ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

 

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olim_igry.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Галина Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с №20 «Дельфин»

г. Саяногорск

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников

Вопросы и проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современном научном мире становятся первостепенными и актуальными. Большую роль в их решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное, патриотическое становление подрастающего поколения.

Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…» [4].

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.  

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.  Кроме того, представляет  собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках,  в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.  Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание [3].

Патриотизм также включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.

Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. Поэтому,  у педагогов-практиков возникает много вопросов, что должно входить сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.  В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу, но в ней, зачастую, освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей  в конкретных видах деятельности и нет определенной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Необходима разработка форм, методов и средств воспитания патриотических чувств у ребенка.

В связи с этим определенный интерес может представлять олимпийские игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основные задачи которого могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы выделили основные задачи, которые должны реализовываться при ознакомлении детей с Олимпийскими играми [1, 2]:

  • дать представления детям о истории зарождения Олимпийских игр;
  • создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
  • закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
  • способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт.

В соответствии с этими задачами мы разработали перспективный план работы по воспитанию у дошкольников патриотических чувств через ознакомление детей с олимпийскими играми.

Основными направлениями работы являются следующие тематические блоки:

  1. «Мир Олимпа» - в этом блоке мы знакомили детей с историей появления игр, историей современных игр, основными традициями и ритуалами. Рассказали детям о значении данных игр, которые оказывают влияние на жизнь спортсмена, уклад страны и всего мира. В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок на олимпийскую тематику. Используются различные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская «Олимпийские уроки», физическая культура, музыка, художественное творчество.
  2. «Такой разный спорт» – здесь мы знакомили детей с видами спорта, учили старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.). В рамках этого блока проводились массовые спортивные праздники, досуги и соревнования: "Малые Олимпийские игры", "Недели здоровья и спорта" и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.
  3. «Олимпиада 2014» – этот блок предполагает знакомство детей с современной Олимпиадой, которая проходила в нашей стране. На занятиях и в совместной деятельности дети придумывали возможные символы Олимпиады, рисовали своих Мишку, Зайца и Гепарда. В рамках данного проекта детям показывались наиболее яркие отрывки церемоний Открытия и Закрытия Олимпиады, вместе с детьми мы болели за своих спортсменов, праздновали их победу.

Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к своей стране. Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения. Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально-нравственных устремлений ребёнка.

Предлагаемая система работы по патриотическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Список литературы:

  1. Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование // Мир спорта. 2001. №4.С. 36
  2.  Олимпийское образование дошкольников: Метод. пособие  / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: 2001. – 143 с.
  3. Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007г
  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина  Издат. Радяньска школа 1989г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.

Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.Перспективный план на год для детей старшей группы.Преспективный план на год для детей подготовительной группы....

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительну...

Олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников

Олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

«Этнокалендарь, как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников».

В данной статье отражается такой опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников, как использования энтокалендаря....


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Хорошую работу проводите.У ребят с детства нужно патриотизм воспитывать.