Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
статья по теме

Спитан Юлия Александровна

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psikhich._pr-ssy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития

 Спитан Юлия Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательной учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга (ГБДОУ д/с №5)

Развивающие игры используются в работе учителя-дефектолога ГБДОУ д/с №5 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, задержкой психического развития  и интеллектуальной недостаточностью).

Использование развивающих игр в работе учителя-дефектолога дает возможность реализовать задачи, направленные на развитие детей, с учетом того, что игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Таким образом, обеспечивается наибольший познавательный интерес, что способствует повышению продуктивности данного направления работы.

Развивающие игры включают в себя игры на развитие психических процессов. Основная цель данных игр - развитие мышления, внимания, восприятия и памяти.

«Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами». [5, c. 277].  

Основными задачами игр на развитие мышления являются развитие основных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования, обобщения, классификации), развитие темпа мыслительных процессов, критичности мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, а также развитие способности к прогнозу, к пониманию переносного смысла.

Вниманием называется «произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия». [5, c. 266].  

В данном разделе реализуются  задачи развития основных видов внимания (произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания), функций внимания (отбор значимых воздействий, игнорирование несущественных воздействий, удержания данной деятельности, регуляция и контроль протекания деятельности), свойств внимания (продуктивности, концентрации, устойчивости, распределяемости), увеличении объема внимания.

«Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств». [5, c. 257].  

Основными задачами игр на развитие восприятия являются развитие восприятия формы, цвета, величины (узнавание, знание, соотнесение и дифференциация цвета, формы, величины), восприятия пространства и времени, развитие темпа и динамичности восприятия, объема и полноты, адекватности, дифференцированности, планомерности, систематичности, последовательности.

«Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания». [5, c. 269].  

Основными задачами игр на развитие памяти являются развитие зрительной, слуховой и моторно-двигательной памяти, логической и образной памяти,  темпа и объема запоминания, прочности сохранения, узнавания, точности, последовательности и полноты воспроизведения. 

Реализация задач направленных на развитие мышления, памяти, внимания, восприятия особенно актуальна в коррекционной работе с детьми с ЗПР (задержкой психического развития), так у детей данной категории отмечается недостаточная сформированность психических процессов. 

Часто отсутствует готовность к интеллектуальному усилию. Характерно отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. Также дошкольники с ЗПР испытывают трудности в овладении мыслительными операциями. Неустойчивость внимания ведет к снижению продуктивности, а из-за недостаточности концентрации дети с трудом сосредотачиваются на объекте и программе деятельности, быстро утомляются. Объем внимания позволяет удерживать небольшое количество информации. Снижение избирательности внимания затрудняет выделение необходимых для данной деятельности раздражителей, а из-за несформированности распределяемости внимания дети часто не могут выполнять одновременно несколько действий. Также отмечаются отвлекаемость и трудности переключения с одного вида деятельности на другой. У детей с ЗПР нарушены предметность и структурность восприятия, а также целостность восприятия. Процесс переработки информации, поступающей через органы чувств, протекает слишком медленно. Объем восприятия снижен. «У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования». [4, c. 107].  Недостаточная познавательная активность ведет к снижению непроизвольного запоминания. Зрительная память развита лучше. Часто необходимо большое количество попыток для запоминания материала, объем снижен. Страдает опосредованное запоминание. В связи с этим, использование развивающих игр имеет важное значение в работе учителя-дефектолога.

Игры на развитие психических процессов в работе учителя-дефектолога дошкольного учреждения могут использоваться как самостоятельно в ходе индивидуальной или подгрупповой совместной деятельности с детьми, так и выступать в качестве средства не только развития мышления, внимания, восприятия и памяти, но и формирования знаний, умений и навыков детей с ЗПР.

        Игры на развитие мышления часто используются при формировании словаря, в том числе обобщающих понятий, развитии связной речи, формировании представлений об окружающем мире, временных представлений. Примером могут служить игры «Классификация», «Четвертый лишний», которые направлены не только на развитие мыслительных операций классификации и обобщения, но и решают задачи по формированию словаря, в том числе обобщающих понятий, закреплению представлений об окружающем мире.

        Использование игр на развитие внимания целесообразно в работе по формированию количественных представлений, представлений об окружающем мире, грамматического строя речи, конструированию. Так, в качестве примера можно рассматривать игры «Что забыл нарисовать художник?» (развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире, формирование словаря), «Найди и сосчитай» (развитие внимания, закрепление пересчета предметов, расположенных в хаотичном порядке).

        Как правило, игры на развитие восприятия используются в работе по формированию сенсорных, временных и пространственных представлений, грамматического строя речи, а также в работе по конструированию и ознакомлению с окружающим миром. Например, игры «Сложи узор из кружочков и квадратиков» (развитие восприятия формы, цвета, величины, а также формирование сенсорных и пространственных представлений), «Что перепуталось на картинках?» (развитие восприятия времени, критичности мышления, закрепление представлений о временах года).

        Игры на развитие памяти используются в работе по формированию представлений об окружающем мире, словаря, грамматического строя речи, пространственных представлений. Примером могут служить игры «Что изменилось?» (развитие зрительной памяти, формирование пространственных представлений), «Чего не стало?» (развитие зрительной памяти, образование Р.п. существительных, закрепление словаря по пройденной лексической теме).

Таким образом, в ходе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР целесообразно и эффективно игры, направленные на развитие психических процессов, можно использовать не только самостоятельно, но параллельно реализуя задачи по формированию и закреплению знаний, умений, навыков. При условии соответствующего подхода у детей данной категории отмечается положительная динамика в развитии мышления, внимания, восприятия и памяти.

Список литературы

  1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль, «Академия развития», 1998.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» - СПб, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, из-во «Союз» 2001.
  3. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии» - М, «Академия», 2013.
  4. «Основы специальной психологии» под ред. Кузнецовой Л.В. – М,  «Академия», 2010.
  5. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. «Психология и педагогика» - М. «Юрайт», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

Методическое пособие "Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Методическое пособие адресовано начинающим учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития.Предлагаемая методи...

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...