Азбука дорожных наук.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ерощенко Екатерина Викторовна

Конспект открытого занятия - совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Азбука дорожных наук".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:


Цель:

Закрепить, обобщить и конкретизировать  знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте.

Задачи:

  1. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
  2. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.
  3. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, объяснить, что соблюдение ПДД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей.
  4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять   свои знания на практике.

Материалы и оборудование:

Кроссворд, карточки с изображением дорожных знаков, фланелеграф, магнитная доска, макет светофора, «незаконченная» работа «Улица города», карточки с изображением транспорта, проектор.

Современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии диалогового взаимодействия
  • Информационно – коммуникативные технологии
  • Игровые технологии

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о правилах поведения на улице и автотранспорте.
  • Беседы: «Не играй на дороге - опасно», «Знаки на нашей улице».
  • Чтение стихов и отгадывание загадок о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

  • Чтение:

            «Как неразлучные друзья дорогу переходили» - А.Иванов

            «Школа пешехода» - М. Кривич

            «Зелёный…Жёлтый…Красный!» - А.Дорохов

            «Дядя Стёпа – милиционер» - С.Михалков

  • Дидактические и развивающие игры по ПДД:

                 «Угадай, какой знак?»,

                 «О чём рассказывают знаки»,

                 «Дорожные знаки» (пазлы),

                 «Отгадай загадку – найди отгадку» и т.д.

  • Оформление книжного уголка материалами о ПДД.

Воспитатель:

Мы с вами живём в очень большом городе. Как он называется? (ответ детей).

Правильно, в нём проживает много людей, по улицам ездит много машин, в нем постоянно происходят какие-то интересные события.

Для того чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Как вы думаете, как они называются?

Дети: Это правила дорожного движения.

Воспитатель: Правильно, о них мы сегодня и поговорим.

Город, в котором с тобою живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок,

Вот она азбука,- над головой!

Знаки развешаны вдоль мостовой

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

От соблюдения этих правил зависит жизнь и здоровье каждого. А чтобы соблюдать эти правила, надо знать «Азбуку дорожных наук». Сегодня я приглашаю вас в путешествие по азбуке дорожных наук.

Ну, что, друзья мои, отправимся в путешествие?

- Раз, два, покружись, на улице города окажись!

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку. Что вы здесь видите?

Дети: Улица города, по которой движется много разных машин.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как одним словом можно назвать все эти машины?

Дети: Транспорт.

Воспитатель:

 Правильно, здесь изображены различные транспортные средства.

 А какие виды наземного транспорта вы знаете?

Дети:

общественный: трамвай, троллейбус, автобус, такси;

личный: легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед, самокат;

специальный: пожарная машина, машина скорой помощи, аварийная машина, полицейская машина.

Игра « Путаница».

Детям предлагаются картинки с изображением разных видов транспорта. Детям предлагается разделиться на три команды и каждой из команд даётся задание собрать картинки с изображением определённого вида транспорта.

Воспитатель: Ребята ваши мамы и папы каждый день ходят на работу и добираются они до работы на автобусе, троллейбусе, трамвае. Какой это транспорт?

Дети:   Общественный транспорт.

Воспитатель: Правильно. А кого перевозит общественный транспорт?

Дети: Людей.

Воспитатель: Где ожидают люди общественный транспорт?

Дети: На остановке.

Воспитатель: Как называют тех, кто едет в общественном транспорте?

Дети: Пассажиры.

Воспитатель: Правильно. Вы знаете, что в общественном транспорте надо соблюдать особые правила?

Кто знает, какие это правила? (ответы детей)

Дети:

- Войти в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров.

-В салоне транспорта не бегать, не играть, мешая другим, не кричать.

-Если есть свободное место, сесть или посадить маму и сесть к ней на колени.

-Если нет свободного места, нужно удобно и устойчиво встать и крепко держаться руками за поручень.

-Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы.

-Не отвлекать водителя. А то, что может случиться? (авария)

Воспитатель:

-В транспорте много людей, вам нужно пройти. Что вы должны сказать?

(Простите, можно я пройду к выходу)

-Как вы думаете, почему неприлично громко говорить в транспорте?

(Громкие разговоры мешают сидящим пассажирам)

-А есть мороженое  или пирожное можно?

(Нет, можно испачкать одежду других пассажиров)

Воспитатель:

А вы все соблюдаете правила поведения в транспорте?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель:  Ребята, а где должен ехать трамвай, троллейбус, автобус?

Дети: По проезжей части.

Воспитатель: Правильно. А когда мы с вами идём по улице кем мы являемся?

Дети: Пешеходами.

Воспитатель: Правильно, мы с вами пешеходы. Ребята, скажите, пожалуйста, а где должны ходить пешеходы?

Дети: По тротуару.

Воспитатель:  Правильно. Ребята, посмотрите на эти картинки, чем они отличаются друг от друга?

Дети: На первой картинке изображена дорога в городе, а на второй – дорога за городом.

Воспитатель: Правильно, а где идут пешеходы?

Дети: На первой картинке пешеходы  идут по тротуару.

На второй картинке пешеходы идут по обочине дороги, так как за городом нет тротуаров.

Воспитатель: Ребята, а где можно переходить проезжую часть, в любом месте дороги или нет?

Дети: Проезжую часть можно переходить только по пешеходному переходу.

Воспитатель:  Правильно. А какие пешеходные переходы вы знаете?

Дети: Наземный, надземный и подземный пешеходный переход.

Воспитатель:  Правильно, а скажите, как пешеходы могут узнать, где находится пешеходный переход?

Дети: Перед пешеходным переходом стоит знак «Пешеходный переход» и на проезжей части нарисованы белые полосы, которые хорошо видны пешеходам и водителям.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

На улице нашей машины, машины

Машины- малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Вам дорогу уступлю.

Воспитатель: Отдохнули немножко, продолжим наше путешествие?

Воспитатель: Ребята, а посмотрите на эти картинки, чем они отличаются? Дети: На первой картинке машины едут в одну сторону, а на второй – навстречу друг другу.

Воспитатель:   Правильно, а как вы думаете, почему эти машины так едут?

Дети: На первой картинке изображена улица с односторонним движением, а на второй – улица с двусторонним движением.

Воспитатель:   Правильно. Ребята, а как называется место, где улицы пересекаются друг с другом?

Дети: Перекрёсток.

Воспитатель:   Правильно.

Перекрёсток – самое опасное место для пешеходов и водителей. На перекрёстках надо быть особенно внимательным и осторожным.

Воспитатель: Чтобы мы могли продолжить наше путешествие, вам необходимо разгадать слово, зашифрованное в картинках. (Дети вместе с воспитателем, по первым буквам слов изображенных на картинках, составляют слово.)

Игра «Отгадай слово».

 В слове « снежинка» первая буква С.

 В слове « волк» первая буква В.

 В слове « енот» первая буква Е.

 В слове  «тигр» первая буква Т.

 В слове « очки» первая буква О.

 В слове « флаг» первая буква Ф.

 В слове  «окно» первая буква О.

 В слове  «рыба» первая буква Р.

Воспитатель: Ребята, какое слово у нас получилось?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а  для чего нужен светофор?

Дети: Светофор помогает регулировать движение транспорта

и пешеходов, помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок.

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а какие виды светофора вы знаете?

Дети: Светофоры бывают транспортные и пешеходные.

Воспитатель: А чем отличается светофор транспортный от пешеходного?

Дети:  У транспортного светофора есть три сигнала: красный, жёлтый, зелёный. У пешеходного светофора два сигнала: красный с изображением неподвижного человечка и зелёный с изображением шагающего человечка. Воспитатель: Правильно, а что означают сигналы светофора? Дети читают стихи про сигналы светофора.

Дети:

Запомни друг на красный свет

Через дорогу хода нет!

И будь внимателен в пути

Всегда на светофор гляди!

Жёлтый свет – предупрежденье,

 Жди сигнала для движенья.

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт! »

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, так хорошо знаете сигналы светофора.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а как можно перейти улицу, если светофор сломался или его нет?

Дети: Если на участке дороги нет светофора, то переходить дорогу надо только в определённом месте – по пешеходному переходу.

Воспитатель:  А как мы можем узнать, где находится пешеходный переход?

Дети: Нужно искать дорожный знак с изображением пешеходного перехода.

Воспитатель: Правильно. Переходить улицу в неположенных местах опасно. На улицах города много разных дорожных знаков. А что такое дорожные знаки и для чего они нужны?

Дети: Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Дорожные знаки рассказывают о том, как надо ехать, о том, какая дорога, что разрешается делать и чего не надо делать на дороге.

Воспитатель: Правильно. Каждый знак имеет своё название. Ребята посмотрите почему – то все эти знаки разные по форме и по цвету. Есть круглые, треугольные, квадратные, на синем и на белом фонах. Вы знаете, почему они такие разные?

Дети:

Знаки в красных кругах – запрещающие;

Знаки в красных треугольниках – предупреждающие;

Знаки на синих квадратах – информационные или указательные.

Знаки на голубых прямоугольниках – знаки сервиса.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сыграть в игру «Дорожные знаки». Я буду загадывать загадки о знаках, кто узнает, что это за знак, должен найти из большого количества знаков нужный и прикрепить его на доску.

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там где строится район,

Школа, дом и стадион. (Ремонт дороги)

Тут и вилка, тут и ложка

Подзаправились немножко

Накормили и собаку…

Говорим спасибо знаку (Пункт  питания)

На дороге знак стоит.

Строгим тоном говорит:

Сюда машинам не подъехать

Запрещается проехать. (Кирпич, проезд запрещен)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно!

Знают люди все на свете,

В этом месте ходят (дети, Осторожно, дети)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый

На ту сторону ведет - (Пешеходный переход)

С тротуара вниз ведет

Под дорогу длинный вход.

Нет ни двери, ни ворот

То (Подземный переход) 

Ты не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи

Хорошо, что рядом пункт (Медицинской помощи)

Что мне делать?

Нужно срочно позвонить?

Должен знать и ты и он

В этом месте (Телефон)

На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя,

 Нужно ехать, знайте дети, только на (велосипеде).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете дорожные знаки, и, наверное, сможете мне помочь. У меня есть «незаконченная» работа, на которой изображена часть улицы города. К сожалению, пока я несла работу, я попала под дождь и часть изображений исчезло. Посмотрите на работу, как вы думаете, чего здесь не хватает?

Дети:  Здесь не хватает дорожных знаков.

Воспитатель: Правильно, вы сможете найти нужные знаки и наклеить их на свои места?

Воспитатель: Молодцы! Вы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Дорогие ребята! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. Теперь я точно знаю, что вы все знаете правила дорожного движения и будете их соблюдать.

Воспитатель:  Ну вот, наше путешествие и подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

- Раз, два, покружись, в детском саду очутись!

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

До свидания! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Азбука дорожных наук"

Конспект родительского собрания по ПДД в детском саду...

Проект "Азбука дорожных наук"

Цель проекта: создание условий для формирования у детей и их родителей основ безопасного поведения на дороге....

Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения детей 6-7 лет «Азбука дорожных наук»

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного проишествия " Азбука дорожных наук"

создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...