ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по теме

Косарева Инна Геннадьевна

Известно, что иностранный язык - один из наиболее универсальных средств, способных обогатить дошкольное образование, так как дети этого возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей:

  • Развитие коммуникативных способностей детей
  •  Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.)
  • Развитие психических функций (внимания, памяти,  речевого мышления в том числе, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
  • Развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
  • Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Известно, что иностранный язык - один из наиболее универсальных средств, способных обогатить дошкольное образование, так как дети этого возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей:

  • Развитие коммуникативных способностей детей
  •  Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.)
  • Развитие психических функций (внимания, памяти,  речевого мышления в том числе, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
  • Развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
  • Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.

Очень важно отметить, что таких результатов можно достигнуть только при грамотной организации процесса обучения.

В настоящее время является дискуссионным вопрос о методике преподавания английского языка дошкольникам: преимуществах различных методов, целях обучения (конечном результате), объеме и содержании знаний и умений как минимальном стандарте (уровне языковой и коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте). Нет единой образовательной программы по иностранному, в том числе, английскому, языку для дошкольников. Недостаток методического обеспечения в реализации процесса обучения обусловливает то, что некоторые преподаватели вынуждены проектировать программы обучения в конкретных дошкольных образовательных учреждениях.

Традиционно обучение английскому языку в детском саду реализует классно - урочную систему, а именно: проведение занятий 2-3 раза в неделю по 30 минут в специально отведенном для этого кабинете. Условия отдельных кабинетов по английскому языку не всегда предоставляют возможность интеграции его с различными видами детской деятельности, а также реализацию физической активности дошкольников на занятиях.

Кроме того, отсутствие единого образовательного пространства ввиду использования английского языка только в определенном кабинете ведет к формированию так называемых «кабинетных» знаний, которые дети зачастую не могут продемонстрировать в изменившихся условиях, в другой среде, даже в группе и на прогулках.

Подобная организация процесса обучения не способствует решению задачи, актуальной на современном этапе развития системы образования, а именно - задачи сохранения психофизиологического здоровья детей.

Реализуя, таким образом, социоцентрический подход, в рамках которого основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, не происходит ориентации на личность каждого ребенка. При подобной форме обучения дошкольников не уделяется также достаточного внимания становлению эмоциональных и духовных качеств личности.

В качестве альтернативы нами был выбран и реализуется гуманистический подход, основанный на идее, что в каждой личности изначально заложено стремление к полной самореализации. Знания и умения в сфере английского языка, таким образом, становятся не целью, а средствами развития и саморазвития личности. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Для этого очевидна необходимость иной формы организации процесса обучения иностранному языку в детском саду.

Особую практическую и теоретическую значимость имеет проблема моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства внутри дошкольного учреждения: совокупности принципов, методов и приемов педагогической работы, которые дополняют технологию обучения английскому языку, наделяют ее признаками здоровьесбережения.

При разработке модели здоровьесберегающего пространства необходимо опираться на принципы экологической психологии и психологической дидактики, учении о закономерностях психического развития Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина; теории формирования поэтапных умственных действий П.Я. Гальперина и определить  условия, способствующие реализации поставленной задачи:

1. Уход от классно-урочной системы и организация языковой среды по обучению дошкольников английскому языку непосредственно в группах - основное условие эффективного пути реализации технологии здоровьесбережения. Педагоги по английскому языку, участвуя в жизни детей, используют английский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно – ролевых играх, на детских праздниках.

2. Внедрение в обучение лингвострановедческих знаний: знакомство с детской субкультурой страны изучаемого языка, проведение традиционных английских праздников (Christmas,  St. Valentine’s Day).

В этом случае дети получают возможность почувствовать иностранный язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций.

3. Обучение организуется на основе различных видов детской деятельности: образовательной, игровой, творческой.  Педогог  использует на занятиях различные методы и приемы, повышающие эмоциональный настрой детей, мотивацию, заинтересованность в происходящем (пальчиковый и перчаточный театр, аутентичную детскую литературу, традиционные детские песенки и игры). Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная.  Включение различных видов продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.

4. Обучение детей английскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами на английском языке.

Таким образом, знания, полученные в процессе обучения английскому языку, дети постоянно реализуют на практике.

Такие условия способствуют более легкому и интересному овладению дошкольниками английским языком. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обучения дошкольников английскому языку

В данном материале рассказывается о  средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам....

Проект по оснащению пространственной-развивающей среды в ДОУ по обучению дошкольников английскому языку

Оформление лестниц ДОУ лексико- дидактическим материалом, телефонная будка в английском стиле, оформление стен ДОУ фотографиями в рамках "Достопримечательности Великобритании", разработка ст...

Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку

Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...

«Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку»

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с ...

Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку

Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку...