"Рабочая программа по подготовке руки к письму".
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Шастина Эльвира Александровна

В программе есть план занятий с заданиями, диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx68.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Примерная таблица диагностики готовности руки к овладению письмом

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезывание ножницами

итог

н/г

к/г

н/г

к/г

Срисовывание

образца

Штриховка

Графический диктант

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

ВЫВОДЫ:

На начало года:

На конец года

Задания  для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики.

- упражнения «Кольцо», «Зайчик».  И.п.: пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);

- «Сделай бусы» ( нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);

- завязывание шнурков разной величины);

- застегивание пуговиц разного размера;

2.Ориентировка в пространстве.

- зрительные, слуховые диктанты – Найди середину листа, нарисуй там круг,

 раскрась его любым цветом. Другим карандашом проведи прямые горизонтальные линии наверху и внизу листа. Другим карандашом от круга в центре листа проведи прямые линии вниз и вверх до конца листа, а также вправо и влево. Вспомни и расскажи, что ты делал. И т.д.;

- д.и. «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца.

- задания на листе бумаги в клетку, в линейку;

- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение);

4.Штриховка.                

- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

- задание по типу «Продолжи узор»

6.Вырезание ножницами.

- вырезание силуэта предмета

Критерии оценки деятельности ребенка:

 

- высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно.

- средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь.

- низкий бал - задание не выполнено.


Тематический план работы кружка по подготовке руки к письму на 2017-2018 учебный год.

Месяц

Программные задачи

Содержание работы, литература.

         

                                            Сентябрь

1.Разработка программы, подбор методического и дидактического материала.

 

1. Учить координировать речь с движением.

2. Развивать интонационную выразительность речи, мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, связную речь.

3. Упражнять детей в умении держать правильно карандаш во время работы, следить за своей осанкой.

4. Познакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

5. Закреплять знания по лексической теме.

6. Активизировать зрительные функции организма.

Тема:  «Овощи».  1. Пальчиковая гимнастика «Зайкин огород».

Жил – был Зайчик – длинные ушки.   (показать  

                                       пальчиками «зайчика»)

Он построил домик прямо на опушке.   (кулак на    

                                                                  кулак)

Перед домом - огород.                ( руки в стороны)

Все у Заиньки растет                   (руки вверх )

И капуста, и морковка,           (загибать пальчики сразу на обеих руках по тексту)

Свеклы красная головка,        

Огурцы и помидоры –

Все поспеет очень скоро.    (сжимать – разжимать пальчики)

Грядки Зайка поливает,         (поливают)

Сорняки же вырывает.              (вырывать)

2. Игры с фасолью: выложи по образцу любимый овощ.

3. Игра «Загадочный ящик»: дети на ощупь определяют овощ и рассказывают о нём.

4. Удержание теннисного мяча (помидора) поочередно между пальцами.

5. Задание: «Проведи линию по дорожке - велосипед». Правило – вести линию по центру, не выходя за края. (сначала правой, затем левой рукой)

6. Знакомство с правилами работы во время письма.

7. Задания: «Продолжи по контуру: вертикальные палочки разного размера».  

(Литература:«Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

8. Дорисуй вторую половинку. (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +6, стр.9)

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Учить детей находить решения и доводить начатое до конца.

3. Развивать мелкую моторику рук, мышление, зрительно-моторную координацию.

 4. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

5. Учить самоконтролю и самоанализу.

6. Закреплять знания по лексической теме.

  Тема: «Грибы».

1.Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Мы идём дорожками, мы идём тропинками.

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками

                    (хлопок, кулачок)

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Крепкий подосиновик вырос под осиною.

                   (поочерёдно загибать пальчики).

2. Создание проблемной ситуации:

- пропали ножницы, надо вырезать грибок для белочек, что делать? (обрывной грибок).

3. Рисование на манке по контуру «Гриб». - В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.

4. Задание: «Проведи велосипедиста к домику - зигзаг». Правило – вести линию по центру, не выходя за края. (сначала правой, затем левой рукой)

5. Закрепление  правил работы во время письма.

6. Задание: «Дорисуй вторую половинку гриба». (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь» +6, стр.6)

7. Задание: «Заштрихуй гриб». (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь, +6», стр.6)

                                                         Октябрь

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением: кинезеологические упражнения, пальчиковая гимнастика.

2. Учить детей находить решения и доводить начатое дело до конца.

3. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи.

 4. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

5. Учить самоконтролю и самоанализу.

6. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Осень».

  1. 1. Пальчиковая гимнастика:
  2. -  «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их,

                                       начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке).

- «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальцы переплетены между собой.      Выпрямить их на себя).

- «Ветер, ветер, ветерок».

Ветер по лесу гулял,       (Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные  

                                                движения)

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,  (Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого)

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки          (Ребенок поднимает руки вверх, а затем  

                                                       плавно опускает ладошки   на стол или колени).

Ветер бросил на тропинку.

2. Кинезеологическое упражнение: «Ветер» (О.И.Крупенчук, «Интерактивная артикуляционная гимнастика», стр 2).

3. Игры с палочками: выложи дерево из палочек.

4. Закрепление  правил работы во время письма.

5. Графический диктант: «Узоры Осени» (№1 в картотеке «Графические диктанты»).

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, зрительно-моторную координацию.

 3. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

4. Учить самоконтролю и самооценке .

5. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Домашние животные и их детёныши». 

1. Пальчиковая гимнастика «Собачка».
Вышли пальчики гулять,         (пальчики бегут по столу)
Стали весело плясать.
Вот так, вот так                      
(выставляют из кулака большие пальцы)
Стали весело плясать.
Пальчики играли,    
(пальцы собираются в щепоть, которая то открывается,

                                   то закрывается)
Собачку увидали.        
(пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы

                                      правой руки собираются в щепоть, указательный                    

                                                        загибается «собачка»)
Она громко лает,
Пальчики пугает.            
(фигура «собачка». Большой палец прыгает)
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались.              
(левая рука сжимается в кулак)
А собака ходит,
Пальцы не находит.              
(левая рука сжата в кулак, правая — «собачка»    

                                                 двигается вокруг левой)
Кулачки стучали.                  
(одним кулачком стучат о другой)
Собачку испугали.                  
(пальцы бегут по столу)
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали,
Ох, как быстро мы устали!                  
(опускают кисти рук вниз)
Мы немножко отдохнем                    
(ладошки складывают под голову — «спят»)
И опять плясать начнем.

2. Задание: «Проведи машину, мотоцикл по дорожке». Правило – вести линию по центру, не выходя за края. (сначала правой, затем левой рукой)

3. Игры:

- выложи   из геометрических фигур  любимое домашнее животное;

- соедини по точкам (щенок).

4. Задание: «Продолжи по контуру: горизонтальные  палочки разного размера».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

5. Задание: «Срисуй по клеточкам – кошка» (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь» +6, стр24)

                         

ноябрь

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи.

 3. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

4. Учить самоконтролю и самооценке .

5. Закреплять знания по лексической теме.

6. Укреплять здоровье детей. Активизировать зрительные функции организма.

Тема: «Дикие животные».

1. Пальчиковая гимнастика «Лесное население».

Животных следы мы как книгу читаем.     (Ладонями рук дети изображают  

                                                                          открытую книгу)

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,        (Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежинные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!                           Закрывают «книгу».

                                      Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

 2. Игра с рисом: (обвести зайца по контуру и выложить его рисом).

3. Самомассаж  рук «Ладошки».

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,                 Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой                                   Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой                                      Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом                                           Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!                               Хлопки над головой       

По коленкам – шлеп, шлеп!                                  Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай!                                Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай!                                      Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной!                                 Шлепки по спине

Хлопаем перед собой!                                             Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем!                       Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.                                              Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота!                                                  спине, ногам.

4. Задания: «Продолжи по контуру: рисование палочек разного размера по диагонали клетки».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

5. Дорисуй вторую лису. (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +6, стр.17)

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию.

 3. Продолжать развивать умение самостоятельно следить  за  правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

4. Учить самоконтролю и самооценке .

5. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Зимующие и перелётные птицы».

1. Пальчиковая гимнастика

- «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей  (Ритмично сжимают   разжимают   кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,                      загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.              (Опять   сжимают   и   разжимают кулачки.)

- «Зимующие птицы» ( смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +5, стр.21)

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами: выложи птицу (игра «Танграм).

3. Задание: «Проведи велосипедистов  по дорожке». Правило – вести линию по центру, не выходя за края. (одновременно правой и  левой рукой)

3. Дорисуй вторую птицу. (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +6, стр.21)

4. Игра «Что лишнее?» (кукушка, кукушонок, кукушкин, кумушка, куковать).

5. Задание: «Продолжи по контуру: рисование палочек разного размера по диагонали  и вертикали клетки, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

                                                     

                                                           декабрь

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание.

 3. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

4. Учить самоконтролю и самооценке .

5. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Зима».

1. Пальчиковая гимнастика:

- «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.                                 («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,   (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,               (Ведут указательным  пальцем  

                                                         правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                             (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.                 (Движения воображаемой ложкой;

                                                                                              руки под щеку.)

- «Во дворе».

Лыжник едет по лыжне,

         В хоккей играют на катке,

         Во дворе в снежки сыграем,

         Бабу снежную скатаем.       (загибают поочерёдно пальчики)

         Только (это твёрдо знай!)

         На дороге не играй!             (грозят пальчиком)

  1. 2. Игра «Сортировка»: предложить детям с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.

3. Выполни штриховку «Шапка» (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь»,+6, стр.28).

4. Задание: «Дорисуй вторую половинку - снежинка». (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь»,+6,  стр.29)

5. Игра «Что лишнее?»

Ворона, воронёнок, воронов, ворота, воронка, вороний.

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, мышление.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы, аккуратность.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Активизировать зрительные функции организма.

 

Тема: «Новый год».

1. Пальчиковая гимнастика:

-  «Подарки»

 Дед Мороз принес подарки:    (Дети «шагают» пальчиками по столу.

 Буквари, альбомы, марки,                (Загибают пальцы левой руки.)

 Кукол, мишек и машины,

 Попугая и пингвина,

 Шоколадок полмешка

 И пушистого щенка!   Гав! Гав!

- «Между ёлок». ( Смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +5, стр.28)

  1. - «Праздник».

Ждали праздника мы долго   (Трем ладошку о ладошку).

Наконец пришла зима.       (Сжать кулаки, прижать их друг к другу).

Наконец пришла зима, в гости елку привела. (Пальцы «идут» по столу, по  

                                                                        коленкам).

К елке все мы подошли, хороводы завели. (Пальцы показывают елочку,  указательные пальцы сцепляются).

Покружились, поплясали. (Круговые движения кистями рук).

Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить).

Дед Мороз, скорей приди, нам подарки принеси. (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперед).

- «Елочка»

Елочка зеленая выросла в лесу,

Елочку на праздник я домой несу. (Ладони от себя, пальцы переплетены (ладони под прямым углом). Пальцы вперед, локти к телу не прижимать).

2. Выложи из палочек ёлочку.

3. Украшение  открытки с нарисованными контурами новогодней игрушки разноцветным конфетти для родителей.

3. Задания: «Продолжи по контуру: рисование геометрических фигур разного размера - треугольники».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

4.Задание: «Срисуй по клеткам снеговика». (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», стр.30)

5. Задание: раскрась только новогоднее дерево . ». (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь», +6,стр.30)

6. Задание: продолжи ряд. (О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.31)

         

                                                                         январь

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию детей.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Одежда, обувь».

1. Пальчиковая гимнастика:

-  «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем          (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                        «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                (Дети загибают по одному

По зеленым берегам,               пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.              (Укладывают ладони на стол).

- «Зимняя одежда». (смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +5», стр.26)

2. Игры:

- выложи перловкой контур одежды (брюки);

- укрась платье бусинами (брать пинцетом).

3. Задание: «Проведи линию  по дорожке». Правило – вести линию по центру, не выходя за края. (одновременно правой и  левой рукой)

3. Задание: «Продолжи по контуру: рисование палочек разного размера по диагонали  клетки, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

4. Задание: «Раскрась только куртку». (смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.28)

5. Графический диктант «Ботинок».

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Активизировать работу коры головного мозга с помощью кинезеологических упражнений.

Тема: «Посуда».

1. Пальчиковая гимнастика:

- «Машина каша»

Маша каши наварила,                 (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                           (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                        (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

- «Повар»

Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                       (Загибают пальцы на левой руке.) 

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                                      (Разводят руками.)

  1. -  «Шалун»

Наша Маша кашу варила,

Кашу варила, деток кормила.    Этому дала,

Этому дала,      этому дала,     этому дала,

А этому не дала:

Он много шалил

И тарелку разбил. (На первые две строчки дети чертят пальцем круги на ладошке. На следующие четыре – загибают пальцы. На последние две – пальцами взять мизинец другой руки и слегка покачать его).

2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

3. Задание: выложи несуществующую  посуду из фасоли.

4. Выполни штриховку «Чайник». (смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.58)

5. Задание: «Продолжи по контуру: рисование квадратов и прямоугольников разного размера, не отрывая карандаша. Покажи правую, левую сторону квадрата, низ, верх, серединку».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

6. Задание: «Дорисуй кувшин.» (смотри О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.59)

                                                             февраль

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Укреплять здоровье детей.

Тема: «Мой дом».

1. Пальчиковая гимнастика:«Наша квартира»

В нашей комнате — столовой —          (На каждое название предмета

Есть отличный стол дубовый,                      мебели дети загибают

стулья — спинки все резные,                                по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

2. Массаж  спины «Наши спинки ».

Друг за другом  встали,                           (Движения соответствуют тексту,

Ладошками по спинке застучали.               выполнять в течение 40 - 50 секунд)

Хлопаем по лопаточкам,

Спинка радуется.

Дети спинку подставляют,

Со спинками играют,

Здоровья спинкам добавляют.

3. Задание: «Нарисуй карандашом круги двумя руками».

4. Графический диктант: ключ (картотека, задание №5).

5. Задание: «Продолжи узор по контуру – круги и овалы, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

6. Задание «Дорисуй половинку – домик» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.59)

7. Игры:

- нарисуй на манке мебель.

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Защитники отечества». Эти пальцы – все бойцы

1. Пальчиковая гимнастика:

- «Удалые молодцы»    (растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.  (приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца – храбреца    (приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца       (приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных     (приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.     (приподнять 2 мизинца)

2. Игры:

-застегивание  и расстегивание пуговиц разной величины;

- выложи из палочек танк, звезда, флаг;

Танк на войне боевая машина, сильная, смелая, несокрушимая.

Звезды нам с небес сияют, ночью путь нам освещают.

В руки я флажок возьму, на парад я с ним пойду.

  1. - из риса на синем картоне выложить салют по нарисованному контуру;

- кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

3. Задание: «Нарисуй карандашом ломанные линии двумя руками».

4. Задание: «Продолжи по контуру: рисование дуг разного размера, не отрывая карандаша».   (Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

5. Задание: «Раскрась только пограничника» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.40).

6. Задание: «Срисуй по клеточкам: самолёт» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.40).

                                                                                     март

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Мамин праздник».

  1. Пальчиковая гимнастика:

- Много мам на белом свете

Все их очень любят дети                    (хлопок, кулак)

Журналист и инженер

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель           (поочерёдное загибание пальцев)

Мамы разные нужны, мамы всякие важны (сжимать и разжимать кулаки).

- Мамочка, мамочка, любимая моя. (Поочередно загибать пальчики правой руки,  

                                                        начиная с большого, затем тоже на левой руке).

Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя. (Правую руку сжать в кулак,

                                                                  ладошкой левой крепко его обхватить).

2. Фигурки из палочек «Цветок для мамы – тюльпан».

3.Игры:

- завяжи бант на коробке с подарком для мамы.

- собери бусы  (соблюдая определенную последовательность в составлении узора).

- как можно быстрее смотать клубок шерстяных ниток.

6. Задание: «Срисуй по клеточкам – подарок для мамы» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.44).

7. Задание: «Продолжи по контуру: рисование петелек разного размера, не отрывая карандаша».  (Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

8. Задание: «Дорисуй половинку – цифра 8» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.45).

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, усидчивость.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Активизировать работу коры головного мозга.

Тема: «Весна».

1. Пальчиковая гимнастика «Весна»

 

Иди, весна, иди, красна,               (Дети пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,                  (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок,                                обеих руках, начиная с мизинца).                       

Яблоки душистые,                              

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

  1. 2. Игры:
  2. - из цветных шерстяных ниток выложить дерево, птицы  на бархатной бумаге;

- из листа бумаги скатать рулончик, делая его при помощи ладоней все тоньше и тоньше;

- за определенное время завязать как можно больше узелков на веревке, а затем как можно быстрее их развязать;

- рисовать кончиками пальцев на манке, рассыпанной на подносе, волнистые линии двумя руками.

3. Кинезеологические  упражнения: ребро, кулак, ладонь.

4. Задания: «Продолжи по контуру: рисование петелек разного размера, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

5. Задание: «Срисуй по клеточкам – одуванчик» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.46).

6. Задание: «Дорисуй половинку – Первоцвет» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.47).

                                                                        апрель

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию, усидчивость.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме, навыки счёта, цифры.

Тема: «Космос».                             

1. Пальчиковая гимнастика:

 - О космосе.  Аркадий Хайт.
По порядку все планеты назовёт любой из нас: 

              (сжимают и разжимают пальчики)
Раз — Меркурий, 
Два — Венера, 
Три — Земля, 
Четыре — Марс. 
Пять — Юпитер, 
Шесть — Сатурн, 
Семь — Уран, 
За ним — Нептун. 
Он восьмым идёт по счёту. 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета 
Под названием Плутон.     (поочерёдно загибать пальчики)

- Космос  (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +5», стр.54)

  1. 2. Игры: 
  2. - фигурки из палочек: космический корабль.

- рисом по нарисованному контуру выложить изображение космонавта в скафандре.

- с закрытыми глазами сортировать горох и фасоль.

3. Задания: «Продолжи по контуру: рисование витушек разного размера, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

4. Задание: «Срисуй по клеточкам – луноход» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.54).

5. Задание: «Дорисуй половинку – звездолет» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.55).

6.Задание: «Нарисуй звезду» - двумя руками.

7. Задание: «Нарисуй по цифрам – луноход» (альбом «Рисуем по точкам»)

1. Закреплять умение  координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, графомоторную координацию, усидчивость, ориентировку в пространстве, усидчивость.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

Тема: «Профессии взрослых».

1. Пальчиковая гимнастика:

- «Почтальон».

Что принес нам почтальон?             (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.             («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,                      (Загибают по одному пальчику) 

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

- «Мастер».

Мастер в руки взял фуганок,       (Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза) 
Остро наточил рубанок,                            (Поглаживать правую руку)

Доски гладко отстругал,                           ( Разминать левую руку)

Взял сверло, шурупы взял,                       (Разминать правую руку)

Доски ловко просверлил,                (Круговые движения пальцами правой руки от

                                                                        плеча к левой кисти)

Их шурупами свинтил,                             ( То же левой рукой)

Поработал долотом,                               (Поколачивание по левой руке)

Сколотил все молотком.                         (Поколачивание по правой руке)

Получилась рама –             (Быстро перебирая пальцами правой руки, пройти

                                                    ими по левой от плеча до локтя)

Загляденье прямо!                                       (То же левой рукой)

Прекрасный тот работник                         (Погладить левую руку)

Зовется просто: плотник.                          ( Погладить правую руку)

2. Игры:

- удерживать теннисные мячи между пальцами, катать их между ладонями, выполнять круговые движения по столу, придерживая их ладонью;

- с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек найти две одинаковые;

  1. -  «Чей волчок дольше крутится»;
  2. – сматывание клубочков: «Кто быстрее?»

3. Массаж рук мячиками-ежами.

4. Задание: «Продолжи по контуру: рисование петелек, не отрывая карандаша».  

(Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

5. Задание: «Срисуй по клеточкам – подъёмный кран» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.38).

6. Задание: «Дорисуй половинку – валик», покажи правую сторону валика, левую.(смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.39).

7.Задание: «Нарисуй забор» - двумя руками.

8. Задание: «Выполни штриховку – дом» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.38).

                                                                         май

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Укреплять осанку детей во время работы.

Тема: «День победы».

1.Пальчиковая гимнастика

- «Здравствуй».

Здравствуй, Солнце золотое!   (Пальцами правой руки по очереди «здороваться»            

                                   с пальцами левой руки, похлопывая друг друга  кончиками)

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в одном краю –

 Всех я вас приветствую!       ( Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди

                                                    разгибать их, начиная с большого пальца)

- «Обогрей».

Солнце, солнце, солнышко     (Ладони скрестить, пальцы раздвинуть –      

                                                                    «солнышко»)

Золотые щечки                         (Круговые движения кончиками пальцев по щечкам).

Обогрей ты, солнышко                                       (Круговые поглаживания рук)

Край родной скорее.

2. Самомассаж  «Часовой»

На дальней  границе             ( Загнуть руками уши вперед)

И в холод, и в зной,

В зеленой фуражке

Стоит часовой.

На дальней границе           ( Потянуть руками мочки ушей в стороны,

И ночью, и днем                                      вверх, вниз, опустить)

Он зорко, он зорко

Следит за врагом.

И если лазутчик                       ( Указательным пальцем помассировать

Захочет пройти,                                                        слуховые отвороты)

Его остановит

Солдат на пути!

2.Игры:

  1. -   обвести рисунок по точкам: солдат;
  2.  выложить из риса звезду на красном фоне;
  3.  из палочек выложить боевой танк;
  4.  помочь бойцам убрать озеро с дороги (убирать воду пипетками);
  5.  нанизывание пуговиц – подготовка патронов к бою.
  6. 3.Задание: «Продолжи по контуру: рисование петелек разного размера, не отрывая карандаша».  (Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

4.  Задание: «Нарисуй по контуру – корабль» (смотри тетрадь с заданиями «Развиваем графические навыки малыша» 1 часть).

5. Задание: дети проводят карандашом линию по дорожкам – волнистая, зигзагообразная линия: «Везём снаряды» (смотри  тетрадь с заданиями «Развиваем графические навыки малыша» 1 часть).

6.Задание: «Нарисуй забор» - двумя руками.

7. Задание: «Выполни штриховку – машина» (смотри тетрадь с заданиями «Развиваем графические навыки малыша» 1 часть ).

1. Продолжать учить координи-ровать речь с движением.

2. Развивать мелкую моторику рук, выразительность речи, внимание, зрительно-моторную координацию,усидчивость.

 3. Учить самоконтролю и самооценке  во время работы.

4. Закреплять знания по лексической теме.

5. Развивать умение непринуждённо держать карандаш.

Тема: «Насекомые».

1. Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера                                    (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                     (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                      загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков  

                                                                                 и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                                            (Машут ладошками.)

От усталости упали.                                       (Роняют ладони на стол.)

2. Дети выполняют массаж ног   «Божьи коровки».

Божьи коровки, папа идет,                         ( Сидя, поглаживать ноги сверху донизу)

Следом за папой мама идет,                                    ( Разминать ноги)

За мамой следом детишки идут,                 (Похлопывать ладошками)

Вслед за ними малышки бредут                          ( Поколачивать кулачками)

Юбочки с точками черненькими.                           (Постукивать пальцами)

На солнышко они похожи,                            (Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.                               широко раздвинув пальцы)

А если будет жарко им,                               (Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.                              руки за спину)

-  «Паук».

Паук свою раскинул сеть:  (распрямляем левую ладонь – паутина)

Ах, как же мухе пролететь   (правая рука порхает перед паутиной)

Ведь у неё в лесу дела, искала путь ,

но не нашла               (правая рука, не найдя путь влетает в паутину, левая рука  

                                      хватает правую)

и угодила к пауку

попить вечернего чайку.     (левая рука, ладонью вверх – блюдце, парвая рука

                                               подносит чашку ко рту)

                 

2. Игры:

- выложи паука из ниток на бархатной бумаге;

- украсим бабочку (рисом, горохом, фасолью);

- завязывание и развязывание узелков и закрепление названий насекомых.

3. Задания: «Продолжи по контуру: рисование бабочки по точкам, не отрывая карандаша».   (Литература: «Пишем по контуру» - тетрадь с прописями).

4. Задание:  «Выполни штриховку – бабочка» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.56).

5. Задание: «Срисуй по клеточкам – бабочка» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.56).

6. Задание: «Дорисуй половинку – пчела» (смотри О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь +6», стр.57).

7.Задание: «Нарисуй паутинку в воздухе» - двумя руками.

Диагностика ручной умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"

Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....

Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "

Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...