Риторика.
статья на тему

Никитина Марина Ивановна

Дар слова – одна из величайших способностей людей, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.Дар слова – одна из величайших способностей людей, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРС «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО – ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

ТЕМА: Риторическая подготовка педагога.

                ИСПОЛНИТЕЛЬ: НИКИТИНА М.И.

РУКОВОДИТЕЛЬ: К.П.Н.

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 МУРАВЬЁВА Л.И.

МОСКВА 2013

Содержание.

Пояснительная записка………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………..3

Понятие риторики…………………………………………………………….5

Законы риторики……………………………………………………………..5

Структура риторики………………………………………………………...5

Функции педагогической риторики………………………………………7

Культура речи ……………………………………………………………….7

Выразительность пластики тела, жесты………………………………...11

Педагогический такт……………………………………………………….11

Специфика речи преподавателя…………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………..……13

Пояснительная записка.

Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности, сбивать и путать противника в споре. Одна за другой начали возникать школы красноречия.

Большой вклад в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты. Из ораторов наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). 

Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения. К середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов. 

Возрождение педагогической риторики началось в 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на эффективное общение, в том числе и профессиональное.

Подготовка педагога как ритора, хотя и связана со всем циклом наук, но все же составляет отдельный предмет преподавания. Эта аксиома объединяет все современные подходы в понимании педагогической риторики.

В 90-е гг. ХХ в. в науке и педагогической среде произошло осознание потребности в таком учебном предмете, который не только объяснял бы структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям, т.е. к профессиональной риторике.

Введение. 

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает".

                                             Наполеон Бонапарт.

Дар слова – одна из величайших способностей людей, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится высоко. Эта способность является составной частью культуры человека, его образованности. Оно фиксирует уровень развития общества и делает возможным его дальнейший рост, служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, формирование их убеждений и даже поведения.

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. На все эти и другие вопросы нам дает ответ риторика, которая является наукой о законах изобретения, построения и выражения мыслей в речи. Еще мыслители древности справедливо считали, надо научиться пользоваться своей речью для того, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, говорить с теми, кто с вами не согласен, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Наверное, нет таких сфер деятельности человека, где не пригодилось искусное владение словом, а в некоторых оно просто необходимо и является обязательным условием эффективной работы.

Понятие риторики.

Риторика – наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи. Ярко и эмоционально произнесенное слово всегда оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. 

Риторика основана на многих научных дисциплинах:

  • Философия;
  • Логика;
  • Этика;
  • Эстетика;
  •  Психология;
  • Языкознание;
  •  Педагогика.

Цель риторики – коммуникативная компетенция говорящего.

Задача риторики - способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

Законы риторики.

1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

3. Слои смысла в метологическом высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания. 

Структура риторики. 

Термины этос, пафос, логос – основные для риторики.

Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Риторика включает два основных раздела - общую риторику и частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании.

Частная риторика изучает особенности построения сло­весных произведений в различных родах и видах словесности.

Существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Функции педагогической риторики.

Применительно к педагогике, риторика – система взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе общения. Она стремится помочь ответить на последовательно возникающие вопросы учащегося, слушающего речь педагога. Заинтересовать, показать реальную необходимость, определить направления совместного поиска – путь учителя к личности школьника

Главным аспектом коммуникативного (речевого) поведения педагога является его способность к социальному воображению, т. е. постановке себя на место учащегося.

Педагогическая риторика может выполнять функцию интеграции учебных дисциплин и сама может выступать в роли интегратора учебных предметов благодаря своему содержанию, отличающемуся как общекультурной (развитие умения мыслить), так и общеречевой направленностью (развитие коммуникативно-речевых и риторических умений).

Культура речи.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания, т.к. она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи. Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми.

Культура педагогического общения – это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения. Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть:

1) предметом обучения и методикой его преподавания;

2) знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них;

3) языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применения в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культурой речи);

4) эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (педагогической риторикой).

Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Основные элементы техники речи – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости и произношения слов, слогов, звуков). Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями высказывания. Для поддержания речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения. Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора.

Хочу тебе сказать, что в голосе твоем

Угадываю трели соловьиные

Журчание ручья, далекий ветра звон

И ночи напролет – такие длинные.

А. Снежин

Голос тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие. Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а так же может препятствовать ей. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы); выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказа, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. «Суетливость тяжелит речь. Облегчает же: ее спокойствие и выдержка». Пауза членит фразу на звенья.

Речь учителя должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других - быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего. Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит также мелодика тона. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками. Чем, как не тембральной окраской, можно передать мысли, представления, чувства от имени действующего лица.

Общение со школьниками – это наука и искусство, где важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии со школьниками, должен учиться этому.

Искусство педагога – преимущественно речевое, и от степени овладения им во многом зависит, достигнет ли он не только внимания учеников, но и продолжающего и развивающего восприятия всего нового. Каждая фраза учителя в той или иной мере улучшает восприятие, направляет движение творческого поиска, устанавливает определенный уровень взаимоотношений со школьниками. Педагог со знаниями и умениями по риторике, чувствует себя уверенно в классе, ибо он знает, что диалог состоится, важно лишь уметь поддержать его проблемно-поисковый характер, при котором одна мысль неизбежно рождает другую, и все вместе будет помогать школьнику в обучении.

Слово способно существенно влиять на состояние человека, и для педагога это важно, так как он всегда стремится к оптимальности восприятия материала, взаимопониманию с учеником. Педагог должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение учащихся. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Важными качествами культуры речи являются грамматическая правильность, точность, логичность, ясность, чистота, богатство, выразительность, уместность, действенность.

Выразительность пластики тела, жесты.

Невербальное поведение – это индивидуальная, конкретно-чувственная форма действий и поступков, передаваемых человеком при помощи невербальных средств общения. Функции мимики, жеста и речи тесно связаны. Невербалика отвечает на целый ряд сложных вопросов, перед которыми бессильны речевые законы общения. Они могут как способствовать, так и препятствовать коммуникативному процессу, их учет всегда важен при планировании речевого обеспечения учебного процесса в целом. Коммуникативно грамотный педагог знает не только словесно оптимальные средства обращения к классу, но и соответствующую им интонацию, необходимые жесты, обеспечивающие и открытость для диалога, и правильность понимания сказанного.

Педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся – в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения – отреагировать немед­ленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

Специфика речи преподавателя.

Публичная речь преподавателя передает информацию слушателям и имеет дидактическую направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Этим обусловлены особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, к содержанию и форме педагогической речи. Воспитательная направленность речи педагога предполагает особый подход к отбору информации и ее интерпретации.

Речь преподавателя служит образцом, который воспринимает обучаемый и по которому он учится строить свою речь. Часто речь преподавателя для обучаемого является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. Поэтому особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания (здесь не имеется в виду упрощение, примитивизация речи).

Литература.

1. Горобец Л.Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога.

[Электронный ресурс]:

ftp://lib.herzen.spb.ru/text/gorobets_9_42_132_144.pdf

2. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога.

[Электронный ресурс]:

http://www.folkuniversity.ru/books/nastolnaya_kniga_praktikuyusch/

3. Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория.

М., 1998.

4. Морозов В.Э. Особенности курса педагогической риторики для

специальности «Профессиональное обучение». [Электронный

ресурс]: http://www.engectver.ru/Konferenciya/3s/morozov.php

5. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

6. Юнина Е.А. Педагогическая риторика: Учебное пособие. Пермь,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс

Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»

Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...

Риторика

Консультация для родителей...

Конспект по риторике "Где больше двух, там говорят вслух"

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Главной целью является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение у...

Конспект по риторике «Сколько просьб начинается с «будьте здоровы»!»

Учимся  дикционно  проговаривать текст чистоговорки, правильно интонируя, придавая голосу окраску,  правильно дышать, чтобы обеспечить «опору» своему голосу; употребление различных слов...

Конспект занятия по риторике в старшей группе по теме «Благодарность»

Цели и задачи:Работа над фонационным дыханиемРазвитие силы голосаРабота над интонационной выразительностью речиЗнакомить детей с этимологией слов «спасибо», «благодарю»Развитие общей и мелкой мо...