Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду
статья по теме
В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания и условий реализации традиций общения и взаимодействия педагогов, родителей и дошкольников в образовательном пространстве детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babaeva_t.i._nikolaevaa.g._statya_traditsiii.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду.
Т.И.Бабаева
А.Г.Николаева
г.Санкт-Петербург
В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания и условий реализации традиций общения и взаимодействия педагогов, родителей и дошкольников в образовательном пространстве детского сада.
Ключевые слова: культура, традиция, функции традиций, детско-взрослое сообщество, образовательный процесс, содержание традиций взаимодействия педагогов, родителей и детей в детском саду, педагогические условия.
Сила традиций и сила творчества в их сочетании –
животворящий источник всякой культуры.
П.Н. Савицкий
Дошкольное детство – время вхождения ребенка в культуру. Задача дошкольного образования – создать культурное пространство для развития личности и активного освоения социокультурного опыта.
Значимым элементом культуры являются традиции, как наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени.
Традиция представляет собой совокупность образцов, эталонов, норм, обычаев, общественных установлений, которым следуют люди. Она выступает объектом ценностного отношения, задавая поле ценностей, на которые ориентируются члены общности [2].
Для современного образования характерно стремление к гармоничному соотношению новаторства и опоры на классическое наследие, на прогрессивные традиции национальной и мировой культуры. При этом традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее дальнейшее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Определённые традиции функционируют во всех социальных системах (общественных, политических, производственных, образовательных, семейных и пр.) и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. В обществе действует механизм отбора, сохранения и воспроизводства наиболее значимых для социума культурных традиций и достижений.
Велико воспитательное значение традиций. Традиции способствуют достижению цели воспитательной системы - формированию ценностных ориентаций воспитанников. Как подчеркивает П.И. Пидкасистый «традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития растущих людей» [4, c.486-487]. Поскольку в традиции заложено свойство собирания и удержания культуры как единого целого, она объединяет и сплачивает людей, утверждает общность интересов.
Традиции способствует регуляции отношений между людьми в обществе и выполняют нормативно-регуляционную роль, именуемую как функция ориентирования на определенные ценности, предпочтительные формы поведения и деятельности.
В целом, традиции выполняют значимые социально-культурные функции, что делает их востребованными в современном образовании.
В свое время А.С.Макаренко подчеркивал, что традиции являются необходимым элементом существования и стабильного функционирования детского и педагогического коллектива. Он неоднократно подчёркивал, что школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой. Необходимо, чтобы, чтобы в воспитательном пространстве школы имелись не отдельные разрозненные традиции, а своеобразный «каркас традиций». Только это создает благоприятные личностно-психологические основания для проявления воспитанниками инициативы и самостоятельности.
В современных исследованиях традиции рассматриваются как важнейшее средство сплочения коллектива, сохранения достижений и передачи опыта.
Традиции объединяют детский коллектив общими целями, совместной деятельностью, дают детям чувство уверенности. Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности общему делу, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события.
Особую роль играют традиции в дошкольном образовании. Современный детский сад – это образовательное пространство, в котором в условиях взаимодействия педагогов, родителей и детей, воссоздаются основные компоненты социокультурного опыта, осваиваются ценности и культурные нормы, развивается детская самостоятельность и активность.
Транслятором культурных смыслов выступают значимые для детей взрослые (педагоги, родители), которые способствуют функционированию механизмов воспитания и развития, организуют жизнь детей на культурных основаниях. Определяющим механизмом культурной коммуникации выступает непосредственное общение и совместная деятельность между взрослыми и детьми. Разновозрастное общение взрослых и детей, включающее межгрупповые контакты дошкольников, способствует взаимопониманию, сближению и эффективному взаимодействию субъектов, открывает перспективы новых совместных дел и достижений.
Представляет несомненный интерес, как проявляют себя традиции в современном дошкольном учреждении? Каково место их в образовательном процессе?
На базе дошкольных учреждений города Санкт-Петербурга нами было проведено анкетирование педагогов и родителей. Оно позволило изучить их отношение к созданию традиций в детском саду, желание сотрудничать друг с другом, выявить возможные формы детско-взрослого взаимодействия в детском саду, которые переросли бы в традиции.
Анализ полученных данных показывает общее положительное отношение педагогов и родителей к традициям в детском саду. Поясняя свое отношение к традициям, взрослые отметили, что «С ними жизнь интересней», «Традиции воспитывают детей», «Традиции учат детей как правильно себя вести», «Нужны народные традиции», «Традиции помогают понять, как живет общество, как жили раньше и теперь», «Традиции учат детей культуре поведения и уважению к старшим» и пр. Ответы показывают, что для большинства взрослых традиция выступает, прежде всего, как воспитательное и обучающее средство. Недостаточно осознаются функция преемственности, а также интегративно-коммуникативная (объединяющая) и регуляторная функции традиций в детском саду и семье.
На вопрос о том, «Какие традиции существуют в вашем детском саду?», (в вашей семье?), был выявлен круг традиций, которых придерживаются педагоги и родители. При этом ответы многих родителей отличались разнообразием и оригинальностью: «Каждую последнюю субботу месяца мы собираемся на семейный обед», «Зимой всегда проводим с детьми катание на собаках», «Вместе собственными руками делаем новогодние игрушки и придумываем подарки», «Отмечаем дни рождения», «Вместе делаем семейный фотоальбом», «С детьми ходим в походы», «Ежевечерне играем с сыном в шахматы и ведем таблицу результатов турниров», «Празднуем Рождество и Пасху» и пр. До 20% опрошенных родителей не смогли дать конкретный ответ о семейных традициях, что свидетельствует об отсутствии семейного уклада и оснований для организации жизни в семье.
Ответы педагогов содержали, в основном, перечисление привычных для детских садов традиций, таких как: «Празднование дней рождения», «Посещение театра или цирка», «Празднование календарных и патриотических праздников», «Посещение выставок рукоделия и детских игрушек», «Празднование Нового года», «День здоровья» и т.п. Небольшая часть педагогов отметила, что у них в детском саду нет общих традиций.
На вопрос, адресованный родителям о том, какие традиции они считают возможным перенести в жизнь детского сада, большинство родителей (до 75 %) отметили, что существует достаточно много семейных традиций, которые возможно перенести в дошкольное учреждение. Среди них были названы: «Празднование театрализованных дней рождения и фольклорных праздников», «Изготовление вместе с детьми украшений к новому году для детского сада и группы», «Создание групповых фото-альбомов», «Организация чаепития и досугов с участием детей и родителей», «Поездки вместе с детьми в музей», «Посещение с детьми и воспитателями театра, цирка» и пр.
До 20% родителей затруднилась ответить на данный вопрос. Результаты анкетирования показали также, что существует небольшая часть родителей, которые считают невозможным перенесение семейных традиций в детский сад. Они мотивируют свою позицию тем, что семейные традиции - частное дело, поэтому они должны оставаться в семье, так как «только такое отношение к традициям поможет ребенку лучше осознать различие между личным и общественным».
Предложенные педагогами (до 60%) варианты новых традиций, которые они хотели бы внесли в жизнь своего детского сада, оказались достаточно консервативны. Среди возможных традиций педагогами вновь были названы праздники (календарные, патриотические, народные), дни рождения детей, совместные детско-взрослые выставки, спортивные мероприятия, совместные досуги и т.п. Предложенные педагогами в анкетах в качестве новых варианты традиций, довольно хорошо известны, существуют во многих дошкольных учреждениях и активно ими поддерживаются. Это обнаруживает проблему необходимости широкого ознакомления дошкольных работников с новаторским опытом использования традиций в жизни современных дошкольных учреждений.
Треть опрошенных педагогов более творчески подошла к вопросу становления традиций в детском саду, считая традиции необходимой отличительной чертой, «лицом» дошкольного учреждения. К примеру, часть педагогов перечислили народные, фольклорные традиции, что преимущественно было связано с ориентацией образовательного процесса на знакомство детей с народной культурой. Соответственно, традиции, предложенные педагогами работающими в детских садах физкультурно-оздоровительной направленности, были связаны с проведением совместных спортивных праздников, участием детей и родителей в общих соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья», «День здоровья», «Наш друг- Мойдодыр» и пр.
Часть педагогов предложила традиции социальной и гуманистической направленности: «Подготовка концертов для ветеранов-блокадников», «Театрализованные постановки для малышей», «Праздничное угощение для мам», «День защиты природы», «Празднование дня рождения Санкт-Петербурга», «День любимой книги», а также различные тематические выставки и ярмарки и пр.
Характерно, что все опрошенные воспитатели отметили важность использования в детском саду традиции совместных дел педагогов, родителей и детей, выразили желание участвовать в детско-взрослых проектах различной направленности.
Среди родителей такого единодушия в желании участвовать в создании общих традиций и совместных проектах не наблюдалось. Лишь 45 % из всех опрошенных родителей охотно приняли бы участие в совместной деятельности с детьми и педагогами, 20 % родителей готовы эпизодически участвовать, 35 % - хотели бы принять участие, но не имеют на это времени. При этом часть родителей сослалась на трудности в общении с педагогами, формализм в контактах, что мешает совместному решению задач и установления сотрудничества.
Опрос педагогов также выявил определенные проблемы в налаживании конструктивных отношений с родителями. Чаще других педагогами отмечались следующие трудности в налаживании взаимоотношений с родителями: равнодушие части родителей к предложениям воспитателя, наблюдающаяся у отдельных родителей излишняя амбициозность в общении, сниженный интерес к общегрупповым мероприятиям.
В целом, анкетирование выявило как положительные моменты, так и проблемы, требующие решения. С одной стороны – активное желание педагогов и многих родителей сотрудничать, вносить в жизнь детского сада новые традиции, наличие семей с интересным семейным укладом, которым они хотели бы поделиться. С другой стороны, недостаточная ориентация педагогов в современных традициях и путях внедрения их в образовательный процесс, определенные сложности в выстраивании доверительных взаимоотношений и сотрудничества с отдельными родителями.
Дополнительно были проведены индивидуальные беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Нас интересовало, какие события в детском саду запомнились детям, каково место в них взрослых (педагогов и родителей), как представляют дети возможность участия родителей в их жизни в детском саду.
Ответы детей подтвердили их ориентацию на семью и на ценность совместных дел с родителями. На вопрос: «В каких делах тебе хотелось бы поучаствовать в детском саду вместе с родителями?», дети отвечали: «Хочу посоревноваться вместе с родителями», «Я бы подготовила с мамой танец и всем показала», «А мне бы хотелось вместе с мамой и папой сделать фею-звезду и принести в детский сад», «Я бы хотел, чтобы мы все вместе украшали детский сад», «Можно всем родителям и детям посадить красивые цветы» и т.п.
Многие дети отметили, что хотели бы в детском саду вместе с родителями и «любимой воспитательницей» участвовать в общих делах (в играх, соревнованиях, театральных постановках и пр.). Запомнились детям события «Как на елке мой папа был дедом морозом», «Как мы все вместе спасали зимой птиц», «Как участвовали в конкурсе «Цветущий детский сад», в процессе которого создавали клумбы на участке» и пр.
Ответы старших дошкольников показывают, что у них есть естественное стремление к объединению в детском саду со взрослыми (педагогами и родителями), которые не только участвуют, но и поддерживают детей, разделяют их увлечения и интересы.
Хотелось бы подчеркнуть, что каким бы сильным не было желание родителей участвовать в создании традиций роль организатора всегда остается за дошкольным образовательным учреждением и его педагогами. Для того чтобы традиция жила и обрастала новыми смыслами, необходимо единение всего коллектива ДОУ, единое понимание целей совместной деятельности, культурных и социальных образцов, на основе которых будет выстраиваться взаимодействие всех участников, умение эмоционально прожить общее как свое лично-значимое, ориентация на сотрудничество и взаимопомощь.
В основе традиции лежит совместная, творческая, социально ценная деятельность взрослых и детей, основанная на их сотрудничестве и взаимопомощи, закладывающая вектор гуманного, неравнодушного отношения дошкольников к жизни детского сада.
Подобное взаимодействие можно рассматривать как «со-бытийную детско-взрослую общность» (В.А.Слободчиков, Л.М.Кларина), в которой взрослый выступает для детей как главный источник различных форм социально значимой деятельности, побудитель детской социальной активности, партнер и помощник дошкольников в деятельности на благо других в детском саду [5]. Сущностной характеристикой становления традиций является педагогически выстроенное взаимодействие дошкольников и взрослых в ситуациях организованного детского социально-значимого опыта.
Практика реализации традиций в образовательном пространстве детского сада показала эффективность объединения отдельных традиций в рамках единой темы, определяющей ведущую направленность действий взрослых и детей. Такой темой с полным основанием выступает тема «Детский сад наш общий дом». При этом основная задача состоит в создании в детском саду традиций «единой семьи» - коллектива детей и взрослых, объединенных общим стремлением лучше узнать и понять друг друга, установить отношения сотрудничества и доброжелательности, включиться в совместные дела на общее благо.
Внутри данной темы в процессе межвозрастного общения получают право на существование такие взаимосвязанные традиции как:
- традиция доверительного знакомства детей с педагогами и сотрудниками детского сада, с особенностями их труда, интересными событиями их жизни, достижениями, а также с проблемами взрослых, в решении которых им могут помочь дети подготовительной группы, как «самые старшие воспитанники среди детей»;
- традиция заботы старших дошкольниках о малышах; обмен подарками и сувенирами между детьми разных групп;
- традиции совместных праздников и театрализаций;
- традиция «службы дозорных и помощников детском саду», роль которых выполняют воспитанники подготовительной группы;
- традиция добрых дел и взаимной помощи;
- традиция передачи «волшебной палочки добрых дел» от выпускников детского сада детям, вступающим в подготовительную группу.
Взаимодействие взрослых и детей развивается в общих традициях:
- совместное оформление и украшение детского сада к праздникам;
- конкурс создания эмблемы и девизов детского сада и группы;
- участие в ярмарках и выставках поделок, выполненных детьми вместе с родителями;
- объединенные концерты: «Мы ищем таланты», «Вечерах сюрпризов», спортивных мероприятиях, в которых наряду с детьми участвуют родители, педагоги и сотрудники;
- празднование «Дня рождения детского сада», «Дня сладкоежек», «Выпускного вечера», « Встречи с выпускниками» и др.
Интеграция образовательного процесса вокруг общей проблемы «Детский сад наш общий дом», в которую включаются разные возрастные группы, педагоги и сотрудники, позволяет сплотить детей и взрослых всего дошкольного учреждения, постепенно включая родителей. Появление общих задач и тем для обсуждения, позволяет педагогам и сотрудникам детского сада обмениваться впечатлениями, действовать сообща, находить новые формы традиций социально направленной деятельности в детском саду.
Участие родителей в традициях определяется их мотивационно-личностной готовностью к совместным действиям и сотворчеству. Задача педагогов состоит в умении заинтересовать родителей, создать привлекательный «образ традиции», показать перспективу ее реализации и воспитательный, развивающий потенциал влияния на детей и жизнь детского сада.
Родители привлекаются к планированию предстоящей деятельности, оказанию помощи в подборе необходимого материала для поделок, интерьерных украшений, оснащению экспериментальных лабораторий и т.п. С родителями могут обсуждаться способы поощрения и поддержки детей [1]. Необходима опора на наиболее активных родителей, побуждение их к творческому участию в общих делах, стимулирование и поощрение их инициативы, поддержка предложений. Большую помощь может оказать организация «Интенет-клуба родителей и педагогов», что помогает дистанционно обсуждать задачи, намечать шаги и перспективы, обмениваться мнениями и замыслами.
Успешность процесса реализации традиции во многом обусловлена насыщенными положительными эмоционально-личностными переживаниями детей и взрослых, наглядным представлением результатов совместных действий, разнообразием форм презентации продуктов детской деятельности и совместного творчества. Немаловажным является также яркое представление ответной реакции тех, на кого была направлена активность и деятельность дошкольников: благодарность сотрудников или малышей за помощь; вручение ответных подарков; различные виды поощрения детей и родителей; создание фото витрины, отражающей участие детей, педагогов и родителей в совместных делах.
Дети и взрослые должны наглядно видеть, как под влиянием традиций изменяется жизнь в детском саду, как она становится интересней, разнообразней и содержательней. Ощущение радости совместных дел, общих правил, ритуалов, установлений, которые принимаются всеми в детском саду, порождает чувство удовлетворения, сплачивает детей и взрослых, что становится подтверждением ценности традиций.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что традиции формируются постепенно. Одноразовое, пусть даже успешное, мероприятие или проект не является гарантией перерастания в традицию. Традиция – это закрепившаяся в коллективе форма поведения и деятельности, которая доказала свою жизнеспособность, признается всеми и объединяет коллектив, удовлетворяя потребности его существования. Коллектив вносит изменения в содержание традиций, в зависимости от новых потребностей и перспектив дальнейшего развития.
Традиции придают детскому саду самобытность, особое «лицо». В каждом дошкольном учреждении устанавливается свой мир традиций, представляющий важную часть культуры организации и духовной жизни педагогического и детского коллектива. Чем богаче и разнообразнее этот мир, чем выше его моральный уровень, тем эффективнее его развивающее влияние на детско-взрослое сообщество.
Литература
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: Т.Ц. «Сфера», 2005
- Косинова О.А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 2 - Педагогика. Психология.
- Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Шк. пресса, 2004
- Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996
- Самобытность детства. Новые ценности образования. М.: НПО «Школа
Самоопределения», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
ОД по социально коммуникативному развитию в старшей группе "Дети и взрослые в детском саду"
становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость. — формировать первоначальные представления о социальной значимости труда взр...
Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»
Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...
" Взаимодействие и общение детей с воспитателем в детском саду".
Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всегомира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка,первоначального формирования физич...
Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»
Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...
Презентация "Межвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"
Презентация к проекту "Иежвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"...
Развивающие и коррекционные игры для детей с ТМНР в детском саду.
Детям с тяжелыми множественными нарушениями развития трудно включаться в сюжетно-ролевые игры в группе, особенно если это не совсем привычная для них игра. Поэтому задача взрослого- снабдить ребенка н...