Программа коррекционно-развивающей работы
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике по теме

Ситникова Елена Викторовна

Программа расчитана на детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_s_onr.doc458.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 171»

Программа

 «Сказочная страна»

(Коррекционно-развивающая работа

с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи)

                                                        Программа разработана

                                                        педагогом-психологом

                                                         Ситниковой Е.В.

Оренбург,  2006г.

Программа коррекционно-развивающей работы

с детьми с ОНР

Цель:

- Укрепление и формирование психологического здоровья детей,

- гармонизация эмоционального состояния,

 - стабилизация психических процессов.

Основные задачи:

  1. Расширить представления детей об эмоциях и связанных, с ними психических состояниях.
  2. Развить произвольное внимание.
  3. Обучить искусству расслабления, формировать умение ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя.
  4. Развивать умение общаться друг с другом, понимать свои чувства и чувства других людей.
  5. Развивать воображение и творческое мышление.
  6. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
  7. Формировать    произвольные    мимические    движения,    учить    использовать выразительные средства.
  8. Формировать и развивать координацию слухового и двигательного анализаторов.
  9. Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.
  10.  Формировать умение принимать себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Основные методы обучения:

  1. Этюды.
  2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  3. Аутотренинговые упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
  4. Песочная терапия.
  5. Арт-терапевтические приемы.
  6. Телесно-ориентированные техники.
  7. Куклотерапия.
  8. Психоразвивающие игры  (игры,  направленные на развитие произвольности, внимания, фантазии, творческого мышления).
  9. Ролевые игры.
  10. Чтение художественных произведений.
  11. Импровизации.

Принципы работы:

  1. Поддержка   положительного   эмоционального   тонуса   и   стимуляция   общей активности.
  2. Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций, положительного опыта общения.
  3. Формирование доброжелательного отношения к ребенку через положительную оценку психологом его достоинств.
  4. Успешность деятельности.
  5. Подход к каждому ребенку как к единственному и неповторимому

6. Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

7. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

8. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.

9. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

10. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

11. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.

  1.   У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в
    системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
  2.   Ценится постепенность развивающе-коррекциониого процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час
    постижения.

Структура программы:

I раздел.  «Умей владеть собой»  - подготовительный курс, цель которого - обучить искусству расслабления.

II раздел. «Погружение в сказку» - коррекциоино-развивающие занятия, направленные на гармонизацию психических процессов и стабилизацию эмоциональных состояний.

III раздел.   «Лабиринты души» - драматизация проблемно-ориентированных сказок, с целью формирования у детей «механизма самопомощи».

Этапы психолого-педагогического

сопровождения детей с общим недоразвитием речи:

1 этап - диагностический.

Время проведения – сентябрь.

Цель: выявление детей с проблемами в развитие и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

Диагностические методики:

  1. Оценка эмоционально - личностных качеств детей (тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи»).
  1. Оценка коммуникативных навыков детей («Маски», «Социометрия», «Два дома»),
  1. Оценка уровня развития произвольности психических процессов (тесты «Домик», «Да и Нет»).
  1. Оценка детей воспитателями и родителями (анкетирование).

Данный  диагностический пакет использовался в работе по проблеме, который позволил наметить дальнейшую работу с детьми:

2 этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем. Время проведения –  сентябрь – апрель.

Цель: профилактика и коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – диагностический. Время проведения –  май.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

        

Используемые технологии:

  1. Сказкотерапия
  2. Психодрама
  3. Арт-терапия
  4. Песочная терапия
  5. Психогимнастика
  6. Аутотренинг
  7. Игротерапия

         

 

  Литература:      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

  1. «Азбука общения» (Щипицына М., Защиринская О.В., Воронова А.Л., Нилова Т.А.), СПб.; ЛОИУУ, 1996.
  2.  «Игротерапия общения» М.А. Панфилова, М.; «Гном и Д», 2002.
  3.  «Кот и пес спешат на помощь» Н.Л. Кряжева, Ярославль:2001.
  4.  «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев-М; 2001.
  5.  «Мой мир» Л.И.Катаева, М.; «Линка-пресс», 2000.
  6. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции» О.В.Хухлаева, М; «Академия», 2001. 
  7. «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,  - СПб «Речь», 2000.
  8. «Практикум по креативной терапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, СПб.; «Речь», 2003.
  9. «Тренинг по сказкотерапии» п/р Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб «Речь» 2002
  10.  «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютова, Т.Б. Монина, СПб.; «Речь», 2002.

         

     Раздел №1

Программное содержание занятий

 «Умей владеть собой»

Сроки реализации – сентябрь-октябрь

№ за- нятия

Тема занятий

Содержание

Сроки

проведения

      1

Расслабление по контрасту с напряжением,        развитие

творческого    воображения-

способности  к

самоконтролю.

1.  «Лесорубы»

2.  «Строители»

3.  «Моряки»

4.  «Летчики»

5.  «Трактористы»

6.  «Доярки»

7.  «Возьми себя в руки»

8.  «Порхание бабочки»

3 неделя

сентября

      2

        
Расслабление по контрасту с напряжением,         способы регуляции   эмоциональных

состояний

1.  «Коготки тигра»

2.  «Зайчик испугался»

3.  «Лимоны»

4.  «Дерево»

5.  «Полет высоко в небе»

3 неделя

сентября

     3

Тренировка        отдельных

групп  мышц  (руки,  ноги,

шея), развитие творческого

воображения.

1.  «Кулачки»

2.  «Олени»

3.  «Пружинки»

4. «Штанга»

5.  «Кораблик»

6.  «Любопытная Варвара»

7.  «Путешествие в волшебный лес»

4 неделя

сентября

      4

Тренировка        отдельных

групп    мышц    (туловище,

руки), самоконтроля.

1. «Сосулька»

2.  «Кукушонок кланяется»

3. «Пылесос и пылинки»

4. «Дерево»

5. «Черепашка»

6.  «Полет высоко в небе»

4 неделя

сентября

     5

Психомышечная тренировка

без фиксации на дыхании,

развитие эмпатии.

1. «Медвежата в берлоге»

•   «Игра с шишками»

•   «Игра с пчелкой»

•   «Холодно-жарко»

•   «Игра с шарфиком»

•   «Отдых»

2. «Дождь в лесу»

1 неделя

    октября

      6

Закрепление           навыков

релаксации     (этюды     на расслабление мышц).

1. «Шалтай - болтай»

2. «Винт»

3.  «Насос и мяч»

4.  «Качели»

5.  «Петрушка прыгает»

6. «Конкурс лентяев»

7.  «Фея сна»

8.  «Каждый спит»

9. «Подснежник»

1 неделя

  октября

      7

Психомышечная тренировка

с фиксацией на дыхании.

«На берегу моря»

1. «Игра с песком»

2.  «Игра с муравьем»

3. «Солнышко и тучка»

4. «В уши попала вода»

5. «Лицо загорает»

6. «Сон на берегу моря»

2 неделя

       октября

    8

Психодинамические

медитации,            развитие

творческого    воображения,

навыков релаксации.

1. «Перевоплощение в животных»

2.  «Погружение в различные стихии»

3.  «Изображение растений»

4.  «Птица»

5.  «Шарик»

6.  «Лягушка»

7.  «Тихое озеро»

2 неделя

      октября

Раздел № 2

Программное содержание занятий

«Погружение в сказку»

Сроки реализации – октябрь - январь

№ за-

нятия

Тема занятия

Содержание

Сроки

   проведения

     1.

«Заяц Коська и

родничок»

(Автор текста А.

Грибачев)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. Гимнастика для глаз.

Упр. Орешки

Упр. Прохлада.

Упр. Страх.

Упр. Филин.

Упр. Ручеек.

Упр. Роднички и река.

Упр. Удивление.

Упр. Облачко.

Упр. Сугробы и солнышко.

Итоговая беседа.

3 неделя октября

     2.

«Ежик и море»

(по сказке С. Козлова)

Вступление.

Упр. 1. Колючий человек.

Вхождение в сказку.

Упр.2. Печаль Ежика.

Упр.З. Василек.

Упр.4. Ежик на тропе.

Упр.5. Утки.

Упр.6. Голоса природы.

Упр.7. Бабочки.

Упр.8. Стрекозы, бабочки, кузнечики.

Упр.9. Море.

Упр. 10. Игра с волной.

Заключение.

3 неделя октября

     3.

«Дюймовочка», ч. 1.

(по сказке Г.Х.

Андерсена)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Ячменное зерно.

Упр.2. Цветок.

Упр.З. Лягушата.

Упр.4. Танец ручейка.

Упр.5. Любование.

Упр.6. Отвращение.

Упр.7. Танец с бабочками.

Заключение.

4 неделя октября

    4.

«Дюймовочка», ч.2.

Вступление.

Упр.1. Холод.

Упр.2. Тепло.

Упр.З. Крот.

Упр.4. Стук сердца.

У пр. 5. Путаница.

Упр.б. Полет.

Упр.7. Танец эльфов.

Заключение.

4 неделя октября

          5.

«Золушка»

(по сказке Ш. Перро)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Чистка кастрюль.

Упр.2. Уборка пола.

Упр.З, Украшения.

Упр.4. Горе Золушки.

Упр.5. Мыши и кони.

Упр.6. Танец.

Упр.7. Примерка.

Упр.8. Венчание-

Заключение.

1 неделя

ноября

   6.

«Царевна - лягушка»

(по мотивам народной

русской сказки в

обработке А.

Афанасьева)

Вступление.

Упр. 1. Стрельба из лука.

Упр.2. Встреча с лягушкой.

Упр.З. Разговор с Иваном.

Упр.4. Танец Василисы.

Упр.З. Танец жен старших братьев.

Упр.6. Ветер.

Упр.7. Смерть Кощея.

Вхождение в сказку.

Заключение.

1 неделя ноября

 

   7.

«Лягушка -

путешественница»

(по сказке В.М.

Гаршина)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Приятный дождь.

Упр.2. Беседа.

Упр.З. Лягушки и утки.

Упр.4. В полете.

Упр.5. Взгляд с высоты.

Упр.6. Хвастовство.

Упр.7. Лягушки.

Заключение.

2 неделя ноября

  8.

«Снежинка»

(по сказке Вл.

Капнинского)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Северный ветер.

Упр.2. Южный ветер.

Упр.З. Западный ветер.

Упр.4. Восточный ветер.

Упр.5. Любимое место.

Упр.6. Танец.

Упр.7. Восход солнца.

Упр,8. Океан.

Упр.9. Айсберг и ветер.

Упр. 10. Снежинка - «царица»

Упр. 11. Капелька.

Заключение.

2 неделя ноября

  9.

«Сказка о рыбаке и

рыбке»

(по сказке А.С.

Пушкина)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Шум моря.

Упр.2. Забрасывание невода.

Упр.З. Просьба золотой рыбки.

Упр.4. Рыбка.

Упр.5. Старуха.

Упр.6. Легкие волны.

Упр.7. Сильные волны.

Упр.8. Грозная царица.

Упр. 9. Буря.

Упр. 10. Осуществление любых желаний.

Заключение.

3 неделя

ноября

10.

«Снежная королева»,

ч.1.

(по сказке Г.Х.

Андерсена)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Аромат розы.

Упр.2. Необычная снежинка.

Упр.З. Снежная королева.

Упр.4. Сани снежной королевы.

Упр. 5. Причесывание.

У пр. 6. Кусты роз.

Упр.7. Цветы.

Заключение.

3 неделя

ноября

  11.

«Снежная королева», ч.

2.

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Цветы.

Упр.2- Бег с передышками.

Упр.З. Ворон.

Упр.4. Разбойники.

Упр.5. Олень.

Упр.6. Снежные хлопья.

Упр.7. Превращение хлопьев в снежинки.

Упр.8. Встреча.

Заключение.

4 неделя

ноября

 

  12.

«Спящая красавица»

(по мотивам сказки Ш.

Перро)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Пожелания фей.

Упр.2. Бал.

Упр.З. Беседа с детьми.

Упр.4. Танец злой феи.

Упр.5. Веретено и принцесса.

Упр.6. Сон.

Упр.7. Пробуждение.

Заключение.

4 неделя

ноября

  13.

«Снегурочка»

(по мотивам русской

народной сказки)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Снежные комочки.

Упр.2. Катание комочков.

Упр.З. Снегурочка.

Упр.4. Солнце и дождик.

Упр.5. Град.

Упр.6. Хоровод.

Упр.7. Костер.

Упр.8. Облачко.

Заключение.

1 неделя декабря

  14.

«Аленький цветочек»,

ч.1.

(по сказке СТ.

Аксакова)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Качка.

Упр.2. Разбойники.

Упр.З. Дремучий лес.

Упр.4. Дворец.

Упр.5. Цветы.

Упр.6. Чудовище.

Упр.7. Мольба.

Упр.8. Волшебный перстень.

Заключение.

1 неделя декабря

   15.

«Аленький цветочек»,

ч.2.

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Утешение.

Упр.2. Павлин.

Упр.З. Желания.

Упр.4. Вздох.

Упр.5. Обморок.

Упр.6. Танцы.

Упр.7. Чудище.

Упр.8. Преображение.

Заключение.

2 неделя декабря

  16.

«Маугли», ч. 1.

(по сказке Р. Киплинга)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Игры с волчатами.

Упр.2. Заветные слова.

Упр.З. Прыжки.

Упр.4. Пантера.

Упр.5. Обезьяны.

Упр.6. В плену у обезьян.

Упр.7. Удав.

Упр.8.Удав и обезьяны.

Заключение.

2 неделя декабря

  17.

«Маугли», ч.2.

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Игры с удавом.

Упр.2. Развалины старого города.

Упр.З. Великое Перемирие.

Упр.4. Охота.

Упр.5. Дикие собаки.

Упр.6. Битва.

Упр.7. Красный цветок.

Заключение.

3 неделя

декабря

   18.

«Дикие лебеди», ч. 1.

(по сказке Г.Х.

Андерсена)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Полет.

Упр.2. В пути.

Упр.З. Море.

Упр.4. Звуки моря.

Упр.5. Морские камешки.

Упр.6. Объятия.

Упр.7. Чудесная сеть.

Упр.8. Полет к утесу.

Упр.9. Ночь на утесе.

Заключение.

3 неделя

декабря

  19.

«Дикие лебеди», ч, 2.

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Крапива.

Упр.2. Слезы брата.

Упр.З. Король и Элиза.

Упр.4. На кладбище.

Упр. 5. Любовь.

Упр.6. Превращение.

Упр.7. Элиза.

Заключение.

4 неделя

декабря

   20.

«Цветик -семицветик»,

ч. 1.

(по сказке В. Катаева)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Догонялки.

Упр.2. Плач.

Упр.З. Желтый лепесток.

Упр.4. Семья.

Упр.5. Красный лепесток.

У пр. 6. Ваза.

Заключение.

4 неделя

декабря

    21.

«Цветик - семицветик»,

ч.2.

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Синий лепесток.

Упр.2. Северный полюс.

Упр.З. Зеленый лепесток.

Упр.4. Оранжевый лепесток.

У пр. 5. Игрушки.

Упр.6. Голубой лепесток.

Упр.7. Веселье.

Заключение.

2 неделя января

    22.

«Русалочка»

(по сказке Г.Х.

Андерсена)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Чудесный мешочек.

Упр.2. Танец русалок с рыбками.

Упр.З. Пузырек воздуха.

Упр.4. Качка.

Упр.5. Буря.

Упр.6. Спасение.

Упр.7. Хохот ведьмы.

Упр.8. Иглы.

Упр.9. Объяснение.

Упр. 10. Воздушные создания.

Заключение.

2 неделя января

   23.

«Новое платье короля»

(По сказке Г.Х.

Андерсена)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. В гардеробной.

Упр.2. Ткачи.

Упр.З. Невидимые ткани.

Упр.4. Кройка и шитье.

Упр.5. Примерка.

Упр.6. Волшебный балдахин.

Упр.7. Гордое шествие.

Заключение.

3 неделя

января

    24.

«Лягушка и экскаватор»

(по сказке Эно Рауд)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Бабочки.

Упр.2. Белки.

Упр.З. Звуки природы.

Упр.4. Грохот экскаватора.

Упр.З. Экскаватор.

Упр.6. Лягушки.

Упр.7. Отдых.

Упр.8. Вываливание мусора.

Упр.9. В водосточной трубе.

Упр. 10. Шепот.

Заключение.

3 неделя

января

   

     25.

«Каменный цветок»

(по сказам П.П. Бажова

«Каменный цветок»,

«Медной горы хозяйка»,

«Горный мастер»)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр. 1. Мастера.

Упр.2. Цветы.

Упр.З. В лесу.

Упр.4. Ящерки.

Упр.5. Наряд для ящерки.

Упр.6. Ящерки в движении.

Упр.7. В каменном саду.

Упр.8. Красота.

Заключение.

4 неделя

января

26.

«Огневушка -

Поскакушка»

(по сказу П.П. Бажова)

Вступление.

Вхождение в сказку.

Упр.1. Пляска Огневушки.

Упр.2. Филин.

Упр.З. Незнакомое место.

Упр.4. Клубочек.

Упр.5. Зима и лето.

Упр.6. Поскакушкина лопатка.

Заключение.

4 неделя

января

II раздел

Цели и задачи занятий «Погружение в сказку»:

   Группы упражнений

Номера и названия занятий и упражнений

Какие цели и задачи преследуют предлагаемые упра-жнения

1 .Расслабление по контрасту с напряжением

Занятие 1.

Заяц-Коська и Родничок.

Упр. 4. Страх.

Упр. 7. Роднички и река.

Занятие 2. Ежик и море.

Упр. 1. Колючий человек.

Упр. 5. Утки.

Занятие 3. Дюймовочка, ч. 1.

Упр. 1. ячменное зерно.

1 Упр. 2. Цветок.

Упр. 3. Лягушка.

Занятие 4. Дюймовочка, ч. 2.

Упр. 1. Холод.

Упр. 2. Тепло.

Упр. 6 (вариант 2). Полет.

Занятие 5. Золушка.

Упр. 1. Чистка кастрюли.

Упр. 2. Уборка пола.

Упр. 4. Горе золушки.

Упр. 5. Мыши и кони.

Упр. 7. Примерка.

Занятие 6. Царевна-лягушка.

Упр. 1. Стрельба из лука.

Упр. 5. Танец жен старших братьев.

Занятие 7. Лягушка-

путешественница.

Упр. 3. Лягушки и утки.

Занятие 8. Снежинка.

Упр. 9. Айсберг и ветер.

Занятие 9. Сказка о рыбаке и рыбке.

Упр. 2. Забрасывание невода.

Упр. 4. Рыбка.

Занятие 10. Снежная королева, ч. 1.

Упр. 3. снежная королева.

Упр. 6. Кусты роз.

Занятие 10. Снежная королева, ч. 2.

Упр. 5. Олень.

Занятие 11. Спящая красавица.

Упр. 6. Сон.

Занятие 13. Снегурочка.

Упр. 1. Снежные комочки.

Упр.5. Град.

Занятие 14. Аленький цветочек, ч. 1.

Упр. 3. Дремучий лес.

Занятие 16. Маугли, ч. 1.

Упр. 4. Пантера.

Занятие 17. Маугли, ч. 2.

Упр. 1. Игры с удавом.

Упр. 6. Битва.

Задание 18. Дикие лебеди, ч. 1.

Упр. 1. Полет.

Упр. 2. Полет к утесу.

Задание 19. Дикие лебеди, ч. 2.

Упр. 1. Крапива.

Упр. 2. Следы брата.

1.Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.

2.Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряже-

ние-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др-)

3.Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.

4.Расширение представлен ий об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создаю  в теле напряженность, а доброе.

спокойное состояние рождает расслабленность.

Задание 20. Цветик-семицветик, ч. 1.

Упр. 1- Догонялки.

Упр. 2. Плач.

Задание 21. Цветик-семицветик, ч. 2.

Упр. 2. Северный полюс.

Задание 22. Русалочка.

Упр. 2. Танец русалок с рыбками.

Упр. 8. Иглы.

Задание 24. Лягушка и экскаватор.

Упр. 4. Грохот экскаватора.

Упр. 6. Лягушки.

Упр. 7. Отдых.

Упр. 8. Вываливание мусора.

Задание 25. Каменный цветок.

Упр. 2. Цветы.

Упр. 4. Ящерки.

Задание 26. Огневушка-Поскакушка.

Упр. 5. Зима и лето.

2.Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Упр.10 Сугробы и солнышко-

Заяц Коська и родничок.

Упр . 9 Море- Ежик и море.

Упр.4. Танец ручейка -Дюймовочка, ч.1.

Упр.2. Встреча с лягушкой - Царевна-Лягушка.

Упр.4. Восточный ветер-Снежинка.

Упр.6. Танец.

Упр.11. Капелька.

Упр. 1. Шум моря-Сказка о рыбаке и рыбке.

Упр.1. Аромат розы-Снежная королева ч.1.

Упр.4. Разбойники-Снежная королева ч.2

Упр.4. Танец злой феи-Спящая красавица.

Упр.З. Снегурочка - Снегурочка.

Упр. 1. Качка - Аленький цветочек ч. 1.

Упр.2. Разбойники - Аленький цветочек ч.2.

Упр.4. Вздох.

Упр. 6. Танцы.

Упр. 7. Удав - Маугли. Ч. 1

Упр.4. Охота - Маугли ч.2.

Упр.4. Звуки моря - Дикие лебеди, ч. 1.

Упр.9. Ночь на утесе.

Упр.7.б. Запах роз - Дикие лебеди, ч.2.

Упр.4. Качка-Русалочка.

Упр.5. Буря.

Упр.2. Ткачи - новое платье короля.

Упр.1. Пляска Огневушки - Огневушка-поскакушка.

Упр.2. Филин.

1.Отработка правильного диафрагмального дыхания.

2. Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя.

3. Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая  при этом за ощущениями в теле.

4. Тренировка восприимчивости, умения тонко чувствовать

окружающее пространство.

3. Расслабление - медитация

Упр.9. Облачко - Заяц Коська и родничок.

Упр.2. Печаль Ежика —Ежик и море.

Упр.6. Голоса природы.

Упр.7. Танец с бабочками - Дюймовочка, ч.1.

Упр.4. Стук сердца - Дюймовочка, 4.2.

1.Развитие произвольного внимания: умения максимально

концентрироваться на происходящем.

2.Формирование способности

регулировать процессы возбуждения и торможения, умения

Упр.5. Путаница.

Упр.7. Танец эльфов.

Упр.6. Танец - Золушка.

Упр.8. Венчание.

Вхождение в сказку - Лягушка - царевна.

Упр.4. танец Василисы.

Упр. Смерть Кощея.

Вхождение в сказку - Лягушка - путешественница.

Упр. I. Приятный дождь.

Упр.4. В полете.

Вхождение в сказку — Снежная Королева, ч. 1.

Упр.5. Причесывание.

Упр.7. Превращение хлопьев в снежинки — Снежная Королева, ч.2.

Упр.2. Бал - Спящая красавица.

Упр.5. Веретено и припцесса.

Упр.8. Облачко - Снегурочка.

Упр.5. Обморок - Аленький цветочек,

ч.2.

Упр.6. В плену у обезьян - Маугли, ч.1.

Упр.8. Красный цветок - Маугли. ч.2.

Упр.2. В пути - Дикие лебеди, ч.2.

Упр.З. Море.

Упр.7. Чудесная сеть.

Упр.5. Любовь - Дикие лебеди, ч.2.

Упр.6. Превращение.

Упр.7а. Обморок

Упр.7в. Колокола.

Вхождение в сказку - Цветик - семицветик, Русалочка.

Упр.З. Пузырек воздуха.

Упр. 10. Воздушные создания.

Упр.2. Ткачи - Новое платье короля.

Упр.6. Волшебный балдахин.

Вхождение в сказку - Каменный цветок.

Упр.З. В лесу.

Упр.7. В каменном саду.

Вхождение в сказку - Огневушка-Поскакушка.

быстро переключатся с активной деятельности на пассивную

и наоборот.

3. Снятие эмоционально-

психического и телесного напряжения.

4.Активизация детей на проявлении чувств любви и доверия.

5. Развитие воображения и фантазии.

4. Дыхание.

1.Физиологическое.

2.   Речевое.

3.   В сочетании с голосом, движе-

ниями.

Упр.З. Прохлада-Заяц Коська и Родничок.

Упр.5. Филин.

Упр.5. Утки - Ежик и море.

Упр.2. Встреча с лягушкой - Царевна - лягушка.

Упр.6. Ветер.

Упр.З. Лягушата-Дюймовочка, ч.1.

Упр. 1. Северный ветер - Снежинка.

Упр.2. Южный ветер.

Упр.З. Западный ветер.

Упр.4. Восточный ветер.

Упр.9. Буря - Сказка о рыбаке и рыбке.

Упр. 1. Аромат розы - Снежная королева, ч.1.

Упр.З. Ворон - Снежная королева, ч.2.

Упр.1. Качка-Аленький цветочек, ч.1.

1.Отработка правильного диафрагмального дыхания, умения

длительно выдыхать.

2. Развитие умения регулировать и изменять темп дыхания.

согласовывая свои действия с

действиями других.

3. Развитие моторики речевого аппарата, помощь детям упражняться в звукоподражаниях

(диким животным, птицам, звукам природы).

4. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности.

5. Достижения координации дыхания, речи и движений тела

Упр.4. Вздох- Аленький цветочек, ч.2.

Упр.7. Удав- Маугли, ч.1.

Упр.4. Звуки моря - Дикие лебеди, 4.1.

Упр.9. Ночь на утесе.

Упр. 1. Крапива - Дикие лебеди, ч.2.

Упр.76. Запах роз.

Упр.4. Качка - Русалочка.

Упр.5. Буря.

Упр.7. Хохот ведьмы.

Упр.2. Филин — Огневушка -

Поскакушка.

6. Успокоение нервной системы, погружение в состояние

покоя и расслабленности.

5.Речь

1.   Словарь.

2.   Фразовая речь.

3.   Связная речь.

Вступление - Заяц Коська и Родничок.

Упр.б. Ручеек.

Вступление - Ежик и море.

Упр.7. Бабочки

Заключение.

Вступление - Дюймовочка, ч. 1.

Упр.5. Любование.

Упр.6. Отвращение.

Заключение - Дюймовочка, ч.2.

Упр.2. Беседа - Лягушка -

путешественница.

Упр.З. Взгляд с высоты.

Упр.6. Хвастовство.

Заключение.

Вступление - Снежинка.

Упр.5. Любимое место.

Упр.7. Восход солнца.

Упр. 3. Украшения - Золушка.

Упр.5. Старуха - Сказка о рыбаке и

рыбке.

Упр.8. Грозная царица.

Упр. 1. Пожелания фей - Спящая красавица.

Упр.З. Беседа с детьми.

Вступление - Снежная королева, ч.1.

Упр. 1. Цветы - снежная королева, ч.2.

Упр.З. Дремучий лес - Аленький цветочек,ч. 1.

Упр.4. Дворец.

Упр.5. Цветы.

Упр.З. Желания.

Вступление - дикие лебеди, чЛ.

Упр.5. морские камешки.

Заключение.

Упр. 1. Пляска Огневушки - Огневушка- Поскакушка.

Упр.З. Незнакомое место.

Упр. 1. Мастера - Каменный цветок.

Упр.5. Наряд для ящерки.

Упр.8. Красота.

Заключение.

Упр.З. Невидимые ткани - Новое платье короля.

Вступление - Цветик-семицветик,

4.2,1.

Упр.4. Семья.

Упр.2. Северный полюс.

Вхождение в сказку - русалочка.

Упр.6. Спасение

Заключение

Вступление-Маугли, ч.1..

1.Активизация и обогащение

словарного запаса.

2. Развитие памяти, формирование способности вспоминать

свои действия в сказке и называть их: соотносить названия действий с собственными движениями.

3. Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и

ясно выражать свои мысли.

4. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные

особенности.

5. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

6. Развитие логического мышления, умения анализировать,

сравнивать, обобщать. Делать

выводы.

7. Развитие абстрактных и

творческих мыслительных способностей.

8. Формирование мотивации

деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправлен-

ной деятельности.

9. Развитие умения свободно

общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать

других.

6. Голос, интонация.

Упр.8. Удивление - Заяц Коська Родничок.

Упр. 1. Ячменное зерно- Дюймовочка. ч. 1 .

Упр.5. Любование.

Упр.6. отвращение

Упр.4. Горе Золушки.

Упр.З. Разговор с Иваном - Царевна -лягушка.

Упр.З- Просьба золотой рыбки - Сказка о рыбаке и рыбке.

Упр.5. Старуха.

Упр.6. Чудище - Аленький цветочек,

ч.1.

Упр.7. Мольба.

Упр. 1. Утешение - Аленький цветочек.

ч.2.

Упр.2. Заветные слова - Маугли, ч. 1.

Упр.8. Удав и обезьяны.

Упр.5. Дикие собаки - Маугли, ч.2.

Упр.5. Экскаватор - Лягушка и экскаватор.

Упр. 10. Шепот.

Упр.З. Желтый лепесток - Цветик-семицветик, ч. 1.

Упр.З. Красный лепесток.

Упр. 1.Синий цветок - Цветик - семицветику. 2.

Упр.З. Зеленый лепесток.

У пр. 4. Оранжевый лепесток.

Упр.6. Голубый лепесток.

1.Развитие силы голоса, высоты. Длительности звучания.

интонационной выразительности.

2. Нормализация темпа и ритма речи.

3. Развитие умения координировать голос с мимическими

движениями, движениями рук и тела.

4. Устранение патологических

синкинезий, нормализация

мышечного тонуса мимической

и оральной мускулатуры.

5. Формирование произвольных

мимических движений.

7. Слуховое внимания.

Вхождение в сказку - Заяц Коська и Родничок.

Упр.4. Страх.

Упр.7. Роднички и река.

Упр.6. Голоса природы - Ежик и море.

Упр.8. Стрекозы, бабочки, кузнечики.

Упр.9. Море.

Упр.6. Танец - Золушка.

Упр.8. Венчание.

Упр.6. Ветер - Лягушка - царевна.

Вхождение в сказку - Лягушка - путешественница.

Упр.8. Океан - Снежинка.

Вхождение в сказку - Сказка о рыбаке и рыбке.

Упр.1. Звуки моря.

Вхождение в сказку - Спящая красавица.

Вступление - Снегурочка.

Упр.4. Солнце и дождик.

Упр.6. Чудище - Аленький цветочек,и 14.1.

Вхождение в сказку - Дикие лебеди,II   14.1.

Упр.4. Звуки моря.

Упр.7,в. Колокола, Дикие лебеди, ч.2.

Вхождение в сказку — Русалочка.

1.Активизация произвольного

слухового внимания, умения

концентрироваться на слуховых образах.

2. Развитие слуховой памяти.

3. Развитие умения вслушиваться в звуки музыки, природы, и др., умения различать

звуки.

4. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Упр.2. Ткачи — Новое платье короля.

Упр.З. Звуки природы - Лягушка и экскаватор.

Упр.З. Экскаватор.

Упр.З. В лесу - Каменный цветок.

Упр.7. В каменном саду.

Упр.4. Клубочек - Огневушка – Поскакушка.

Упр.5. Зима и лето.

Раздел № 3

 Программное содержание занятий «Лабиринты души»

Сроки проведения – февраль - апрель

№ заня-тия

Тема

Цель

Содержание

Сроки проведения

 1

«Как кенгуреныш стал самостоятельным»

Снижение страха расставания с мамой, переживаний, тревоги, связанной с одиночеством

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры; «Кенгуру» «Море волнуется» 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

1 неделя февраля

 2

«Сказка о подсолнечном семечке»

Снятие тревожности и беспокойства, снижение общей боязливости.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Танец в кругу», «Ветер дует на...»

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

1 неделя февраля

 3

«Белочка – припевочка»

Развитие чувства самостоятельности

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Динозаврики», «Лягушонок» 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя февраля

  4

«Случай в лесу»

Снятие    тревожности,   страха   самостоятельных  действий.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Марш самооценки», «Ты беги, веселый мячик»

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя февраля

 5

«Сказка о вороненке»

Снятие    тревожности,     боязливости, неуверенности. Формирование чувства      несамостоятельности.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Доверяющее  падение»,   «Танец  в кругу».

4.Прочтсние сказки. 5.Рисование или драматизация.

6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

февраля

  6

«Сказка про ежика Витю»

Преодоление трудностей в общение со сверстниками, чувства неполноценности.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры; «Заколдованный ребенок», «Танец в кругу», «Волны», «Зверинец».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

февраля

  7

«Маленький

ГНОМ»                      

Коррекция негативных чувств (ревность, обида и прочее), связанные с рождением младшей сестры, брата.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Кенгуру», «Дождь в лесу». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

4 неделя

февраля

8

«Роза и ромашка»

Повышение низкой самооценки, развитие уверенности, чувства полноценности.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Марш самооценки», «Недотроги».

4.Прочтсние сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

4 неделя

февраля

  9

«Цветок по имени незабудка»

Повышение самооценки, развитие уверенности, снятие зажатости, скованности.

1 .Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Море волнуется», «Доверяющее падение», «Ласковый мелок».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

1 неделя марта

 10

«Маленький медвежонок

Коррекция коммуникаций со сверстниками, снижение агрессивности.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Щепки на реке», «Петушиные бои». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы

1 неделя марта

  11

«Сказка про енота»

Коррекция общения со сверстниками, снижение страха общения, неумения устанавливать контакт, снятие зажатости, скованности.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры; «Подними, покачай». «Прорвись в круг», «Теремок». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя марта

 12

«Помидор Сашка»

Коррекция трудностей общения со сверстниками, при поступлении в новый коллектив, снижение депрессивных чувств, связанных с детским садом.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Прорвись в крут», «Подними, покачай». 4.Прочтснис сказки, 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя марта

  13

«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»

Коррекция конфликтных отношений с родителями. Снижение негативных чувств по отношению к родителям, неадекватных реакций на наказание и одобрение.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3 .Психотерапевтические игры: «Упрямый капризный ребенок», «Интервью», «Дизайнеры». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

марта

 14

Сказка о глупенькой маме(продолжение сказки о зайчике)

Коррекция переживаний, связанные с непростыми отношениями с родителями.

1 .Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Упрямый    капризный    ребенок», «Маленькое привидение».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

марта

  15

«Маленький котенок»

Коррекция переживаний, связанных с наказанием и чувством вины.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Похвалилки», «За что меня любит мама». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

4 неделя

марта

 16

«Сказка о маленьком тигренке»

Коррекция конфликтов с родителями. обида, напряженные отношения с братьями. Сестрами.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры; «Ласковый мелок», «Дотронься до..».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

4 неделя

марта

 17

«Медвежонок и баба Яга»

Снижение страха темноты, повышенной тревожности, ночных кошмаров, общей боязливости.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Жмурки», «Пчелка в темноте». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

1 неделя апреля

 18

«Мышонок и темнота»

Коррекция страха темноты, повышенной тревожности. Снижение актуальности ночных кошмаров, общей боязливости.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Жмурки», «Превращаемся в страшных».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

1 неделя апреля

  19

«Белочка Нуся»

Коррекция страха темноты, повышенной тревожности, ночных кошмаров, общей боязливости.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Жмурки», «Волк, волчишка, пусти переночевать ». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов. 7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя апреля

 20

«Слоненок, который боялся темноты»

Коррекция страха темноты и одиночества, повышенной тревожности, ночных кошмаров, общей боязливости.

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Жмурки», «Пых».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 неделя апреля

  21

«Приключения

медвежонка»

Практически     весь крут детских проблем

1. Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю.

3 .Психотерапевтические   игры:    по желанию детей. 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

апреля

  22

«Сказка о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»

Коррекция нарушений поведения: гиперактивность, агрессивность, деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Добрые кошки- злые кошки», «Упрямая подушка», «Дерево». 4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

3 неделя

апреля

  23

«Храбрый лягушонок»

Преодоление застенчивости, робости, чувства неполноценности, воспитание уверенности.

1.Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Море волнуется»,   «Лягушка»,   «Комплименты», «Лягушата».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

4 неделя

апреля

 24

«Гномик»

Коррекция конфликтных отношений с родителями, негативных чувств по отношению к ним. Снижение трудностей контакта, непонимания.

1 .Ритуал встречи «Клубочек» 2.Обсуждение того, что произошло за неделю. 3.Психотерапевтические игры: «Похвалилки», «За что меня любит мама».

4.Прочтение сказки. 5.Рисование или драматизация. 6.Обсуждение рисунков, подведение итогов.

7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

4 неделя

апреля

Глоссарий.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. Приводит к формированию у ребенка пассивности, конформизма, отсутствию активности и инициативности. На ранних этапах развития ребенка элементы авторитарности необходимы для развития умения регулировать свое поведение.

Агрессивность — склонность к причинению другому морального или физического вреда.

Анамнез — совокупность сведений от родителей о развитии ребенка на всех этапах.

Астенический синдром — состояние, характеризующееся слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью, отмечаются нарушения внимания и памяти, ослабление способности к продолжительному умственному и физическому напряжению.

Аутизм — см. Ранний детский аутизм.

Аутоагрессия — направленные на себя агрессивные действия (от самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли).

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимого.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение — психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Высшие психические функции — сложные формы сознательной психической деятельности человека. Формируются прижизненно и социальны по своему происхождению, опосредованны по своему психологическому строению с помощью речи и произвольны по способу осуществления.

Гиперактивность — слабый контроль побуждений, повышенная двигательная активность.

Гиперопека — чрезмерная забота о детях, проявляющаяся в стремлении родителей защищать детей от опасности при отсутствии таковой, ограждать от трудностей и проблем. Развивает зависимость детей от воли и настроения родителей, «выученную беспомощность» — реакцию на уровне рефлекторной деятельности, характеризующуюся неспособностью к мобилизации при появлении проблем.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

Диагностика (психологическая) – выявление психологических особенностей человека.

Жестокость — способность причинять страдания людям и животным. В дошкольном возрасте причиной жестокости может быть неведение, т. е. непонимание последствий своих действий.

Застенчивость ~ комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т. д., препятствующий нормальному общению. Наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.

Импульсивность — особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Инфантилизм – незрелость, «детскость».

Коррекция нарушения — система психолого-медико-социальных мероприятий, направленная на исправление или преодоление недостатков психологического развития ребенка.

Манипулирование — нецеленаправленные действия с объектами без учета их назначения.

Мелкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, обусловливающее способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции.

Мимика — совокупность движений части лица человека, выражающих его состояние или отношение к чему-либо.

Минимальная мозговая дисфункция — врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая развитие интеллекта и умственных способностей.

Мотив — побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности.

Моторика — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют: общую, мелкую (ручную) и артикуляционную моторику.

Моторная алалия — отсутствие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможности умственного развития.

Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона жизни.

Негативизм детский — немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих его людей. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости, отчужденности.

Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операциях.

Общение — взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Постнаталъный период — период после рождения ребенка.

Потребность — источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.

Праксис — способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.

Пренаталъный период — период до рождения ребенка.

Произвольность поведения — способность отказаться от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза; процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Психологическая защита — механизм бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний. К механизмам психологической защиты относят: вытеснение, проекцию, отрицание, регрессию, рационализацию и т. д.

Ранний детский аутизм — неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.

Релаксация — расслабление.

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — комплекс нарушений системы эмоциональной регуляции. Основным показателем патологических изменений является гиперактивность (см. Гиперактивность).

Сензитивные периоды — периоды в жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция.

Сенсорные эталоны — сложившиеся в обществе представления об основных свойствах предметов (цвет, форма, величина, высота звука и т. д.).

Соматические заболевания — относящиеся к заболеваниям тела, внутренних органов (например порок сердца).

Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации.

Тактильная чувствительность — один из видов кожной чувствительности.

Тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

Упрямство — особенность поведения (в устойчивых формах — черта характера), дефект волевой сферы человека, проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по-своему.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, проявляющееся в ощущениях гнетущего напряжения, отчаяния, гнева и т. д.

Фобия – навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др.

Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с каким-либо объектом.

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Этиология — происхождение, причина появления.

Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам.

Эмоциональная напряженность – возбуждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но не ясно, что именно.

Ожидаемые результаты

Пройдя подготовку по системе работы «Сказочная страна», дети будут знать и уметь следующее:

Знать:

- названия эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);

-  как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

- о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

- какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

- что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;

    - об относительности в оценке чувств;

Уметь:

-  отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

-  опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

-  правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

-  оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

-  различать эмоции по схемам-пиктограммам;

-  передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

-  наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;

-  употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);

- осознавать свое тело и его специфические особенности;

- понимать и описывать свои желания и чувства;

- осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

- различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

- воспроизводить выразительные позы и движения;

- сравнивать эмоции; контролировать свои эмоциональные реакции;

- подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;

- оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;

- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

- останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

- вести доброжелательный диалог, используя различные средства

  выразительности;

- выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

- понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

- выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

- понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;

- общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

-  оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

- уметь свободно и ясно выражать свои мысли,

- описывать предметы называя их характерные особенности,

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

- свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...