КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие творческих способностей дошкольников» 2019 г.
консультация (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Консультация для воспитателей, содержит полезную информацию  о развитии творческих способностей дошкольников. Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать необходимые условия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие творческих способностей дошкольников»

Воспитатель: Девяткова Елена Валентиновна

Выражение «Ум ребенка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.  Отсюда, с кончиков пальцев,  информация постоянно поступает в мозг ребенка. Чем больше у ребенка возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше развиваются творческие способности.

Современный мир требует от человека гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится в обществе, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, художники и создатели моды, флористы и дизайнеры, актеры  и педагоги  и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей.

Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом напрвлении. Приемущество отдается речи, мышлению, памяти, а фантазия и воображение формируется у ребенка - дошкольника сама собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: некоторые дети проявляют яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни не может обнаружить у себя склонности ни к одному виду творческой деятельности.

Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека:

  • богатое воображение;
  • способность рисковать;
  • гибкость мыслей;
  • креативность мышления;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • развитая интуиция;
  • высокие эстетические ценности

Творческие личности чаще всего стремяться к  разного рода открытиям, они любознательны, любят фантазировать и изобретать: пишут стихи и музыку, сценарии и книги; показывают таланты в кулинарии и журналистике, на ходу умеют импровизировать и т.д.

Творческие способности  дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:

  • умение замечать, то чего не видят другие (Н: сначала видеть целое, а потом уже фиксировать детали);
  • способности за маленькое  количество времени выдавать множество разнообразных идей;
  • умение без труда ассоциировать отдаленные понятия;
  • умение применять навыки, приобретенные во время одной проблемы, к решению абсолютно другой.

Дошкольный возраст -  самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются  возможности и  развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть дальнейший потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать необходимые условия:

  1. Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых  месяцев ребенка,  в сопровождении  с чтением стихов, песенок, потешек – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей дошкольника.

  1. Создание обстановки, обгоняющей развитие детей. По возможности детей следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом: Н: уже в один год ребенку можно предложить кубики с цифрами или буквами и называть их время от времени; различные бизиборды, материалы для продуктивных видов деятельности (мелки, мальберт, пластелин, краски и др.); музыкальные инструменты; гремелки; различный бросовые  безопасные  материалы (коробки, трубки, банки) и т.д.

  1. Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Задавать вопросы поискового плана, заставляющие сравнивать, анализировать, додумывать. Необходимо давать ребенку возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Н: если у ребенка закатилась машинка за шкаф, не спешите помогать ему извлечь игрушку, пусть он хотя бы попытается справиться с этой задачей  самостоятельно; необходимо выявлять юного исследователя, художника, музыканта, побуждать детей самостоятельно читать стихи, петь песни, рассказывать истории, включать детей в инсценировки сказок. Все это ведет к успешному творческому развитию детей-дошкольников.

  1. Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на данный момент. Если  его действительно увлекает определенная  деятельность, то эмоциональный подъем будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдет ребенку на пользу.

5. Помощь взрослого ненавязчивая и разумная. Свобода, данная детям, ни в коем случае не должна переходить во вседозволенность. Кроме того, не стоит подсказывать ребенку там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших.

6. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отншения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Взрослые должны постоянно стимулировать детей к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам детей, пусть они кажуться нелепыми и странными.

Развите творческих способностей у детей дошкольного возраста – безусловно, не легкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель или воспитатель неприменно добьется успеха.

В настоящее время, в своей работе уделяю большое внимание развитию творческих способностей  детей: в игровой или обучающей форме побуждаю детей к выполнению  игр и упражнений, использую задания с ситуациями, где нужно совершать какой-либо выбор, включив воображение, использую технологии для развития мышления, стимулирую детей к выполнению поделок, рисунков, организую сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребенка. В своей работе использую игры и упражнения для развития творческих способностей детей.

ПАМЯТКА

         

              Игры и упражнения для развития творческих способностей детей

«Четыре цвета» (упражнение на развитие творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников)

 Ребенку нужно выбрать четыре любые краски и полностью заолнить ими лист бумаги. После ребенок может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса» (упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у  дошкольников)

Ребенку предлагается капнуть в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого ребенок видит в этой кляксе?

«Танец» (игра на развитие творческих способностей и эмоциональности у дошкольников)

Предложите ребенку пофантазировать и придумать образ («веселая обкзьянка», «ласковый щенок», «игривый  котенок») Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство (огорчение, радость, удивление).

«Две феи» (уражнение для развития творческих способностей дошкольников)

Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с омощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать не нужно.  Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего - добрая.

«Фантазия-реальность»  (упражнение для развития творческих сособностей и умения отличать вымысел от реальности)

Воспитатели читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получается две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?» (игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей)

Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Ребенку предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать  свой собственный образ.

«О чем говорит музыка» (упражнение на развитие творческих способностей дошкольников)

Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Танец с саблями» Хачатуряна) Ребенку с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Консультация для педагогов."Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности".

Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности.Детский рисунок,Процесс рисования-Это частица духовнойЖизни ребёнка.Дети не просто переносятНа бумагу что-то из окружающе...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей у дошкольников"

В ходе консультации педагоги могут познакомиться с простым тестом для оценки творческого мышления; со стадиями его  развития. Воспитатели также могут  узнать о психологическом механизме разв...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука».

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"

Развитие творческих способностей детей в ДОО. Именно творческая  деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.Л. С. Выготский...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...

Консультация для педагогов: " Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности Торцевание"

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности. Торцевание»Развитие детского творчества является актуальной проблемой совр...


 

Комментарии

Тихонова Ольга Николаевна.

Спасибо.