Психологические игры для дошкольников 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Филиппова Наталья Евгеньевна

Психологические игры предназначены для дошкольников 3-4 лет. Они снимают напряжение, позволяют разнообразить образовательную деятельность. Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности. Ребёнок может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Эти игры способствуют созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon on_konspekt_primenenie_psikh.igr_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические игры для дошкольников 3-4 лет.

Автор: Филиппова Наталья Евгеньевна, психолог ДОУ №19 «Светлячок».

Аннотация: психологические игры предназначены для дошкольников 3-4 лет. Они снимают напряжение, позволяют разнообразить образовательную деятельность. Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности. Ребёнок может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Эти игры способствуют созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.

В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Игра является для него основным видом деятельности. С ее помощью дети активно развиваются, совершенствуется их мировоззрение и мировосприятие. Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально.

Психологической называется игра, которая представляет собой смоделированную ситуацию, в которой ребенок может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности, то есть его способности общаться, включаться в определенный социум-детей и взрослых.

Психологическая игра важна для ребёнка не только потому что она позволяет ему научиться общаться с окружающими детьми и взрослыми, но и потому, что благодаря игре, ребенок познает мир.

С помощью психологических игр у младших дошкольников можно развивать навыки общения, формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.

Самая простая форма психологической игры-это так называемая игровая оболочка. Она используется как фон для работы с детьми, позволяющей им проявить, раскрывать и развивать свои способности. Именно эта форма психологической игры оптимальна для детей в возрасте 3-4 лет. Взрослым нужно создавать такие игровые ситуации «оболочки», которые могли бы помочь детям приобрести этот опыт.

        В своей работе с младшими дошкольниками я пользуюсь следующей литературой:

 «Психологические игры для детей» Хромова С.А.

 «Развивающие игры для дошкольников» Печерога А. В.

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» 3-4 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой.

Я применяю в работе с младшими дошкольниками психологические игры, помогающие детям в общении друг с другом. Эти игры помогают детям наладить отношения друг с другом. Например, игра «Карусели».

Цель этой игры: сблизить детей в группе, научить их внимательно относится друг к другу. Сама игровая ситуация-общность игровых движений, одинаковые для всех слова игры способствуют появлению предпосылок для дальнейшего общения между детьми. Играть в эту игру можно всей группой. Игра начинается с того, что сначала один ребенок берет за руку другого и приглашает поиграть, и встает в круг. Все дети оказываются рядом держась за руки. После этого они хором говорят стихотворение. Слова и движения в игре следующие:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели                 

(Дети взявшись за руки медленно ходят по кругу)

А потом быстрей-быстрей

(Движения постепенно убыстряются)

И еще быстрей-быстрей

А потом бегом-бегом

(Дети бегут по кругу, не расцепляя рук)

Тише, тише, не спешите, карусель о-ста-но-ви-те!

(Дети переходят на шаг)

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

(Дети останавливаются и хлопают в ладоши)

Другая игра, которая помогает детям сблизиться друг с другом- «Подарки»

Эта игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.                 

Вначале игры нужно спросить –любят ли они подарки. Обычно дети говорят «Да!»

Детям предлагают поиграть в эту игру. Дети (один ребенок –в центре круга, остальные в кругу) встают, водят хоровод, говоря при этом:

Принесли тебе подарки,

Что ты выберешь дружок?

Конь и куклу в платье ярком,

Самолет или волчок,

(Ребенок в центре круга выбирает себе подарок (самолет, куклу, волчок, коня). Если дети говорят: «Конь!». Все дети скачут и цокают язычком. Если звучит слово «Кукла!» - дети пляшут и говорят «Кукла, кукла попляши, нам платочком помаши! И тд.).

Важно, чтобы каждый ребенок получил подарок в игре!

Также применяю игру «Живое домино», которая не только учит общаться, дружить, но и развивает внимание, умение закреплять цвета.

Для этой игры используют ленты различных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Я использую платочки разных цветов. Цвета должны повторяться, чтобы образовывались пары.

Вначале игры дети повторяют основные цвета. Потом детям раздают по два платочка разного цвета. Дети танцуют под музыку. Как только ведущий скажет «Найди себе пару!» дети ищут пару с платочком такого же цвета.

Задача детей-найти пару с одинаковыми по цвету платочками.

Другая игра «погуляем-поиграем» направлена на создание доверительных отношений ребенка со взрослым, помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие. Игра ненавязчиво учит подражать взрослому и слушать его, являясь подвижной, способствует выработке хорошей координации движений.

Для игры потребуются стульчики с отверстиями (по количеству детей) -домики. Игра проводится в групповой форме. Вначале игры дети прячутся за спинку стульчиков(домики). Ведущий говорит, что на улице хорошая погода, давайте выйдем погуляем и читает потешку про солнышко

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошечко

Дам тебе веретешечка

Насыплю горошечка

(Дети гуляют по комнате, когда хорошая погода. Если ведущий говорит, что на улице начинается дождик  и поет песенку про дождик , дети прячутся в свои домики).

Дождик-дождик кап-кап-кап-

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Игру начинают и заканчивают хорошей погодой.

А для того, чтобы развить силу воли у детей, я применяю простые и занимательные игры. Они учат действовать детей по команде.

Например, игра «Кот и мыши»

Эта игра учит детей управлять своим поведением и преодолевать опасность, справляться с робостью и страхом.

Играть можно всей группой. Выбирается ребенок, который будет играть роль кота (надевают шапочку или маску кота), он как будто спит в сторонке. Остальные дети- мыши водят хоровод и произносят:

На лежанке дремлет кот

Мыши водят хоровод,

Старый кот, толстый кот.

Громко песенку поет

Мур-мур-мяу-всех поймяу!

Задача детей-водить хоровод, до конца договаривать стихи, и только потом убегать от кота. Задача кота-дослушать мышей (детей) до конца, и только после этого догонять их.

Похожая игра «Пес-Барбос» -только ребенок вместо роли кота играет роль собака Барбос.

Таким образом, применение психологических игр в социально-коммуникативной сфере с младшими дошкольниками способствуют развитию навыков общения, формированию и развитию волевых качества, а также мышлению, памяти, вниманию у детей младшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1.Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников». -М: ВАКО,2008-192с- (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)

2.Хромова С.А. «Психологические игры для детей»/С.А. Хромова –М.: РИПОЛ Классик: ДОМ 21 век,2009. -189с- (Азбука развития)

3.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А. С., Козлова И.А. ««Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет». -СПб. «Речь»; М.: «Сфера», 2012-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...

Психологические игры для дошкольников

Психологические игры для дошкольников...

психологическая игра с дошкольниками " Азбука настроения"

Цель игры: Учить детей контролировать свои эмоции. Развивать логическое мышление. Детям раздаются карточки с изображениями персонажей, выражающие определенные эмоции .Психолог ставит перед ними з...

Психологические игры для дошкольников

Консультация для родителей...

Психологические игры с дошкольниками

Психологические игры с дошкольниками...

Психологические игры для дошкольников

Психологические игры для дошкольников...

Психологические игры для дошкольников

Психологические игры для дошкольников...