Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Фролова Елена Александровна

Программа разработана на основе парциальной программы  А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_v_gostyakh_u_skazki_starsh.gr_.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ДСКВ №46

________________Г.Н. Федотова

приказ № ___ от _______ 2013 г.

ПРОГРАММА

 по дополнительной образовательной услуги

«В гостях у сказки»

для детей с речевыми нарушениями

старшего дошкольного возраста

Разработана на основе парциальной программы

 А.И.Бурениной «Театр всевозможного»

г. Нижневартовск

2013-2014 учебный год

Оглавление:

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Содержание программы:

6

3.1.

Календарно-тематическое планирование

6

3.2.

Мониторинг освоения детьми программного материала

15

3.3.

Требования к уровню подготовки воспитанников

17

4.

Контроль за реализацией программы

18

5.

Механизм реализации программы

18

6.

Список литературы

19

7

Приложение

20


  1. Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа кружка дополнительного образования «В гостях у сказки», МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Основание для разработки программы

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
  • Закон «Об образовании» ст.26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Устав дошкольного учреждения

Заказчик программы

Родительская общественность, педагогический коллектив МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Целевая группа

Воспитанники старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Составитель программы

Воспитатель первой категории МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»   Фролова Елена Александровна

Цель программы

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи программы

  •    Развивать у детей интерес к театральной деятельности,        

   познакомить детей с различными видами театров;

  • Совершенствовать артистические и исполнительские умения детей.
  • Развитие речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности  речи.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня:

  • творческих способностей детей на 25%;
  • коммуникативных навыков на 20%;
  • удовлетворенности родителей на 15%.

Сроки реализации программы

1 год

  1. Пояснительная записка

«Театр- это волшебный край, в котором ребёнок

радуется играя, а в игре познаёт мир»

                                                     С.И. Мерзлякова

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоение способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, само реализуются, само выражаются.

По данным психолога Н.В. Самоукиной в период психологической адаптации ребенка к школе, у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. И все это могут дать занятия театральной деятельностью по программе А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григорьевой «Маленький актер», Т.И.Петровой, Е.А.Сергеевой, Е.С.Петровой «Подготовка и проведение театральных занятий в детском саду».

На основе этих  программ была разработана программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки». Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития речи ребенка, развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, умения владеть своим телом, согласовывать свои действия с партнером, приобщения детей к выступлению перед аудиторией разного возраста и интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса развивают  речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют воспитанникам  с  интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Программа также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей.

Цель программы - Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи: 

  1. Развивать у детей интерес к театральной деятельности, познакомить  с различными видами театров.
  2. Совершенствовать артистические и исполнительские умения детей.
  3. Развивать речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию, интонационную выразительность  речи.

Ожидаемые результаты:

      Повышение уровня:

  • творческих способностей детей на 25%;
  • коммуникативных навыков на 20%;
  • удовлетворенности родителей на 15%.

Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня.    

Продолжительность занятия 25 минут.

Форма проведения: групповая.

Формы проведения итогов реализации программы :  

показ (просмотр) для родителей сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?»( 24 учебная неделя) ; показ для детей младшего и среднего дошкольного возраста  драматизации сказки «Цветик- семецветик» (34 учебная неделя)

Учебный план

Временной период

Количество занятий

Примечание

В неделю

2

Количество занятий рассчитано с учетом  каникул.

1,2,34,35  недели диагностические

В месяц

8

В год

72

  1. Содержание программы
  1. Календарно-тематическое планирование

Учебная

неделя

№  занятия

Тема

Программное содержание

Методические приемы

1  и 2 неделя диагностические

Игры см. Приложение

 3

1

Давайте познакомимся

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Беседа о роли  театральной деятельности в жизни человека; знакомство с детьми. 

Беседа о театре

Игра «Поймай хлопок»

Игра «Паровоз»

2

Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Игра «Словесный портрет»

Игра «Осенние листочки»

4

3

Пойми меня

Развивать внимание, память, образное мышление детей. Продолжать развивать двигательную активность. Побуждать детей принимать участие в игре.

Игра «Я положил в мешок…»

Игра «Зеркало»

4

Волшебная шкатулка

Формировать интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство. Побуждать детей к активному общению, развивать речь. Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Игра «Что изменилось»

Игра со свечой

Игра «Тень»

5

5

Игры с бабушкой Забавой

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Игра «У бабушки в огороде растет…»

Игра «Словесный портрет»

6

Колобок наш удалой, колобок не тот – другой!

Учить отожествлять себя с театральным персонажем. Учить сочетать движение и речь. Воспитывать партнерские отношения в игре. Закреплять знания об окружающем.

Чтение белоруской народной сказки  «Пых»;

беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои»

6

7

Импровизация сказки «Пых»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Вызвать желание импровизировать.

Игра «Тень»

Игра «Капризуля»

8

Репетиция сказки «Пых»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Развивать имитационные способности. Вызвать желание исценировать сказку.

Игра «Одно и то же по разному»

7

9

Репетиция сказки «Пых»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

10

Колобок– колючий бок

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Игра «Самолет»

Игровое упражнение «Сказочные герои»

8

11

Играем спектакль «Пых». Итоговое.

Помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Инсценировка с использованием элементов костюмов

Игра «Будь внимательным»

12

Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть?

Развивать фантазию, творчество; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест».

Игра «Внимательные звери»

Игра «Поймай хлопок»

Игра «Эхо»

9

13

Игровое занятие

Способствовать объединению детей в совместной деятельности; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками; введение понятия «пантомима».

Игра «Веселые обезьянки»

Игра «Зеркало»

Игра «Фраза по кругу»

14

Играем пальчикам

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Побуждать детей к двигательной активности под стихотворное сопровождение. Повторение и закрепление понятия «пантомима».

Пальчиковая гимнастика

Игра «Отгадай, что покажу»

10

15

Вот так гриб – великан, всем хватило места там!

Поддерживать желание слушать сказку. Помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Чтение сказки   В. Сутеева «Под грибом»;

беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

16

Импровизация сказки «Под грибом»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Поддерживать желание слушать сказки, отвечать на вопросы педагога.

Беседа по содержанию.

Имитационные упражнения.

11

17

Репетиция сказки «Под грибом»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Приучать внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее.

Игра «Зеркало»

Игра «Одно и то же по-разному»

18

Репетиция сказки «Под грибом»  

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Мимические этюды.

Игра «Чудо-лесенка»

12

19

Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Беседа по содержанию сказки.

Игра «Кругосветное путешествие»

20

Играем спектакль «Под грибом». Итоговое.

Формировать четкую,  грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Инсценировка с использованием элементов костюмов

13

21

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Пантомимические упражнения.

Игра «Считай до пяти»

22

Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем

Создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Превращение предмета»

14

23

В гости прилетели первые снежинки

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Этюд-упражнение

«Как воет ветер»

Импровизация на тему «Зимний лес»

Игра «Снежинка- льдинка»

24

Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза»

Развивать  речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

Игра «Снежки»

Игра «По дорожке мы пойдем и подарок так найдем»

15

25

Кто в сыре сделал столько дыр?

Поддерживать интерес к театральной деятельности. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Чтение стихотворения Яна Бжехва «Дырки в сыре»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе».

26

Импровизация стихотворения «Дырки в сыре»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ.

Игра «Снежный ком»

Игра «Фраза по кругу»

16

27

Репетиция сказки «Дырки в сыре»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Игра «Диалогические скороговорки»

28

Вместе все собрались и чуть не поругались

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Игра «Эхо»,

мимические этюды

17

29

Играем спектакль «Дырки в сыре»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Игра «Мяч эмоций»

Игра «Фраза по кругу»

30

Игровое занятие

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Игра «Угадай, что я делаю»»,

мимические этюды

18

31

Эмоции

Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике.

Игра «работа с моделями эмоций»

Игра «Мяч эмоций»

32

Сочиняем новую сказку

Развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Игра «У бабушки в огороде растет…»

Игра «Снежный ком»

19

33

Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем  

Учить развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе.

Игра «Кругосветное путешествие»

Игра «Этюды»

34

Учимся говорить по -  разному

Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности.

Игра «Одно  и то же по-разному»

Игра «Поймай хлопок»

20

35

Учимся четко говорить

Отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и игровых упражнений.

Игра «Словесный портрет»

36

Язык жестов

Развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

Игра «Угадай, что я делаю?»,

мимические этюды

21

37

Игровое занятие

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

Игра «Стульчики»

Игра «Вьюга»

38

Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу»

Поддерживать желание слушать сказку. Помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Чтение сказки  В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»;

беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».

22

39

Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»?

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Игра «Фантазии о..»

мимические этюды

40

Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Игра «Веселые обезьянки»

Игра «Звериные скороговорки»

23

41

Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Игры «Капризуля»,

мимические этюды

42

Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог!

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Игры «Угадай, что я делаю»

24

43

Не вы ли «мяу» говорили?

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Мимические этюды,

Игра «Превращение детей»

44

Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?». Итоговое.

Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Игра «Тень»

Инсценировка с использованием элементов костюмов

25

45

Волшебное путешествие по сказкам

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Этюды на выразительность движений;

этюды на выражение основных эмоций.

46

Игровое занятие

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Игра «Превращение предмета»

Игра «Словесный портрет»

Игра «Диалогические скороговорки»

26

47

Театрализованная игра «Как Зима с Весною встретилась»

Развивать у детей творческое воображение; совершенствовать навыки групповой работы. Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Игра «Снежный ком»

Этюды на выразительность движений

48

Плакала Снегурочка, зиму провожая

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

Инсценировка с использованием элементов костюмов

27

49

Чтение пьесы «Снегурочка»

Развивать  речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского.

Игра «Изобрази героев»

50

Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ

Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. Развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно, выразительно проговаривать фразы.

Игра «Одно и то же по-разному»

Игра «Чудо-лесенка»

28

51

Игровое занятие

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. Развивать фантазию и воображение детей.

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй как я»

Игра «Звериные скороговорки»

52

Волшебная шкатулка

Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Игра «Придумай весёлый диалог»

Игра «Фраза по кругу»

29

53

Игры с бабушкой Забавой

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Игра «Что изменилось»

Игра «Веселые обезьянки»

54

Лети, лети лепесток

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. Развивать умение сопереживать персонажам сказки.

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй как я»,

Работа со схемами-эмоциями.

30

55

Цветик – семицветик, сказочный цветок

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Побуждать к участию в театрализованной игре. Формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения.

Чтение сказки   В. Катаева «Цветик – семицветик»;

беседа по содержанию.

56

Все слова запомню, желание исполню

Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать интерес к театральной деятельности.

Этюды на выразительность движений;

 этюды на выражение основных эмоций;

31

57

Театрализованная игра «В саду волшебницы»

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Игра «Зеркало»

Игра «Мяч эмоций»

58

Всех ворон пересчитала и баранки потеряла

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;  пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

этюды на выразительность движений;

этюды на выражение основных эмоций;

32

59

Театрализованная игра «На северном полюсе»

Развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй как я»

60

Последний лепесток остался. Что же пожелать?

Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Беседа о доброте и добрых поступках;

Мимические этюды,

Игра «Превращение детей»

33

61

Друг всегда придет на помощь.

Воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй как я»

Игра «Эхо»

62

Репетиция сказки «Цветик - семицветик»

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

Инсценировка с использованием элементов костюмов

34

63

Репетиция сказки «Цветик - семицветик»

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

Инсценировка с использованием элементов костюмов

64

Играем спектакль «Цветик - семицветик»

Итоговое

Развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя.

Инсценировка с использованием элементов костюмов

  1.  35 недели диагностические


  1. Мониторинг освоения детьми программного материала

методика Т.С. Комаровой

Протокол  обследования развития творческих способностей детей

Сроки проведения:                         Ф.И.О. воспитателя___________________

п/п

Ф. И. ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально- образное развитие

Основы

коллективной

творческой

деятельности

Общее количество баллов

Уровень

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

2

3

4

5

6

7

8

Основы театральной культуры

3 балла- проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

2 балла- интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

1 балл- не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура

3 балла- понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

2 балла- понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

1 балл-  понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

3 балла -творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

2 балла-  владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

1 балл- различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

Основы коллективной творческой деятельности

3 балла -проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

2 балла- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

1 балл- не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Качественная характеристика уровней овладения театрализованной деятельностью

Высокий уровень ( от 9 до 12 баллов):проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень ( от 6 до 9 баллов): проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень ( ниже 5 баллов): малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

3.3 Требования к уровню подготовки воспитанников

К семи годам  при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

  • Интегративное качество «Любознательный, активный»

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках,

  • Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения.

  • Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

  • Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Образовательная область «Социализация»

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.

Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Различает жанры литературных произведений.

Называет любимые сказки и рассказы.

Называет 2-3 авторов книг.

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.


  1. Контроль за реализацией программы

Контроль  за реализацией программы осуществляет администрация МБДОУ № 46, педагогический совет и родительская общественность. Педагогический совет и администрация: анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложение по ее корректировке. Руководитель кружка (воспитатель) ведет журнал учета проведения кружковой работы, где фиксирует проведение и  посещение детьми занятий кружка.

Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:

- развлечения,

- праздники,

- ежегодный мониторинг в соответствии с мониторингом МБДОУ,

- аналитическая справка.

  1.  Механизм реализации программы

Координатором Программы развития является администрация МДОУ № 46 и педагогический совет. Исполнителем Программы развития является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах».

Координатор:

  • разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств для  ее реализации;
  • обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы;
  • подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.

Исполнитель:

  • участвует  в реализации мероприятий Программы.

Администрация ДОУ:

- анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы,

- вносит предложения по ее корректировке,

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Исполнителем программы является воспитатель первой квалификационной категории Фролова Е.А.

Отбор детей в кружок происходит на основании заявлений родителей(законными представителями).  Занятия проводятся в  театральной студии , где созданы необходимые условия ( атрибуты: маски, шапочки, элементы костюмов, декораций; подбор музыкальной фонотеки; различные виды театров: куклы би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр). Время проведения – согласно установленному расписанию.

  1. Список  литературы

  1. Алябьева  Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.  М., 2005.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., 2003.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  4. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
  7. Театрализованные занятия в детском саду  Маханева М.Д.
  8. .Петровой Т.И, Сергеевой Е.А., Петровой Е.С. «Подготовка и проведение театральных занятий в детском саду».

  1. Приложения

Приложение№ 1

Театральные игры и упражнения

«Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

«Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога -и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

«Паровоз»

Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его « вагоны ». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.

«Словесный портрет»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Я положил в мешок...»

Цель: развивать произвольную слуховую память.

Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок ...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«У бабушки в огороде растет...»

Цель: та же, что и в описанной выше.

Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

«Тень»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3—5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все. что он делает.

«Разведчики»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По  определенному сигналу одного из детей -  командира,  дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей

ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.

«Внимательные звери»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.

«Зеркало»

Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».

Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Снежный ком»

Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я - живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

«Стульчики»

Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.

«Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.

Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

«Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

«Угадай, что я делаю?»

Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение. Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:

  1. стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
  2. наклониться вперед. Возможные варианты ответов:  «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».

«Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

«Кругосветное путешествие»

Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.

«Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

«Превращение комнаты»

Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

«Превращение детей»

Цель: та же, что ив игре «Превращение предмета».

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.

«Этюды»

Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).

Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.

Приложение№ 2

Игры и упражнения для развития культуры и техники речи

«Игра со свечой»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

«Осенние листочки»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).

«Кораблики»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).

«Считай до пяти»

Цель: развивать речевое дыхание.

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.

В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

«Больной зуб»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»

Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Капризуля»

Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».

Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Самолет»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Чудо-лесенка»

Цель: та же, что и в игре «Самолет».

Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).

«Эхо»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).

«Вьюга»

Цель: та же, что и в игре «Эхо».

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.

«Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети,  сидя по кругу,  проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Звериные скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

 От топота копыт пыль по полю летит.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

«Фантазии о...»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.

«Диалогические скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фантазии о...»

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

  • Расскажи мне про покупки.
  • Про какие про покупки?
  • Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Или
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
  • Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

Кружковая работа на 2013-2014 учебный год

воспитателя Фроловой Елены

группы компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста №4

«В гостях у сказки»

Список детей

  1. Пикульский Валера
  2. Тихонов Женя
  3. Хропак Вася
  4. Чернов Максим
  5. Шадрина Аня
  6. Хынку Глеб
  7. Реутов Лев

График  работы кружка

Понедельник          17.05-17.30

Среда                      17.05 -17.30

Продолжительность занятий  25 минут

В гостях у сказки        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста

Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"

Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...