Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Пляскина Елизавета Сергеевна

 Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона,  последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.  Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона,  последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pismu_novaya.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры

Администрации городского округа «Город Чита»

МОУДОД Центр эстетического воспитания детей «Орнамент»

Утверждена Педагогическим советом                       Директор _________

Протокол № ____  от ________ 200  ____ г.                     /Квасова Е.В./

Образовательная программа

Весёлые буквы

Дополнительная программа по письму для детей 6-7 лет

Составитель: Пляскина Елизавета Сергеевна

Педагог дополнительного образования,

Срок реализации программы 1 год.

Г. Чита 2010г.

Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В.А.Сухомлинский

«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л.С.Выготский.

 Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона,  последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.

       Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.

      Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма  в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

       Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);

- однообразие, монотонность организации обучения;

- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

      Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.

Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи:

Образовательные:

- Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

- Формировать правильную посадку при письме.

- Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.

- Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.

- Ознакомить с прописным письмом.

- Освоить элементы русского прописного письма.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

- Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.

- Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику.  Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

- Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

- Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».

Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы:

- поэлементного изучения;

- одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний;

- принципы логической группировки буквенных знаков

- строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности.

- учёт индивидуального уровня и темпа развития ( количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей)

- ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём.

Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

        Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц:

- прямая линия;

- линия с закруглением с одной стороны;

- линия с закруглением с двух сторон;

- линия с пётлёй;

- линия с четвертным овалом;

- плавная линия;

- овал;

- полуовал.

Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа.

Методические приёмы обучения письму:

  1. Аналитическое восприятие.
  2. Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов.
  3. Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента.
  4. Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт.
  5. Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента.
  6. Паралельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв.
  7. Использование творческих и конкурсных заданий.

Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.

Зрительно-двигательные операции в процессе подготовки руки к письму.

Развивающие задачи

Средства решения задач

Материал

Действия детей

Развитие представлений о пространственных отношениях (контур предмета; замкнутые прерывистые линии – их высота, длина, количество)

Изображение предметов, коротких и длинных линий, обозначенных точками; сюжетные рисунки

Цветные карандаши, тетради, трафареты.

Обводят предметы по контуру; занимаются штриховкой внутри контура предметов; ориентация на странице: работают сверху вниз; слева направо в плоскости листа

Развитие творческого воображения

Создание целостного образа предмета на основе его дорисовывания

Цветные карандаши

Самостоятельно дорисовывают предметы по замыслу

Развитие глазомера и координации движений руки

Изображение предметов уменьшенного размера, обозначенных точками

Цветные карандаши

Обводят предметы уменьшенной формы в рабочей строке; ведут рукой при работе по строке снизу вверх и слева направо

Развитие двигательного аппарата руки и укрепление мелких мышц кисти рук

Изображение предметов для штриховки внутри их контура

Цветные карандаши

Заштриховывают пространство внутри контура предмета

Занятия проводятся 1,5 часа в неделю, по 25 минут.

Продолжительность непрерывных графических упражнений не должна превышать у старших дошкольников 5 минут. При выполнении упражнений большего объёма следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз. При работе  необходимо проведение 2-3 физкультминуток и специальных упражнений для пальцев руки, кисти, предплечья. Необходимо забывать оценивать успехи, а при неудачах одобрять действия ребёнка словами: «Если ты сделаешь так (показ, объяснение), то будет ещё лучше».

Всё обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребёнку ситуаций.

К концу обучения дети должны:

- знать печатные буквы русского алфавита;

- соотносить букву с соответствующим звуком, различать букву и соответствующий ей звук;

- различать правильно и неправильно напечатанные буквы ;

- выполнять основные элементы букв: горизонтальные и вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые ( вправо и влево ), овалы, линии с закруглением вверху и внизу соотнося их со строкой;

- «печатать» и читать слоги, слова, предложения с изученными буквами;

- выполнять упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («клубочки», «волны»…).

        

Календарно - тематический план

Тема занятий

Кол-во часов

1

Урок-знакомство. Здравствуй, Теремок.

1

2

Ознакомительная беседа. Значение письма в жизни людей. История возникновения письма.

1

3

Осенние приметы, загадки об осени. Правила правильной посадки при письме. Правила работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради

2

4

Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо.

1

5

Праздник осени

1

6

Знакомство с видами штриховки.

1

7

Клеточка. Квадрат. Графический диктант.  

4

8

Орнамент. Элементы орнамента. Ритмичность выполнения орнамента.

2

9

Красавица зима. Буквы гласных звуков..

6

10

Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами.

1

11

Моя любимая игрушка. Буквы сонорных согласных звуков.

5

12

Новогодний утренник

1

13

Печатание  гласных букв Яя, Ёё, Ее, Юю.

4

14

День Российской Армии. Работа с трафаретами «транспорт».

1

15

Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка.

4

16

Фольклор. Буквы, парных согласных звуков.

7

17

 Знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Прямоугольник в рабочей строке.

2

18

Работа с предложением. Линия с закруглением с одной стороны.

2

19

«Весна – красна …». Буквы Чч, Щщ. Линия с закруглением с двух сторон.

2

20

Буква Цц, Хх. Страна в которой я живу. Линия с петлёй сверху, снизу.

2

21

День Победы.

1

22

Буква ь, ъ. Плавная линия. Овал, полуовал.

2

23

Подведение итогов работы в тетрадях.

1

Итого:

54часа


Календарно-тематический план.

Тема

Цели

Краткое содержание, оборудование.

Сроки

1

Урок-знакомство здравствуй «Теремок».

Знакомство с детьми. Создание праздничной атмосферы.

- орг. момент

- знакомство с детьми, с использованием мяча

- правила поведения в «Теремке»

Незнайка.

1 ч.

сентябрь

2

Ознакомительная беседа. Значение письма в жизни людей. История возникновения письма.

В ознакомительной беседе познакомить детей с процессом возникновения письма и значением его в жизни людей.

- орг.момент

- беседа о возникновении письма

- демонстрация орудий письма: перья, карандаш, ручка

- пальчиковая гимнастика

Рисунки с изображением символов и букв, пиктограммы.

1 ч.

Сентябрь

3

Осенние приметы, загадки об осени. Правила посадки при письме.

Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильно посадкой при работе с тетрадью.

- орг.момент

- беседа о приметах осени

- загадывание загадок об осени

- объяснение правил посадки при письме

Плакат о правилах посадки при письме. Раздаточный материал – рисунки с правилами держания карандаша и расположения тетради при письме.

1ч.

Сентябрь

4

Правила работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради.

Познакомить с положением листа, кисти руки, пишущего инструмента. Учить детей ориентироваться в тетради в клетку: ставить точку, видеть клетку, находить границы письма.

- Орг. момент

- повторение правил посадки при письме

- познакомить с тетрадью

- работа в тетрадях

Рабочие тетради учащихся предыдущих лет.

1ч.

Сентябрь

5

Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо.

Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умения детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве.

- Орг.момент

- пальчиковая гимнастика

- игра в тетради, с использованием мелких игрушек для ориентировки в пространстве

- игра «Пешеходный переход»

Тетради.

1ч.

Сентябрь

6

Понятия «вверх, вниз, влево, вправо»

Закрепление навыков по ориентировке в пространстве в различных направлениях.

- орг. момент

- Отработка навыков проведения горизонтальных и вертикальных линий

- Игра «Где спрятался цыплёнок» (пространственная ориентировка)

- Массаж ладоней карандашом.

1ч.

сентябрь

7

Знакомство с видами штриховки

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание.

- орг. момент

- знакомство с видами штриховки

-Работа с трафаретами

- загадки о листьях

Трафареты с листьями.

1 ч.

октябрь

8

Наклонная линия. Клеточка как разновидность квадрата.

Научить детей ориентироваться  в тетради по клеточкам.

- орг. момент

- игра «Дождик»

- обведение клеточки, как разновидности квадрата

- пальчиковая гимнастика

Тетради в крупную клетку.

1 ч

октябрь.

9

Графический диктант ( из вертикальных и горизонтальных линий).

Научить детей рисовать узоры из прямых вертикальных и горизонтальных линий в соответствии с устными указаниями педагога

- орг. момент

- повторение изученных линий

- выполнение графического диктанта под диктовку с использованием вертикальных и горизонтальных линий

- пальчиковая гимнастика

Доска в клетку.

1ч.

октябрь

10

Графические узоры с использованием наклонных элементов.

Познакомить детей с понятием «наклона», учить рисовать наклонные элементы.

- орг. момент

- выполнение графического узора с использованием наклонных линий

- пальчиковая гимнастика

Доска в клетку.

1ч.

октябрь

11

Праздник осени

Обобщить знания об осени и приметах  осени. Воспитывать бережное отношение к природе.

1ч. октябрь

12

Орнамент, элементы орнамента.

Дать понятие об орнаменте, элементах орнамента.

- орг. момент

- познакомить с орнаментом и его элементами

- выполнение орнамента в тетрадях

- пальчиковая гимнастика

Рисунки с различными орнаментами. Фотографии натуральных объектов (элементов зданий, украшений предметов быта) с использованием орнамента.

1ч.

октябрь

13

Ритмичность выполнения орнамента.

Показать ритмичность (повторяемость) элементов орнамента.

- орг. момент

- выполнение орнаментов  в тетрадях

- игра «Учимся копировать узор»

- взаимооценивание работ

- пальчиковая гимнастика

1ч.

октябрь

14

Красавица зима Буква Аа. Дать понятие заглавной и строчной буквы.

Обобщить и систематизировать знания о зиме. Активизировать словарь признаков. Познакомить с печатной буквой А., научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного).

- орг.момент

- чтение стихов про букву Аа.

- пальчиковый алфавит

- игра «Доскажи словечко»

- письмо буквы в тетрадях

- характеристика звука

-пальчиковая гимнастика

Счётные палочки.

1ч.

ноябрь

15

Буква Уу. Графический диктант утка.

 Познакомить с печатной буквой Уу, научить писать её. Уточнить различия между буквой и соответствующим ей звуком.

- орг.момент

- чтение стихов про букву Уу.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы в тетрадях

- печатание слов: ау, уа

Счетные палочки.

1ч.

ноябрь

16

Буква Ии. Графический диктант буквы И.

Познакомить с печатной буквой Ии, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Ии.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- графический диктант «буква И»

Физ. минутка

Счётные палочки.

1ч.

ноябрь

17

Буква Оо. Орнамент из дуг и окружностей.

Познакомить с печатной буквой Оо, научить писать её. Уточнить различия  между буквой и соответствующим ей звуком.

- орг. момент

- - чтение стихов про букву Оо.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из ниточки

- письмо буквы

- речевое упражнение «Скажи О по разному»

- массаж ладоней и пальцев рук

Физ. минутка

- выполнение орнамента

Ниточка.

1ч.

ноябрь

18

Буква ы. Работа с трафаретом овощи.

Познакомить с печатной буквой ы, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов.

- орг. момент

- чтение стихов про букву ы.

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы        

- речевая игра «Один – много»

- пальчиковая гимнастика

- работа с трафаретом овощи

1 ч.

ноябрь

19

Буква Ээ. Графический диктант экскаватор.

Познакомить с печатной буквой Ээ, научить писать её. Совершенствовать у детей зрительно-моторную координацию.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Ээ.

- пальчиковый алфавит

- вылепить букву Э.

- письмо буквы

 - речевая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [э ]

- физ. минутка

- выполнение графического диктанта под диктовку

Пластилин.

1ч.

ноябрь

20

Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами. Проведение буквенного диктанта.

Повторить изученные буквы, научить детей разгадывать ребусы. Учить писать буквы под диктовку. Формировать знания детей об основных элементах печатного письма: точке, прямой палочке, наклонной палочке, овале. Учить детей писать эти элементы, соблюдая строку, размер, интервалы.

- орг. момент

- закрепление изученных букв (буквенный диктант)

- знакомство с ребусами

- физ. минутка

Картинки с ребусами.

1ч.

декабрь

21

Буква Мм. Работа с трафаретом «инструменты».

Познакомить с печатной буквой Мм, научить писать её. Учить детей записывать слоги.

- орг.момент

- чтение стихов про букву М.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- игра с мячом по стихотворению А.Барто «Мяч»

- работа с трафаретом  «Инструменты»

Мяч, трафареты с инструментами.

1ч.

декабрь

22

Буква Нн. Работа со спирографом.

Познакомить с печатной буквой Нн, научить писать её. Продолжать учить детей записывать слоги. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов.

- орг.момент

- чтение стихов про букву Нн.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- пальчиковая гимнастика

- работа со спирографом

Счётные палочки. Спирографы.

1 ч.

декабрь

23

Буква Лл. Диктант слогов.

Познакомить с печатной буквой Лл, научить писать её. Научить детей записывать короткие слова, соблюдая строку, интервалы, размеры.  Развивать фонематический слух, произвольное внимание. Учить детей писать печатными буквами слоги под диктовку.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Лл.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- самомассаж ладоней и пальцев рук

- письмо слогов под диктовку

- работа с трафаретами

Трафарет овощи.

1 ч.

декабрь

24

Буква Рр. Графический диктант «рыбка».

Познакомить с печатной буквой Рр, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Рр.

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- пальчиковая гимнастика

- графический диктант «Рыбка» по стрелочкам

Счётные палочки

1ч.

декабрь

25

Моя любимая игрушка. Буква й.

Познакомить с печатной буквой й, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Йй

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- беседа о любимой игрушке

- физ. минутка

- графический диктант

1ч.

декабрь

26

Буква Ее. Графический диктант буква Е.

Познакомить с печатной буквой Ее, научить писать её. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Ее.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- физ. минутка

- графический диктант под диктовку буквы Е, а затем её штриховка

Счётные палочки.

1ч.

декабрь

27

Новогодний утренник

Воспитывать у детей творческие способности, исполнительское мастрерство.

1ч. декабрь

28

Буква Ёё. Графический диктант ёлочка.

Познакомить с печатной буквой Ёё, научить писать её. Развивать фонематический слух, произвольное внимание.

- орг.момент

- чтение стихов про букву Ёё.

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- пальчиковая гимнастика

- выполнение графического диктанта «Ёлочка», а затем её нарядить

- игра «Помоги буквам малышам»

1 ч.

январь

29

Буква Юю.

Письмо слов под диктовку.

Познакомить с печатной буквой Ю, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве. Учить детей писать печатными буквами короткие слова (до 3-х звуков) под диктовку, правильно оформляя услышанное, проверять по образцу.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Юю.

-пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- пальчиковая гимнастика

- печатание слов с этой буквой

- игра «Выполни узор на юбке»

1 ч.

январь

30

Буква Яя. Письмо имён.

Познакомить с печатной буквой Я, научить писать её. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Яя.

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- физ. минутка

- печатание имён

- графический диктант яблоко

1ч.

январь

31

День Российской Армии. Работа с трафаретами «транспорт».

Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание.

- орг. момент

- беседа о празднике

- обведение по контуру и раскрашивание военной техники

Трафареты с «транспортом».

1ч.

январь

32

Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка. Вертикальная линия.

Познакомить детей с тетрадью в косую линию, понятием строка, рабочая строка. Расстояние между строками. Научить выбирать и находить рабочую строку и проводить в ней вертикальные линии.

- орг. момент

- правила посадки при письме

- знакомство с тетрадью

- письмо вертикальных линий в рабочей строке

- пальчиковая гимнастика

Тетрадь в косую линию.

1 ч.

февраль

33

Работа в тетради в косую линию

Познакомить детей с правилами работы в тетради в косую линию, рабочей строчкой широкой строчкой – расстоянием между рабочими строчками.

- орг. момент

- правила работы в тетрадях в косую линию

- письмо волнистой линии в рабочей строке

- пальчиковая гимнастика

Плакат «Работу в тетради в косую линию».

1ч.

февраль

34

Точка и наклонная линия разных размеров

Учить детей ориентироваться в тетради в косую линию и писать в ней.

- орг. момент

- правила посадки при письме

- письмо точек и наклонных линий разных размеров в рабочей строке

- составление узора из изученных элементов

- физ. минутка

1 ч.

февраль

35

Прямая наклонная линия. Ритмичность её написания в строке.

Научить детей выполнять прямую наклонную линию в определённом темпе и ритме. Короткая и длинная прямая наклонная линия. Игра «Пишем под музыку».

- орг. момент

- правила посадки при письме

- игра «Пишем под музыку»

- пальчиковая гимнастика

Магнитофон с аудиозаписями.

1 ч.

февраль

36

Фольклор. Загадки. Буквы Б-П

Познакомить с печатными буквами Бб, Пп и научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы Б-П

-пальчиковый алфавит

- письмо букв

- работа с загадками, считалками, скороговорками с этими звуками

- печатание отгадок в тетрадях

- физ. минутка

Счётные палочки.

1 ч.

март

37

Буквы Вв, Фф. Праздник мам.

Познакомить с печатными буквами Вв, Фф и научить писать их. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы В-Ф

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- физ. минутка

- поздравления мамам

1 ч.

март

38

Буквы Г – К. Письмо письменной  буквы г.

Познакомить с печатными буквами Гг, Кк и научить писать их. Совершенствовать у детей зрительно-моторную координацию и произвольную регуляцию движений в обводке буквы по контору, выполнение штриховки.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы Г-К

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- обводка буквы Г по контуру и её штриховка

- физ. минутка

- работа в тетрадях в косую линию ( письмо письменной буквы г)

Трафареты.

1 ч.

март

39

Буква Д – Т.

Графический диктант «дом».

Познакомить с печатными  буквами Дд, Тт, научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы Г-К

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- самомассаж пальцев и рук

- выполнение графического диктанта «Домик» по стрелочкам

1ч.

март

40

Буквы Ж – Ш

Графический диктант «жук»

Познакомить с печатными  буквами Жж, Шш                          научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы Ж-Ш

- пальчиковый алфавит

- выкладывание букв из палочек

- письмо букв

- физ. минутка

- графический диктант под диктовку «Жук»

1 ч.

март

41

Буквы З – С

Графический диктант «собака»

Познакомить с печатными буквами З, С и научить писать их. Уточнить различия между буквами и соответствующим её звуком. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы З-С

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- пальчиковая гимнастика

- письмо букв

- Игра «Доскажи словечко»

- Выполнение графического диктанта «Собака»

1 ч.

апрель

42

Знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Познакомить со знаками препинания и их функциями. Учить определять предложения по интонации.

- орг. момент

- составление предложений разных по интонации

- познакомить со знаками препинания

- запись коротких предложений

- Пальчиковая гимнастика

Карточки со знаками препинания.

1 ч.

апрель

43

Прямоугольник в рабочей строке.

Познакомить детей с выполнением знакомых ранее орнаментов в рабочей строке тетради в косую линию.

- орг. момент

- повторить изученные элементы

- написать прямоугольник в рабочей строке

- штриховка прямоугольников

- физ. минутка

1 ч.

апрель

44

Работа с предложением. Линия с закруглением с одной стороны.

Научить писать предложения разной интонационной окраски. Научить писать линии, соблюдая строку, размер и интервал.

- орг. момент

- письмо предложений под диктовку

- работа в тетрадях в косую линию (письмо линий с закруглением внизу)

- пальчиковая гимнастика

1 ч.

апрель

45

Конкурс «Самые весёлые зонтики»

Формировать графические прописные навыки детей.

- орг. момент

- правила посадки при письме

- работа в тетрадях в косую линию: закрепление изученных элементов

- физ. минутка

1 ч.

апрель

46

«Весна – красна …». Буквы ч,щ.

Обобщить и систематизировать знания о весне. Активизировать в речи детей использование слов о весне, характеризующих сезонные проявления в природе и виды деятельности взрослых и детей. Познакомить с печатными буквами Ч, Щ и научить писать их.

- орг. момент

- чтение стихов про буквы Ч,Щ.

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- приметы весны

- чтение стихов о весне

- правило ча-ща

1 ч.

апрель

47

Линия с закруглением с двух сторон.

Научить детей выполнять линию с закруглением с двух сторон.

- орг. момент

- правила посадки при письме

- работа в тетрадях в косую линию: проведение линий с закруглением с двух сторон

- физ. минутка

Тетради в косую линию.

1 ч.

апрель

48

День Победы.

Дать понятие о праздновании Дня победы. Воспитывать патриотизм и уважение  к ветеранам.

1ч.

май

49

Буква Цц. Страна в которой я живу.

Познакомить с печатной буквой и Ц ц и научить писать её. Уточнить различия между буквой и соответствующим  ей звуком. Воспитывать патриотическое воспитание детей.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Цц.

- пальчиковый алфавит

- письмо букв

- физ.минутка

- беседа о нашей стране

- письмо слов с буквой Ц.

Картинки со словами на звук [ц ].

1 ч.

май

50

Линия с петлёй сверху. Графический диктант.

Научить детей выполнять линию с петлёй сверху.

- орг. момент

- правила посадки при письме

- работа в тетрадях в косую линию: письмо линии с петлёй сверху

- физ. минутка

- графический диктант по стрелочкам «Цыплёнок»

1 ч.

май

51

Буква Хх. Линия с петлёй снизу.

Познакомить с печатной буквой Хх, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве. Научить детей выполнять линию с петлёй снизу.

- орг. момент

- чтение стихов про букву Х.

- пальчиковый алфавит

- выкладывание буквы из палочек

- письмо буквы

- самомассаж пальцев

- работа в тетрадях в косую линию

1 ч.

май

52

Буква ь. Плавная линия. Овал, полуовал.

Познакомить с печатной буквой ь, научить писать её. Научить детей выполнять большой овал и полуовал.

- орг. момент

- чтение стихов про букву ь.

- пальчиковый алфавит

- беседа о значении ь.

- пальчиковая гимнастика

- работа в тетрадях в косую линию

- игра «Море»

1 ч.

май

53

Буква ъ. Сочетание элементов букв.

Познакомить с печатной буквой ъ и научить писать её. Научить детей выполнять сочетания элементов наклонная линия и линия с закруглением с одной стороны.

- орг. момент

- чтение стихов про букву ъ.

- пальчиковый алфавит

- письмо буквы

- беседа о значении ъ.

- физ. минутка

- работа в тетрадях в косую линию

1 ч.

май

54

Подведение итогов работы в тетрадях.

Подвести итоги работы в тетрадях.

- орг. момент

- организация выставки тетрадей

- подведение итогов и вручение медалей

Картонные медали.

1 ч.

май

Итого:

54ч.


Список литературы, используемой для разработки программы.

  1. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 94 с.
  2. «Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений» / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.
  3. Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» /Ред. – сост.О.Г.Жукова. – 2-е изд.,испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
  5. Л.А.Костарёва «35 занятий по подготовке детей к школе. Развитие речи, письмо, счёт, чтение».-М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.-88с.
  6. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников». // Начальная школа-1998г., -№8-с.9-17                
  7. Бугременко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать.-М.:Знание, 1994. – 160с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.

Тесты для детей. 7 лет. Часть 1,2.

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. -159с.
  2. Пропись 2. Тетрадь с заданиями для развития детей. Готовимся к письму. Г.Киров.                
  3. Развитие. Программа нового поколения для школьных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. Изд. 2-е / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002
  4. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 266 с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

  1. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.
  2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму.- М.: Мозаика – Синтез, 2006. -64с.
  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
  4. Крупенчук О.И. «Графические диктанты для девочек 6-7 лет» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32с.

Приложение.

Определение готовности к обучению письму.

Эффективность данной программы можно отследить через следующие методики.

Диагностическая карта выявления уровня развития у детей зрительно-моторной координации, восприятия, произвольной регуляции движений.

Методика: рисование простых узоров.

Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения элементов.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Инструкция:

  1. Обведи предмет по рамке внутри его контура.
  2. Заштрихуй этот предмет, следуя изученным правилам.
  3. Скопируй рисунок.
  4. Продолжи рисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги.(Начальную часть узора рисует обследующий, а ребёнок продолжает. Узоры не должны отклоняться от горизонтальной линии).

Образцы узоров:

Тестирование проводится с детьми в группе.

Диагностическая карта.

ФИО

Произвольная координация движений

Обведение предмета внутри его контура

Штриховка предмета внутри его контура

Копирование рисунка

Дорисовывание фигуры

Высокий уровень: без ошибок

        Средний уровень: с ошибками.

Низкий уровень: ребёнок не смог продолжить выполнить заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"

Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

"Рабочая программа по подготовке руки к письму".

В программе есть план занятий с заданиями, диагностика....

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...

Подготовка руки к письму Тема: Буквы “Т”, “Д”.

Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Доп...