Создание сенсорной комнаты
проект по теме

Ерина Ольга Николаевна

 

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию основной общеобразовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sensornoy_komnaty.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Новохоперский центр развития ребенка - детский сад №1»

Новохоперский муниципальный район

Воронежская область

ПРОЕКТ

по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию основной общеобразовательной программы

« Создание сенсорной комнаты»

                                                       Автор проекта:

                                   педагог-психолог  О.Н. Ерина

 

Новохоперск, 2013г.

1. Проект  «Создание сенсорной комнаты»

2. Цель: Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Задачи:  

  • создать и оформить сенсорную комнату в детском саду;
  • разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного  процесса в условиях сенсорной комнаты;
  • познакомить педагогов и родителей с  работой сенсорной комнаты;
  • развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;
  • развивать психические процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.

 4. Краткое описание проекта

МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1» – единственное дошкольное инновационное учреждение в районе.   Цель работы учреждения - создание образовательного пространства ДОУ как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовной личности, познания культуры и традиций своего народа, осознание ценности собственного здоровья, преобразования собственной среды жизнедеятельности, формирования готовности к школьному обучению.  Инновационная работа ведется на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги используют следующие методики и технологии: интегрированный метод обучения дошкольников, портфолио дошкольника, метод проектов, ИКТ, ТРИЗ, сказкотерапия,  песочная терапия, мнемотехника, интеллектуальные игры Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, палочки  Кюизенера, игры М. Монтессори. Инструктор по физическому воспитанию внедрил программу  нетрадиционных физкультурно-оздоровительных  мероприятий. Педагог-психолог использует авторскую технологию совершенствования познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на материалах изучения родной истории и культуры.  

В планах Центра развития ребенка на ближайшую перспективу - создание полноценно действующей инновационной модели дошкольного учреждения, соединяющей образовательную, воспитательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания гармонично развитой личности на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.  В связи с этим был разработан проект «Создание сенсорной комнаты». В  ДОУ имеется помещение для организации сенсорной комнаты, есть сухой бассейн, сенсорные дорожки, мягкие подушечки, звуковая картина, развивающие и дидактические игры, шнуровки. Многое из перечисленного  педагоги и родители делали своими руками. К сожалению, мы не имеем специального оборудования для осуществления развивающей деятельности в условиях сенсорной комнаты.

Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всестороннее развитие детей по таким направлениям, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ведь само пребывание в сенсорной комнате уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению  сил и работоспособности. Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы,  положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного  образования данная категория дошкольников посещает наш центр развития ребенка.  Из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального  воспитания данной категории дошкольников в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Ярким примером количественных и  качественных изменений сенсорного развития детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты  является МКДОУ детский сад компенсирующего вида № 20 «Росинка» г. Омутнинска, Кировской области.  По итогам проведения цикла сеансов в сенсорной комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ были отмечены следующие результаты:  увеличение высокого и среднего уровня развития восприятия у детей с 58% до 88%; снижение высокого уровня тревожности с  53% до 23%; эмоциональная устойчивость  повысилась на 20% (высокий и средний уровень  – 86%).  

        Из всего вышесказанного следует, что сенсорная комната как инновационная модель необходима в нашем учреждении для более качественного воспитания и образования дошкольников, сохранения и укрепления психофизического здоровья,  познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ.

5. Актуальность  

        Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека,  который имеет огромное значение для развития и становления  личности.  Это период, когда,  бурно и стремительно идет сенсорное развитие как основа познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи),  формируются основы личности,  развивается эмоциональная сфера. Современные ФГТ, ФГОС и уровень информации требуют  все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.  Сенсорная комната является важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с  детьми, имеющими   проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ОВЗ.  Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении является необходимой  инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольников  для оказания им всесторонней  помощи.   

6. Этапы проекта

 I этап: подготовительный

  • изучение нормативно-правовой базы,  методической литературы по созданию в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды для различных категорий детей;  
  • совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы с родителями. 

II  этап: основной

  • создание и оборудование сенсорной комнаты;
  • разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты;
  • совершенствование форм работы с родителями.

III этап: итоговый

  • отчет о реализации проекта;
  • мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
  • оформление материалов проекта.

7. План мероприятий и смета расходов

Мероприятие

Сроки

Необходимые ресурсы

Затраты

(тыс.руб)

Результат

1.Педсоветы, семинары, консультации по созданию условий в ДОУ для инклюзивного образования»

2013-2014г

Правовые документы

методическая литература, презентация психолога.

Повышение

образовательного уровня педагогов

2. Беседы с родителями по проблемам развития детей с ОВЗ.

2013-2014г

Индивидуальные беседы в кабинете психолога, логопеда.

Положительная динамика в общении с родителями

3.Проведение торгов по закупке и установке оборудования.

4. Закупка и        установка оборудования.

2013-2014г

Январь-август 2014г.

-    Оформление релаксационной зоны сенсорной комнаты.

(воздушно-пузырьковая

колонна,

проектор,

ионизатор воздуха с подсветкой «Мелодия»,

ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа»,

комплект зеркальных панелей к пузырьковой

колонне,

мультимедийный проектор  «BenQ»и экран,

флуоресцентная панель «Детский мир»

65,95

Взаимодействие с компанией, выигравшей тендер.

  Создание релаксационной зоны сенсорной комнаты.

Оформление зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

(световой столик  для рисования песком,

настенный модуль «Сравнение цветов»)

18,38

 Создание зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

Оформление зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки

(шнуровки-5,

настенное тактильное пано-1,

интерактивный стол Малыш-1,

игрушка аленушка1,

сенсорная тропа-1

51,3

Создание  зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки

Организация зоны развития познавательной деятельности, речи.

(интерактивный стол-1,

набор психолога Петра-1,

кубики Зайцева 2 набора,

стол дидактический-1,

полка для игр -1,

блоки с цилиндрами-1 набор,

куб дидактический-1,

набор « Сложи узор»-1,

конструктор Городок большой-1)

824,9

Создание зоны развития познавательной деятельности, речи.

Оформление зоны двигательной активности (игровая комната –II)

68,660

Создание  зоны двигательной активности

5.Обучение педагогов и специалистов на курсах по работе с детьми с ОВЗ.

   2014г

Курсы повышения квалификации.

100

Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

6.Семинар по проблеме планирования работы с детьми с ОВЗ

    2014г

Методическая литература

2

Разработка  планов

6.Система различных форм работы с детьми

2013-2014г

Оборудование для образовательной деятельности

Развитие детей

7.Создание сенсорной комнаты.

2014-2015г

Обеспечение равных стартовых возмож-

ностей в сенсорном развитии детей

Итого: 1131190 руб.

8. Ожидаемый результат:

1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально   подготовленном помещении  (сенсорная комната со специальным оборудованием).

2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных  способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.

3. В ходе реализации проекта у воспитанников повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; педагоги повысят свой профессиональный уровень.

4. Укрепление материально – технической базы

5. Повышение конкурентоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

Доклад "Сенсорная комната – создание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".

Данный доклад содержит материал для родителей и педагогов об особенностях создания предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....