Мониторинг
учебно-методический материал по теме

Торжкова Валентина Леонидовна


Результаты освоения детьми программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx181.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

результатов освоения детьми программы музыкального воспитания 

 

период  2013-2014 уч. г.

                                                                                        Музыкальный руководитель

 Торжкова В.Л.


Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания

Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.

Этапы работы:

1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение

диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.

2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с

детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и

средств достижения поставленных задач.

3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей

детей, оценка результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:

  • восприятие музыки
  • пение
  • музыкально-ритмические движения
  • чувство ритма

В диагностическом исследовании приняли участие всего 84 воспитанника:

2 младшая группа – 18 детей

средняя группа - 22 ребенка

старшая группа – 21 ребенок

подготовительная группа – 23 ребенка

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:

  • если тот или иной показатель сформирован с превышением уровня развития детей данного возраста и соответственно творчески реализуется в деятельности ребенка, уровень «высокий» - «4»
  • если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «соответствует возрасту» - «3»
  • если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, уровень «средний» - «2»

Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.

  • если тот или иной показатель  не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), уровень «низкий» - «1»

Для улучшения показателей «низкого уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с каждым отстающим ребенком с учетом выявленных проблем.

После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 11%, конец года 0%.

Рис.1 Общие показатели  уровня развития музыкальных способностей детей  октябрь 2013 г. и апрель 2014 г.

Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности

 (рис 1):

- на начало учебного года:

высокий 0 %, соответствует возрасту 35 %, средний 54 %, низкий 11 %

- на конец учебного года:

высокий 37 %, соответствует возрасту 49 %, средний 14 %, низкий 0 %.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музыкальном  воспитании детей. Они выражаются в том, что:

  • дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
  • высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
  • дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
  • находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы:

Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей  к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.

Список используемой литературы:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007г. С. Мерзлякова статья «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

во 2 младшей группе 2013 -2014 уч. год

В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте  3 – 4 лет. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

2013 – 2014 уч.год

восприятие музыки

пение

муз.ритмические движения

чувство ритма

показатели

окт

апр

окт

апр

окт

апр

окт

апр

1 низкий уровень

3

-

6

1

3

1

2

1

2 средний уровень

12

5

8

        5

11

5

15

3

3    соотв. возрасту

3

10

4

8

4

8

1

13

4 высокий уровень

-

3

-

4

-

4

-

1

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2013 г. - апрель 2014г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования.

Рис.2  Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка во 2 младшей группе  начало и конец  учебного года.

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из гистограмм (рис.2) видно, что значительно улучшились показатели  по всем видам деятельности, снизился  показатель низкого уровня развития музыкальных способностей детей:

Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

во 2 младшей группе (начало и конец учебного года)

Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 3):

- на начало учебного года:

высокий 0 %, соответствует возрасту 28%, средний 61 %, низкий 11 %

- на конец учебного года:

высокий 28 %, соответствует возрасту 50 %, средний 22 %, низкий 0 %.

Таким образом, можно сделать выводы:

К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:

  •  проявляют эмоциональную отзывчивость на  музыку;
  • выразительно и эмоционально передают игровые образы;
  • исполняют несложные песни;
  • слушают музыкальное произведение до конца, понимают характер музыки;
  • слышат отдельные средства музыкальной выразительности (тихо-громко, быстро-медленно).

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в средней группе 2013 -2014 уч. год

В исследовании приняли участие 22 ребенка в возрасте  4 – 5 лет. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

2013 – 2014 уч.год

восприятие музыки

пение

муз.ритмические  движения

чувство ритма

показатели

окт

апр

окт

апр

окт

апр

окт

апр

1 низкий уровень

3

-

4

-

4

-

4

-

2 средний уровень

12

9

11

7

12

6

12

9

3    соотв. возрасту

7

6

7

7

6

9

6

8

4 высокий уровень

-

7

-

8

-

7

-

5

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2013 г. - апрель 2014г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования.

Рис.2  Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка в средней группе  начало и конец  учебного года.

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из гистограмм (рис.2) видно, что значительно улучшились показатели  по всем видам деятельности, снизился  показатель низкого уровня развития музыкальных способностей детей:

Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в средней группе (начало и конец учебного года)

Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 3):

- на начало учебного года:

высокий 0 %, соответствует возрасту 36%, средний 55 %, низкий 9 %

- на конец учебного года:

высокий 32 %, соответствует возрасту 45%, средний 23 %, низкий 0 %.

Таким образом, можно сделать выводы:

К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:

  •  проявляют высокую эмоциональную отзывчивость на  музыку,
  • творчески решают музыкально-двигательные задачи в этюдах и танцах,
  • выразительно и музыкально исполняют несложные песни,
  • определяют общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш),
  • слышат отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр)
  • Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в старшей группе 2013 -2014 уч.год

В исследовании принял участие 21 ребенок в возрасте  5 – 6 лет, из которых 3 пришли в детский сад в сентябре 2011 г. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

2013 – 2014 уч.год

восприятие музыки

пение

муз.ритмические.

движения.

музицирование

показатели

окт

апр

окт

апр

окт.

апр

окт

апр

1 низкий уровень

4

-

4

-

5

-

5

-

2 средний уровень

14

5

13

10

12

4

10

3

3 соотв. возрасту

3

11

4

7

4

13

6

11

4   высокий уровень

-

5

-

4

-

4

-

7

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2013 г. - апрель 2014 г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования.

Рис.2  Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка в старшей группе  начало и конец  учебного года.

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что улучшились показатели  по всем видам деятельности, снизился  показатель количества детей, имеющих низкий уровень развития музыкальных способностей:

Результаты начальной диагностики показали низкий уровень развития музыкальных способностей ребенка в области восприятия музыки, музыкально-ритмических движений, музицирования.

Была усилена индивидуальная педагогическая работа с детьми с учетом выявленных проблем. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. После проведенной работы уровень данных с низкими показателями значительно уменьшился.

Анализ результатов  обследования уровня развития музыкальных способностей  детей в старшей группе свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 4):

- на начало учебного года:

высокий0 %, соответствует возрасту 38 %,  средний 48 %, низкий 14 %

- на конец учебного года:

высокий38 %, соответствует возрасту 52 %,  средний 10 %, низкий 0 %.

Рис.4 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в старшей группе начало года и конец года.

Таким образом, можно сделать выводы:

к концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:

  • Эмоционально отзываются на музыку разного характера
  • Определяют музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс, марш, песня)
  • Высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыкальное произведение
  • Умеют выразительно  петь естественным звуком, передавая характер песни ее темповые и динамические особенности
  • Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки
  • Обладают хорошей координацией
  • Ориентируются в пространстве
  • Передают ритмическую пульсацию и несложный ритмический рисунок
  • Умеют творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске.

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в подготовительной группе 2013 -2014 уч.год

В исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте  6-7 лет. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

2013 – 2014 уч.год

восприятие музыки

пение

муз.ритмические

движения.

музицирование

показатели

окт

апр

окт

апр

окт

апр

окт

апр

1 низкий уровень

4

-

4

-

5

-

5

-

2 средний уровень

12

1

14

3

14

3

13

1

3         соотв. возрасту

7

15

5

13

4

12

5

17

4 высокий уровень

-

7

-

7

-

8

-

5

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2013 г. - апрель 2014г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования.

Рис. 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  детей в подготовительной группе (начало и конец  учебного года).

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что к концу года значительно улучшились показатели  по всем видам деятельности.

Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис3):

- на начало учебного года:

высокий 0 %, соответствует возрасту35 %, средний 57 %, низкий 8 %

- на конец учебного года:

высокий48 %, соответствует возрасту 48 %, средний 4 %, низкий 0 %.

Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в подготовительной группе начало года и конец года.

Таким образом, можно сделать выводы:

к концу года дети подготовительной группы достигают успехов в музыкальном развитии:

  • эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной  выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
  • поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности,  чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;
  • ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
  • Передают ритмическую пульсацию, проявляют самостоятельность, фантазию в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке;
  • Способны к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера;
  • Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...