Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Шурыгина Светлана Вениаминовна

Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей

В старшем дошкольном возрасте наибольшее внимание необходимо уделять развитию высших психических функций, таких, как мышление и воображение, так, как этот возраст является наиболее благоприятным для развития этих функций.                        Воображение в жизни ребёнка  имеет огромное значение, по словам французского психолога Теодюля Рибо: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Значит воображение, является высшей  и необходимейшей способностью человека.                   Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Воображение часто называют фантазией.                Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у детей  формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.                                        Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности людей.                                                                                

Виды воображения

Пассивное.                                                                                                                                               Активное: Воссоздающее и Творческое

Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели.

Активное воображение направлено на решение определённых задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.                        Развитию воссоздающего и творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создаёт ребёнок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Например, если в игре ребёнок должен создать образ человека, то эту роль он берёт на себя и действует в воображаемой ситуации.                                                                        Представления воссоздающего воображения различаются по точности и яркости. Точность, правильность построения представлении в воображении определяется жизненным опытом ребёнка.                                                                                 А яркость, живость новых образов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.                                                                                                 

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действии, направленных на открытие или создания новых предметов, явлений, ситуаций.        В творческом воображении дети создают представления, руководствуясь только целями, которые они сами поставили или взрослый ставит перед ними, различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности.                                 Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В старшем дошкольном возрасте оно становится независимым от внешней деятельности ребёнка.         Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами ребёнка. Можно хладнокровно думать, воспринимать, но нельзя хладнокровно воображать.

Тест на определение развития воображения у ребёнка

                                                                                                        ДА                             НЕТ

  1. Увлекается ли ребёнок рисованием?                             2                                    1
  2. Часто ли он грустит?                                                            1                                    2
  3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный      1                                    0                  случай, прибегает ли к вымышленным подробно-                                                         стям  для украшения?
  4. Проявляет ли он инициативу к учёбе?                            2                                    1            
  5. Размашистый ли у него почерк?                                       1                                    0  
  6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь     2                                    1                        на собственный вкус?
  7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигур-   0                                    1                      ки «от скуки»?
  8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы      1                                    0                   или стихи?
  9. Ему снятся необыкновенные сны?                                    1                                    0            
  10. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой         1                                    0                ему только по описанию?
  11. Плачет ли он под впечатлением просмотренного        1                                    0               фильма или прочитанной книги?                                                                                      

                                                                                                                                               

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребёнок набрал:

14 – 16 очков: у него буйная фантазия.

9 – 12    очков: фантазия ребенка не из самых слабых, нуждается в тренировке.

5 – 8      очков: скорее всего, ваш ребёнок реалист, нуждается в развитии воображения с помощью взрослого.

Для развития воображения можно использовать следующие игры

«Заколдованные зверушки»

В волшебном лесу живёт злой волшебник. Всех зверушек, которые попадаются на его пути, он превращает в непонятные фигурки. Но мы сможем побороть этого злого волшебника. У нас есть волшебная палочка – Карандаш. Дорисуй непонятные изображения в понятных и узнаваемых зверушек.

«Сравни похожие предметы»

 Чем они похожи и чем отличаются? – Цыплёнок и ворона – птицы. У них есть клюв, голова, шея, хвост… Но цыплёнок жёлтого цвета, а ворона чёрного цвета. У цыплёнка клюв маленький, а у вороны большой и мощный…

«Сказочный лес»

Каждый участник игры получает карандаши и рисунок – схему с незаконченными изображениями. Играющие дорисовывают незаконченные фигурки. У каждого получается свой сказочный лес. Отмечаются наиболее полные и оригинальные рисунки, которые сопровождаются не менее интересными рассказами.

«Кто я?»

 Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то, например, поезд, машину, морскую свинку, Муху Цокотуху - зависит от выдумки. Детям предлагают отгадать изображаемый предмет. После правильного  ответа спрашивают, как он догадался, что задумано сделать, чтобы изобразить именно это?» Затем сам ребёнок изображает, и после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

«Кто больше запомнит картинок»

 Детям предлагают 10-12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Дети рассматривают их 2-3 минуты, потом картинки убирают, и дети называют те картинки, которые им удалось запомнить. Дети называют картинки по очереди или друг другу в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил.

«Чудесный мешочек»

 В полотняный мешочек кладут разные мелкие вещицы и предлагают ребёнку: отгадать, назвать и зарисовать вещицу по описаниям того, кто ее ощупывает, не вынимая руки из мешочка.

«Угадай, что спрятано»

Вариант 1. Спрятать игрушку и описать ребёнку её внешний вид. Если он сможет назвать её, то получит её.  Вариант 2. Описанная игрушка лежит в мешочке, а ребёнок должен извлечь её оттуда наощупь.

Литература

Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1971

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987

Башлакова Л. Н. Психологические занятия- тренинги в детском саду. Минск, 2004

Богданова Т.Г.  Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994

Бардиер Г.Я хочу. Кишинёв, 1993

Ерофеева Т. И. Математическая тетрадь для дошкольников. М., 1992

Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? М., 1978.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Пер. с итал. М., 1978

Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль, 1996

↙↙↙


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей 6 года жизни. Рекомендации для родителей и воспитателей...

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...

Тесты на развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы иг...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе

Отечественными педагогами и психологами Л.С. Выготским, ВС.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выделены и научно обоснованы психологические характеристики и новообразования основных возрас...