Экологическое воспитание дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Шарешик Инна Николаевна

Обострение экологической проблемы диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения эко сознания,эко культуры.Эту работу необходимо начинать в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

                                           Экологическое воспитание дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Бережное отношение к природе – гражданский долг каждого человека. Жизнедеятельность людей должна осуществляться на основе глубокого понимания законов природы, учета взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – часть природы.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экосознания, экокультуры. Эта работа должна начинаться в дошкольном учреждении – первом звене в системе непрерывного образования. В этот начальный этап формирования личности закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» МИРУ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ.

Существующие программы для детских садов, содержащие раздел ОСО, в настоящее время являются недостаточными для реализации стратегии ЭКО воспитания. В чем же сущность и специфика ЭКО воспитания? Чем оно отличается от традиционного ОСО?

Обратимся к понятию «экология». Экология как наука появилась в XIX веке, а в XX веке стала наукой, которая должна помочь людям выжить. В переводе с греческого языка экология – наука о доме. Существует 3 направления: биологическая экология – связь живых организмов со средой их обитания; социальная – взаимоотношения общества и природы; охрана природы (или прикладная).  

Экологи выделяют 3 группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:

  1. Абиотические – климат, почва, химический состав воздуха
  2. Биотические – растения, животные и микроорганизмы
  3. Антропогенные – воздействие человека на природу

Центральным в экологии является понятие геобиоценоза экосистемы, компоненты которой тесно связаны между собой. Выпадение или нарушение одного из звеньев цепи может привести к гибели всю экосистему.

Одним из глобальных факторов, влияющих на среду обитания животных и растений является деятельность  человека. Стержень «природа – общество» - главный в содержании ЭКО воспитания.

Цель ЭКО воспитания – формирование человека с новым экологическим мышлением, который осознает последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющий жить в гармонии с природой, осознанно правильно относиться к ее явлениям и объектам. Как же правильно организовать работу по экологическому воспитанию в детском саду?

Среди разнообразных методов ЭКО воспитания ведущее место следует отвести наблюдению как основе чувственного познания природы.

  1. Рассмотрение внешних особенностей строения
  2. наблюдение за их проявлениями
  3. знакомство с компонентами внешней среды
  4. выявление зависимости состояния от необходимых условий

ЭКО пространство  - это развивающе-предметная среда, может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для ЭКО воспитания детей. Новые из них:

  1. Зимний сад
  2. Комната природы
  3. ЭКО тропа
  4. Уголок нетронутой природы
  5. Мини-ферма

Сложно переоценить значение групповых уголков природы, так как это непосредственная близость к детям – наблюдение, общение, уход и выращивание своими руками. Очень важно, чтобы дети видели здоровые, ухоженные живые существа.

В зависимости от возраста меняется функция воспитателя и степень самостоятельности детей, но деятельность – совместная.

Зал релаксации имеет оздоровительное значение, он близок к комнате психологической разгрузки. Для него необходимо иметь:

  1. Хорошее естественное освещение
  2. Крупные композиции из природных объектов
  3. Большой, красивый аквариум
  4. Крупные напольные растения
  5. Фонтан
  6. Поющие канарейки
  7. Комплект мягкой или плетеной мебели
  8. Фортепиано
  9. Мягкое напольное покрытие

Помимо живых объектов важным условием является наличие книг, игрушек, пособий и другого оборудования и наглядного материала. И с художественной и познавательной литературы должны быть произведения Л. Толстого, С. Аксакова, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского, В. Танасийчука, В. Бианки, Е. Чарушина.

У старших дошкольников нужно формировать представление о планете Земля (полюса, океаны, материки), о стране, своем городе, реках страны. Должен быть глобус, крупномасштабные карты, картины с изображением природных зон, времен года, труда человека в природе, животных. В технологии, реализующие ЭКО воспитание, включены развитие нравственных и эстетических чувств. Пейзажисты, анималисты, художники народных промыслов любят и чувствуют красоту природы, отображая ее в своих произведениях. Особенно следует сказать о художниках классической современной живописи с изображением природы: И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Пластов «Первый снег»; К. Юон «Русская зима», А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Поленов «Московский дворик», И. Шишкин «Рожь».

Среди всех видов деятельности первостепенное значение имеет игра. В сборниках А. Бондаренко много игр природоведческого содержания. Важно использовать куклы, изображающие персонажи из сказок, включать их в игровые ситуации. Необходимо иметь наборы игрушек, изображающих домашних животных и других зверей, растительность. Это комплекты «Подворье» и «Зоопарк». В детском саду можно организовать музей природы, включающий фото Эко содержания, слайды, картины, рисунки, гербарии, поделки из природного материала, природный материал.

ЭКО воспитание – это новое направление в дошкольной педагогике. Определенная трудность в том, что новая методика в процессе  становления, требуется творческий подход педагогического коллектива и самообразование. Обязательно работать со справочной и природоведческой книгой, словарями.

«Программа действий» форум в РИО 92 г. – основной программный документ всех государств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...