"Времена года. Весеннее настроение. Март"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект интегрированного занятия из цикла "Времена года", объединяющего музыкальную и изобразительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВРЕМЕНА ГОДА

Весеннее настроение. Март

Цели: Дать детям сведения о характерных признаках каждого из весенних месяцев; развивать образность движений; развивать обобщенность восприятия явления окружающего мира с помощью интеграции различных видов искусства; формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения, эмоционально откликаться на него; расширять музыкальный кругозор.

Музыкальный материал:

Н.Я. Мясковский «Весеннее настроение».

П.И. Чайковский «Март».

П.И. Чайковский «Песня жаворонка».

А. Вивальди «Времена года», «Весна», I часть.

А.К. Глазунов Балет «Времена года», II часть «Весна».

С.С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка».

Репродукции:

А. Саврасов «Грачи прилетели».

А. Саврасов «Ранняя весна. Половодье».

И. Бродский «Весна».

И. Левитан «Март».

И. Левитан «Большая вода».

С. Колесников «Весна в Малороссии».

С. Жуковский «Пробуждение природы. Ранняя весна».

К. Юон «Весна в Троицкой Лавре».

Оборудование: декорация березки, пенечки, фигурки птиц, цветные ленточки для танцевальной импровизации.

Дети входят в зал под музыку С. Прокофьева из балета «Золушка»

Дети, с каким настроением вы пришли ко мне в зал? Весна – это светлый праздник рождения природы. Прошли морозные дни, зазвенела капель. С каждым днем солнышко пригревает все сильнее.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

(И. Никитин)

 Человеку лучше дышится весной, погода такая же разная, как и наше настроение. Как можно выразить свое настроение? Его можно выразить мимикой лица, движением, каждый выражает настроение по-своему. Композитор делает это средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор Н. Мясковский в пьесе «Весеннее настроение». Я предлагаю вам удобно расположиться, закрыть глаза и представить под музыку что-то хорошее, приятное.

Звучит пьеса Н. Мясковского «Весеннее настроение»

Что вы себе представили под эту музыку?

Обобщение. Музыка в этом произведении спокойная, тихая, поэтому мечтается очень хорошо.    

Весеннее настроение такое же изменчивое, как сама весна. Как вы думаете, почему?

Обобщение. То ударит мороз, то лужи появятся, то пойдет снег, погода то пасмурная, то солнечная.

Первый месяц весны – март – называют протальником, предвесенником. Какие признаки марта можно назвать? (солнце пригревает, снег тает, оседает, небо серо-голубое, появляются сосульки, проталинки на солнцепеке).

Сейчас я загадаю вам загадки про одну из наиболее характерных особенностей марта.

Выросло, выросло, из бороды повыросло,

Солнце встало – ничего не стало.

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели, он пахнет весной.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Что это? (Сосулька). Посмотрите, как последнюю загадку можно показать движением.

Выполняется психогимнастическое упражнение «Сосулька».

Описание: Первая и вторая строчки – руки над головой.

Третья и четвертая строчки – уронить расслабленные руки и присесть.

А вот как пишет о марте Н. Сладков:

«Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далекого леса. Весь мир голубой!

В марте горят снега: все усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми.

Днем на солнце капель.

Ночью – звонкий мороз.

А на рассвете – морозный пар. Белые березы в седой дымке. Как будто это пар от теплого их дыхания, как будто березы дышат.

Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме – конец, а весне – начало».

Посмотрите, как изобразил пробуждение природы художник И. Левитан в своей картине «Март». А теперь прослушайте музыкальное произведение «Март» композитора П.И. Чайковского.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Март»

На Руси весну зазывали специальной песенкой-закличкой – веснянкой. Давайте и мы поприветствуем весну.

Дети водят хоровод, исполняя веснянку  

Весна, весна, красная!

Приди, весна, ясная!

Приди, весна, с радостью,

Приди, весна, с милостью!

С солнцем горячим,

С дождем обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край.

Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, появляется первая робкая зелень, жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнышке – все живое население лесов, полей, озер, едва двигаясь,  тянется к солнечному свету, теплу. Посмотрите репродукцию А. Саврасова «Грачи прилетели».

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Меж круглых, рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковее греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

(И. Бунин) 

Дети, перед вами картина художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Чем она вас привлекает? Как бы вы назвали картину?

От этой картины веет чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. Дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в не ярком свете солнца, в воздухе.  

Грач – одна из первых птиц, прилетающих к нам весной. Каких еще весенних птиц вы знаете? Послушайте стихотворение А.Н. Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой. 

В старину в народе жаворонка называли жаворонушкой и считали, что он весну кличет.

Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

П.И. Чайковский написал музыкальное произведение «Песня жаворонка». Послушайте, как  композитор изобразил жаворонка.

Звучит «Песня жаворонка» П.И. Чайковского

Педагог обращает внимание детей на программный характер музыки, анализирует средства музыкальной выразительности.

Давайте представим, что мы с вами весенние птицы, вернувшиеся из теплых краев в родные места.

Фонограмма II части балета А. Глазунова «Времена года», «Весна»

Танцевальная импровизация с цветными лентами

Наше занятие закончилось, хорошего вам весеннего настроения.

Дети выходят из зала под звуки концерта А. Вивальди «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Цель: расширять представления детей о весне, о поведении птиц весной, обогащать их знания новыми словами, понятиями....

Мультимедийная презентация "Времена года. Весеннее настроение"

Название презентации: интерактивная презентация образовательной деятельности на тему: «Весеннее настроение».Возрастные рекомендации: старшие и подготовительные группы дошкольного образовательног...

Здоровье и время года: весенняя усталость.

Знаете ли вы о том, что в зависимости от времени года ребенок тоже должен питаться по-разному?...

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года).Название: «О чём поют воробышки…»Цель: расширять представ...

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…» Воспитатель: Шашкова С.Г.

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года).Название: «О чём поют воробышки…»Воспитатель: Шашкова С.Г....

Здоровье и время года: весенняя усталость

Дело в том, что в период так называемой биологической весны (а она длится, начиная с апреля и по июнь включительно) в организме человека развиваются нарушения согласования биоритмов различных органов ...

консультация для родителей "Здоровье и время года: весенняя усталость"

С наступлением весны врачам-педиатрам ежедневно приходится выслушивать десятки жалоб от родителей, что у многих из них дети стали какими-то не такими - и чрезмерно утомляются, и вялые, и сонливые либо...