Интегрированная НОД "Знакомство детей с исторической живописью на примере картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Павлова Мария Александровна

В конспекте представлено детальное рассматривание сюжетных групп людей, спасающихся от стихии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_nod_pompei.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №80 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Приморского района Санкт-Петербурга

«Знакомство детей с исторической живописью на примере картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Интегрированная НОД

для детей подготовительной группы

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №80
Приморского района Санкт-Петербурга
Павлова М.А.

Санкт-Петербург

2014


Образовательные области с учетом ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

  1. Учить детей понимать как через позы, жесты, мимику
    персонажей художник сумел передать такие чувства как
    страх, ужас, испуг, сострадание.

2        Продолжать воспитывать чувство взаимопомощи и

сострадания к ближнему.

Познавательное развитие

  1. Дать детям элементарные сведения о мировой истории о
    том, как выглядели люди в древней Италии.
  2. Продолжать знакомить детей с жанром живописи -
    историческая картина.
  3. Дать первоначальные представления о том, каким образом
    художник работает с историческим материалом.

Речевое развитие

  1. Продолжать обогащать речь детей новыми словами (пейзаж, историческая картина, вулкан, храм, лава, археолог, мольберт).
  2. Продолжать развивать связную речь, учить рассказывать о том, что изображено на картине.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Продолжать учить детей видеть красоту живописного
    произведения.

Материалы

  1. Репродукция картины Карла Брюллова «Последний день
    Помпеи»
  2. Фотографии, иллюстрации вулканов.
  3. Фотографии с мест археологических раскопок.

Проведение НОД

Сегодня я расскажу вам историю об одном городе в древней Италии, Назывался этот город Помпеи. Это был небольшой город, но по всей Италии славился своим мягким климатом, целебным воздухом, живописной природой. Богатые римляне возводили там свои летние дворцы. Вскоре здесь появились театры, храмы, памятники. Помпеи превратились в сказочное царство из мрамора и бронзы. Город был настолько хорош, что на летние месяцы туда приезжали отдыхать Римские владыки.

Неподалеку от города находился вулкан «Везувий». Ребята, кто знает, что такое вулкан (это «большая гора»). Когда вулкан «спит» он не страшен. Но иногда вулкан «просыпается» - тогда он представляет большую опасность для всего живого. Однажды жители Помпеи услышали чудовищный, оглушительный грохот. Они увидели, что из самой середины вулкана вырвался громадный столб огня, пепла и камней. Катастрофа нарастала с каждой минутой, извержение вулкана сопровождалось сильным землетрясением. Дома рушились на головы обезумевших людей. Пепел покрывал дома до самых крыш. Наступила кромешная тьма.

Это событие изобразил на своей картине Карл Брюллов. Давайте рассмотрим ее.

Что происходит на картине? Какое событие, страшное или нет? (На картине изображено страшное событие).

Как мы поняли, что на картине изображено страшное событие? (Все люди куда-то бегут, их лица выражают страх).

Чего же так боятся и от чего спасаются люди? (Началось извержение вулкана, землетрясение, Люди боятся погибнуть).

Что нам говорит о том, что началось землетрясение? (Мы видим, что дома рушатся, статуи падают с крыш).

Что происходит на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины мы видим небо, затянутое страшными черными тучами. В разных местах их прорывают огненные зигзаги молний. Происходит извержение


огромного вулкана, огненно красная лава несется по склону горы, стремительно надвигаясь на город).

Какими цветами художник показывает нам это стихийное бедствие (черными, темными, бордовыми, огненно красными).

Что происходит на городской улице, на ближнем плане картины? (На ближнем плане картины изображено множество людей и животных, которые бегут от надвигающейся опасности. Людям негде укрыться, негде спрятаться, все вокруг рушится, везде огонь. Что чувствуют люди? Страх приближающейся гибели).

Как вы думаете, что для художника, кроме извержения вулкана было важно показать на картине? Почему художник изобразил такое большое количество людей?

Давайте посмотрим на этих людей. Только ли страх за себя владел людьми? Что многие из этих людей делают (Люди пытаются помочь друг другу, каждый спасает не только себя, но и другого). Посмотрите перед нами мальчик и юноша. Они несут на руках своего старика отца. А вот юноша склонился над своей обессилевшей матерью. Мать просит, уговаривает своего сына бросить ее и спасаться самому, сын отвечает, что спасется только вместе с ней, уговаривает ее подняться.

С краю картины мы видим юношу, бережно держащего в своих объятиях девушку. На голове девушки венок. Это жених и невеста, вероятно они собирались пожениться, но в их судьбу вмешалась стихия.

В самом центре картины мы видим лежащую на земле молодую женщину с маленьким сыном. Рядом шкатулка, из которой выпали драгоценности. Что произошло? Наверное, семья пыталась выехать из горда на колеснице, но лошадь испугавшись сверкающих молний перевернула колесницу. Люди упали на каменную мостовую, женщина выронила из рук шкатулку и все драгоценности рассыпались.

Рядом художник изобразил другую семью. Мужчина прикрывает плащом свою жену и двоих детей, желая защитить их от смерти. Маленький


малыш ничего не понимает и тянется ручками к маленькой мертвой птичке на мостовой.

А вот мать обнимает двух своих дочерей. Она хочет успокоить их, как бы говорит им: «Не бойтесь, все скоро закончится». Рядом с ними священник - в этот страшный момент он находится рядом со своими прихожанами.

Несмотря на страшное бедствие, многие люди преодолели свой страх и старались спасти своих близких, помочь им.

На картине художник изобразил и самого себя. Давайте попробуем отыскать его. Карл Брюллов представляется нам в виде помпейского художника, который из города уносит самое дорогое - ящик с кистями и красками. Что хотел показать художник, изображая себя среди жителей Помпеи?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем, каким образом художник мог написать такую грандиозную, яркую, впечатляющую картину? Мог ли Карл Брюллов своими глазами видеть события, произошедшие в Помпее две тысячи лет назад?

Как же смог Брюллов с такой точностью изобразить историю города Помпеи. К написанию картины художник готовился шесть лет. Дело в том, что археологи смогли раскопать и частично восстановить разрушенный город. Будучи в Италии Карл Павлович посещал раскопки, делал зарисовки. Он изучал историческую литературу (быт жителей древней Италии), геологию (про известные землетрясения и извержения вулканов). Все это помогло художнику представить картину гибели Помпеи в своем воображении, а затем нарисовать ее.

Помещая себя среди жителей Помпеи, Брюллов хотел напомнить зрителям о своей роли (роли живописца) в написании картины, ведь он так точно описал события гибели Помпеи, будто видел все своими глазами. А так же помог увидеть историю этого города и нам с вами.


Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Последний день Помпеи», которая предлагается в пособии для музейных педагогов В.Г. Лысюк, П.Г. Ефимов Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно-игровая методика). - СПб.,2001.201 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью "Роль цвета в пейзажной картине"

Пейзажная живопись доступна для понимания детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Знакомя детей с живописью, мы знакомим их непосредственно с искусством....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина

План:1. Пейзаж как жанр живописи;2. Биография художника;3. Методы ознакомления детей с живописью;4. Описание работ....

Презентация "Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина"

Наглядный материал к методической разработке по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его сод...

Роль картины в развитии связной речи детей на примере картины И.В. Горохова "Мыльные пузыри"

В работе представлен материал по формированию связной речи по картине И.В.Горохова "Мыльные пузыри"....