Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Лисина Татьяна Ильинична

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста

(Выступление на районном семинаре на базе МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»)

Подготовила: Лисина Т.И.,

воспитатель МБДОУ «Большеелховский

детский сад №1 комбинированного вида»

Февраль, 2014г.

Для того чтобы разобраться в вопросах диагностики интегративных  качеств, необходимо понять что же такое качество личности.

Качества личности — обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент — сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции — возбудимость, устойчивость; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля — самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования устанавливают следующий перечень интегративных качеств личности, формируемых у детей в процессе воспитательно-образовательной работы:

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-владеет основными движениями и доступными навыками самообслуживания,

-проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, соревнованиях, играх-эстафетах,

-имеет представление о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания,

-знает о ценности здоровья, пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании, закаливании, гигиене.

2. «Любознательный, активный»:

-проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации,

-проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей,

-понимает и употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики,

-понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно,

-сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество,

-умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями,

-поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает,

-оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших,

-самостоятельно  использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-ориентируется в пространстве и времени (вчера-сегодня-завтра, сначала-потом),

-способен конструировать по собственному замыслу; способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

-способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,

-способен самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

-знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому,

-может рассказать о своем городе, называет свою улицу,

-имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы,

-имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве.

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-проявляет ответственность в трудовых поручениях, стремится радовать взрослых хорошими поступками,

-способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; способен принять установку на запоминание,

-может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение,

-способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

В своей работе мы используем следующие методы мониторинга:

1. Наблюдение – метод сбора фактов через восприятие внешнего поведения с целью последующего анализа.

2. Беседа – это метод сбора первичных данных в процессе личного общения. При подготовке к беседе большое значение имеет предварительная работа. Беседа должна иметь четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Существует ряд требований к формулировке вопросов. Они не должны подсказывать ребенку какой-нибудь ответ, например: «Ты любишь маму?» Содержание беседы должен касаться известных детям тем, состоять из простых понятных слов. Некоторых тем следует избегать, чтобы не травмировать психики ребенка, не пробуждать у нее неприятных воспоминаний т.д. Продолжительность беседы 10-15 минут.

 Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными. Для этого также нужно правильно формулировать свои вопросы. Уместны обращения такого типа: «Расскажи, как ...», «В какие игры вы играете?», «Объясни, почему твоя любимая сказка ...». Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы возрастает, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора. Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек строительного материала и т.д.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести: наличие контакта с собеседником; возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора; задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка.

3. Изучение продуктов деятельности 

Продукты деятельности отражают умения и навыки ребенка, свойства его личности, обеспечивающих выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д.

Результаты наблюдений, бесед и изучения продуктов деятельности мы отображаем в индивидуальной карте развития интегративных качеств ребенка на начало учебного года и конец учебного года, что позволяет проследить нам динамику развития данных качеств у каждого ребенка. Чтобы увидеть динамику развития интегративных качеств детей группы в целом, мы отображаем данные в сводной таблице уровня развития интегративных качеств. Таким образом, по итогам индивидуальной карты развития интегративных качеств и сводной таблицы мы достигли следующих результатов: на начало учебного года (сентябрь 2013г.) средний балл развития интегративного качества «Физическое развитие» составляет 2,9; а на февраль 2014г.- 3,7; «Любознательность, активность» на начало года – 2,8, на февраль 2014г. – 3,6; «Эмоциональность, отзывчивость» - начало года – 2,9, февраль – 3,6; «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми» - начало года – 2,8, февраль – 3,7; «Способность управлять своим поведением и планировать действия» - начало года – 2,8, февраль – 3,6; «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи» - начало года – 2,8, февраль – 3,6; «Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» - начало года – 3,2, февраль – 3,6; «Овладение предпосылками учебной деятельности» - начало года – 2,8, февраль – 3,6.

Таким образом, интегративные качества детей старшей группы на начало учебного года (сентябрь 2013г.) развиты на среднем уровне (2,9 балла). На февраль 2014г. Интегративные качества детей соответствуют возрасту (3,7 балла).

Индивидуальная карта развития ребенка

Фамилия, имя ребенка                          

 Мутовкина Злата

 

 

 

Дата рождения                    14.07.2007г.

 

 

 

 

Старшая группа №1

 

 

 

 

Интегративное качество

Рекомендации

 

 

Сентябрь

Май

1

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

 

 

2

Любознательный, активный

 Не проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

 

3

Эмоционально отзывчивый

 

 

4

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 

 

5

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Не договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте не убеждает, не объясняет, не доказывает,

Не оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших

 

6

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Не способен конструировать по собственному замыслу; не способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

Не способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,

Не способен самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

 

7

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

 

 

8

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Не способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; не способен принять установку на запоминание,

Не может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, не может выучить небольшое стихотворение,

Не способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.

 

ФИО воспитателя / подпись

1.

 Лисина Т.И.

 

 

 

 

2.

 Ефремова В.Г.

 

 

 

 

Дата заполнения 17.09.2013г.

 

 


МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Уровень развития интегративных качеств

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" 2012г.

Группа детского сада Старшая группа №1

Дата проведения мониторинга Сентябрь / Февраль

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

Средний балл

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

IX

II

1

Акейкин Дима

4

4

4

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

26

32

3,3

4

2

Анисимов Андрей

3

4

3

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

3

4

24

29

3

3,6

3

Ахметов Айдар

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

16

22

2

2,7

4

Бояркин Саша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

24

2

3

5

Брагина Аня

2

3

2

3

2

3

3

4

2

3

2

3

2

3

2

3

17

25

2,1

3,1

6

Губанова Алена

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

26

32

3,3

4

7

Елфутин Саша

4

4

3

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

30

32

3,8

4

8

Ибаковская Вика

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

25

32

3,1

4

9

Игонин Матвей

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

24

2

3

10

Каргова Яна

4

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

4

4

4

3

4

27

32

3,4

4

11

Кафизкина Лиана

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

24

2

3

12

Кечуткин Андрей

4

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

4

27

32

3,4

4

13

Козлова Настя

4

4

4

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

28

32

3,5

4

14

Косырев Ваня

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2

3

17

24

2,1

3

15

Лаптева Лера

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

24

32

3

4

16

Маслова Даша

2

3

2

3

2

3

2

3

3

4

3

4

3

4

3

4

20

28

2,5

3,5

17

Мутовкина Злата

3

4

2

3

3

4

3

4

2

3

2

3

3

4

2

3

20

28

2,5

3,5

18

Мухачева Полина

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

25

32

3,1

4

19

Перерва Павел

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

24

32

3

4

20

Попкова Женя

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

16

20

2

2,5

21

Разумова Оля

3

4

3

3

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3

3

4

24

29

3

3,6

22

Тростин Егор

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2

3

17

24

2,1

3

23

Учайкина Софья

3

4

4

4

4

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

27

32

3,4

4

24

Филиппова Ангелина

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

4

4

4

4

28

32

3,5

4

25

Хусаметдинов Эмиль

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

26

32

3,3

4

26

Царева Лена

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

26

32

3,3

4

27

Чепарева Наташа

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

4

4

3

4

27

32

3,4

4

28

Шафеев Самир

3

4

2

3

2

3

3

4

3

4

2

3

3

4

3

4

21

29

2,6

3,6

29

Шумкин Кирилл

4

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

27

32

3,4

4

Итого

Кол-во

85

107

80

104

83

104

81

106

81

105

80

104

93

106

80

106

83,1

105,1

Средний балл

2,9

3,7

2,8

3,6

2,9

3,6

2,8

3,7

2,8

3,6

2,8

3,6

3,2

3,6

2,8

3,6

2,9

3,7

Критерии оценивания развития интегративных качеств:

1 балл -

(Средний балл от 1,0 по 1,9)

требует внимание специалистов

 

2 балла -

(Средний балл от 2,0 по 2,5)

требуется индивидуальная (коррекционная) работа педагога

 

3 балла -

(Средний балл от 2,6 по 3,5)

отдельные компоненты не развиты

 

4 балла -

(Средний балл от 3,6 по 4,5)

соответствует возрасту

 

 

 

5 балла -

(Средний балл от 4,6 по 5,0)

высокий уровень развития

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста

Описание методики обследования уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Мониторинг развития интегративных качеств детей среднего дошкольного возраста

Описание мониторинга развития интегративных качеств детей среднего дошкольного возраста...

Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.

Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с л...

Открытое занятие по развитию коммуникативных и интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

Коррекционно-образовательные цели:закрепление представлений о диких животных и их детёнышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.Коррекционно-р...

"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"

Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основ...

Релаксация для детей младшего дошкольного возраста (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Задачи применения  релаксации у детей младшей группы : Создание  благоприятной атмосферы в группе;.Доставить детям  приятные ощущения ;.Способствовать  хорошему настроению и с...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...