МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРЫ «СЕМЬЯ» Вторая младшая группа
методическая разработка (младшая группа) по теме

Лобанова Елена Валерьевна

Методическое пособие создавалось в помощь воспитателям для проведения сюжетно-ролевой игры "Семья". В пособие вошли: конспекты сюжетно-ролевых игр, игр-спутников, названия мультфильмов, физминуток и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_igry_semya.docx161.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРЫ СЕМЬЯ»

Вторая младшая группа

ПЛАНОМЕРНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ

Тексты художественных произведений:

Цель: Учить внимательно, слушать, высказывать, свое отношение к содержанию. воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; объяснять детям поступки персонажей и их последствия.

С. Прокофьева «Когда можно плакать? »

М. Шварц «Семья – словечко странное»

Е. Таранова «Семья – это мама и папа, и дед»

С. Черный «Когда никого нет дома»

А. Шибаева "Кто играет? "

А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата»,  «Мама уходит на работу»

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день»

Т.Бокова «Заботливая мама»

Н.Забила «Я как мама не люблю в доме беспорядок», «Про девочку Мариночку», «Ясочкин садик»

А.Усанова «Я один у мамы сын»

С.Капутикян «Стираем», «Маша обедает», «Пылесос», «Игрушка»

Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

Прослушивание музыкальных произведений

Л.М.Старокадомского «Кукла»,  А.Островский «Колыбельная»  + потешка «Ночь пришла», песенка «Моя семья» слова Л.Григорьева, муз. А. Ермолова

Беседы о семье:

«Я и моя семья»

Цель: Формировать у детей представления о себе и о своей семье.

Задачи:

1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

2. Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; развивать гендерные представления;

3. Учить называть членов своей семьи, вызвать интерес к собственному имени;

4. Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

Материалы и оборудование: игрушка зайца, фотография семьи зайца Кузи.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей обратить внимание на игрушку зайчика сидящего в дверях.

-Ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайчик. Давайте с ним познакомимся.

(Воспитатель надевает на руку игрушку зайца и говорит за него.)

Заяц: Привет, детишки-девчонки и мальчишки. Меня зовут Кузя Длинноух. Кузя- это мое имя, Длинноух- это моя фамилия. А как зовут вас?

(Заяц по очереди подходит к каждому ребенку, здоровается с ним за руку)

-Кузя Длинноух, а тебя как зовут? (Дети отвечают) Очень приятно.

Заяц: Я очень рад, что попал к вам в детский сад. Меня привела мама зайчиха, она сказала, что у вас очень весело. А кто вас привел сегодня? (Дети отвечают, кого мама, а кого папа или бабушка) А у меня очень большая семья. А что такое «семья»? (Варианты ответов детей). Да, это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге. Так вот у меня два дедушки, две бабушки, папа, мама и много братиков и сестренок.

Заяц: Меня мама научила в игру с пальчиками про семью. Я вам сейчас покажу и мы все вместе поиграем.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Пальчиковая игра повторяется несколько раз по желанию детей)

Заяц: Кто расскажет о своей семье? Давайте побеседуем.

(Воспитатель задает наводящие вопросы, зайка сидит и слушает)

-С кем ты живешь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других?

- А как зовут твою маму?

- А как зовут твоего папу?

- Как зовут у тебя бабушку и дедушку?

- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика) .

Зайка подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

-А как ласково называют тебя родные?

(Ответы детей)

Зайка: Ребята, я так люблю прыгать и скакать. Приглашаю вас присоединиться ко мне.

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Заяц: Молодцы! Я так много узнал о вас!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Вот меня тоже дома очень любят и ждут. Поэтому я возвращаюсь к себе домой, а вам я оставляю подарок - это моя фотография в кругу семьи. До свидания ребятки. (Дети прощаются с зайцем)

Беседа к празднику «День матери»

«Мамин день»

Цель: учить составлять описательный рассказ по фотографии и по памяти. Продолжать отвечать чётко на вопросы. Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу.  Активизировать в речи детей прилагательные. Воспитывать любовь к матери, чувство уважения.

Предшествующая работа:  Дети заранее  принесли фотографии своих мам.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение:

 Убайра Раджая, обращаясь к детям:

Кто пришёл ко мне с утра?(мамочка)

Кто сказал: «вставать пора?(мамочка)

Кашу кто успел сварить?...

Чая в чашку кто налил?...

Кто косички мне заплёл?...

Дома всё убрал, подмёл?...

Кто ребячий любит смех?...

Кто на свете лучше всех?...Мамочка!

- О ком это стихотворение? Как  ласково дети называют свою маму? Почему все дети и взрослые любят своих мам?

Игра «Расскажи о маме»

Показать детям альбом с фотографиями мам  и выслушать рассказ о маме. Обязательно обращать внимание на имя и отчество мамы.

Физминутка «Мама спит»

Дети идут на носочках

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Дети идут на пяточках.

Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.

Моих пяток слышен стук:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Мои пяточки идут-

Меня к мамочке ведут.

Дети подходят к воспитателю.

- Осенью в нашей стране отмечается праздник «День Матери». В этот день чествуют и славят всех матерей. В этот день по-особенному светит солнце, поют птицы. Объясните, почему мы так говорим: «при солнышке тепло, при матери добро. (мама нас любит, жалеет, заботится о нас).

- Всё доброе, светлое, нежное дарит нам мама. Какая мама? (красивая, добрая, заботливая, нежная, весёлая…)

- В этот день все дарят мамам подарки. Мы с вами уже подготовили подарки. Покажите мне их ещё раз и расскажите, что на них изображено.

- Каждый из вас, подарив подарок, обязательно должен сказать поздравительные слова, например: «Поздравляю тебя, мамочка с праздником! Будь здорова и счастлива».

Беседа «Варвара-краса, длинная коса»

Цель. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём ребёнке, мама умеет всё - заплетать косички, завязывать бантики, пришивать пуговицы, шить одежду,  стирать, гладить, лечить.  Мама заботливая и трудолюбивая. Воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель обращается  к детям: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Варваре, она живёт рядом. Рядом - это далеко или близко? Я пойду по узкой тропинке, а вас, ребята, много - вы пойдёте по узкой или по широкой? Я пойду по длинной тропинке. А вы по какой пойдёте тропинке? (по короткой) А вот и дом. Дом большой, а скамеечка…(маленькая).

Появляется Варвара-краса, длинная коса, поёт:

Всё я в доме приберу, приберу,

И себя я причешу, причешу.

Косу я заплету, завяжу я бантик.

Варвара. Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Меня зовут Варвара краса – длинная коса. Догадались, почему меня так прозвали. У меня действительно длинная коса. А кого из вас длинные косички? Какие причёски у остальных ребят? (хвостики, стрижки).

-Дети, кто заботится о ваших причёсках? (мама, бабушка). Как мамы и бабушки заботятся о ваших причёсках, волосах? (расчёсывают, моют шампунем, заплетают косички, закалывают заколки).

Варвара . Точно так же и моя мама заботилась о моих волосах. А расчёсывая их приговаривала:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

Спрашивает у детей: «А как ещё мамы заботятся о вас, чтобы вы были опрятными и красивыми? (стирают и гладят одежду, пришивают пуговицы, шьют красивые костюмы на праздники )».

Варвара достает из сумочки -  бинт, вату, йод, зелёнку.

- Человеку  какой профессии нужны эти предметы? (врачу)

О других предметах которые лежат в сумочке, Варвара загадывает детям загадки.  Дети отгадывают их.

Гладкое, очень душистое,

Моет чисто

                   (мыло)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

                                       (расчёска)

Не смотрел в окошко-

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко-

Там другой Антошка.

Что это за окошко?

                                ( зеркало)

В ящике у мамы кто это живёт?

В уши пальцы вставишь-открывается рот.

                                                            (ножницы)

-Часто ли ваши мамы пользуются предметами, которые лежали в у меня в сумочке? Когда? (часто, когда мы болеем, мамы нас лечит, чтобы мы были красивыми, мамы делают нам причёски…)

-Получается, ребята, что ваши мамы могут быть и врачами и портнихами и парикмахерами и поварами. У мамы очень много дел и всё она старается успеть. Но ведь часто мама устаёт. Подумайте, как вы можете помочь своей маме (убирать за собой игрушки, аккуратно относиться к своим вещам, вымыть за собой тарелку, расчесать самому свои волосы, самому одеться на прогулку…).

Молодцы, ребята, я думаю, что вы будете хорошими помощниками своим мамам и не будете их огорчать.

Варвара дарит детям предметы для ухода за волосами, поясняя, что эти вещи нужны, чтобы куклы в группе были всегда причёсаны, опрятны.

Беседа «Моя семья»

Для презентации «Моя семья» можно взять фотографии из семейных альбомов воспитанников.

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; развивать чувство гордости за свою семью.

 Ход:

-Ребята, сейчас мы будем смотреть презентацию  «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? ( Дети, по желанию увидев слайд своей семьи, рассказывают кто изображён на фото, в каком месте фотографировалась семья…)

-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Почему? (потому что дети любят всех членов своей семьи; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение; приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались).

Предлагаю детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (кошка с котятами, курица с цыплятами…)

-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому, что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

-Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? А вы заботитесь о взрослых в своей семье?

- Как хорошо, что у вас есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц.

При солнышке - тепло, при матери - добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе - и душа на месте.

-Что бы вы хотели пожелать своей семье?

Варианты бесед: «Мой дом», «Бабушка и дедушка мои лучшие друзья», «Семья дома», «Как я провел выходные»

Беседу из личного опыта воспитателя- можно провести на основе детских фотографий и фотографий семьи педагога.

Мультфильмы

 «Бабушкин урок» Свердловская киностудия, «Трое из Простоквашино», «Карлсон»,  «Буратино», «Жил был пес», «Осторожно обезьянки», «Самый маленький гном», «Маша и волшебное варенье», «Волк и теленок», «Мешок яблок»  Союзмультфильм, «Тигренок в чайнике» Английский мультфильм

Показ кукольного театра:

«Теремок», «Репка».

Рассмотреть с детьми картины на бытовые темы:

«Купание куклы», «С детьми на прогулке», «Здоровый образ жизни»

Что посетить с детьми в выходные:

В гостях у «Спокойной ночи, Малыши!» Государственный Кремлевский Дворец, Приключения львенка Театр Содружество актеров Таганки, Контактный зоопарк

ВВЦ, «Клочки по закоулочкам» Театр Киноактера,  «В гостях у Клоунов» Театр Русский Терем, « Лунтик и его друзья»  Концертный зал «Мир», « Котенок по имени Гав» Театр для всей семьи «Семицветик»; «Гуси – лебеди», « Ежик, Зайка и Топтышка»,  «Гусенок» Центральный дом актера,  Московское шоу зверей -Театр Иллюзии, « Новогодние приключения Смешариков» Гостиный двор


Рекомендации к домашнему чтению.

Не секрет, что современные дети не любят читать. Сегодня множество иных источников получения информации, которые более динамичны, более доступны и, что скрывать более, интересны нашим детям.  Компьютер, телевизор, развлекательные передачи  на радио и прочих радости.

Многие родители, педагоги, а нередко и психологи бьют тревогу. Но не надо делать из этого трагедию.  Напротив, разнообразие форм познавания окружающего мира является достижением нашего времени.

Нашим детям повезло гораздо больше, чем нам, лишенным такого выбора инструментов для расширения кругозора, интересов и формирования многих необходимых в жизни навыков.

Задача современного родителя научить ребенка правильно и эффективно пользоваться имеющимися инструментами, помочь оценить достоинство каждой возможности и не захлебнуться в выборе, либо, напротив, не зациклиться на чем-то одном, будь то компьютер, телевизор и даже книга.

Книга перестала быть единственным и самым эффективным источником информации, но, не от этого не перестала быть необходимым инструментом гармоничного развития ребенка, не утратила и других важнейших своих функций: введение детей в богатый мир образования, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активизирует отношение к жизни, прививает любовь к родине, к искусству и другие.

Научить ребенка читать, привить любовь к книге, показать многообразие и интерес книжного слова задача не простая, но реализуемая. Это одна из главных задач родителя.   Несколько рекомендаций родителям как привить интерес к чтению у детей в возрасте 3-4 лет.

Но, следует отметить, что читать с детьми надо начинать гораздо раньше.  Читать самые первые книжку малышу надо начинать, еще в 8-10 месяцев и тогда к 3-4 годам ребенок уже сформирует привычку читать, и задача родителей станет гораздо проще.

Как читать детям?

Прежде всего, необходимо отметить, что в этом возрасте ребенку не доступно самостоятельное чтение. Ему нужно читать.  

- Что бы заинтересовать ребенка, родитель, прежде всего, должен показать, что чтение доставляет ему самому удовольствие.  Самая распространенная ошибка родителей, это, когда мама или папа устав от долгих уговоров своего малыша «ну, почитай», устало согласиться и читать через силу. Родители в этом случае транслируют ребенку свое негативное отношение к книге.

- Читая ребенку, необходимо установить с ним зрительный контакт. Ребенок должен понимать, что читают именно ему. Кроме того, это позволяет удержать внимание малыша.

- Читать ребенку необходимо интонационно - выразительно и эмоционально окрашено, меняя темп, громкость чтения. Необходимо также же голосом подражать герою,  от имени которого ведется диалог. Ни один ребенок не выдержит монотонное чтение. Что бы заинтересовать ребенка чтением родителям необходимо стать актерами.

- Если ребенок «заерзал», стал отвлекаться, надо сократить текст. Не надо в этом случае дочитывать до конца, ребенок все равно не дослушает.  Можно просто коротко своими словами пересказать ребенку конец  сказки. Это сформирует привычку не бросать книгу недочитанной, но в то же время не отобьет интерес к чтению.

- Ребенок в этом возрасте не может быть просто пассивным слушателем. Что бы удержать внимание малыша, его необходимо приобщить к активному чтению.  Пусть ребенок повторяет за взрослым слова, проигрывает все движения, жесты, которые присутствуют в сказке. Дети очень любят в знакомых сказках читать диалоги, при этом это лучше делать с повтором, меняясь с ребенком ролями.

- Важным условием правильного чтения является обсуждение услышанного. Что бы стимулировать ребенка к обсуждению можно использовать следующие приемы: совместно с ребенком нарисовать или слепить героя сказки и как бы между делом, во время творчество поговорить о герое. Дети так же любят обыгрывать сценки из сказок, ну, а если смастерить с ребенком домашний кукольный театр из подручных материалов и сыграть сценку, то эту сказку ребенок не забудет никогда.

- Еще одним условием правильного чтения является продолжительность и режим чтения. Ни в коем случае нельзя переутомлять ребенка чтением. Малыш 3-4 лет может сосредоточится на книге в течение не более 10-15 мин.  Именно этого времени достаточно для ежедневного чтения. Однако следует отметить, что чтение должно быть регулярным, желательно в одно и то же время, например, перед сном. Создайте ритуал и уважительно относитесь к нему, не нарушая ни при каких обстоятельствах.

Что  читать детям?

Сегодня такое разнообразие книг не только по содержанию, но и по форме, что порой трудно сделать выбор и купить ребенку именно те правильные книги, отвечающие цели приучения ребенка к чтению.

Но, если подойти к выбору книг ответственно и системно, то сегодняшние возможности позволяют решить многие задачи.

- Итак, первое и главное. Читать детям надо то, что они хотят. Одна из самых распространенных ошибок родителей является отказ читать выбранную ребенком книгу.

- Да, ну, это не интересно, давай почитаем другую, - произнося эти слова родитель формирует негативное отношение у ребенка не только к конкретной книге, но и к книге в целом. Если книга не интересна, то ей не место в вашем доме. Выкиньте ее и купите интересную. Но, если ребенок просит прочесть эту книгу, будьте любезны читайте  ее.

- Книги должны быть яркими с крупными красочными картинками. У ребенка еще не сформировано воображение, и ему надо помочь, «оживить» героев. А это ничто и никто не сделает лучше, чем хорошая иллюстрация к книге.

- По разному специалисты относятся к современным книжным «наворотам», таким,  как музыкальное сопровождение, либо сопровождение голосом, различным подсветкам, тактильным наклейкам и т.д.  Ничего дурного в этом нет, напротив разнообразие подобных средств помогает активизировать все чувства ребенка и стимулировать интерес. Единственный минус это дороговизна подобных книг.  Не стоит тратить деньги на подобные штучки, если вы сами готовы  потратить немного времени и фантазии и сделать чтение разнообразным в соответствии со всеми правилами. Но одну-две такие книжки все таки целесообразно приобрести для самостоятельного «чтения» ребенка.

- Книги надо выбирать по возрасту.  Если книжка «младше» ребенка, она быстро наскучит, если «старше», то малыш просто не поймет ее и интерес к чтению может пропасть. Что бы не ошибиться с возрастом, лучше  покупать хрестоматии детского чтения по возрастам.

- И, наконец, необходимо сказать о повторном чтении.  Ребенок часто просит читать одно и то же произведение. Дети ждут повторных чтений, поскольку они позволяют вновь и с большей силой пережить радостное волнение, тот момент, который наиболее заинтересовал ребенка. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и потом сможет самостоятельно пересказать рассказы, сказки, читать наизусть стихи и т. д. 

ПЕРЕДАЧА РЕБЕНКУ ИГРОВОЙ  КУЛЬТУРЫ

Дидактические игры:

Д.и «Угостим кукол чаем» - Цель: учить детей накрывать на стол, расставлять посуду в соответствии  с количеством гостей.

Д.и «Разложи посуду» - Цель: учить понимать обобщающее слово «посуда», расширять социальный и игровой опыт детей. Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре.

Д. и. «Назови ласково» - Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д. и «Добавь словечко» - Цель: Учить детей добавлять нужные по смыслу слова.

Д. у. «Мою маму зовут. » - Цель: Называть имена своих мам.

Д. и. «Очень мамочку люблю» - Цель: Научить детей строить словосочетания со словом мама.

Д. и. «Я помогаю маме» - Цель: Активизировать речь детей

Пальчиковые игры.

Цель: Развитие мелкой моторики и речевого ритма.

«Этот пальчик – дедушка»

«Мальчик-пальчик»

«Кто приехал? »

«Тесто»

«Хозяйка»

«Посуда»

«Радуются взрослые и дети»

«Оладушки»

 «Раз, два, три, четыре»

"Семейная зарядка"

Физкультминутки.

«Кто живет у нас в квартире»

«Помощники»

«Я с папой и мамой»

«Мама спит»

«Ладушки»

Игры-спутники для сюжетно-ролевой игры «Семья»:

«Магазин», «Парикмахерская», «Больница»

Примеры сюжетно-ролевых игр для второй младшей группы

   1. «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

   2. «Покатаем кукол с горки»

   3. «Покатаем    кукол    на машине»

   4. «Устроим кукле комнату».

   5. «Новая комната для кукол»

   6. «Купание куклы Кати»

   7. «Стирка кукольного белья»

   8. «Катя заболела»

   9. «Кукла  Ксюша  заболела»

  10. «Игра с куклой Катей»

  11. «Построим  куклам дом»

  12. «Сделаем Кате красивую прическу»

  13. «День рождения куклы Кати»

  14. «Куклы на прогулке»

Примерные сценарии хода игры:

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель. Продолжать учить выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т. д.).

Материал и оборудование.

1. Куклы  (2—3), одетые на прогулку.                                                                                                  2. Шкаф для кукольной одежды.

Ход    игры.                                                                                                                          Воспитатель   говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в   каком   порядке    надо   раздеваться. Сначала развяжем шарф.                           -Развязали Катеньке  шарфик полосатенький. (3. Александрова. «Катя в яслях».)

-Куда  надо  положить  шарфик?   (На полку в шкаф.) Правильно. Вещи надо убирать. Не придется их искать.(А. Барто. «Маша-растеряша».)

-А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (Шубу.)

Моя Катя маленька, на ней шубка аленька,

Опушка бобровая, Катя чернобровая.

-Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

-Куда мы повесим шубу? (В шкаф.)

-Что мы еще не сняли? (Сапожки.) У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (Большие, синие.) Куда мы поставим сапожки? (В шкаф.) Снимем с ножки новые сапожки.                                                                                             -Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (Нет.) Что еще надо снять? (Рейтузы.) У моей Кати маленькие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие? (Большие, синие.) Куда надо положить рейтузы? (На полочку, в шкаф.) Всё, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!

Вот они — сандалики, у нашей крошки-Кати

Этот с правой ножки, этот с левой ножки.

 (Е. Благинина. «Научи обуваться и братца».)

А теперь можно играть? (Нет, надо умыться.)

«Покатаем    кукол    на машине»

Цель. Учить детей объединяться по двое-трое   для   самостоятельных   игр.

Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью    (шофер,    пассажир).

Материал и оборудование:

  1. Рули (2—3 шт.), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т. п.
  2. Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т. д.).
  3. В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
  4. набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик)

Предварительная работа. Сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры.

Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупно го строительного материала) куклу Катю. Говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста, мою Катю».

Во время игры воспитатель поет (дети подпевают) песню «Машина»:

В машине, в машине,  шофер сидит…

 «Спасибо, Саша,— говорит педагог,— ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.) А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить.

Что сначала поставим? (Кубики.) А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик — получится кабина шофера.) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров». Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина».

При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А. Барто «Самолет построим сами») или поплыть на корабле (прочитать стихотворение А. Барто «Матросская шапка»).

«Новая комната для кукол»

Цель. Продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Материал и оборудование:

  1. Куклы, образные игрушки (Зайцы, мишки, белки и т. д.).                                                           2. В строительном уголке заранее  подготовлена игровая ситуация: по
    строен дом для кукол                                                                                                                            3. Набор строительного материала кубики, кирпичики.

Ход игры.

 Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Это чей, это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме? (Куклы, мишка, зайка и т. д.) Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки?»

Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване.                                                                   Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели (спинка, сиденье стула, диван и т. п.). Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:

Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко.

(П. Воронько. «Спать пора».)

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Час обеда пришел, села Катенька за стол.

Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыграть стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». 

 «Игра с куклой Катей»

Цель: учить наблюдать за игровыми действиями педагога; учить проводить игровые действия по образцу; учить воспроизводить в игре цепочку жизненных действий; воспитывать аккуратное, бережное отношение к кукле.                                       Оборудование: кукла, игрушечная мебель, посуда. Фартуки для каждого играющего ребенка.                                                                                                                                              Ход игры:                                                                                                                                  Организационный момент. Здесь живет кукла Катя. Она проснулась. Давайте наденем фартуки и поможем ее маме ухаживать за своей дочкой Катей.                                        Развитие сюжета. Сейчас я ее подниму, аккуратно сниму одеяльце, сложу его. Ребята, что вы делаете утром, после того как проснулись? Правильно, идете умываться! Надо умыть нашу Катю. Приготовьте мыло, зубную щетку, пасту, полотенце. (Каждый ребенок намыливает игрушечным мылом кукле руки, лицо, шею, смывает мыло у игрушечного умывальника.)                                                                                               После умывания нужно одеться. Во что оденется Катя? Выберем для нее самое красивое платье. Посмотрите, как надо одевать Катю. Теперь помогите Кате причесаться. (Кто-то из детей причесывает куклу.)                                                        Ребята, надо спросить у Кати, что она хочет на завтрак? Спросите у Кати, какую кашу ей сварить. Скажите:  «Катя, ты любишь манную или овсяную кашу?» Давайте теперь вскипятим в кастрюле молоко. Нужно положить в кастрюлю манной крупы, соль, сахар. (Кто-то из детей помешивает кашу ложечкой, кто-то насыпает в кастрюлю воображаемую крупу.)                                                                                                                 Давайте позавтракаем вместе с Катей. Посадите Катю за стол. Посмотрите, как я накладываю кашу в тарелку для Кати. Возьмите тарелку для себя и положите кашу, как я это делала. Что надо пожелать за столом? Катя тоже говорит: «Приятного аппетита!» Я буду кормить Катю, а вы садитесь рядом и кушайте сами. (Дети садятся за стол.)

      Теперь давайте пить чай. Ребята, приготовьте чашки для чаепития. Чайник горячий. Посмотрите, как я наливаю кипяток и заварку. Помогите Кате налить чай и налейте себе. (Дети разливают чай и садятся за стол.) Напились чаю? Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить ее на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей ее моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребенок. Это дает возможность опосредованно руководить действиями детей.)

      После завтрака можно пойти погулять. Помогите Кате одеться для прогулки. (Дети подбирают одежду и одевают куклу.) Снимите свои фартуки и аккуратно положите их на место. Скажите, во что вы играете на прогулке? (Дети рассказывают, как строят дома из песка, играют в салки). Научите Катю играть с вами.

     Итоги игры. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Как вы думаете, понравился Кате завтрак? Давайте спросим Катю, вкусный ли был завтрак? Кто аккуратно раскладывал кашу и наливал чай? Кто убирал со стола? Кто учил Катю играть на прогулке? Как вы думаете, понравилось Кате играть с вами? Молодцы.

«День рождения куклы Кати»

Цель. Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Материал    и    оборудование. Кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-заместители).

Предварительная работа. Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зайку» и др.).

Ход игры.

Воспитатель говорит, что у ее дочки, Кати, сегодня день рождения, и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сама печет пирог, приговаривая:

Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

 А помазочка медовая...                              

Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)

Дети собираются на день рождения, по совету педагога Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, медом угощайся».

Гости поют песню «День рождения» (муз  В.  Герчик,   слова  Н.Френкель):

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про «Флажок».

Дети читают стихотворение А. Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.

«А кто хочет рассказать Кате про кота? (Потешка «Как у нашего кота».) Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».

Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом — дети, затем детей догоняет Катя.

«Вот какой веселый день рождения был у Кати,— говорит педагог.— Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает».

При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

Примерные сценарии игр-спутников

«Сделаем Кате красивую прическу»

Цель. Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.

Материал и оборудование. Расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2—3 экземплярах), зеркало.

Предварительная работа. Рассматривание соответствующих иллюстраций.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.

Я причешу Катю, а ты свою дочку.

Теперь давай подстрижем нашим дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого еще раз причешем их.

Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье, какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

Вот какими красивыми стали наши дочки.

Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения».

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе».

Своими предложениями взрослый со действует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет, затем идут в «кино», «магазин» и т. д.

Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т. п.

Во время игры можно использовать потешку: «Расти, коса».

«Катя заболела»

Цель. Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

Материал и оборудование. Шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители); сумка доктора, халат, колпак . Предварительная работа:                                                                                                                    1. Беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении.                                                                                                                            2. Рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.                                                                             Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. «Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати, Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (Трубка.) Слышишь, как бьется Катино сердечко: «Тук-тук-тук»? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим ее горло. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь,  Вова,  горло у  Кати красное и температура у нее высокая. Теперь Катя пусть поспит».

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова   «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Катя бедная больна. Катя бедная больна,

Просит музыки она. Спойте, что ей нравится. И она поправится.

«Давай, Вова, споем Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы раз веселили Катю, и она быстро поправилась».

Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например с мишкой, зайкой и т. д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка: не могу, больной.

Ой-ой-ой, зайчик бедный, мой! (Е. Благинина.)

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится - у кого будешь лечиться? (Е. Чарушин, Е., Ш у м с к а я.)

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА

Для игры «Семья»

Куклы: 

куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных  на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой — изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п.

Оборудование для игр с куклами: 

постельные принадлежности, мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров), коляски, санки и качели для кукол, стиральные наборы, утюги, телефон со звонком, наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной; посуду  не обязательно помещать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее  отдельные красивые коробки.

Зона для игры в «Магазин»:

Прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары кассовый аппарат, сумочки разные.

Зона для игры в «Больницу»:

 Игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники.

Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

«Парикмахерская»:

Зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и  шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ

Включение игр-спутников, методические приемы, нравственное воспитание.

«Больница»

Цель: Продолжать знакомить с трудом взрослых, в больнице людей лечит врач, медсестра. Больным ставят градусники, дают таблетки, смотрят горло, делают уколы. Врач и медсестра в белых халатах внимательные и заботливы. Больные ждут приема по очереди. Говорят: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания.

Нравственное воспитание: Воспитывать в детях вежливость, уступчивость, благодарность.

Методические приемы:

  1. Прочитать детям «Больная кукла» Берестов, «Айболит» Чуковский.
  2. Беседа с детьми о назначении атрибутов к игре, что чем делают.
  3. Экскурсия в медицинскую комнату детского сада, беседа со старшей медсестрой.
  4. Обучение игре: сначала воспитателю брать главные роли на себя. Привлекать детей к изготовлению атрибутов к игре: комочки ваты, карточки, и др.

«Детский сад»

Цель: Продолжать знакомить с трудом взрослых. В детском саду работают воспитатель, няни, заведующая, повар, медсестра, прачка, музруководитель.

Познакомить: кто что делает. В детский сад ходят дети, чтобы мамы могли работать. Дети в детском саду играют, занимаются, кушают, спят. В детский сад все дети дружны, веселы, помогают друг другу, взрослым.

Нравственное воспитание:

Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх.

Методические приемы:

  1. Прочитать детям «Катя в яслях», «Ясочкин садик» Александровой.
  2. Провести занятие на тему- «Наблюдение за работой воспитателя, няни, музруководителя и других работников детского сада».
  3. Провести экскурсии по групповым комнатам, рассмотреть мебель, игрушки, посуду, оформление группы, уточнить с детьми, кто это все делает?
  4. Провести дидактические игры: «Укладывание куклы спать», «Кукла проснулась», «Сборы на прогулку», «Угостим куклу чаем».
  5. Строительные игры с крупным и мелким стройматериалом. Строить мебель для кукол, домики, манеж, горку и др.
  6. Учить детей убирать игрушки по местам. Участие детей в уборке игровых уголков, мытье игрушек.
  7. Обучение детей хороводным играм, детских песен.
  8. Показ воспитателем игры в детский сад, участие на первых порах самой.

«Магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. В магазине работает продавец, кассир. Кассир получает с покупателей деньги, выдает чек, продавец отпускает товар, мы покупаем в магазине хлеб, молоко, овощи, фрукты и др. В магазине люди стоят в очереди. Покупки кладут в сумки. За покупки говорят спасибо.

Методические приемы:

  1. Провести дидактические игры с разрезными картинками- наша посуда, игрушки, «Узнай по описанию овощи», «Какие знаешь конфеты, узнай по вкусу», «Назови одним словом» и др.
  2. Предложить детям строить из стройматериала магазин.
  3. Предложить детям принять участие в изготовлении игрушек из глины: конфеты, орехи, колбаса и др., бумажные деньги, кошельки, деньги, чеки.
  4. При обучении игре в магазин на первых порах брать главную роль на себя воспитателю.
  5. Провести экскурсии к магазину, наблюдать, как люди заходят и выходят из магазина.
  6. Предложить детям говорить  «спасибо», «пожалуйста».

Примеры проблемных игровых ситуаций,  примеры ситуаций игрового взаимодействия воспитателя и детей

Харченкова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации  детей: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2012. – 64 с.

Театрализованные и дидактические игры

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 164 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд.. дораб. – М.: просвещение, 1991. – 160 с.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физкультуре (Вторая младшая группа) на тему: Подвижные игры для детей 3 – 4 лет.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смек...

Методическая разработка Модель сюжетно-ролевой игры "ПАРОХОД" вторая младшая группа

Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В Федеральны...

Подвижные игры во второй младшей группе. Предлагаю картотеку прогулок для второй младшей группы.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»       младшая группа Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и ...

Проект по сюжетно-ролевой игре во второй младшей группе «Моя семья»

Школа № 2044, дошкольное отделение № 4  Краткосрочный проект  по сюжетно-ролевой игрево второй младшей группе. «Моя семья»   Составил воспитатель:Бурова ...

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе "Семья"

Цель игры: организация социально-личностного развития детей 3-4 лет на основе сюжетно - ролевой игры....

Пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе «Семья»

пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе "Семья"...

Методическая разработка. НОД – игра во второй младшей группе по ПДД.

Задачи: 1. Закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах, действиях.2. Закрепить знание основных цветов (красный, желтый, зеленый).3. Развивать речевую активность через введение в активный...