Методическая разработка по патриотическому воспитанию (подготовительная группа) по теме "Блокада Ленинграда".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Расширяет представления детей о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 Расширить представления детей о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

 Задачи:

1.Обогатить знание детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.

2. Формирование любви к родному городу, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

3.Активизировать словарь по теме.

4. Развивать умение вести диалог.

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, презентация «Блокада Ленинграда"

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы по теме.

2.Слушание песен и музыки военных лет.

3.Слушание стихов о блокадном городе.

Взаимодействие с родителями:

Стендовая информация по теме: Блокада.

Используемая литература:

Нисон Ходза. Дорога жизни. – СПб.: Детгиз, 2011. – 88 с.: ил. – ISBN: 978-5-8452-0451-6

Илья Миксон: «Жила была.»-Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.

Михаил Сухачев: « Дети блокады»

 Ход занятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на занятие, посвященное Дню снятия блокады нашего города. Это очень памятная дата. Война ворвалась в мирную жизнь людей. Город наш назывался Ленинградом, а жители ленинградцами.

До войны люди жили мирно. Взрослые работали, строили дома, сажали деревья, гуляли, ходили в кино, театры. Дети учились в школах, а малыши ходили в детские сады.

22июня 1941 года без предупреждения враг напал на нашу страну.

Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». ( слайд).

У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли, тогда они решили взять его в блокадное кольцо

Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники, падали на землю убитые.(слайд )

         Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Ленинградцы защищали свой город.(слайд )

Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага.  (Звучит звук сирены).(слайд)

(читает ребёнок)

 На Невском проспекте есть надпись одна,

 И трудно сейчас нам поверить,

 Что именно это была сторона

 Опасной при артобстреле.

 Зачем эту надпись наш город хранит?

 Чтоб взрослые знали и дети

«Ничто не забыто, никто не забыт!»

  Чтоб помнили все строчки эти.(слайд)

В городе оставались старики, женщины, дети, остальные кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины и дети рыли окопы,разбирали завалы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.(слайд)

Ленинград был отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие.Отключили свет, воду, отопление. В городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.(слайд)

 Наступили страшные блокадные дни. Их было 900.Настала зима – блокадная зима 1941 – 1942 гг. Люди умирали прямо на улицах.(слайд )

Правительство страны делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

(читает ребёнок)

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Пусть ветер с Ладоги поведает народу

 Как летом баржу за баржой

Грузили, в шторм и непогоду,

Забыв про отдых и покой.

 Зимой машины шли здесь верениц

 И лёд на Ладоге трещал:

 Возили хлеб для северной столицы,

 И радостно нас Ленинград встречал.  

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбил « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни»(слайд). 

Ленинградцы не сдавались. На заводах для фронта делали снаряды, танки, пулеметы. Работали женщины, старики и даже дети (слайд).

Не хватало еды, и люди использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали лук, картофель, капусту. (слайд).

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы.

Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного ленинградца.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.(слайд)

          Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками продолжали жить, трудиться и бороться,в филармонии звучала музыка.

(читает ребёнок)

 Блокадный город. Голод. Вой пурги.

 Но в Ленинграде музы не молчали.

 И ленинградцы слушали стихи.

 В замерших залах музыка звучала.

Исполнялась в блокадном Ленинграде героическая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.

(Звучит отрывок из Седьмой симфонии)

Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков.(слайд)

 Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники. 
Такой дневник - потрясающий документ. 
Его нельзя читать без слёз.

 9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла.(слайд)

Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,  поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.(слайд)

Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).

(читает ребёнок)

 Плачет вместе с вами каменный цветок.

 Сколько их погибло, юных ленинградцев?

 Сколько не услышит грома мирных гроз

 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдатьс

 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!(слайд)

 (читает ребёнок)

 У дороги жизни шепчутся берёзы,

 Седину лохматит дерзкий ветерок.

 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

 Плачет вместе с вами каменный цветок.

 Сколько их погибло, юных ленинградцев?

 Сколько не услышит грома мирных гроз?

 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!(слайд)

(читает ребёнок)

 Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Памятник "Дневник Тани Савичевой"(слайд)

 "Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне.
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда"

Памятник "Разорванное кольцо"

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.

От голода умерло 640 тыс. мирных жителей

От боевых действий -  235 тыс. человек.

(читает ребёнок)

 Кто в город не пустил врага,

 Кто в смертной схватке

 Одолел блокаду, -

 Тому, как высший орден, дорога

 Медаль «За оборону Ленинграда».

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.И поэтому   сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеет: цените и берегите своих родителей,  знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню.

(читает ребёнок)

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.(слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Из опыта работы в направлении нравственно-патриотического воспитания. Подготовительная группа.

МАСТЕР – КЛАСС «ПИСЬМА С ФРОНТА» Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.Задачи: 1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подви...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Боровичок». Воспитатели:А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно-патриоскому воспитанию детейв страршей группе "Боровичок".Воспитатели: А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

Методическая разработка по конструированию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Целью проведения занятия считаю закрепление знаний об истории родного города, о жизни ленинградцев во время Блокады, воспитание чувства гордости за подвиг своих соотечественников во время Великой Отеч...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников (старшей группы «Звездочки») «Я — часть России!»

Цель проекта: познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, воспитывая чувство гордости за свою Родину, желание сохранить ее чистой и красивой на долгие годы....