"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Есырева Анна Анатольевна

Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основным подходом в образовании выступает деятельностный подход. Современными исследованиями доказано, что формирование и развитие интегративных качеств личности происходит в значимой для ребенка деятельности, в том числе познавательно-исследовательской, проектной деятельности. В процессе проектной деятельности ребенок раскрывается со всех сторон: он становится более активным, заинтересованным, любознательным, развивается с творческой стороны, становится более общительным. Несмотря на то, что проектные методы активно используются в системе дошкольного образования, методическое обеспечение организации проектной деятельности детей дошкольного возраста представлено не достаточно. Возникает противоречие между необходимостью формирования у дошкольников интегративных качеств, которые формируются в процессе деятельности, и недостаточным уровнем обеспеченности проектной деятельности в методической литературе по дошкольному воспитанию. Данное противоречие обуславливает проблему: как обеспечить формирование интегративных качеств личности ребенка в процессе проектной деятельности?

Цель работы: систематизировать опыт работ по формированию интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

«Формирование интегративных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Методическая разработка

Есыревой Анны Анатольевны

Воспитателя

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения №7

г. Ростова

Научный руководитель:

Тихомирова Ольга Вячеславовна,

доцент кафедры дошкольного и

начального образования ГОАУ ЯО ИРО

Ярославль, 2013

Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы формирования интегративных качеств личности старших дошкольников в проектной деятельности.        

1.1 Понятие и особенности формирования интегративных качеств личности в старшем дошкольном возрасте        

1.2 Деятельностный подход в формировании интегративных качеств личности дошкольников        

1.3 Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств        

Выводы по главе _        

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста        

2.1 Методика организации проектной деятельности        

2.2 Описание опыта организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Волшебница осень»        

2.3 Оценка результативности работы по формированию интегративных качеств личности у старших дошкольников        

Выводы по главе _        

Заключение        

Список использованной литературы        

Приложения _        


Введение

Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, ценностям человека.

В настоящее время к содержанию дошкольного образования предъявляются федеральные государственные требования, которые направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное, качественное образование.

В федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) [12]. Современными исследованиями доказано, что формирование и развитие интегративных качеств личности происходит в значимой для ребенка деятельности, в том числе познавательно-исследовательской, проектной деятельности.

Несмотря на то, что проектные методы активно используются в системе дошкольного образования, методическое обеспечение организации проектной деятельности детей дошкольного возраста представлено не достаточно. Возникает противоречие между необходимостью формирования у дошкольников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе по дошкольному воспитанию. Данное противоречие обуславливает проблему: как обеспечить формирование интегративных качеств личности ребенка в процессе проектной деятельности?

Цель работы: систематизировать опыт работы по формированию интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. провести анализ научно-методической литературы по теме разработки;
  2. дать определение и характеристику понятий «интегративное качество», «проектная деятельность»;
  3. охарактеризовать виды деятельности детей дошкольного возраста;
  4. описать особенности организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы формирования интегративных качеств личности старших дошкольников в проектной деятельности.

1.1 Понятие и особенности формирования интегративных качеств личности в старшем дошкольном возрасте

Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту [8].

Интегративное качество понимается как системное качество [8].

Таким образом, интегративное качество – это системное образование, которое:

  1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  2. является показателем и характеризует три сферы развития ребенка – личностную, интеллектуальную, физическую;
  3. способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту [8].

В исследованиях многих выдающихся детских психологов, таких как Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, говорится о том, что личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие [10].

Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника и таких показателей как сила, выносливость, гибкость, координация, ловкость, скорость.

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника в частности формирование высших психических функций, накопление социального опыта [10].

Деление интегративных качеств ребёнка-дошкольника на физические, личностные, интеллектуальные весьма условна, поскольку качество это системное образование.

Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка, заключающееся в физической (включающее созревание нервной системы) и психической (личностное и интеллектуальное) составляющих.

Согласно современным требованиям, предъявляемым к дошкольному образованию сформированность интегративных качеств у ребёнка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В качестве результата рассматриваются следующие интегративные качества: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший необходимыми умениями и навыками».

Прежде, чем перейти к описанию основных характеристик интегративных качеств в старшем дошкольном возрасте, остановимся на определении понятия «формирование».

Формирование – это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [8].

Формирование – придание объекту определенные характеристики. Объектом может быть и процесс, которому также бывает нужно придать определенные черты и характеристики [10].

Развитие – это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека [8]. Понятие «формирование» схоже с развитием в том, что в обоих случаях есть внешние воздействия, производящие изменения. Однако есть отличия: формирование – более узкое понятие, мы формируем навык, а развиваем навык уже сформированный. В связи с этим целесообразнее говорить о формировании, а не о развитии интегративных качеств. Рассмотрим особенности формирования интегративных качеств у старших дошкольников.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». В старшем возрасте ребенок уже свободно владеет основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Участвует в играх с элементами соревнования, в играх эстафетах. Самостоятельно пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. У ребенка формируются элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Старший дошкольник знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье на основе элементарных представлений о здоровом образе жизни и зависимости здоровья от правильного питания и движения.

Интегративное качество «Любознательный, активный»:

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). У ребенка проявляется устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. А также старший дошкольник проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

Ребенок на данном возрастном этапе эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Способен понимать скрытые мотивы поведения героев произведения. Старший дошкольник проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

В ходе игровой деятельности старшие дошкольники способны распределять роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. На данном возрастном этапе развития речь становится главным средством общения. Но в тоже время речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Старший дошкольник может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы. Ребенок умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Старший дошкольник проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

На данном возрастном этапе ребенок способен работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Старший дошкольник понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице. В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого пользуется «вежливыми» словами.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

В старшем дошкольном возрасте уже сформированы элементарные навыки самообслуживания. Ребенок ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху внизу, впереди сзади, слева справа, между, рядом с, около и пр.). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. На данном возрастном этапе развития способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Ребенок способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Старший дошкольник может самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

Старший дошкольник знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Также знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет. Имеет представление о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна; что Москва столица нашей Родины. У ребенка сформированы понятия о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

В старшем дошкольном возрасте имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких–либо действий несложное условие. Старший дошкольник может сосредоточенно действовать в течение 15–25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности [11]. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет организовывать свою деятельность, выбирать средства для ее осуществления, последовательно выполнять действия, связанные с той или иной деятельностью: игровые, мыслительные, трудовые, изобразительные и т.д. При этом развиваются различные качества личности ребенка. Это дает возможность осуществления деятельностного подхода в формировании интегративных качеств детей дошкольного возраста.

1.2 Деятельностный подход в формировании интегративных качеств личности дошкольников

Рассматривая понятие «подход», необходимо учитывать, что данная категория определяет методы, формы, приемы обучения. Основы личностно деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения [1, 4, 9, 14].

Рассмотрим различные подходы к определению понятия деятельность:

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [9].

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий [5].

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. В данной работе мы будем опираться на это определение деятельности [18].

Исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности» [6].

В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками?

Деятельностный подход это субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики [9]. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

  1. создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
  2. учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  3. помогать ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки [17].

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты [9].

Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским [4]. Основы деятельностного подхода в психологии отразил А.Н. Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность» [9].

В науке выделяется множество различных видов деятельности, но есть основные виды, обеспечивающие существование человека, а также формирование и развитие его как личности. К ним относятся общение, игра, учение и труд [21].

Согласно рекомендациям разработчиков федеральных государственных требований (К.Ю. Белая, О.А. Скоролупова, Н.В. Федина и др.) определяются следующие виды деятельности дошкольников: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно–исследовательская, музыкально–художественная, восприятие художественной литературы [2, 16].

Рассмотрим характеристики основных видов деятельности. Ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста является игровая деятельность, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. С точки зрения А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность оказывает решающее влияние на развитие психики в том или ином возрасте [9].

Рассмотрим определение ведущей деятельности. Ведущая деятельность это теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности [9].

Игра оказывает огромное влияние на умственное развитие дошкольника.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения [19].

И все же игра не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является направленность на результат, на создание продукта деятельности – рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует тому, что ребенок овладевает новыми навыками и умениями, а главное, учится представлять то, что он хочет сделать.

Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Деятельность взрослого результативна, в то время как данная деятельность ребенка носит процессуальный характер.

В подтверждение данного феномена можно выдвинуть следующие доводы: дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют, а потом часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали [19].

Еще одно важное отличие детских рисунков состоит в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально–технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства [19].

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников заключается в том, что труд ребенка непосредственно, связан с игрой, так как в процессе выполнения трудовой деятельности нередко происходит переход к игре. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Дети постарше в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения. Таким образом, можно отметить, что трудовая и игровая деятельность в дошкольном возрасте неразрывно связаны друг с другом и могут переходить из одной формы в другую.

Коммуникативная деятельность имеет следующие особенности: в старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Самостоятельная двигательная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение.

Рассмотрим особенности развития музыкально-художественной деятельности в старшем дошкольном возрасте. На данном этапе возрастного развития происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

Своеобразие в восприятие художественной литературы у старших дошкольников заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику.

Познавательно-исследовательская деятельность – активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных [3].

Рассмотренные виды деятельности характерны именно для детей дошкольного возраста, когда наиболее эффективно происходит развитие ребенка, и складываются главные возрастные новообразования. Поэтому организация и создание условий для развития этих видов деятельности важнейшая задача дошкольной педагогики (приложение 1).

Особенность деятельности старшего дошкольника состоит в том, что взрослый задает ситуацию, а ребенок выполняет социально важное дело и этим самым изменяет ситуацию. Поэтому перед педагогом встает задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала бы детскую инициативу и реализовывала бы ее в социально значимых формах. На наш взгляд, такой формой детской активности является проектная деятельность. Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста [12]. Именно экспериментальная деятельность лежит в основе метода проекта.

1.3 Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств

Проектная деятельность – совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности [3].

Целью организации проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при освоении основных видов деятельности (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (воспитанник должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (старший дошкольник должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов − обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором родитель со слов ребенка делает соответствующие записи мыслей, идей, ощущений старшего дошкольника − рефлексия.

- В том случае, если проект групповой каждый воспитанник должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации старших дошкольников при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и ребенком.

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия [15].

Рассмотрим влияние проектной деятельности на формирование интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: в ходе выполнения проектной деятельности у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, происходит переход, на более качественный уровень развитие вестибулярного аппарата, также проектная деятельность способствует формированию и развитию саморегуляции физической активности у ребенка;

Любознательный, активный: развитие данного качества способствует активизации познавательной деятельности, формирование положительной мотивации на данный вид деятельности;

Эмоционально отзывчивый: в ходе выполнения проектной деятельности дошкольники учатся учитывать не только свою точку зрения, но и принимать возможные альтернативы в данном решении, таким образом, формируются такие качества как эмпатия и толерантность;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: в ходе выполнения проекта у ребенка повышается стремление к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Используются новые средства и формы общения, происходит оптимизация межличностных отношений между ребенком, педагогом и родителями;

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: ребенок узнает новые нормы поведения, оценивающиеся обществом как положительные, и старается выстраивать свое поведение, таким образом, чтобы оно было в пределах этих правил;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: выполнение проектной деятельности способствует компенсации развития психических процессов сторон дошкольника, что в свою очередь повышает способность решать интеллектуальные задачи, через восприятие художественной литературы происходит переход опыта героев произведения на мировоззрение ребенка, таким образом, повышается способность решать личностные проблемы;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: происходит накопление, систематизация и обобщение имеющегося опыта у ребенка, что способствует составлению более целостной картины об окружающей среде и мире в целом;

Овладевший необходимыми умениями и навыками: выполняя проектную деятельность, дошкольники знакомятся с новыми способами и видами выполнения работ, что способствует развитию знаний умений и навыков, соответствующих возрасту;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: формируется мотивационная готовность к обучению, ребенок стремится занять определенную социальную роль, а также происходит развитие психических процессов того уровня, которые необходимы для успешного освоения школьной программы.

Проектная деятельность детей является одним из средств развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность дошкольников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности дошкольников.

В проектной деятельности интегрируются фактически все основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Остановимся кратко на основных направлениях интеграции данных видов деятельности в ходе проектной деятельности детей. Например, для мотивации детей создается проблемная ситуация, стимулирующая их к поиску новых знаний, новым исследованиям, экспериментированию. Все это происходит посредством коммуникации, обсуждения плана проекта, распределения обязанностей, диалога с взрослыми и сверстниками. Так происходит интеграция познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности. В ходе обсуждения проблемы, принятия задач и планирования своей деятельности происходит интеграция следующих видов деятельности: игровой, чтение художественной литературы, двигательной, познавательно–исследовательской и коммуникативной. На этапе реализации проекта дети выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности, таким образом, осуществляется интеграция таких видов деятельности как продуктивная, трудовая, двигательная, музыкально-художественная, познавательно–исследовательская и коммуникативная. В ходе представления результатов работы, дети демонстрируют готовый продукт своей деятельности, из этого следует, что происходит интеграция следующих всех видов деятельности. На этапе подведения итогов выявляются причины успеха и неудач, таким образом, осуществляется интеграция таких видов деятельности как: познавательно-исследовательская и коммуникативная.

Поскольку личность ребенка развивается в деятельности проектная деятельность, интегрируя в себе различные виды деятельности, является универсальным средством формирования интегративных качеств личности старшего дошкольника.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Выводы по главе

На основании проведенного анализа теоретических источников по проблеме формирования интегративных качеств личности у старших дошкольников в проектной деятельности можно сделать следующие выводы:

1. Интегративное качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

2. В науке выделяется множество различных видов деятельности, но есть основные виды, обеспечивающие существование человека, а также формирование и развитие его как личности. В проектной деятельности интегрируются фактически все основные виды детской деятельности, поэтому она может рассматриваться как средство формирования интегративных качеств личности ребенка.

3. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, а также развивает навыки исследовательской, коммуникативной, продуктивной и других видов деятельности, познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе и тем самым формирует интегративные качества дошкольников. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


Глава 2. Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика организации проектной деятельности

В МДОУ №7 г. Ростова образовательной программой является программа «От рождения до школы», в которой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении [11].

Ведущие цели Программы создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В процессе выполнения проекта развивается способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения [7].

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и долгосрочными (от 1 недели до 1 месяца).

Рассмотрим понятие детского проекта:

Детский проект – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

Детский проект может быть органичной частью педагогического проекта. Этапы и структура детской проектной деятельности представлены в приложении 2.

Работа над педагогическим (воспитательским) проектом проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;        

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тему проекта, его форму и подробный план действия необходимо разрабатывать коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.

2.2 Описание опыта организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Волшебница осень»

Исходя, из вышеизложенного теоретического материала об организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, мной был разработан проект «Волшебница осень» (приложение 3), который включал в себя детские проекты. Данные проекты имеют следующие темы: творческий проект «Что нам стоит дом построить?» (приложение 4), творческий проект по созданию подарка ко дню воспитателя из природного материала «Рамка для фотографии» (приложение 5), исследовательский проект «Чем полезны овощи с грядки?» (приложение 6), исследовательский проект «Что мы знаем о луке и чесноке?», (приложение 7), творческий проект создание сказки «Колобок на новый лад», (приложение 8), творческий проект «Чудо шишка» (приложение 9).

Целью педагогического проекта является формирование интегративных качеств, а так же создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Волшебница Осень» (приложение 3).

Данный проект включает в себя следующий ряд задач: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах); отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной), способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников.

Через ознакомление детей с художественной литературой разных жанров: стихами, сказками, составлению рассказов по картинкам, пословицами, поговорками, приметами об осени; через игровую деятельность: дидактические, подвижные, интеллектуальные игры, через художественно творческую деятельность, я стремилась сформировать у детей интегративные качества.

Особое внимание уделяла восприятию детьми информации об осени, как они запоминают и применяют свои знания в ходе непосредственно образовательной деятельности. Через чтение художественной литературы, старалась привлечь внимание дошкольников к описательным рассказам об осени авторов различных произведений, какое это красивое время года, а из художественных произведений, умению выбирать и называть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку, формировала у детей такие нравственные качества как сочувствие, сопереживание. Обращала внимание на использование детьми выразительных средств при рассказывании небольших отрывков, чтению стихотворений.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип интеграцию образовательных областей.

Работа по проекту выстраивалась таким образом, чтобы достичь наибольшей интеграции между областями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», это способствовало эффективному, восприятию литературных произведений, эмоциональному отклику на содержание прочитанного, желанию участвовать в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте.

Привлечение средств изобразительного искусства (иллюстрации, репродукции) и музыкального искусства (слушание разных музыкальных произведений, колыбельных песен, звуков природы, фоновая музыка), театрализованной деятельности (инсценирование текстов, просматривание сказок на CD-дисках, детских мультфильмов по сказкам) помогали детям лучше прожить и прочувствовать произведение, эмоционально откликаться на содержание, активно сопереживать героям и событиям.

Много внимания уделялось и таким образовательным областям как «Безопасность» и «Здоровье». Проводила беседы с детьми о правилах поведения в лесу, ребята активно учувствовали в беседе. Учила детей анализировать поступки героев сказок. На примере сказок дети знакомились с правилами безопасного поведения в лесу, узнавали о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

Реализация содержания образовательных областей реализовывалась через интеграцию основных видов детской деятельности (приложение 10).

Одним из условий реализации проекта было взаимодействие с родителями. Они принимали активное участие в детских проектах и вместе с детьми изготавливали поделки, из овощей, фруктов, природного материала, рисовали с детьми осенний лес, пополняли уголок природы овощами, природным материалами (шишками, листьями, желудями, ягодами рябины и калины).

Подводя итоги нашей совместной проектной деятельности, можно сделать следующие выводы:

 У детей в группе наблюдается положительная динамика интегративных качеств:

  • «Любознательный, активный» у детей появился интерес к общению со взрослыми, стало появляться много вопросов о животных, насекомых, птицах, о предметах ближнего окружения; дети стали более наблюдательными, хорошо знают и используют сенсорные эталоны, появился интерес к экспериментированию с предметами и материалами;
  • «Эмоционально отзывчивый» дети эмоционально откликаются на содержание прочитанного произведения, сопереживают и сочувствуют героям, стараются им помочь и пр.;
  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» дети активно и с желанием участвуют в разных видах совместной творческой деятельности, у них значительно увеличился запас слов, дети пользуются как простыми, так и сложными предложениями, улучшился грамматический строй речи, дети хорошо взаимодействуют со сверстниками в игре, согласовывают свои действия с игровым партнером и др.;
  • «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» большинство детей внимательно вслушиваются в речь и указания взрослого, принимают образец и т.д.;
  • Обогатился «читательский» опыт детей (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (пословиц, поговорок, загадок), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов, примет и стихов об осени.
  •  «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» происходит повышение интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Формируются элементарные представления о ценности здоровья и умение о нем заботиться.
  • «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» формируется умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Способны разрешать конфликтные ситуации с помощью убеждений, доказательства, объяснения своей точки зрения.
  •  «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» Развивается способность устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
  • «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» увеличился запас знаний о природе, окружающей среде.
  • «Овладевший необходимыми умениями и навыками» развиваются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Таким образом, мною был сделан вывод, что проектная деятельность, оказывает большое влияние на формирование интегративных качеств старших дошкольников, так как способствует развитию воображения, мышления, любознательности, активности, заинтересованности детей проблемой исследования. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки, они становятся более внимательными друг к другу. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок становится интересным для родителей, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

2.3 Оценка результативности работы по формированию интегративных качеств личности у старших дошкольников

Перед началом работы над проектом «Волшебница Осень» и после его окончания был проведен мониторинг уровней развития интегративных качеств у детей старшей группы, на основе образовательной программы под редакцией Н. Е. Веракса «От рождения до школы» (приложение 11).

В диагностическом исследовании принимали участие дети старшей группы детского общеобразовательного учреждения №7, количество детей на начало проведения проекта 25 человек, после проведения проекта исследование проводилось на 24 человек, так как один ребенок отсутствовал по состоянию здоровья.

Анализ динамики развития интегративных качеств у детей старшей группы

1.Физически развитый, овладевший основными культурно–гигиеническими навыками

Анализируя динамику развития интегративного качества «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» необходимо отметить повышение уровня развития изучаемого качества (Рис.1). Так, количество детей с высоким уровнем возросло с 0 до 8,3% человек; с уровнем выше среднего уменьшилось с 92% человек до 83,3%, со средним уровнем осталось прежним 8,% человека. Воспитанников с низким уровнем и ниже среднего исследуемого качества не обнаружено. (Рис.1)

Рис.1. Динамика развития интегративного качества дошкольника «физически развитый, овладевший основными культурно–гигиеническими навыками»

2. Любознательный, активный

Изучение динамики развития интегративного качества «любознательный, активный» позволил сделать вывод о позитивности изменений (рис.2). У большего количества дошкольников отмечается высокий уровень исследуемого качества с 0 до 20,8% человек. Показатели уровня выше среднего остались без изменений, средний уровень понизился от 36% человек до 12,5% человек, уровень ниже среднего остался без изменений, воспитанников с низкими показателями не обнаружено.

Рис.2 Динамика развития интегративного качества дошкольника «любознательный, активный»

Таким образом, у детей возрос уровень любознательности, активности: проявляется интерес к новым предметам, событиям, явлениям; больше возникает вопросов об известных дошкольнику предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации; повысилась самостоятельность исследования предметов, если их свойства и использование неизвестны и/или в случаях затруднений; отмечается больший интерес прошлым и будущим взрослых и сверстников; проявляется интерес к различным областям, дошкольники активно участвует в деятельности; инициируют общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; самостоятельно предлагают способы позитивного общения взаимодействия; многие дети сочетают (интегрирует) различные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей.

3. Эмоционально отзывчивый

Уровень развития интегративного качества вырос. Дошкольников с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости не обнаружено. Детей с уровнем развития выше среднего по любознательности, активности увеличилось с 24% человек до 50% человек. Количество детей со средним уровнем уменьшилось с 64% человек до 41,7% человек. Уменьшилось количество детей с уровнем ниже среднего с 12% человек до 8,3% человек, а с низким уровнем данного качества дошкольников не обнаружено.

Рис.3 Динамика развития интегративного качества дошкольника «эмоционально отзывчивый»

Изучение динамики качества «эмоционально отзывчивый» позволяет отметить позитивную направленность в проявлении дошкольниками выразительных средств для передачи своих эмоциональных состояний; эмоциональных переживаниях содержания художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации и пр.) без специального воздействия со стороны взрослого; обращении внимания на изменение настроения взрослого или сверстника; поведении под влиянием указания на эмоциональное состояние взрослого или сверстника.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Изучение динамики развития интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» показывает повышение уровня развития обозначенного качества (рис. 4). Количество детей с высоким уровнем овладения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками осталось без изменений и равно 0. Число дошкольников с уровнем развития выше среднего увеличилось от 40% человек до 54,2% человек. В связи с этим для меньшего числа дошкольников стали характерны средний с 48% человек до 33,3% человек, уровень ниже среднего остался без изменений, а низкого уровня не обнаружено.

Рис.4 Динамика развития интегративного качества дошкольника «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Таким образом, многим дошкольникам старшей группы свойственно преобладание конструктивных форм общения: договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве; способности успешно работать в коллективе сверстников (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей), изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; способности выразить своё отношении к содержанию прочитанного дать оценку.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Анализ изменений данного качества позволяет сделать выводы о позитивных переменах в развитии детей. Повысился высокий уровень в группе от 0 до 4,2%, Также повысился уровень выше среднего с 40% человек до 54,2% человек, Количество дошкольников со средним уровнем уменьшилось с 60% человек до 41,7% человек, а низких показателей не обнаружено.

Можно сказать, что за время работы над проектом у детей выросла способность управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать нормы и правила поведения.

Рис.5 Динамика развития интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

По данному качеству произошли положительные сдвиги. Возросло количество детей на уровне выше среднего с 56% до 70,8% человек. На среднем уровне количество детей уменьшилось с 36% до 20,8% человек, на уровне ниже среднего количество дошкольников осталось неизменным, 8,3% человека. С низким уровнем дошкольников не обнаружено. Можно сказать, что за время проведения проекта дети научились справляться с задачами в игровой деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.

Рис.6 Динамика развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Динамика по данному качеству, показывает развитие воспитанников группы. Высокий уровень в группе 0% детей. Количество дошкольников с уровнем развития выше среднего увеличилось с 16% до 45,8%. В соответствии с этими изменениями уменьшилось количество детей на среднем уровне с 72% до 45,8%. Изменилось количество детей и на уровне ниже среднего с 12% до 8,3%. Дошкольников с низким уровнем не обнаружено. Итак, в результате системной работы педагогов ДОУ у детей достаточно сформировано знание об окружающем мире, природе.

Рис.7 Динамика развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе».

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Анализ динамики развития данного качества показывает положительные изменения. Большая часть старшей группы имеет уровень выше среднего, с начала и после проекта произошли изменения с 64% до 75%. Тем самым произошли изменения и на среднем уровне показатели понизились с 36% до 25%. С низким уровнем и уровнем ниже среднего дошкольников не обнаружено.

Рис.8 Динамика развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Анализ динамики развития данного интегративного качества прослеживается в следующих результатах: высокий уровень, как на начало, так и на конец проекта остался неизменным 0%, уровень выше среднего увеличился с 52% до 75%, за счет этого изменения произошли и на среднем уровне, понизились с 11% до 6%, на начало проведения проекта уровень ниже среднего составлял 4%, на конец проекта он составил 0%, дошкольников с низким уровнем нет.

Рис.9 Динамика развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Выводы по главе

  1. Детский проект – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. В ходе проектной деятельности у детей развиваются творческие, коммуникативные способности.
  2. Работа по проекту выстраивалась таким образом, чтобы достичь наибольшей интеграции между областями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», это способствовало эффективному, восприятию литературных произведений, эмоциональному отклику на содержание прочитанного, желанию участвовать в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте.
  3. Проанализировав и обобщив данные, полученные в ходе работы, можно сделать следующий вывод: проектная деятельность способствует формированию интегративных качеств у старших дошкольников, таким образом, данный вид деятельности может быть использован в качестве средства, способного сформировать и развить интегративные качества у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования интегративных качеств старших дошкольников в проектной деятельности показал, что в науке выделяется множество различных видов деятельности, но есть основные виды, обеспечивающие существование человека, а также формирование и развитие его как личности. В проектной деятельности интегрируются фактически все основные виды детской деятельности, поэтому она может рассматриваться как средство формирования интегративных качеств личности ребенка.

Согласно современным требованиям выделяют основные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, которые, интегрируясь в проектной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств личности старшего дошкольника.

Методика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеет свою специфику, которая состоит в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.

Результаты реализации данной методики показали, что проектная деятельность способствует формированию интегративных качеств у старших дошкольников, таким образом, данный вид деятельности может быть использован в качестве средства, способного сформировать и развить интегративные качества у детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Также развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает осуществление оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектно-исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей, она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок становится еще более интересен родителям как личность, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях.


Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания − СПб.: Питер, 2001. − 288 с.
  2. Белая, К.Ю. Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ. (Текст) / К.Ю.Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – № 11. – С.6
  3. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 112 с.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. − М.: Педагогика–Пресс, 1999. −534 с.
  5. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  7. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под редакцией Логиновой В.И. Саморуковой П.Г. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.
  8. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.–составитель Л. А. Карпенко. − 2–е изд., расширенное, испр. и доп. − Ростов–на–Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  10. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
  11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  12. Поддьяков, Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999. – 250 с.
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
  15. Сергеев, Н.К. Целостный подход в педагогическом исследовании // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. – Волгоград, 2002. – Вып.5. – Ч. 2. – С. 5 – 9.
  16. Скоролупова, О.А., Федина, Н.В. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Текст) / О.Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 6–15.
  17. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. – 5–е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
  18. Словарь – справочник воспитателя./ Авт.– сост. С. С. Степанов. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  19. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». − М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.
  20. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
  21. Якобсон, П. М. Общение людей как социально–психологическая проблема. – М.: Знание,1973. – 32 с.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста

Описание методики обследования уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.

Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с л...

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...

Открытое занятие по развитию коммуникативных и интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

Коррекционно-образовательные цели:закрепление представлений о диких животных и их детёнышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.Коррекционно-р...

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....