Проект "Воспитание у детей подготовительной к школе группы экологически правильного отношения к пище средствами музыки, живописи, народно прикладного творчества"
проект (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: "Закрепить и расширить знания детей по вопросам проблемы "Утилизация пищевых отходов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТИП ПРОЕКТА:    

                        - Среднесрочный

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

-  Способствовать формированию у детей подготовительной  группы  

   понимания актуальности экологической проблемы –  

   «Утилизация пищевых отходов»»

-  Воспитывать у детей экологически  правильное отношения к пище    

   средствами музыки, живописи, народного, декоративно-прикладного

   искусства

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

                          -  Два месяца: сентябрь – октябрь 2013 года

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 -  Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей

    ИЗОдеятельности, дети подготовительной группы

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

-   Научить детей понимать, что пищевые отходы, это серьезная проблема для    

   всего человечества

-  Учить относиться к еде бережно и с уважением, как к результату труда  

   многих людей

-  Познакомить с произведениями искусства народных мастеров Хохломы и  

   Гжели, художников создавших картины в жанре «натюрморт»

-  Познакомить с жанром – «частушка», учить исполнять частушки

-  Учить детей передавать в рисунке красоту народных росписей Хохломы и  

   Гжели, составлять красочные композиции  в стиле – «натюрморт»

-  Способствовать формированию навыков культуры еды

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ:                           

-  Беседа с детьми о проблеме утилизации пищевых отходов, о способах их  

   переработки

   Слушание «Экологических частушек»

-  Беседа с детьми о бережном отношении к пище, о труде людей  

   что выращивают урожай

   Рассматривание репродукций картин, написанных в жанре «натюрморт»

-  Просмотр презентации «Золотая хохлома»

-  Беседа с детьми о возникновении жанра «частушка"

   Слушание и разучивание частушек «Частушки о Хохломе»

-  Проведение НОД по ИЗОдеятельности «Золотая Хохлома»

-  Беседа с детьми о переработке пищевых отходов

   Привлечь детей, к участию в закладке компоста в компостный ящик

-  Просмотр презентации «Гжель»,

-  Рассматривание изделий, мастеров Гжели, деталей узоров,

   Слушание частушек о Гжельской росписи.

-  Проведение НОД по ИЗОдеятельности по теме: «Пир на весь мир».

-  Просмотр натюрмортов, для создания которых использовалась

   посуда с хохломской, или гжельской росписью

   Предложить детям самостоятельно создать композиции для  рисования  

   натюрморта

   Исполнение частушек о Хохлме, о Гжели

-  Беседа с детьми о способах сервировки стола в группе,

   просмотр слайдов со схемами сервировки, способами украшения стола

-  Проведение игры-викторины по теме: «Природа и мы»

-  Презентация проекта: «Воспитание у детей подготовительной к школе

   группы экологически правильного отношения к пище», на родительском  

   собрании

-  Привлечь воспитателей и родителей детей подготовительной группы к  

    участию в оформлении сервировки стола детей в группе

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-  Расширение знаний детей подготовительной группы по вопросам    

   экологической проблемы: «Утилизация пищевых отходов»

-  формирования у детей на этой основе духовного, нравственного и личного  

    отношения к действительности;

-  активизация позиции родителей, как  участников педагогического процесса  

   детского сада

     

Актуальность проекта

Утилизация продуктов питания на сегодняшний день является одной  из самых сложных задач. Именно этот вид отходов относится к числу биологических, а значит, способных стать питательной средой для различных бактерий и живых существ. К пищевым отходам относятся испорченные продукты, остатки пищи из столовых и кафе, отходы перерабатывающих  предприятий пищевой промышленности, а также отходы от  индивидуального потребления продуктов питания в домах и квартирах. Сюда же следует отнести отходы молочной и мясоперерабатывающей промышленности. Сами по себе они никакой угрозы для окружающей среды не представляют. Но при плюсовых температурах  в них начинаются процессы гниения, температура отходов повышается и становится идеальной средой для размножения мух, тараканов, крыс и мышей.  Все эти животные являются переносчиками опасных заболеваний, начиная от простой кишечной палочки, заканчивая чумой.

Именно по этой причине утилизация пищевых отходов должна производиться максимально быстро, до того, как начнется процесс гниения и сбраживания.

   Очень важно, чтобы каждый человек понимал, что от нашего отношения к окружающей нас природе, к пище, которую мы употребляем, зависит количество отходов, которые с огромными затратами денежных средств и труда приходится перерабатывать.   Однозначно,  что и детей,  надо информировать о важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. 

На занятиях по экологии дети получают, достаточно исчерпывающую, информацию о переработке пищевых отходов, но мы, авторы проекта считаем, что рассматривать данный вопрос можно более широко, и в несколько ином аспекте, касающегося  задач эстетического воспитания детей.

Планирование работы

 Решение задач воспитания экологической культуры поведения у  дошколь- ников, в рамках ФГТ, требует от специалиста, работающего в   детском дошкольном образовательном учреждении очень внимательного изучения вопросов экологического воспитания детей дошкольного возраста в целом. Ранее,  эстетическое воспитание детей, прежде всего, преследовало цель развить в ребенке эстетический взгляд на окружающий  его мир.  Теперь, музыкальному руководителю, или воспитателю по  обучению детей ИЗОдеятельности требуется сформировать систему  методов работы с детьми, где решение задач эстетического воспитания ребенка, будет рассматриваться в интеграции с решением задач других образовательных областей, в данном случае с задачами воспитания у детей экологической  культуры поведения.

Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, основная тема: «Мусор», то есть утилизация и переработка ТБО и пищевых отходов

   Определив  задачи экологического воспитания, которые будут решаться в рамках проекта, мы решили использовать различные формы работы с детьми, привлекая их внимание к тому, что пища, это дар природы, результат труда многих людей и относиться к ней надо бережно и с уважением. С давних времен употребление пищи для людей стало не только способом насыщения, но и эстетическим обрядом, в котором использовалось множество разных предметов, украшающих трапезу.

   Мастера народного декоративно-прикладного искусства Хохломы и Гжели создавали удивительную по красоте посуду, которая и по сей день славится во всем мире, как самые удивительные народные произведения искусства. О дарах природы люди слагали песни, частушки, задорные, озорные. Великие художники писали удивительные по красоте картины, в жанре «натюрморт».

   Так, как основная работа по экологическому воспитанию детей ведется во время непосредственной образовательной деятельности, которой руководит воспитатель группы, то мы – музыкальный руководитель и воспитатель по ИЗОдеятельности решили планировать работу в рамках проекта, вне основной образовательной деятельности и по подгруппам. Хотя некоторые задачи в рамках  проекта, например художественная роспись, гжельским, или хохломским узором, решались во время непосредственной образовательной художественной  деятельности.

    Конечно, мы хотели, чтобы дети не только получили интересную информацию, но и сами стали участниками творческого процесса. Например, научились правильно и красиво сервировать стол, создавать несложные композиции из фруктов, или иных продуктов питания, с  красивой, оригинальной посудой. Чтобы дети умели исполнять частушки, в которых отражается красота изделий народных мастеров, научились рисованию элементов хохломской и гжельской росписи.

Нами был составлен поэтапный план работы с детьми, мы отразили его в разделе «способы реализации проекта». Формы работы с детьми самые разнообразные, беседы, просмотры презентаций, слайдов, участие в акции

«Отходам –вторую жизнь».

В результате реализации проекта дети должны научиться понимать, что жизнедеятельность человека может нанести непоправимый вред природе, т.е. среде обитания человека и, множеству живущих на земле существ. И от каждого из нас, зависит, каким будет наш мир, какое будущее мы создадим для себя.

                                                      

                                               

                         

                                               Приложение:

Беседа с детьми подготовительной группы

о проблеме и способах утилизации пищевых отходов

Цель: Расширять знания детей об актуальности проблемы утилизации пищевых отходов, закреплять знания о способах их утилизации,

познакомить с музыкальным жанром «частушка»

Предварительная работа:

Сообщение детям о серьезности проблемы утилизации пищевых отходов для всего человечества.

Просмотр слайдов по теме: «Утилизация пищевых отходов»

Материал:  

Слайды из ресурсов Интернета по теме: «Натюрморт»

Словарь:

Утилизация, переработка, потребительские, производственные отходы

Ход беседы:

Беседу проводит музыкальный руководитель

Ребята, сегодня я случайно увидела, что некоторые дети не съели кашу, или не доели ее. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Куда потом исчезла каша с ваших тарелок?»

Дети высказывают свои предположения

Конечно, ребята, вы знаете, что остатки с ваших тарелок, после завтрака, младший воспитатель, Наталья Александровна, выносит во двор, и все отходы попадают в специальный бак, стоящий во дворе, а затем их увозят на машине для переработки. Я хочу напомнить вам о том, что не только из нашего детского сада вывозятся отходы, но из многих детских образовательных учреждений, это и детские сады, и школы и, конечно, потребительские отходы вывозятся из жилых домов, магазинов, предприятий. А, это значит, что их очень много, тонны мусора вывозятся каждый день, только из нашего города.

Скажите, ребята, чем отличаются потребительские  отходы, от  производственных?  

Дети высказывают свои предположения

Под отходами потребления понимаются те отходы, которые образуются вследствие деятельности человека. В эту группу входят пищевые отходы и бытовой мусор. К производственным отходам относятся отходы, которые появляются вследствие работы промышленных предприятий. Сами по себе пищевые отходы  никакой угрозы для окружающей среды не представляют.  Но при высокой температуре воздуха, в них начинаются процессы гниения, температура отходов повышается и становится идеальной средой для размножения мух, тараканов, крыс и мышей.  Все эти животные являются переносчиками опасных заболеваний.

Именно по этой причине утилизация пищевых отходов должна производиться максимально быстро, до того, как начнется процесс гниения.

Но, тогда давайте вспомним и о способах утилизации пищевых отходов, их всего три, кто может мне их назвать?

Дети высказывают свои предположения

Почти все ответили правильно, но давайте, все же уточним.

Во-первых, отходы можно сжечь, во-вторых захоронить и в третьих переработать. То есть сделать из отходов вторичное сырье для изготовления каких-то предметов, нужных людям.

Но об этом мы будем говорить в следующий раз, а сейчас  я хочу, исполнить для вас «Экологические частушки». Вы уже знаете, что проблема неправильного отношения человека к природе, прежде всего, засоряет нашу с вами среду обитания. Для того, чтобы напомнить людям об их ответственности за окружающую их природу можно рассказать о своих мыслях и чувствах в кратких музыкальных попевках, которые называются «частушки»

Исполняются частушки, обсуждается их содержание, дети слушают несколько вариантов  мелодий частушек в записи, отмечается повторяющееся звучание одних и тех же аккордов, несложный ритм, похожий на разговорную речь.

Итог беседы

Беседа с детьми подготовительной группы

о бережном отношении к пище

Цель:

Продолжать учить детей бережно и с уважением относиться к пище, как к результату труда многих людей, познакомить детей  с понятием  «натюрморт», произведениями художника И.Казаринова

Предварительная работа:

Труд в огороде, выращивание овощных культур детьми и воспитателем подготовительной группы,

наблюдение за доставкой продуктов в детский сад,

экскурсия на кухню детского сада, наблюдение за трудом младшего воспитателя

Материал:

Овощи и зелень, слайды из ресурсов Интернета, с изображением картин

И. Казаринова

Словарь:

Натюрморт

Ход беседы:

Беседу проводит воспитатель по ИЗОдеятельности  

Воспитатель

Ребята, я знаю, что сегодня вы собирали урожай с огорода, в котором трудились все лето. Расскажите, пожалуйста, что вы вырастили, и что вы делали для того, чтобы урожай был богатым. Кто хочет рассказать?

Один из детей рассказывает, другие ему с разрешения воспитателя помогают. Вот видите, как много труда вы затратили для того, чтобы вырастить морковь, свеклу, лук, укроп, петрушку. Приходилось, и поливать, и рыхлить, и полоть, но зато, как приятно, насладиться результатами своего труда. Сегодня, мы обязательно попробуем выращенную вами морковку, я уверена, что она вкусная, сладкая и очень полезная. Ребята, а разве вам хочется, чтобы все, что вы вырастили, было безжалостно выброшено?  Дети отвечают. Конечно, нет. Но, ведь очень часто, мы выбрасываем еду, выращенную, чьими-то очень трудолюбивыми руками. Не доедаем кашу на завтрак, не съедаем хлеб во время обеда, бросаем недоеденное яблоко, или покупаем в магазине столько еды к празднику, что потом выбрасываем, даже не использованные продукты. И в это время мы не думаем о том, что превращаем продукты питания в пищевые отходы. Получается, что кто-то трудился в поте лица, чтобы все это вырастить, испечь хлеб, надоить молока, изготовить мясные, молочные продукты, а в итоге это все попало на мусорную свалку. И снова будет затрачено много средств, чтобы утилизировать, и переработать отходы. Ребята, как вы думаете, что мы с вами можем сделать для того, чтобы пищевых отходов стало гораздо меньше? Дети высказывают свои предположения. Что же, давайте сделаем вывод.

Во-первых, мы должны уметь сохранять урожай, который вырастили, т.е. уметь хранить продукты питания. Во-вторых, покупать и готовить надо столько продуктов, сколько можешь съесть, если не доел, можно сохранить в холодильнике, или переработать. Например, кислое молоко в творог, сухой хлеб превратить в гренки к завтраку, но все же ребята, скажите, что делать с продуктами, которые не идут в пищу. Например, очистки картошки, и других овощей, или скорлупа яиц? Вы, конечно, затрудняетесь пока ответить, но в следующий раз мы обязательно поговорим с вами об этом. А, сейчас, я хочу, чтобы вы обратили внимание на мольберт (Включается мультимедийный проектор, дети видят натюрморт И. Казаринова), скажите, что изображено на этой картине?  Дети отвечают. Красивая посуда, красивые спелые фрукты. Художник Игорь Казаринов старался передать всю красоту даров природы, которые мы с вами с удовольствием употребляем в пищу, и, я думаю, он рисовал картину для того, чтобы и другие увидели эту красоту, научились любить все, что дает нам природа, научились это ценить. Конечно, надо, ребята, отметить и мастерство художника, посмотрите, фрукты, как будто настоящие. Кажется, только протяни руку и попробуешь сочный персик, или золотой виноград. Картины, на которых изображается  художественная  композиция, составленная  из разнообразных предметов: посуды, фруктов,  цветов,  пищевых продуктов, называется «натюрморт». Пожалуйста, ребята повторите это слово. Дети повторяют.

Игорь Казаринов нарисовал в жанре натюрморт не одну картину, а несколько, сейчас вы их все увидите. Показываются слайды с изображением натюрмортов.

Я очень, надеюсь, что и вы,  ребята, будете теперь еще бережнее относиться к пище, уважая чужой труд и понимая красоту и щедрость природы. А теперь, давайте попробуем морковь, которую вы вырастили на своем огороде. Я разрежу ее на небольшие кусочки, чтобы если кто-то захочет, возьмет еще, а кому не понравится, он не оставит остатков, которые надо будет выбросить.

Итог беседы

Просмотр презентации «Золотая Хохлома»,

беседа с детьми

                                         

Цель:

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, изделиями мастеров Хохломы, воспитывать нравственно-эстетического отношение к пище

Предварительная работа:

Беседа в группе о предметах сервировки стола к завтраку, обеду

Словарь:

Хохлома, хохломская роспись, сервировка,

кухонная утварь

Ход беседы:

Проводит беседу воспитатель по обучению детей ИЗОдеятельности

Ребята, в прошлый раз мы беседовали с вами о бережном и уважительном отношении к пище, познакомились с картинами художника, написанными в жанре «натюрморт». Повторите это слово. Назовите мне, пожалуйста, фамилию художника, который написал эти картины (демонстрирует слайды с изображением картин). Дети отвечают. Правильно, это картины художника Игоря Казаринова.

Сегодня у меня для вас сюрприз, вы сможете не только увидеть произведения искусства на экране, но и потрогать их и рассмотреть со всех сторон (снимает ткань, закрывающую предметы, стоящие на демонстрационном столике). Конечно, вы узнали роспись на посуде, которая стоит перед вами. Расписана она хохломской росписью. Эта посуда настоящее произведение искусства. Из такой посуды и пить, и есть приятно. И, что самое удивительное, все это сделано из дерева. В давние времена люди научились вытачивать посуду из дерева. Сегодня мы вспомним, когда и где, появилась такая посуда, и почему узоры, которые вы видите на этих предметах кухонной утвари, называются хохломской росписью.

Просмотр презентации «Золотая Хохлома»

Скажите, ребята,  а вам бы хотелось пользоваться такой посудой? Дети отвечают. Мне эта посуда тоже очень нравится, она украсит любой стол. Как вы думаете, можно ли эту посуду использовать при создании композиций для рисования натюрморта? Дети отвечают. Конечно, можно,

а что еще надо принести, чтобы создать композицию? Дети отвечают

Да, надо принести фрукты, цветы, какие-то украшающие стол детали, скатерть, салфетки, поднос и другие предметы.

Итог беседы и просмотра 

Беседа с детьми о возникновении жанра «частушка»,

                           слушание  «Частушек о Хохломе»

Цель:

Расширять знания детей о музыкальных жанрах, познакомить с жанром «Частушка», продолжать развивать нравственно-эстетическое отношение к пище.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Золотая хохлома», беседа по содержанию презентации

Материал:

Предметы посуды, расписанные хохломской росписью,  картинка с изображением сервировки похожими предметами

Словарь:  частушка,

Ход беседы:

Проводит беседу музыкальный руководитель

Ребята, я знаю, что вы познакомились с удивительно красивым и старинным

народным промыслом под названием «Золотая хохлома». Прежде всего, давайте вспомним, что хохломской росписью расписывалась, как раньше говорили, «кухонная утварь», то есть посуда: чашки, тарелки, горшки, подносы, ложки и т.д. Люди хотели украсить застолье, то есть употребление пищи красотой посуды. К пище относились с уважением и любовью, потому, что для того, чтобы вырастить хлеб и изготовить другие продукты питания требовалось много сил, труда. Как, вы думаете, ребята, а мы с вами должны относиться к пище с уважением? Дети отвечают. И мы должны не допускать, чтобы пища, или продукты питания превращались в пищевые отходы.  

Вот здесь у меня на столике, вы видите хохломскую посуду. Какие на ней красивые узоры. Ответьте, какого цвета краски используются для хохломс-кой росписи?  Дети отвечают. Правильно, черная, красная, золотая, иногда прорисовывается  зеленая. О красоте хохломы люди рассказывали легенды, пели песни, слагали частушки. Мы с вами уже слушали «Экологические частушки», а  сегодня я хочу исполнить для вас «Частушки о Хохломе», но сначала я вам расскажу, что такое частушки.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются частушки на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от слова – частить, петь быстро. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Жанр «частушка» относится к области русского народного творчества. Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента. А теперь послушайте «Частушки о Хохломе», у них есть авторы –Петр Синявский и Мария Картушина

«Частушки о Хохломе»

1.

Все листочки, да листочки

Здесь же каждый золотой,

Красоту такую люди

Называют хохломой!

2.

Хохлома, да хохлома –

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха, да курицу.

3.

Бабка деда до обеда,

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

Разбирается содержание частушек,

разучиваются частушки во время

непосредственной образовательной музыкальной деятельности детей

4.

Надою я молока

И налью котенку,

Разрисую хохломой

Милую буренку.

5.

Мы частушки петь кончаем,

Хохломы красивей нет!

От ребяток голосистых,

Посылаю всем привет!


Непосредственно образовательная изобразительная деятельность детей по теме: «Золотая хохлома»

Цель: 

Продолжать знакомство детей с видом народного декоративно- прикладного искусства. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью.

Предварительная работа:

Беседа о декоративно-прикладном искусстве, о хохломской росписи, просмотр презентации «Золотая Хохлома», знакомство с частушками о хохломе.

Материал:

Изделия хохломских мастеров, альбом «Золотая Хохлома», схемы с изображением отдельных деталей хохломской росписи.

Содержание занятия:

Ребята, вечером мы приготовили с вами основу для рисунков, покрыли черной краской альбомные листы, которые сегодня вы будете расписывать элементами хохломской росписи. Прежде, чем вы начнете рисовать, давайте вспомним, какие цвета использовались в хохломской росписи. Перед вами несколько предметов посуды, на которых вы можете рассмотреть и узоры и цвет краски, которой они нарисованы. Дети рассматривают предметы, называют цвета росписи. Да, любимые цвета мастеров Хохломы, это красный, золотой, черный, зеленый.  Теперь рассмотрим узоры.  Это веточки, кустики, цветы, ягодки. Мастера называют их ласково «травка». А вот там где травка превратилась в завитки, это называется «кудриной», от слова кудрявая. Рассмотрите детали узоров вот на этих схемах. Сейчас я покажу вам, как можно рисовать травку и кудрину. Показ рисования . Сегодня я предлагаю вам нарисовать небольшой узор на заготовленных вами листах, но сначала давайте решим, как мы будем располагать. Лист у вас  прямоуголь- ной формы, довольно большой, а потому у вас есть место для вашей фантазии. Чтобы вы представили, как можно, расположить рисунок, я покажу вам несколько иллюстраций из альбома «Золотая хохлома» и мы сможем выбрать узор и его расположение на листе. Проводится обсуждение с детьми, затем дети приступают к выполнению задания, в процессе,

рисунки детей обсуждаются, отмечаются лучшие работы, даются рекомендации и высказываются пожелания детям недостаточно справившихся с заданием.

Беседа с детьми о переработке пищевых продуктов

участие детей в закладке сырья в компостный ящик

Цель:

Закреплять знания детей о видах переработки пищевых отходов.

Привлечь детей к созданию компоста в компостном ящике на территории

детского сада.

Предварительная работа:

Уборка листвы, с территории участка для прогулок, уборка ботвы с грядок

в огороде.

Материал:

Слайды о пошаговом изготовлении компоста, вид компостного ящика, компостной ямы

Словарь:

Компост, компостирование, компостный ящик, яма.

Ход беседы:

Проводит воспитатель подготовительной группы

Ребята, вы уже знаете, что пищевые отходы могут стать источником заболеваний и даже эпидемий, негативно отразиться на окружающей среде и человеке. Потому их надо, как можно быстрее переработать. Но, сначала назовите мне виды пищевых отходов. Дети отвечают  Правильно, это отходы потребительские и производственные. И вы уже знаете, что пищевые потребительские отходы, это еще, к сожалению, продукты питания, которые мы не доели, или не смогли сохранить, потому, что купили слишком много.

Но еще, мы уже с вами знаем, что есть отходы, которых нельзя избежать, это очистки овощей, фруктов, яичная скорлупа, а также ботва выращенных на полях овощей, злаков. Все это тоже пищевые отходы. Существует три вида утилизации пищевых отходов, это сжигание, захоронение и переработка.

Переработка, это превращение отходов в нужные людям вещи, например – компост. Компост, ребята, это удобрение для растений, изготовленное из пищевых отходов. Сейчас вы увидите на экране как правильно изготавливать компост и, что можно компостировать в компостном ящике, или компостной яме. Дети просматривают слайды, воспитатель их комментирует.

Вот вы и узнали, ребята, что такое компост, компостный ящик, яма и я предлагаю вам участвовать в изготовлении компоста. Мы с вами уже собрали вечером опавшие листья, ботву на огороде, а сегодня будем наблюдать и по мере сил наблюдать закладку сырья в компостный ящик.

Дети и воспитатели выходят на территорию детского сада.

После окончания мероприятия воспитатель проводит обсуждение увиденного.

Беседа о Гжельской росписи,

просмотр презентации «Гжель»

                                                     Цель:

Познакомить детей с гжельским народным промыслом,

продолжать развивать нравственно-эстетическое отношение к пище,

познакомить детей с частушками о Гжели

Предварительная работа:

Рассматривание посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, слушание стихотворения П.Синявского «Гжель»

Материал:

Презентация «Гжель»

Ход беседы:

Проводит беседу воспитатель по обучению детей  ИЗОдеятельности

совместно с музыкальным руководителем

Ребята, вы уже знаете, что в давние времена люди научились делать деревянную посуду, а затем украшать ее красивыми узорами . Скажите ребята, для чего люди это делали? Дети отвечают. Правильно, люди хотели, чтобы их жизнь стала нарядней, красивей, относились к пище с уважением, понимая, как она нелегко достается. Пища, это дар природы человеку. Мы с вами познакомились с произведениями искусства мастеров Хохломы, рисовали детали узоров хохломской росписи, рассматривали изделия мастеров Гжели, и все они удивляли нас своей красотой. Посмотрите,  вот здесь на столике стоят различные предметы, расписанные хохломской и гжельской росписью, скажите, чем они отличаются. Воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает материал, из которого изготовлены изделия, похожие и различные способы росписи, цвет, форму изделий,  предназначение предметов.

Ребята, сегодня вы увидите на экране, как, и где, возникла гжельская роспись.

Просмотр презентации «Гжель», обсуждение просмотра

Музыкальный руководитель продолжает беседу

Ребята, вы уже знаете, что частушки, это небольшие песенки, которые могут быть самого разного содержания. Каждая частушка это маленький рассказ о том, что человеку хочется рассказать о себе, о своих впечатлениях, об увиденном, услышанном.  Вот и сегодня вы услышите частушки, в которых отразилось восхищение людей гжельской росписью, но каждый по-своему высказывает, это восхищение, иногда серьезно, иногда с озорством. Сразу понятно, что исполняет не один человек, а несколько.

Частушки мы исполним вдвоем, в сопровождении звучания вот этих расписных ложек.

Исполняются частушки о Гжели. Обсуждается содержание частушек.

Итог беседы

Вариант для исполнения детьми

Воспитатель

Эй, девчонки-хохотушки, 

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети (хором)

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно
Мы про Гжель споем частушки

Будет замечательно!

1.

Гжель - посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

2.

По-полю гуляла я,

Три цветочка нашла:

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красото

3.

Распишу теперь посуду

Бело синей красотой

Пусть цветок ее украсит

Словно небо голубой

4.

Мыла гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру - не беда!

Ох, посуда хороша!

5.

Юбку белую надела,

Синей лентой заплела.

Вот так  Гжельская краса,

Полюбуйтесь на меня!

6.

Я в окошечко смотрю,

Вот береза, а вот ель,

Приглашу с собой подружку

На экскурсию во Гжель!

Автор - Л.А.Ляпина


Конспект проведения непосредственной образовательной  изобразительной деятельности с детьми по теме:

«Пир на весь мир»

Цель:

Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображением, сказочных яств.

Развивать чувство формы и композиции.

Продолжать развивать интерес к народному искусству.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Гжель», беседа о гжельской росписи, ее возникновении слушание частушек о Гжели.

Материал:

Листы бумаги желтого цвета, одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки. Альбом для детского художественного творчества «Синяя Гжель», предметы посуды, расписанные гжельской росписью.

Содержание занятия:

Воспитатель рассказывает детям стихотворение П. Синявского «Гжель»

Ребята, я хочу, чтобы вы вспомнили стихотворение «Гжель». Послушайте .

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы, Невиданной красы,

Деревня в Подмосковье,

Прославилась теперь,

Известно всем в народе,

Ее названье – Гжель,

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

Почему изделия гжельских мастеров так полюбились народу? Что в ней такого особенного? Ну, конечно, это, прежде всего, необыкновенный цвет!

Он всегда бело-синий – яркий и какой-то звонкий, будто колокольчик. на морозе звенит «дзинь-дзилинь». Гжельские мастера большие выдумщики, поэтому делают посуду, самую разную. тут тебе и чайники, и кофейники, и самовары, и сахарница и молочник, и масленка. а чашек видимо не видимо, простые и затейливые, с одной ручкой и с двумя, с крышками, с ситечками, а иногда даже в форме какого-то животного – льва, коня рыбы… И узоры самые разные: розы, ромашки. колокольчики, тюльпаны, птицы, рыбы, деревья и даже целые города. делают в гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, стоящие на демонстрационном столике, иллюстрации из альбома «Синяя Гжель»

Ребята, сегодня тема нашего рисования будет называться «Пир на весь мир»,

Каждый из вас возьмет лист желтой бумаги и на нем нарисует сначала сине-белую посуду, а затем, красивую еду на ней, фрукты, ягоды, караваи хлеба, можно пироги, пряники, что вам больше нравится. Я предлагаю вам вспомнить, натюрморты Игоря Казаринова, как красивы на его картинах посуда и фрукты. Может быть, и вам удастся создать в своих рисунках такую же красоту.

Дети приступают к работе. В конце занятия составляется большая ленточная панорама «Пир на весь мир», воспитатель обращает внимание детей на лучшие работы, говорит  о том, что во все времена люди видели и понимали красоту природы, которую передавали и в своих изделиях. Как людям хотелось видеть эту красоту у себя в доме, украшать этой красотой

свою жизнь.

Из работ детей оформляется выставка по теме: «Пир на весь мир»

Беседа о рисовании натюрморта,

составление композиций для рисования натюрморта детьми

Цель:

Формировать у детей нравственно - эстетическое отношение к окружающе- му миру, восприятие красоты во всех ее проявлениях

Научить детей составлять несложные композиции из предметов посуды, с хохломской и гжельской росписью;  

муляжей фруктов, овощей, других предметов, украшающих стол

Предварительная работа:

Знакомство детей с хохломской и гжельской росписью, различными предметами столовой посуды, художественным жанром «натюрморт»

Материал:

Репродукции натюрмортов, в композиции которых, использовалась хохломская и гжельская посуда. Посуда и другие предметы, расписанные хохломской и гжельской росписью, муляжи фруктов и овощей, искусствен- ные и живые цветы, скатерти, салфетки.

Словарь:

Названия предметов столовой посуды, названия фруктов, овощей, других продуктов питания

Ход беседы:

Проводят совместно воспитатель по ИЗОдеятельности и музыкаьный руководитель

Ребята, я хочу задать вам вопросы, которые вы должны слушать очень внимательно. Пожалуйста, отвечайте полным ответом, не торопитесь, обдумывайте ответ.

1. Как называется роспись посуды, в которой

    основные цвета, золотой, красный, черный,

    иногда прорисовывается зеленый? (хохлома)

2. Из какого материала изготавливалась

    хохломская посуда? (из дерева)

3. Как называется роспись посуды, в которой

    основные цвета белый, синий, голубой? (гжельская)

4. Из какого материала изготавливается гжельская посуда? (из глины)

5. Что такое натюрморт? (картина, в композиции которой используются

    различные продукты питания, посуда и иные предметы, украшающие стол)

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы. Сегодня мы будем заниматься с вами очень интересным делом, я научу вас составлять композиции для рисования натюрморта. Но сначала вы увидите на экране несколько натюрмортов, составленных из предметов хохломской и гжельской росписи, фруктов, ягод, цветов. Просмотр слайдов с изображением натюрмортов, затем дети с воспитателем создают композицию для натюрморта, а потом, разделившись на группы по три, четыре человека, создают композиции самостоятельно

Музыкальный руководитель:

Ребята, мне очень понравились ваши композиции, такая красота вокруг нас, я предлагаю исполнить частушки о Хохломе, о Гжели.

Дети исполняют частушки, сопровождая их звучанием деревянных ложек, расписанных хохломской и гжельской росписью.

Итог беседы

Беседа с детьми о правилах сервировки стола

Цель:

Познакомить детей с различными способами

сервировки стола, воспитывать культуру поведения за столом

Предварительная работа:

Просмотр слайдов, схем со способами сервировки

Материал:

Посуда, скатерти , салфетки, предметы украшения стола.

Ход беседы:

Участвуют: музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗОдеятельности, воспитатель группы, младший воспитатель, дети подготовительной группы

Воспитатель

Ребята, сегодня мы все побеседуем  с вами в группе, и не только побеседуем, а станем участниками сервировки вашего стола к завтраку. Но сначала вспомним, что нужно для того, чтобы сервировать стол. Дети отвечают. Правильно, нужна посуда, скатерть, салфетки. Но, чтобы еда нам показалась еще вкуснее, стол можно украсить. Чем можно украсить стол? Дети отвечают Да, я с вами согласна. Можно украсить стол цветами. Какими? Дети высказывают предположения. Ребята, если мы сядем за стол друг против друга, а на столе будет стоять вот такая высокая ваза с цветами, мы сможем увидеть друг друга за этой вазой? Конечно, нет. Наверное, надо выбрать вазу низкую, цветы невысокие (показывает детям). Но, прежде чем поставить вазу, надо постелить скатерть. Вот здесь несколько скатертей, вы можете выбрать одну. Дети выбирают скатерть, взрослые дают советы, скатертью покрывают стол. Куда поставим вазу? Дети отвечают  Правильно, на середину стола, чтобы она никому не мешала, и всем была видна. Сегодня, у нас на завтрак вареные яйца, батон с маслом и сыром, чай с конфетами. Давайте решим, какая нам нужна посуда. Обсуждаются предметы посуды, столовые приборы, подставки для салфеток. Ребята, мы с вами решили, какая и для чего нужна посуда, но мы знаем теперь с вами, что посуда тоже может украшать стол. Из красивой посуды приятно есть, пить чай, но как вы думаете, красиво будет, если кружки будут белые, тарелки зеленые, чайник в стиле хохломы, подставка для яиц с гжельской росписью? Нет, конечно, нет. Желательно, чтобы все было в едином стиле. А теперь давайте определим место для всех столовых предметов. Мы уже рассматривали с вами схемы их расположения на столе для завтрака, для обеда, но теперь вы должны решить сами, что и где должно лежать.

Один стол будет сервировать команда  Самиры, а другой команда Ильяса.

А мы втроем, будем жюри, которое будет оценивать результат вашей работы.

Дети приступают к работе

Воспитатель по обучению детей ИЗОдеятельности

Вы все постарались и теперь вы знаете, как правильно сервировать стол, но мне очень понравился стол, где на посуде присутствуют узоры гжельской росписи, другой стол тоже хорош, но он более современный, дети даже использовали для украшения стола не вазу, а горшочек с комнатным растением, очень оригинально. В следующий раз, я вам покажу еще несколько вариантов украшения стола. Стол может быть праздничным, например к Новому году, или к дню рождения.

Музыкальный руководитель

Ребята, а я сегодня хочу вас немного удивить. С давних времен, было принято, чтобы во время, когда люди находились за столом – завтракали, обедали, ужинали, обязательно звучала легкая изящная музыка и ваш завтрак, сегодня, будет сопровождать музыка, знаменитого итальянского композитора – Антонио Вивальди.

Воспитатель

Ребята, скоро Наталья Владимировна (младший воспитатель) пригласит нас к завтраку, давайте вспомним правила поведения за столом. 

Дети вспоминают правила, воспитатель обращает внимание на то, что к пище надо относиться с уважением, и стараться не превращать ее в пищевые отходы. Наблюдает, как дети едят, хвалит кушанья, говорит об их полезности, хвалит детей, которые едят аккуратно, не оставляют в тарелке остатки.

Заключительное мероприятие – игра-викторина:

«Природа и мы»

Цель:

Закрепить знания детей по темам: «Пищевые отходы – их утилизация и переработка», «Пища – это дар природы»

Ход игры:

На мероприятии присутствуют родители детей подготовительной группы.

Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале, на нескольких столиках стоящих в ряд стоят цветные колпачки. Под музыку в зал входит Магистр.

он одет в широкое одеяние на голове у него квадратная шапочка с кисточкой.

Магистр

Здравствуйте, ребята. Я – Магистр экологических наук. Экология, это наука о том, как сохранить природу,  как должен вести себя человек, чтобы сохранить окружающий его мир.

Ребята, я знаю, что вы уже много знаете о природе, о том, какие экологические проблемы, должен решать сейчас человек. И вы разбираетесь  в вопросах проблемы под названием: «Пищевые отходы». Сегодня, я хочу с вами поиграть в игру-викторину. Это игра в вопросы и ответы. За каждый данный правильно ответ, вы будете получать медаль, или орден. Орден вы получите, если ответите на вопрос сами, а если с помощью товарищей, то медаль. Тот, кто поможет другу ответить на вопрос, тот тоже будет получать медаль. Я хочу представить наше уважаемое жюри….. Итак, мы начинаем игру.

Далее Магистр вызывает детей и, каждый поднимает колпачок, а Магистр зачитывает ответ. Присутствующее жюри (воспитатель подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗОдеятельности, оценивают ответы детей, вручают награды). Под двумя колпачками находятся и музыкальные паузы. Дети исполняют «Частушки о

Хохломе», «Частушки о Гжели» с использованием русских народных шумовых и ударных инструментов. В заключение игры викторины проводится музыкальная русская народная игра «Гори, гори, ясно!»

Вопросы к игре-викторине

1.   Что такое потребительские пищевые отходы?

2.   Что такое производственные пищевые отходы?

3.   Что значит – утилизация пищевых отходов?

4.   Назовите три способа утилизации пищевых отходов.

5.   Как можно переработать пищевые отходы?

6.   Для чего нужен компост?

7.   Что можно закладывать в компостную яму?

8.   Назвать этапы выращивания овощей в огороде: вскопать огород, создать    

      грядку, затем посев, полив, прополка, рыхление почвы, сбор урожая.

9.   Что такое натюрморт? Натюрморты, какого художника вам знакомы?

10. Из какого материала изготавливаются изделия хохломских мастеров?

      Какие цвета красок используются в хохломской росписи?

11. Для чего нужна красивая хохломская посуда? Назовите два вида узоров

      хохломской росписи (травка, кудрина). Чем они отличаются?

12. Из какого материала изготавливаются изделия гжельских мастеров?

      Какие цвета красок используются в гжельской росписи?

13. Что надо для того, чтобы составить композицию для рисования

      натюрморта?

14. Какие предметы могут использоваться для сервировки стола?

15. Сколько можно положить еды в тарелку, если еда находится в общей

      посуде (столько, сколько сможешь съесть).

16. Назовите правила поведения за столом.

По окончании игры, Магистр отмечет  тех детей, что отвечали уверенно без помощи друзей, детей, которые получили награды и за помощь другу.

Магистр

Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошие, правильные ответы. Я уверен, что эти знания вам пригодятся. И в заключение нашей игры я предоставляю слово членам нашего жюри.

Члены жюри также отмечают правильные ответы детей, и воспитатель приглашает всех пройти в группу, где всех ожидает угощение на красиво сервированных столах. В организации чаепития принимают участие и родители.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.

проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...