Методическое пособие "Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Агапутова Ольга Евгеньевна

Методическое пособие адресовано начинающим учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития.

Предлагаемая методика апробировалась в течение нескольких лет в работе с разными группами детей: с нормально развивающимися и с задержкой психического развития.

В методическом пособии описаны цели, планирование, структура, рекомендации к проведению занятий, представлены конспекты коррекционно-игровых занятий для детей разного возраста:

- для детей средней группы на темы: "Овощи", "Зимние забавы", "Весна", "Весенние цветы";

- для детей старшей группы на темы: "Овощи и фрукты", "Осень", "Животные лесов средней полосы, Севера и Африки", "Животный мир лесов средней полосы, Крайнего Севера и Южного полюса", "Север", "Весна", "Весенние цветы", "Весенняя ярмарка посуды", "Цветы и насекомые"; 

- для детей подготовительной к школе группы на темы: "Воспоминания о лете", "Игрушки", "Овощи", "Зима", "Домашние животные", "Весна", "Птицы".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственно бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 64 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт - Петербурга

«Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками

с задержкой психического развития»

( методическая разработка)

                   

                         

                   

Авторы :учитель-дефектолог Кондратьева Светлана Юрьевна

               

                    музыкальный руководитель Агапутова Ольга Евгеньевна

Санкт - Петербург

Комплексное изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития развернулось в России лишь в 60-е годы прошлого века. Этому способствовал опыт глубинной диагностики и переход школ на новые учебные программы, который усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих детей.

 ЗПР проявляется прежде всего в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает   задержка развития эмоционально-волевой сферы.  В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживаются   недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость  мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

 В последние годы наблюдается рост сети дошкольных учреждений для детей с ЗПР. Не столь продолжительный опыт работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР оказывает, насколько эффективным  для развития ребенка может быть своевременное включение его в процесс специально организованной коррекционно-воспитательной работы.

В коррекционных группах для детей с ЗПР решаются задачи общего развития детей: их физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания в повседневной жизни, в активной деятельности, в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни, родной природы. Наряду с этим в специальных группах решаются задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления, речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об окружающем мире.

 Система  образования, в том числе и дошкольного, отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм и содержания. Дошкольное образование, являясь первой ступенью непрерывного образования, направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка, его социализации. Но следует отметить, что, несмотря на разнообразие форм педагогического воздействия, каждый дошкольник с ЗПР усваивает программный материал в своем объеме. Большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, микросоциальная среда, характер ЗПР, ее сочетание с другими  психологическими особенностями ребенка, своевременное включение его в коррекционно-педагогическую работу.  

 Все вышеперечисленное вызывает необходимость создания форм коррекционно-развивающей работы, основанных на интеграции разных видов детской деятельности с учетом индивидуально-типологических особенностей и возможностей каждого. Такой формой работы являются коррекционно – игровые занятия.

 Целью коррекционно-игровых занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности. Занятия способствуют активизации интеллектуальной и речевой деятельности, развитию психических процессов: памяти, воображения, внимания. У детей  развиваются наблюдательность, умение сравнивать различные объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, умение делать выводы и умозаключения непосредственно в процессе предметно-практической и игровой  деятельности, а также развиваются двигательные навыки (общая и ручная моторика).

 Планирование коррекционно-игровых занятий.  Коррекционно – игровые занятия, соответственно сетке планирования учителя-дефектолога, музыкального руководителя и педагогов группы, являются заключительными по определенной лексической теме и планируются, как итоговые. Занятия должны быть систематическими и проводиться один - два раза в месяц. Длительность каждого занятия должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям каждой возрастной группы.

 Структура коррекционно-игрового занятия. Данный вид занятий предполагает предварительную работу. Планирование этой части должно осуществляться всеми специалистами и педагогами группы. Например, по лексической теме «Осень»:

-  учитель-дефектолог знакомит детей с основными признаками осени на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, конструированию и в индивидуальной работе, совместно с воспитателями проводит экскурсию по парку;

-  воспитатели расширяют и уточняют знания детей по данной теме на занятиях по изобразительной деятельности, в процессе подвижных и дидактических игр, при знакомстве с художественной литературой;

-  музыкальный руководитель знакомит детей с песнями, хороводами, танцами, этюдами в соответствии с осенней тематикой;

-  инструктор по физической культуре обучает детей двигательным навыкам, которым придается образный характер: «ходьба на полупальцах», как ежики; на внешней стороне стопы, как медведи; друг за другом, как ручеек и т.д. На занятиях по физкультуре дети учатся игре с мячом, которая способствует развитию общей моторики. Согласованности движений рук, зрительно-двигательной координации, ориентировке в пространстве.

Любая совместная деятельность с детьми должна носить занимательный характер, вызывать радость от взаимодействия.

Содержание коррекционно-игрового занятия опирается  на те знания и умения детей, которыми они овладели в ходе предварительной работы.

Общая структура занятия соответствует структуре любого коррекционного занятия и состоит из организационной, основной и заключительной частей и носит комплексный  характер, так как включает в себя содержание разделов по развитию реи, формированию элементарных математических представлений, музыкальной, изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.

 Организационная часть – введение в тему занятия. На этом этапе педагог организует детей, концентрирует их внимание. Например, занятие может начинаться с того, что учитель – дефектолог предлагает детям отправиться в удивительное путешествие и сообщает, что способ передвижения может быть разный. Это и грузовая машина, которая повезет детей в огород, и веселый паровозик, отправляющийся на лесную полянку. Может быть самолет, который домчит « путешественников» на Север к белому медвежонку, и ковер – самолет, улетающий в жаркие страны, и просто лошадка, которая увезет детей на ярмарку посуды, и даже воздушный шар, в который превратился желтый одуванчик. Музыка, сопровождающая такие путешествия, будет самой разнообразной, а следовательно, и движения детей будут различными по темпу, по своему образу.

 Основная часть занятия состоит из игр и беседы, которые объединены единым сюжетом, например « Животные», « Овощи», « Игрушки» и т.д. Общий сюжет помогает создать игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие в выполнении  разнообразных заданий.

 В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому решение поставленных в занятиях задач происходит тоже через игру. В ход занятия включаются различные виды игр:

- Игры, способствующие развитию речи. В коррекционно-игровом занятии « Осень» предлагается этюд « Зайчик», направленный на уточнение знаний детей об овощах; игра « Посчитаем морковки», в которой дети считают, согласуя числительные с существительными. В музыкальном этюде « Капля» проводится работа над развитие темпа и ритма речи, над координацией речи и движений;

- Игры, направленные на активизацию познавательных способностей детей. Например, на занятии по теме « Зимние забавы» детям предлагаются следующие игровые задания: «Подбери снежинке ее половинку», «Угадай по форме сугроба, где спряталась мама медвежонка Умки», «Определи по следам, кто прошел по снегу», « Составь из кубиков лицо снежинки» (кубики Эмоции). При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно найти признаки сходства и различия объектов, осуществить сравнение их на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения;

- Игровые упражнения, которые требуют от детей применения математических знаний и умений.

Например, в процессе занятия по теме «Домашние животные» дети передвигаются по залу в определенном направлении, которое указывает стрелка. Дошкольники определяют направление, называют его и, ориентируясь по нему, продолжают свой путь. Такие игры развивают у детей умение ориентироваться в пространстве. В ходе занятия по теме «Зимние забавы» передвигаться можно только по порядку следования цифр, указанных на снежинках. В процессе других занятий необходимо идти сначала большими шагами, а затем маленькими или сначала следовать по длинной дороге, а затем по короткой. Перед  детьми всегда  есть выбор, правильность которого зависит от умения применять свои знания;

- Музыкальные игры, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, развитию чувства ритма, воспитанию навыков поведения. Например, хороводная игра «Кто позвал тебя, узнай?» развивает у детей слуховое внимание, память, умение узнавать по голосу своего сверстника. Среди музыкальных игр выделяются игры образного характера, в которых дети учатся передавать образы различных животных, птиц, сказочных персонажей. Музыка позволяет создавать эти образы более ярко, усиливает эмоции. Эти игры развивают творческие способности детей. Формирование умения чувствовать характер и адекватно отзываться на музыку имеет большое значение    для эмоционального развития детей с ЗПР. Музыка может также быть просто фоном, на котором развивается действие того или иного эпизода;

-Игры, направленные на развитие различных психических функций (внимание, памяти, мышления), которые есть в содержании любого занятия. Например, игра «Найди каждому дереву свой листочек» направлена на формирование умения узнавать листья по форме; «Помоги мамам собрать своих детей» - на развитие слуховой памяти, умение имитировать голоса взрослых животных и их детенышей; «Что изменилось?» - на развитие зрительной памяти и внимания; «Чем похожи и чем отличаются два снеговика?» - на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения; «На что похожи снежинки?» - на развитие зрительной памяти, мышления, воображения;

-Игры на развитие эмоционально-волевой сферы. В процессе этих игр у детей формируется умение выражать различные эмоциональные состояния с помощью мимических и пантомимических средств (улыбка, жест), при этом формируются выразительные движения, развивается умение понимать и выражать свои чувства. Детям становятся понятны слова «интерес», «гнев», «страх», «радость», «горе». Этому способствуют театрализованные игры, которые включаются в коррекционно-игровые занятия, например, инсценировка сказки «Репка» в занятии по теме «Овощи»; сказки В. Сутеева «Под грибом»  в занятии «Грибы» и т.д.;

-Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости. Ребенок раскрепощается, становится более свободным в выражении своих эмоций. В подвижных играх есть правила, которым ребенок должен подчиняться, это помогает воспитывать у детей самоконтроль, самоограничение, что способствует развитию волевого компонента готовности к школе. Этот вид игр является коллективным и играет важную роль в развитии коммуникативных навыков.

В процессе коррекционно-игровых занятий не всегда можно четко определить вид игры, они переплетаются, дополняя друг друга. Например, детям предлагается отправиться в путешествие, но двигаться необходимо в соответствии с темпом и характером музыки. В данном случае существует элемент музыкальной игры, подвижной, а если к такому варианту добавить речь с движениями «На машине ехали, до реки доехали…», то можно сказать, что эта игра направлена и на развитие выразительности речи.

Разнообразие игр позволяет педагогу поддерживать внимание и интерес детей в течение всего занятия, смена деятельности позволяет сохранить детям активность и продуктивную работоспособность.

Кроме игровой деятельности, в содержание занятие включается беседа. Здесь сообщается новая информация, закрепляется уже полученная ранее по предложенной теме. Беседа способствует активизации словарного запаса детей, позволяет выявить уровень сформированности знаний и умений, полученных в ходе предварительной работы, умение детей передавать эти знания в речевых высказываниях, способность задавать вопросы и отвечать на них. Беседы имеют и воспитательное значение, так как развивают общительность, интерес друг к другу, а также такие качества, как выдержку, тактичность, доброжелательность. Беседа должна носить непринужденный, доверительный характер, в ходе нее целесообразно использовать ранее заученные детьми загадки, театрализованные сценки. Это позволяет каждому ребенку почувствовать себя необходимым, значимым, что играет существенную роль в развитии самооценки, самореализации. Известно, что многие дети с ЗПР испытывают значительные трудности во время выступления на публике, они теряются, забывают то, о чем хотели сказать, замыкаются. Учитывая эти особенности детей, необходимо учить их публичным выступлениям, учить преодолевать страх – это является важным элементом готовности ребенка к школьной жизни. Коррекционно-игровые занятия дают детям эту возможность, начиная с ответа на вопрос педагога во время беседы до индивидуального выступления на занятии в процессе чтения стихотворения, пения.

Все вышеперечисленные виды игр, которые составляют основную часть занятия, проведение беседы по лексической теме, использование пения, хороводов, танцев направлены на решение коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач.

В заключительной части занятия целесообразно включить сюрпризный момент, который поставит приятную точку в конце «путешествия», являясь логичным завершением. Например, в ходе занятия «Зимняя забава» дети имитируют лепку снежков и складывают их в «волшебную коробочку», которую откроют только в конце занятия. За это время «снежки» успевают превратиться в белоснежный зефир. На занятии «Весенние цветы» бумажные одуванчики превращаются в желтые воздушные шары. А в конце занятия «Птицы» дети получают от своих пернатых письмо, из которого узнают, что люди и птицы очень похожи: они умеют грустить, радоваться. У птенцов и у ребят есть родители. Дети вырастают и превращаются во взрослых, а птенцы в больших птиц.

Концом занятия может быть и театрализованная сказка «Репка», «Муха-Цокотуха». А может быть, и все участники – дети, педагоги и родители  -  вместе выпьют чай с пирогами.

Рекомендации проведения коррекционно-игрового занятия. Занятие проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным руководителем, по необходимости в нем принимают участие воспитатели, психолог.

В предлагаемых далее конспектах есть несколько вариантов занятий по одной лексической теме, например, для старшей группы предлагаются три варианта занятия по теме «Животные». Для проведения можно выбрать любое.

При обучении детей с ЗПР учитель-дефектолог с одной стороны, должен учитывать индивидуально- типологические особенности каждого ребенка, с другой – особенности группы в целом. С учетом этого следует подбирать материал для ведения беседы, выполнения заданий, участия в театрализованной деятельности. В ходе занятия следует менять формы работы, организовывать смену деятельности детей для поддержания активности и заинтересованности.

Следует отдельно остановиться на оснащении коррекционно-игровых занятий:

- Оформление помещения, в котором проводится занятие должно соответствовать теме, например, на занятии «Весенняя ярмарка посуды» необходимо создать обстановку веселой ярмарки, на занятии «Насекомые» - весеннего леса. Это позволит детям погрузиться в мир предстоящего «путешествия», почувствовать красоту и яркость окружающего мира;

- Во время занятий используется наглядный и раздаточный материал, который должен соответствовать теме, возрасту и индивидуальным особенностям детей. Например, на занятии «Весенняя ярмарка посуды» детям предлагается игра «Собери разрезную картинку – чайник», количество разрезных картинок соответствует количеству детей, но форма разреза и количество частей для каждого ребенка определяется исходя из его возможностей. Следует помнить о том, что раздаточного материала должно быть больше по количеству, чем детей (на случай поломки, желания ребенка иметь такую же картинку, как у соседа и т.п.), он должен быть прочным, эстетичным и безопасным. Такие же требования предъявляются и к наглядному материалу, который еще должен быть и оптимального размера, удобно размещаться. Наглядного материала должно быть достаточно, не следует детей с ЗПР перегружать ненужными деталями, лишними предметами. Материал должен появляться поэтапно, убираться после использования, не отвлекать внимания детей. Следует до начала занятия проверить весь необходимы материал на его прочность, количественную достаточность и травмоопасность. Для поддержания интереса детей следует использовать тот материал, который не предлагался детям в ходе предварительной работы;

- Еще одним из основных компонентов коррекционно-игровых занятий является музыкальное сопровождение, так как среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.  Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие, что бесспорно имеет важное значение, но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.

На коррекционно-игровые занятия целесообразно приглашать родителей, это даст им возможность увидеть своего ребенка в коллективе сверстников и взглянуть на проблемы, связанные с его развитием, на взаимоотношения со стороны, оценить возможности своего ребенка на уровне других, увидеть успехи и порадоваться вместе с ним.

Наблюдения показали, что занятия способствуют развитию и коррекции восприятия, внимания, памяти, моторики, речи, обогащению представлений об окружающем. Коррекционно-игровые занятия способствуют формированию координации движений, движения приобретают плавность, становятся точными и выразительными. Занятия существенно влияют на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые, чуткие отношения со своими сверстниками. У детей улучшается музыкальный слух, развивается чувство ритма и лада. Все это помогает многим детям в дальнейшем продолжать обучение в общеобразовательных школах. Следовательно, коррекционно-игровые занятия имеют право на существование в системе дошкольного обучения детей с ЗПР.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Индивидуальный план работы с дошкольником с Задержкой психического развития

Индивидуальный план работы с дошкольником с Задержкой психического развития...

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи....

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...