Школа чистой речи «Чистоговорка»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Зайферт Наталья Александровна

   В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит      В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим.                                                                                        Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.                      

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.

Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.

С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки  (са-са – вот идёт лиса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok1.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Зайферт Наталья Александровна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» муниципального образования  город  Саяногорск

Кружок.

Школа чистой речи «Чистоговорка»

Пояснительная записка

   В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит      В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим.                                                                                        Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.                      

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.

Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.

С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки  (са-са – вот идёт лиса).

Цель работы с чистоговорками: развитие речи детей; работа над выразительностью речи, правильным произношением, силой голоса; приобщение ребят к устному народному творчеству.

Задачи:

  1. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
  2. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
  3. Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
  4. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
  5. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  6. Повышать познавательную активность и работоспособность детей.

Методы и приёмы используемые в работе над чистоговоркой:

Задания на карточках:

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

 Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

смелая)

 Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса (звук на «ш»)

Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

 Назови чистоговоркой один - много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

 Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

 Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са - кого встретила лиса?

Использование схем (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы

Расписание

Кружок школа чистой речи «Чистоговорка» проводится во вторую и четвёртую неделю каждого месяца, продолжительность занятия 25 минут.

Перспективный план работы

на 2013 -2014 учебный год

Сроки проведения

Темы

чистоговорок

Цели

Сентябрь

Овощи, фрукты

Учимся чётко произносить чистоговорки по картинкам. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.

Звук /С/

Обучение различению и правильному произношению звука /с/, определению звука в словах.

Октябрь

Осень

Заучивать чистоговорки по теме: «Осень» - зарисовка.

Звук /СЬ/

Учимся произносить звук /сь/ чётко, с правильной артикуляцией, по картинкам, развивать речевое дыхание.

Ноябрь

Продукты, посуда

Воспроизводить чистоговорки с различной силой голоса.

Звук /З/

Закреплять навыки правильного произношения и различения звука /з/ в чистоговорках.

Декабрь

Животные

Учить различать интонационные средства выразительности в чистоговорках.

Звук /ЗЬ/

Правильно произносить и заучивать чистоговорки по картинкам.

Январь

Зима

Воспроизводить чистоговорки с различной интонацией. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.

Февраль

Птицы

Учить правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

Звук /Ш/

Развивать правильное произношение звука и речевого дыхания.

Март

Весна

Правильно воспроизводить ритмический рисунок в чистоговорках.

Воспроизводить фразы - громко, тихо, вполголоса.

Звук /Ж/

Учить чётко произносить звук в чистоговорках, работать над силой голоса, над  звуко-слоговой структурой слова.

Апрель

Растения

Работать над темпом речи в чистоговорках. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Звуки /Л, ЛЬ/

Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их.

Май

Лето, насекомые

Повышать познавательную активность и работоспособность детей, воспроизводить фразы – медленно, умеренно, быстро.

Звуки /Р, РЬ/

Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их.

Итоговое мероприятие

Развлечение « Поговорим», «Нарисуй чистоговорку», оформление альбомов.

Оборудование:

Липучки, замки, шнуровки, пуговицы, шарики, вертушки, прищепки, су-джок, бусины, декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки, модели звуков, цветные карандаши, бумага,  картон,  игрушки, компьютерные игры.

Список литературы:

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.

Волина В.В. Игры в рифмы. СПб., 1997.

Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.

Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005

Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

Микляева Н.В., Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М.. 2005

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярословль 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Чистоговорки.

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь[БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба[БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе[БЫ]  БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбыБЫ-БЫ-...

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»

Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и  чистой  речи у детей 6-7 лет при  подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе «Чистая планета»

Конспект образовательной деятельности «Чистая планета»Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и ...

Консультация для родителей "В школу с чистой речью".

Консультация для родителей "В школу с чистой речью"....