лет…………………………...21

2.1.  Изучение рассматриваемого вопроса в ДОУ в сфере  

        профориентации в работе с детьми 6-7 лет…………..21

  1. Формирование у дошкольников 6-7 лет творческих и

актёрских способностей посредством профориентационной работы в ДОУ…………………25

  1. Анализ результатов по развитию творческих и

актёрских способностей детей 6-7 лет средствами

театрального искусства в профориентационной работе с дошкольниками……………………………………….31

Заключение………………………………………………….35

Список литературы………………………………………...37

Приложение…………………………………………………39

                                            -3-

                                                   И мы горды своим трудом,

                                                  Своим успехом педагогов,

                                                  Что дарим детям день за днём

                                                  Любовь к стальным дорогам.

Введение.

              Формирование представлений о профориентации может стать частью не только социального, нравственного, но эстетического и творческого воспитания детей. Именно поэтому появилась необходимость разработки проекта по ранней профориентации дошкольников, который опирается на семейные традиции и династии.

              Приобщение дошкольников к профориентационной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, а путём театрально-творческой и сюжетной игры рождает новые возможности проявить себя в той или иной роли железнодорожника.

              Реализация проекта решает задачи «Концепции развития системы образования ОАО «РЖД» по внедрению в образовательный процесс театрально-игровых технологий, способствующих развитию творческой личности.

              Взаимосвязь родителей и детей, осуществляемая через совместную театральную игру, является инновацией для дошкольного учреждения, позволяющей организовать детско-родительскую театрализованную деятельность, способствующую развитию социокультурных связей и железнодорожных традиций между детским садом и семьёй.

                                          -4-

Актуальность исследования.                                    

              В настоящее время одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности. По данным многих исследователей эти качества успешно формируются в различных видах художественной деятельности. Занимаясь искусством, ребёнок учится воспринимать художественные образы, пытается самостоятельно отражать свои впечатления в звуках, движениях, красках, и на этой основе фантазирует, создаёт новые образы.

              В душе каждого ребёнка таится желание проявить себя, как творческая личность. Конвенция о правах ребёнка провозгласила права ребёнка на сохранение своей индивидуальности, на обеспечение развития личности, талантов, проявление своего творчества.

              Одним из видов художественной деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности ребёнка, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.

              Непременным условием развития творческой индивидуальности ребёнка является также социокультурная среда, в которой разворачивается семейная театрализованная деятельность, способствующая формированию творческих способностей детей и взрослых.

Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет не только большую воспитательную и образовательную ценность в семейных отношениях, а также играет особую роль в профориентационной работе в

                                            -5-

негосударственном дошкольном образовательном учреждении   «Российские   Железные   Дороги»,      которая                                                                                        направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление их с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.

              Как показывает практика, профориентационная работа в ДОУ предусматривает особую эффективность с учётом индивидуальных способностей детей к театральному искусству.

Тема исследования:

«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми дошкольного возраста».

Объект исследования:

профориентационная работа в ДОУ.

Предмет исследования:

музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет.

Цель проектного исследования:

разработать систему развития творческих и актёрских способностей дошкольников средствами театрального искусства в профориентационной работе с детьми 6-7 лет.

Задачи проектного исследования:

-   изучить психолого-педагогическую литературу и

    массовую практику по данной проблеме;

-   охарактеризовать особенности проявления творческих и

    актёрских способностей детей 6-7 лет;

                                            -6-

-   изучить опыт работы педагогов ДОУ по мониторингу и

    развитию творческих и актёрских способностей у

    воспитанников подготовительных групп ДОУ;

-   провести анкетирование среди родителей по выявлению

    отношения семьи к театральному искусству и к

    совместной театрализованной деятельности с детьми;

-   провести серию занятий, музыкально-театрализованных

    представлений с профориентационной направленностью,

    подготовить методические рекомендации по организации

    занятий по музыкально-театрализованной деятельности

    с детьми 6-7 лет.

Гипотеза проектного исследования:

предполагается, что качество подготовки детей с творческими и актёрскими способностями средствами театрального искусства через профориентацию возрастёт при следующих условиях:

- реализация принципа индивидуализации и дифференциа-

  ции по отношению к детям;

- сохранение семейных традиций, ведение диалога и

  активного взаимодействия педагогов, родителей и детей

  при решении проблемы развития творческих и актёрских

  способностей;

- подбор театральных игр, вокально-двигательных заданий

  творческого характера для развития актёрских

  способностей детей средствами театрального искусства в

  условиях детского сада и семьи;

- разработка форм и методов по развитию актёрских

  способностей и стимулированию творческой активности

  средствами театральной деятельности.

Практическая значимость и научная новизна проекта:

заключается в апробировании инновационных методов в

                                            -7-

организации занятий по развитию актёрских способностей детей 6-7 лет, а    также    в    разработке     программы      по

музыкально-театрализованной деятельности, используемой в профориентационной работе с детьми 6-7 лет.

Этапы реализации проекта:

-   2011г. – организационный этап, предусматривающий

    изучение психолого-педагогических основ проблемы

    реализации  театрально-игровых технологий в процессе

    профориентационной работы с дошкольниками.

-   2011-2014гг. – основной, предполагающий разработку и

    реализацию театрально-игровых технологий, постановку

    театрализованных спектаклей профориентационной

    направленности с участием детей и родителей.

-   2014г. – итоговый, в ходе которого проводится научно-

    практический семинар, готовятся к печати публикации,

    составляется общий отчёт работы по проекту,

    распространение педагогического опыта.

                                            -8-

Глава 1. Музыкально-театрализованная деятельность – одна из форм творческого развития личности ребёнка-дошкольника.

  1. Характеристика театра, как вида искусства.

             

              Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. История театра издавна сопутствует истории человечества. С той первоначальной страницы, как человечество помнит себя, оно помнит и театр, ставший вечным его спутником.

              Слово «театр» - греческого происхождения. Театр – это особый и прекрасный мир. «Волшебный край!» - как назвал его А.С.Пушкин. В этом мире всё необычно.

              Сценическое искусство возникает каждый раз заново в момент встречи театра со своим зрителем, которому дарует оно ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели волшебную силу театра выдающиеся мыслители от Аристотеля до Станиславского.

              Театр выявляет себя лишь в тот час, когда его искусство вступает в контакт со зрителем, оказывается в его сознании и душе, когда зритель вживается в события воспроизводимой на сцене жизни. Его сопереживание истинно во всех своих эмоциональных проявлениях – в радости и печали, в гневе и боли, в тревоге и настороженности, беззаботном смехе, горьких слезах.

              Театр обладает огромнейшими возможностями в правдивом и мудром отражении на сцене движения жизни. Театр всегда находился в центре общественной жизни, и к каким бы историческим временам и эпохам ни обращал    он

                                            -9-

своё искусство, оно остаётся современным, духовно близким своему времени, нравственным потребностям общества.

                                            -10-

  1. Развитие эмоциональной сферы ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности.

              Музыкально-театрализованная деятельность занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыкально-театрализованную деятельность называют «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов). Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции.

              Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский). Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с театральным искусством трудно переоценить.

              В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция тяготения к интеллектуальному развитию детей. При этом формированию эмоциональной сферы ребёнка  уделяется недостаточное внимание. Однако, только согласованное функционирование этих двух систем (эмоциональной и интеллектуальной), их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Именно, музыкально-театрализованная деятельность способствует становлению познавательной и эмоциональной сферы, формирует «творческость», как качество личности.

           

                                            -11-

              Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.

              Эту работу лучше всего проводить в форме занятий, включающих в себя элементы театрализованных игр и театральных постановок, где педагог берёт на себя роль режиссёра детской деятельности. Основы эмоциональной и интеллектуальной сфер закладываются, прежде всего, на занятиях по театрализованной деятельности в детском саду. Именно здесь ребёнок может приобщиться к театральному искусству. Именно такие занятия способствуют повышению осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений; обеспечению всестороннего гармоничного развития личности ребёнка; созданию эмоционального комфорта.

              С помощью таких занятий у ребёнка вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, происходит корректировка отрицательных черт его характера и поведения. В ходе этой работы ребёнок проживает определённое эмоциональное состояние, может объяснить его, а самое главное, в процессе игрового общения у него развиваются творческие способности и воображение.

              В ходе занятий дети становятся персонажами игр, исполнителями ролей и, что очень важно, благодарными зрителями;  они   не   только    получают    удовольствие   от

                                            -12-

познания окружающего мира, но при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре должно быть добровольным. Каждое упражнение активизирует фантазию (мысли и воображение), чувства (эмоции и переживания) и движения ребёнка.

              Основной задачей, которую решают дети в процессе театрализованной игры, является развитие образных представлений, познавательной и эмоциональной активности, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. В таких играх педагог создаёт условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей детей, он даёт установку на успех (театральные этюды «Это я!», «Вот я какой!»; массовые этюды «Игра в снежки», «Возьми и передай»; коммуникативные игры «Давайте, поздороваемся!».

              Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – уловия, необходимого для организации совместной деятельности. Основа эмпатии заключается в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях (В.А.Петровский, Л.П. Стреллова). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М. Теплов). А это подразумевает наличие определённого уровня взаимоотношений в социуме.

              Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, она позволяет решать многие педагогические     задачи,      касающиеся        формирования

                                            -13-

выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

                                            -14-

1.3. Теоретические подходы к ранней профориентации в ДОУ.  

              В современном обществе важнейшим направлением социокультурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировидения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.

              Знакомство детей с профессиями, воспитание у них трудолюбия является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.

              Понятие «профориентация» достаточно ново в педагогической науке, оно появилось лишь сто лет тому назад. Сам термин «профессиональная ориентация» понимается как процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

              Современная профориентация представляет собой процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе, систему оказания комплексной помощи человеку в выборе будущей профессии.

              В настоящее время современные программы практически не уделяют должного внимания профориентации детей дошкольного возраста. В связи с этим   одной   из   важных    задач    нашего       дошкольного

                                            -15-

учреждения является работа по ранней профориентации дошкольников, связанной с железной дорогой, т.к. наш сад причастен к компании ОАО «РЖД».

              Н.Н. Захаров, говоря о ранней профориентации, выделяет следующие задачи: познакомить детей дошкольного возраста с железнодорожными профессиями в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Целью такой ранней профориентации является формирование у ребёнка эмоционального отношения к профессиональному миру, с помощью различных доступных ему видов деятельности.

              Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).

              Говоря о ранней профориентации детей, мы имеем в виду, что в дошкольном учреждении организуется процесс знакомства детей с профессиями, в частности с профессиями работников железной дороги, мир которой очень многогранен и сложен. В него входят не только машинисты и проводники, с которыми дети встречаются, когда путешествуют, но и менеджеры, кассиры, диспетчеры, программисты, делопроизводители и многие другие.

              Мир железной дороги, таким образом, отражает всю полноту природной и культурной жизни, является микрокосмом, заключающим в малом строение целостного

                                            -16-

и необъятного мира. Поэтому можно говорить о том, что

каждый ребёнок, знакомясь с миром железной дороги, узнаёт о разных сферах жизни.

              На процесс профориентации оказывает влияние их ближайшее окружение – родители, знакомые, друзья, а также средства массовой информации и образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Поскольку наше образовательное учреждение принадлежит ОАО «РЖД», и практически все родители детей работают именно в этой системе, социальным заказом на раннюю профориентацию является знакомство с миром железной дороги.

                                            -17-

1.4. Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ, как форма профориентационной работы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

 

              Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

              Следовательно, одной из важных задач дошкольного образования является воспитание уважения к взрослым, выражающее в признании их авторитета, в уважении к их труду, в желании им помочь.

              Для дошкольных учреждений Северо-Кавказской железной дороги важной является профессия железнодорожника, поэтому особый акцент уделяется профориентационной работе с детьми дошкольного возраста. Профориентационная работа в негосударственном дошкольном образовательном учреждении ОАО «РЖД» направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.

              Знакомство детей с трудом взрослых железнодорожных профессий осуществляется через занятия, экскурсии, чтение художественной литературы,

                                           

                                            -18-

а также в процессе детских игр. Именно в игре ребёнок не только получает информацию о железнодорожной профессии, а также хочет сыграть в ней свою роль.

              Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями железнодорожного транспорта, является музыкально-театрализованная деятельность дошкольников. Театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссёр Г.Н. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок никогда не теряет своего реального «я». В своей игре он похож на актёра».

              Музыкально-театрализованная деятельность занимает особое место в профориентационной работе с детьми. Благодаря театру укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями.

              Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, где воспитываются дети родителей-железнодорожников. Театрализованная деятельность открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры.

              Музыкально-театрализованная деятельность, отражающая железнодорожную тематику, является

                                            -19-

средством развития воспитательного потенциала семьи, специфической формой передачи профессионального опыта предшествующих поколений будущему.

              Осуществляя в детском саду профориентационную работу, можно говорить о такой форме, как детско-взрослая театрализованная деятельность, способствующая развитию социокультурных связей и железнодорожных традиций между детским садом и семьёй. В процессе совместной детско-взрослой театрализованной деятельности устанавливаются тесные отношения между детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

              Для воспитанников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях их родителей, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду железнодорожников, развивать трудолюбие и интерес к выбору железнодорожной профессии.  

                                            -20-

Глава 2. Методы и организация исследования музыкально-театрализованной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками 6-7 лет.

2.1 Изучение рассматриваемого вопроса в ДОУ в сфере профориентации в работе с детьми 6-7 лет.

              Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение инновационных преобразований». Об этом убедительно свидетельствует широкое использование дошкольными учреждениями современных авторских программ и технологий. Нельзя также обойти вопрос, касающийся соотношения восприятия детьми информации и желания педагога «дать больше». В дошкольном образовании эта проблема по-прежнему актуальна, что служит основой для создания инновационных технологий.

              Как отмечалось выше, данное научное исследование посвящено проблеме роли музыкально-театрализованной деятельности в профориентационной работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет. Исследуя практический опыт работы ДОУ №94 ОАО «РЖД» по ознакомлению детей с железной дорогой выяснилось, что многие педагоги считают необходимым расширить формы работы по профориентации, сделать их нетрадиционными и более интересными для восприятия дошкольников. Большая часть педагогов, исходя из опыта своей работы считает, что знакомство дошкольников с историей железной дороги, железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями – процесс, требующий систематического и целенаправленного взаимодействия и с детьми, и с их родителями.

             

                                            -21-

              Для достижения поставленной цели в нашем исследовании были поставлены следующие задачи:

- выявить     состояние     вопроса        профориентационного

  воспитания в работе с детьми дошкольного возраста;

- определить   уровень   развития   театрального   творчества

  старших дошкольников;

- изучить  воспитательные  возможности  семьи  и   детского

  сада в контексте театрализованной деятельности.

              При проведении исследования по изучению опыта работы с детьми в сфере профориентации, мы пришли к выводу о необходимости провести анкетирование родителей, беседы с детьми и блиц-опрос среди педагогов.

              Для изучения современного состояния исследуемого вопроса в практике было проведено анкетирование, в котором принимало участие 10 родителей. Целью вопросов, включённых в анкету, было выявление отношения семьи к театральному искусству и к совместной театрализованной деятельности с детьми ( приложение №1).

Анализируя ответы на поставленные вопросы, мы выяснили, что отношение родителей к театральному искусству и к тому, что дети в нашем детском саду посещают театральную студию «Теремок», однозначно положительное. Но все же совсем небольшой процент родителей посещает детские театрализованные представления вместе с детьми, родители не так часто играют с детьми в сюжетные игры, в то время, как многие из них хотели бы поучаствовать в детском спектакле вместе со своими детьми.

              С целью выявления знаний детей о различных профессиях железнодорожного транспорта, их отношения к театральному искусству была проведена беседа, в содержание которой включались следующие вопросы.

                                            -22-

1.   Какие железнодорожные профессии ты знаешь?

2.   Кем работает папа или мама на железной дороге?

3.   Часто ли ты ходишь с родителями в театр?

4.   В какие игры ты играешь с родителями дома?

5.   Какую железнодорожную профессию тебе бы хотелось

      сыграть в спектакле?

              Говоря о железнодорожных профессиях, дети чаще всего называли те, которые наиболее знакомы им: машинист, проводник. Многие дети затруднялись ответить, где и кем работают их родители на железной дороге. Беседа с детьми позволила сделать выводы о том, что немногие родители ходят с детьми в театр, не всегда играют с ними дома, иногда читают детям детскую литературу. Вопрос «Какую железнодорожную профессию тебе бы хотелось сыграть в спектакле?» повлёк за собой в основном однотипные ответы: машинист, проводник, кассир.

              Среди педагогов НДОУ №94 ОАО «РЖД» был проведён блиц-опрос (приложение №2), позволяющий выявить состояние практической работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. В блиц-опрос были включены следующие вопросы:

1.Систематически       ли        проводится        работа          по

   театрализованной  деятельности  с  детьми   в   ДОУ  и   на

   каком уровне?

2.Какие  варианты  железнодорожной   тематики   Вам     бы

   хотелось увидеть в театрализованных постановках?

3.Какие педагогические приёмы на Ваш взгляд могут

   стимулировать у детей театральные способности?

              Полученные ответы на вопросы позволили сделать вывод о том, что многие педагоги предлагают ввести в театрализованную деятельность постановки и мюзиклы на железнодорожную тематику, которая бы отражала не только

                                            -23-

железнодорожные профессии, а также железнодорожные правила, экологию, спорт и др. При этом многие из них считают необходимым условием при постановке спектаклей совместную игру на сцене как детей, так и родителей.

              Таким образом, проведённая работа по выявлению состояния вопроса профориентационного воспитания в работе с детьми и изучению воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте музыкально- театрализованной деятельности позволила сделать ориентировку на семейный театр, открывающий новые возможности для совместного творчества, повышения уровня профориентационной направленности посредством совместного театрального творчества детей и родителей.

                                            -24-

2.2. Формирование у дошкольников 6-7 лет творческих и актёрских способностей посредством профориентационной работы.

              Семейный театр – это новая форма совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй. Это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

              Семейный театр – специфическая форма передачи опыта предшествующих поколений и особый педагогический метод, создающий определённый уклад окружающей ребёнка семейной микросферы.

              В соответствии с указанными задачами экспериментальная работа по введению семейного театра с профориентационной направленностью проводилась в следующей последовательности: вначале констатирующий эксперимент, затем – формирующий, и анализ полученных результатов. Исследование проводилось с детьми подготовительной группы, а также их родителями.

              Для организации детско-взрослой театрализованной деятельности педагог выступал в ведущей активной субъектной позиции. Родители занимали по своему усмотрению объектную или субъектную позицию. Дети – непосредственные участники – занимали объектную позицию. Для изучения детско-взрослых отношений, определённого уровня отношений семьи к театральному искусству, организовывались специальные занятия, на которых проводились беседы, театрализованные игры и

                                            -25-

 упражнения, выставка детских рисунков.

                                                                                                   

              I ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 

              На первых совместных занятиях в театральной гостиной целевая ориентация семьи была направлена на театральное искусство и знакомство детей с железнодорожными профессиями. С этой целью педагогом использовался метод ассоциаций.

              На основе этого метода участникам предлагалось выполнить следующее задание:

  1. педагог пишет на табличке слово «театр», служащее стимулом для творческого размышления; родителям и детям предлагается продолжить ряд слов, связанных с театром, придумывая новые ассоциации.

              Этот метод способствует снятию эмоционального

напряжения и вносит во взаимодействия педагогов с родителями и детьми элемент занимательности.

              Также на первом этапе работы педагогом была использована не менее интересная знаково-символическая технология, цель которой заключалась в формировании при помощи знаков и символов представлений детей и отношения к миру в целом и к миру профессий в частности. Этот способ действий реализовывался в игровой деятельности, где родителям и детям предоставлялась возможность ориентироваться с предметами-заместителями, используя схемы-модели. В качестве примера предлагались следующие задания:

  1. «Угадай железнодорожную профессию» - педагог выставляет ряд карточек с изображёнными предметами, которые имеют отношение к той или иной профессии; детям предлагается угадать профессию.

                                            -26-

  1. «Кто что делает?» (проводится аналогично)

              После проведённых упражнений в качестве домашнего задания родителям и детям предлагалось составить мини-сочинение на тему: «Что такое театр, и какую железнодорожную роль мне хотелось бы сыграть?»

              Дальнейшее ознакомление с профессиями железнодорожного транспорта, железной дорогой проходило на занятиях по музыкально-театрализованной деятельности, где предлагались родителям и детям не менее интересные задания. Для этого мы использовали другой творческий приём – ритмико-словесный.

             Ритмико-словесный метод- метод одновременного воздействия слова и ритма, который помогает ребёнку развить творчество не только связанное с ритмом, но также  вниманием детей, их координацией и воображением. В качестве заданий, характеризующих этот метод, родителям и детям предлагались следующие:

  1. «Угадай название профессии по ритмическому хлопковому рисунку» (машинист, дежурный, слесарь, осмотрщик, кассир и т.д.);
  2. круговая ритмическая игра «Паровозик» - родителям и детям предлагалось сесть плотно по кругу, левую руку «приложить» к левой коленке, правую руку – к правой; первый игрок начинает говорить «тук-тук», постукивая правой рукой по правой коленке; на слог «На!» правой рукой игрок касается соседа его левой руки; оба игрока продолжают игру, каждый раз на слог «На» хлопком передавая станцию соседу.

              Затем данный подход мы перенесли в новую сферу тематических заданий. Родителям и детям предлагалось составить мини-кроссворды по железнодорожным терминам. Это- домашнее задание.

                                            -27-

               После определённого количества игр и упражнений, проведённых с детьми и родителями, опираясь на имеющийся у них опыт, реализация самостоятельных творческих заданий в домашних условиях, а также на занятиях по музыкально-театрализованной деятельности достигло уровня взаимодействия семьи и детского сада. Это даёт возможность педагогу перейти ко второму этапу экспериментальной работы.

         II ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

              На втором этапе экспериментальной работы задача педагога заключалась в том, чтобы дети и родители стали соучастниками совместной театрализованной деятельности. Для этого мы использовали метод рефлексии.

              Рефлексия – это метод, направленный на обращение человека к своему внутреннему миру, состоянию, нахождение себя в этом мире, анализ и осмысление причин своих действий и состояний, размышление, самопознание.

              Используя этот метод, педагог рекомендовал ряд творческих упражнений, которые способствовали ориентировке собеседников в совместном диалоге, помогали чувствовать и моделировать обыгрываемую ситуацию:

  1. упражнение «Незаконченное предложение» - участникам предлагается продолжить одну из фраз, например: «Я сегодня открыла для себя…», «Мне понравилось занятие, потому что…», «Я радуюсь тому, что…», «Мне нравится эта железнодорожная

             профессия, потому что…», «Когда я вырасту, я буду

                                             -28-

              В процессе использования метода рефлексии общение родителей и детей способствовало переосмыслению отношения к самому себе, к другим детям, взрослым, к пониманию смысла слов «сотворчество», «совместная театрализованная

деятельность».

              Приведённые выше технологии позволили педагогу перевести родителей и детей от игровых упражнений к прямому их включению в процесс театрализованной деятельности в детском саду. Процесс овладения умением показать себя на сцене, суметь творчески выразить свой образ, наиболее сложный. В этом случае мы использовали метод креативности.

              Креативный метод -  это метод, предусматривающий применение в работе педагога нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

              Для того, чтобы  сымпровизировать и проявить своё творчество, участникам была необходима способность суметь представить и вообразить свой образ. На определённом уровне эти способности можно развивать посредством следующих заданий:

  1. игры-превращения, которые способствуют представлению театрального образа и перевоплощению в него на сцене, например: «Цветочек», «Паровозик», «Мельница», «Самолёт», «Хитрая кошка», «Незнайка», «Великаны и гномы», «Лебедь» и т.д.

               Пантомима (от греч.-pantomimos – всё воспроизводящий подражанием) – вид искусства, в котором

художественный образ создаётся при помощи пластической

                                            -29-

выразительности человеческого тела. В качестве главного средства выразительности пантомима использует жесты, поэтому её иногда называют искусством жеста.

              Жесты – это движение или комплекс движений, содержащий какой-либо эмоциональный оттенок, передаваемый при помощи движений рук, ног, мышц тела и лица.

              В нашей методике были отобраны следующие жесты: «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи», «плач», «ласка», «шёпот», «прислушивание». Такие упражнения способствуют передаче их основного содержания – обращение к партнёру.

              Одним из наиболее сложных заданий, предложенных участникам, являлись творческие упражнения, когда дети и родители обыгрывали свой образ так, как они его видели. Хорошую возможность для развития творчества представляли следующие задания: изобрази зайчика, кошку, лошадку, конфету, машиниста и т.д.

              Когда участники справлялись с первой частью задания, можно было перейти к следующему этапу. Теперь, в качестве предлагаемых тем, для передачи образа выступают чувства. Например, изобрази радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

              Анализируя характер предлагаемых заданий, мы пришли к выводу о том, что их использование способствует развитию творческих и актёрских способностей детей через профориентацию, а также развитию творческого взаимодействия родителей и детей в театральной деятельности.

                                            -30-    

  1. Анализ результатов по развитию творческих и актёрских способностей детей 6-7 лет средствами театрального искусства в профориентационной работе с дошкольниками.

              Как было отмечено в ходе нашего исследования, музыкально-театрализованная деятельность является одной из самых благоприятных, доступных и творческих форм в профориентационной работе с детьми дошкольного возраста. Замечено, что творчески развитые дети всегда активны, самостоятельны, талантливы, общительны, это помогает им хорошо ориентироваться в социуме, уметь организовывать взаимоотношения с товарищами.

              Цель формирующего эксперимента заключалась в следующем: используя инновационные приёмы, такие как ассоциация, ритмико-словесный и знаково-символический приём, рефлексия, креативность на экспериментальных занятиях провести серию заданий, упражнений и игр, направленных на развитие творческих и актёрских способностей детей и родителей экспериментальной группы.

1-е – 2-е занятие.

Цель: Развитие творческого воображения и представления участников экспериментальной группы с использованием  метода ассоциаций и знаково-символического приёма при выполнении следующих заданий.

Задание №1. Продолжить ряд слов, связанных с ключевым словом. Уметь придумывать ассоциации.

  1. Слово «театр».               3) Слово «сцена».

                                            -31-

  1. Слово «актёр».               4) Слово «костюммерная».

Задание №2. Определить по ряду представленных картинок с предметами к какой железнодорожной профессии они относятся.

  1. Картинки с предметами.
  2. Картинки с видами деятельности.

Задание №3. Составить вместе с родителями мини-сочинение на тему: «Что такое театр, и какую железнодорожную профессию мне хотелось бы сыграть на сцене?»

3-е – 4-е занятие.

Цель: Развивать способность ориентироваться с собеседником в совместном диалоге с использованием метода рефлексии и ритмико-словесного приёма при выполнении серии игровых упражнений.

Задание №1. Суметь продолжить начатую игроком фразу.

  1. «Мне понравилось занятие потому, что…».
  2. «Я радуюсь тому, что…».
  3. «Мне нравится эта железнодорожная профессия потому, что…».
  4. «Когда я вырасту, я буду…».

5-е – 8-е занятие.

Цель: Развивать творческие и актёрские способности, умение импровизировать на сцене с использованием метода креативности при выполнении следующих творческих заданий.

                                            -32-

Задание №1. Представить театральный образ и суметь перевоплотиться в него на сцене при помощи пантомимы.

  1. «Цветок».
  2. «Мельница».
  3. «Паровозик».
  4. «Самолёт».
  5. «Хитрая кошка».
  6. «Лебедь».

Задание №2. При помощи жестов суметь передать настроение.

  1. «Прошу».                              6) «Радость».
  2. «Не надо».                             7) «Грусть».
  3. «Уходи».                                8) «Страх».
  4. «Плач».                                  9) «Веселье».
  5. «Шёпот».                              10) «Удивление».

              Внедрение инновационных методов по музыкально-театрализованной деятельности в практику детского сада позволило сформировать у участников исследования умение активно включатся в процесс театральной деятельности.

              Во время экспериментальных занятий каждый ребёнок, а также родители под руководством педагога могли попробовать себя в различных сценических образах, показать свои актёрские умения и проявить творческую фантазию. Следует отметить, что детская фантазия, подкреплённая опытом обучения, удивила оригинальностью детских решений.

              Таким образом, экспериментальная работа

                                            -33-

показала, что внедрённые технологии позволили педагогам и родителям перейти от применения отдельных театрализованных игр к совместным театральным постановкам, улучшить взаимоотношения на сцене между детьми и взрослыми.

               

    Высокий уровень.

Ребёнок творчески активен, умеет правильно ассоциировать образы, моделировать с предметами, активно проявляет творческое воображение, легко ориентируясь в диалоге с собеседником. Без затруднений импровизирует, выразительно и эмоционально передаёт игровой образ без помощи взрослого.

Средний уровень.

Ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость на творческие задания, не всегда умеет правильно ассоциировать образ и моделировать с предметами, проявляет желание вступить в диалог с собеседником, но затрудняется в совместной беседе. Требуется помощь взрослого, дополнительный показ и объяснение для передачи игрового образа, импровизации.

Низкий уровень.

Ребёнок малоэмоционален, неактивен, спокойно, без интереса относится к творческим заданиям, к передаче игрового образа на сцене. Не способен к самостоятельности.

          Приведённые данные свидетельствуют о приобретении нашими детьми более высоких профориентационных знаний через совместную театрализованную деятельность с родителями.

                                      -34-

                               Заключение.

              Проведённое научное исследование проблемы роли музыкально-театрализованной деятельности в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста подтвердило свою значимость и актуальность в современных условиях.

              Анализ материалов исследования позволил сделать следующие выводы.

              Цель исследования, предусматривающая разработку системы развития творческих и актёрских способностей детей посредством профориентационной работы со старшими дошкольниками, достигнута.

              Задачи исследования выполнены в полном объёме:

- раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей старших дошкольников;

- охарактеризованы особенности эмоциональной сферы ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности;

- изучен опыт работы педагогов ДОУ по диагностике и развитию творческих и актёрских способностей у воспитанников подготовительных групп;

- проведено анкетирование среди родителей на выявление отношения семьи к театральному искусству и к совместной театрализованной деятельности с детьми;

- проведены серии занятий и подготовлен пакет педагогических технологий по организации занятий.

              Выдвинутая гипотеза в ходе теоретических исследований и опытно-экспериментальной работы нашла своё подтверждение.

                                       -35-

      Эффективность разработанной методики позволяет сделать следующие выводы:

  1. Работа в тесном взаимодействии с детьми и родителями способствует развитию их творческого потенциала.
  2. Специальные занятия, включающие в себя серию игр, упражнений, заданий творческого характера формируют у детей творческие и актёрские способности.
  3. Ориентировка детей и родителей на совместную детско-взрослую театрализованную деятельность способствует развитию социокультурных связей и  сохранению  железнодорожных традиций между садом и семьёй.

              По итогам  исследования данной проблемы  нами разработаны методические пособия для начинающих педагогов, музыкальных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

                                            -36-

                              Список литературы.

1.Аверкина Е.К.,Жорина Н.А. Путешествие по железной дороге /методическое пособие/. М., 2009.

2. Антипина А.Е.  Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2006.

3. Блохина Е.В., Якунина Т.В. Программа «Железнодорож-

ные традиции в воспитании дошкольников», Ростов-на- Дону, 2008.

4.Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. М., 2006.

5.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2005.

6.Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград, 2010.

7.Венгер Л.А. Психология способностей. М., 1990.

8.Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание №11, М., 1993.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1980.

10.Гераскина Л. От этюда к спектаклю // Музыкальный руководитель №3, М., 2006.

11.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. М., 2004.

12.Додокина Н.В., Евдокимова В.С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей. М., 2008.

13.Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления. М., 2005.

14.Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Волгоград, 2010.

15. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности // Дошкольная педагогика №1, С.-Петербург, 2007.

                                           -37-

16. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., 2005.

17.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М.,2010.

18.Иванова О.В. Театрализованные праздники для дошкольников и младших школьников. Ростов-на-Дону, 2004.

19.Картушина Е.В. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., 2005.

20.Костина Э. Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка // Дошкольное воспитание №11,      С.-Петербург, 2006.

21.Куликовская И.Э., Крюкова Н.А., Талыбова Н.В. Опережающая профориентация детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2010.

22.Маханёва М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание №11, Нижний Новгород, 1999.

23.Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. М.,2006.

24.Сташкова Т.Н., Шеболдина Л.Н. Мы – будущие железнодорожники. М., 2007.

25.Тарасова К.И. Новые программы и методики // Музыкальный руководитель №1, М., 2004.

26.Тихмякова Л.Т. Игры и занятия на железнодорожную тематику. Тула, 2009.

27.Фирилёва Ж.Е. Танцевальная игровая гимнастика для детей. М., 2005.

                                          -38-

                                    АНКЕТА /для родителей/

на выявление отношения семьи к театральному искусству и к совместной                                  

                   музыкально-театрализованной деятельности с детьми.

1. Что на Ваш взгляд театральное искусство?

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

 2.Играете ли Вы со своим ребёнком дома в сюжетно-ролевые игры??

    - да__________________________________________________________

    - нет_________________________________________________________

    - не знаю_____________________________________________________

  3.Что мешает Вам проводить совместный досуг с ребёнком?

    - недостаток времени___________________________________________

    - недостаток знаний____________________________________________

    - другие причины______________________________________________

   4.Проводите ли Вы совместно с ребёнком семейный  досуг (посещение  

      театра, кинотеатра, выставок и т. д. )?

    - да___________________________________________________________

    - нет__________________________________________________________

    - иногда_______________________________________________________

    5.Хотели бы Вы принять участие в музыкально-театрализованных

       постановках совместно с детьми?

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

     6.Как Вы относитесь к созданию в нашем детском саду «Детско-взрослого

       сообщества» по профориентационному воспитанию?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

Спасибо за внимание, надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами.

                                                                       /Приложение  № 1/

                        БЛИЦ – ОПРОС  /для педагогов/

                     на выявление уровня состояния музыкально-

           театрализованной деятельности в НДОУ № 94 ОАО «РЖД».

1. Систематически ли проводится работа по музыкально-театрализованной

деятельности с детьми в дошкольном учреждении, и на каком уровне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие варианты музыкально-театрализованных мероприятий Вам бы хотелось увидеть в нашем детском саду?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                           

3. Как Вы относитесь к созданию «Детско-взрослого сообщества» по профориентационной работе, и какие на Ваш взгляд методы могут стимулировать его функционирование?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

                         Спасибо за внимание и сотрудничество.

                                                                     /Приложение  № 2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Памятка для родителейПредлагаем Вам примерные вопросы, которые Вы можете задавать детям, при формировании у них первоначальных знаний о людях разных профессий.1. Название профессии. Кто это? (Ребёнок ...

Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить  сложность вещей......

Формы образовательной деятельности, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательную деятельность с детьми подготовительной группы я реализую с ипользованием ниже представленных форм и методов работы. Все представленные формы и методы  соответствуют возрастным и и...

Перспективный план профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план  работы с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации...