Программа обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) ПДД «Светофорик»
рабочая программа на тему

Мальцева Ольга Андреевна

Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения.  Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми  по формированию первоначальной грамоты ПДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  Чапаевск Самарской области

                             

Программа  обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)  ПДД     «Светофорик»

                                                                 

                                                                                                                      Срок реализации: 2 года

                                                                                                 Составитель: методист Мальцева О.А.

Чапаевск, 2012 г.

Содержание

        1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3

               2. Тематическое планирование………………………………………………………………………….9

               3.Методическое обеспечение программы………………………………………………………………29

               4.Список используемой литературы…………………………………………………………………….81

I Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения.  Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми  по формированию первоначальной грамоты ПДД.

    Проблема «Ребёнок на улице города» или «Ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения, т.к. несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах.  К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

     Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность переводить возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.

  Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

  Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения по программе дополнительного образования «Светофорик». Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД.

Данная программа разработана на основе изучения методической литературы и направлена на формировании у ребёнка навыков       правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

 В основу программы положены:  программа «Светофор» (автор: Т.И. Данилова); пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора» (автор: Т.Ф. Саулина); учебно – методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина); «Формирование культуры безопасного поведения» (автор – составитель Н.В. Коломеец); цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения «Ребёнок на улице» (автор: Л.А.Вдовиченко).

Методологические и теоретические основы программы

Главное направление данной программы – помочь воспитателям сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте.

Программа акцентирует внимание педагога:

  • на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
  • на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
  • на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Систематичности – работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;
  2. Интеграции – данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;
  3. Сезонности – следует учитывать местные условия, время года;
  4. Координация деятельности педагогов – деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;
  5. Преемственности – взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут  самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;
  6. Доступности – материал, представленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;

Работая по данной программе, следует помнить следующее: обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – надземный, наземный, подземный, - пешеходная дорожка, езда на велосипеде; в процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности, можно использовать различные формы и методы работы.

Особенности детей 5-7 лет

Старшая группа (5 – 6 лет): дети знакомятся со светофором, его назначением, с такими понятиями, как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».  Свободно ориентируются в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учатся соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет): учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, ближайших улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта.

Характеристика программы

Цель программы Программа ставит целью формирование культуры безопасного поведения у дошкольника в окружающей среде.

Задачи программы:

1.Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:

  • предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
  • психологическая готовность к действиям;
  • адекватное реагирование на ситуацию.
  1. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности:
  2. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - дети 5 - 7 лет.

Сроки реализации – программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 5 – 7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально. 

Для реализации программы определены  три этапа: первый этап – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В сводные протоколы вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений; формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения; формирование у детей чувства ответственности; развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Третий этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводятся консультации для родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации  родителям и воспитателям по дальнейшему развитию детей по данному направлению.

Формы и режим: Длительность на первом году обучения – 25 минут, на втором – 30 минут в групповой комнате, с соблюдением гигиенических требований. Проводятся 1 раз в неделю.   Количество детей в группе 10 человек.

Ожидаемые результаты: В результате реализации программы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • навык самосохранения;
  • владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий;
  • умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайных ситуаций, информирование других о вероятности тех или иных последствий;
  • оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.

Формы подведения итогов реализации программы – (выставки, фестивали, соревнования, защита проектов).

II Тематическое планирование (1, 2 год обучения)

        

III Методическое обеспечение программы

IV Список используемой литературы

1.Т.И. Данилова  Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД  - СП «Детство – Пресс» 2009.;

2.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – Издательство  Мозаика – Синтез М – 2009.;

3.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность» учебно – методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – «Детство – Пресс»2002.;

4. Н.В. Коломеец Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры – Волгоград. Издательство «Учитель»,2009.;

5.Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения – СП «Детство – Пресс» 2008.;

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой друг Светофорик"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой друг Светофорик"...

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик"  рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Светофорика"

Мероприятие "В гостях у Светофорика" проходило в рамках Всероссийского проекта «Молодые родители – за безопасность на дорогах». Игра-путешествие разработана для детей ...