Летний педагогический фольклорный проект "Русские народные подвижные игры"
проект (старшая группа) на тему

Плотникова Елена Николаевна

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод во­влечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольк­лорные тексты и песни, он наполняет их конкрет­ным содержанием применительно к игровым ситуа­циям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сде­лать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мус­кулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

По материалам журнала «Игра и дети»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летний фольклорный педагогический  проект

«Русские народные подвижные игры»

C:\Users\Елена\Desktop\Газета Зайки - Знайки\Russkie-narodnye-podvizhnye-igry-4.jpg

Исполнители:

Воспитатели: Плотникова Е.Н

Снигирева Н.А

Муз.руководитель: Богомолова А.В

2014 год

Оглавление

Аннотация:        

Паспорт проекта        

Этапы осуществления проекта:        

ПРИЛОЖЕНИЕ        

Используемая литература        

Аннотация:

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Паспорт проекта

Срок проекта:

С 1 июня по 1 августа

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели,  муз. руководитель.

Актуальность:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.

Тип проекта:

информационный, игровой.

Цель:

Воспитание  и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 5-6 лет.

Задачи:

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Методы проекта:

игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Ожидаемый результат:

  • развитие диалогической и монологической речи детей.
  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр,

Этапы осуществления проекта:

I. Организационный.

- подбор методической литературы;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

- разработка занятий;

- подбор музыки.

II.Реализация проекта:

Коммуникация.

1. Заучивание считалок, стихи к играм, песенки

Художественная литература.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

2. Заучивание считалок,  потешек.

Здоровье.

1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.

Безопасность.

1. Объяснение техники безопасности.

Физическая культура.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.

Социализация.

1. Совместная игра.

2. Ознакомление с атрибутами игр.

3. Ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

Познание.

1. Объяснение правил  игры.

               Музыка.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

III. Обобщающий.

                - проведение досуга «Праздник  Русской Березки»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ИГР

«Как у тетушки Ирины»

 Орнаментальный вариант известной игры на повторение жестов и гримас ведущего. В данном случае игра приобрела характер кругового хоровода. Записана в Октябрьском районе Челябинской области.

Играющие по считалке выбирают тетушку Ирину, которая выходит в центр хоровода. Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет:

Как у тетушки Ирины 
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Все на тетушку глядели, 
Разом делали вот так.


Тетушка Ирина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.). Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы. Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки, тот заменит ее в центре круга и сам будет показывать товарищам, что делать.

   Золотые ворота.

Золотые ворота,

Пропустите вы меня.

Я и сам пройду,

Да всех детей проведу.

Скоро день кончается.

Ворота закрываются.

Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)

Кулачки.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кук мак, кукмак – убирай один кулак!

Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих:
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры, либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.).

Колечко

 Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.
       Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит: 

"Колечко-колечко, выйди на крылечко".


      Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его. 
      

Ручеек

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.


Игра « Царевич – Королевич»


По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич    
(идут дети по кругу).

Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,
Царевич – королевич, царевич – королевич  
(поднимают руки).

Он царевну выбирает, он царевну выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич   
(руки расцеплены)

Царевне поклонись, царевне поклонись,
Царевич – королевич, царевич – королевич (
кланяются друг другу)

По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич  
( хлопают в ладоши).

Считалки

   

Шел баран...
(русская народная считалочка)

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмет —
Тот и вон пойдет.

Шла коза по мостику...
(русская народная считалочка)

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!

Сценарий развлечения «Праздник Русской Берёзки».

Цель: познакомить детей летним фольклорным праздником «Русской Березки», обучить детей младших групп разученным подвижным народным играм.

Образовательные задачи:

  • познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником;
  • формировать реалистические представления о природе;
  • расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи:

  • развивать умение узнавать по описанию (загадке);
  • способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
  • воспитывать любовь к природе, родному краю.

Интеграция областей: музыка, познание, коммуникация, здоровье, физическая культура.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование:  записи  музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о празднике, обрядах и обычаях.

                               Логика проведения развлечения.

   Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла», воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей  страны. На Руси всегда любили белоствольную

красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

На праздник гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок:  ( Илья Елиссев)

   Берёзка белый

   Сарафан надела,

   Кудри завила,

   Косы заплела.

   До чего же хороша,

   Словно девица-душа!

2 ребёнок: (Оля Белькова)

   Белоствольная берёза –

   Символ Родины моей.

    Нету деревца другого

    Сердцу русскому милей.  

3 ребёнок:  (Ярослав)

    Разбежались по лужайке

    Беззаботной, лёгкой стайкой,

    Словно девочки-подростки,

    Белоствольные берёзки.

    За руки взялись, и вот –

    Закружился хоровод!

 Ведущий: -Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

  Ведущий:- Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы». (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

   Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? ( Это берёза.)

  Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

  В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

 

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок:  (Вика Бахтерева)

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.  ( А. Прокофьев)

2 ребёнок: ( Полина)

Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок:  (Тимофей)

Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой.   (Ф. Соколова)

4 ребёнок: (Илья Дектярь)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.     (Вс. Рождественский)

 Дети поют песню «Во поле берёза стояла».

 Ведущая: Как вы думаете в какую игру любили играть ? (Золотые ворота)

  Правильно, «Золотые ворота»! . Давайте поиграем.

Золотые ворота,

Пропустите вы меня.

Я и сам пройду,

Да всех детей проведу.

Скоро день кончается.

Ворота закрываются.

Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)

Ведущий: Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

    Ведущий:

-Русская берёза красива в любое время года!

1 ребёнок:  (Ульяна)

Каждый день я вижу

Берёзу из окна –

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

2 ребёнок: ( Владик)

Зелёной лёгкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер невидимка

Колышет лист резной.

3 ребёнок: (Вдада)

А летним днём струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

4 ребёнок: ( Егор)

Лишь осень золотая

Лист опалит огнём,

Берёзка облетает,

Тоскует под дождём.

5 ребёнок: (Вика Собина)

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Ведущая: - Я хочу ещё с вами поиграть. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

   Игроки встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

 Ведущий:

-На «Праздник Березки» умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку – на счастье; девушки загадывали желание и кумовались (обменивались подарками и целовались).

    - Ребята, посмотрите, что у меня в корзине. (Достаёт и корзины ленту с колечком.) Давайте поиграем в русскую народную игру «Колечко».

  Дети встают в круг. На ленту надето колечко, связав концы ленты, дети передвигают кольцо по ленте. Ребёнок, выбранный считалкой, ходит по кругу и ищет кольцо, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждый отвечает: «У меня!» А в это время кольцо передаётся другому участнику игры. Водящий берёт игрока за руку, если найдёт кольцо, меняются местами.

Ведущая :

-Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето.

Всех зовёт купаться …  (лето)

Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной.    (Лес)

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень

И бумага для письма,

И – резные терема.

Белая сорочка – царя лесного дочка,

В бане – хозяйка

А ну-ка, угадай-ка!   (Берёза)

Ведущая: -Молодцы! Давайте поиграем в мою любимую игру «Как у тетушки Ирины».

    (Игры на повторение жестов и гримас ведущего. Играющие по считалке выбирают тетушку Ирину, которая выходит в центр хоровода.

Участники берутся за руки, ходят по кругу и поют:)

Как у тетушки Ирины 
Было семеро детей, 
Они не пили, не ели, 
Все на тетушку глядели. 
Разом делали вот так.

(Тетушка Ирина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.). Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы. Кто ошибется, тот заменит ее в центре круга и сам будет показывать игрокам, что делать.)

Ведущий:

-Сегодня у берёзки был праздник. Она веселилась и радовалась вместе с нами. Но и нам пора прощаться. Давайте полюбуемся на берёзку и споём ей песню на прощание. Одна девочка изображает «березку»:

 Ребята становятся в круг и поют: 

Берёзка беленá, 
Маковка зелена, 
Летом мохнатенькая, 
Зимой сучковатенькая, 

Где она стоит, 

Там и шумит. 

Девочка - «берёзка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают: 

Березка зелёненькая, 
Весной весёленькая, 
Среди поля стоит, 
Листочками шумит, 
Гремит, гудит, 
Золотым венчиком звенит, - 

«берёзка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» - девочка «берёзка» обходит хоровод и каждому на плечо кладёт его на плечо

Консультация для родителей

«Русские народные подвижные игры для детей.

 Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы :

- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;

- расширяем и обогащаем игровые действия детей;

- развиваем двигательную активность;

- укрепляем здоровье детей;

- обогащаем словарь.

Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "

Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружится на лугу.

На лугу - то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг - скок,

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"

Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.

Вот какой у меня платочек,

Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,

Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .

Вот - вот, вот как Катенька идет,

Песенку веселую нам поет.

Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.

Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .

Веселее, Катенька, попляши,

Мы похлопаем от души.

3. Игра "Ворон"

Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

 

Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные  игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными

движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они

оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика — обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка — это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять

урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так

называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре — имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды.

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм.  Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.

Заклички — ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Словесные игры, к которым относятся прибаутки и небылицы-перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

Если бы конь оседлал седока,

Если бы трава стала есть корову,

Если бы мыши охотились за котом,

Если бы мужчина стал женщиной.

Подобное  классическое  произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворение«Путаница»: «Замяукали котята надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……   

Это   стихотворение   основывается на народной прибаутке-перевертыше:

Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

Поросята визжат, полетать они хотят.

Небылицы-перевертыши — это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.

Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все

структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.


Используемая литература

М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

Картотека русских народных подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект "Народные подвижные игры"

В нашем мире жизненные ценности сменились в сторону материального благополучия, Мало уделяется внимание духовно - нравственным вопросам. Мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Мой ...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Открытое занятие в рамках педагогического совета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа

Открытое занятие в рамках педсовета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа...

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....