Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.
материал по теме

Ежикова Нина Борисовна
Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» 
воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.
 
 
 
    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог»

воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

   

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Воспитание детей и их развитие посредством диалогов взрослых и детей на мировоззренческие темы имеют давнюю традицию. Великие философы, педагоги, писатели прошлого - Сократ и Платон, Я. А. Каменский и И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и л. Н. Толстой видели в беседах о справедливости, правде, красоте, долге, предназначении человека, мужестве, верности, устройстве мироздания путь к созиданию основ личности, мировоззрения своих воспитанников.

Мы, взрослые, всем сердцем желая добра детям, подчас интуитивно понимаем, чувствуем, что разговор с ребёнком о главном, по большому счёту, разговор живой, доверительный, честный, так естественен необходим именно сейчас, в наш, увы, жестокий век. Но даже любящему взрослому порой не так просто найти, удержать верный тон, облечь свои мысли в форму, доступную собеседнику, не сбиться на фальшь, подобрать единственно верные слова и темы, уметь слушать и слышать, не снизойти, а встать вровень со своим маленьким собеседником. На новом диалектическом уровне возродить «хорошо забытое старое», соединить нить времён, традицию и новшества, любовь и разум, интуитивные поиски педагогов, любящих родителей и строгие, научно обоснованные, обладающие ещё не реализованным, огромным эвристическим потенциалом теории психологов - вот кредо, положенное в основу программы «Воспитательный диалог».

Согласно выдвинутой и экспериментально подтверждённой основной гипотезе технологии «Воспитательный диалог» дети старшего дошкольного возраста обладают спонтанными мировоззренческими представлениям (образы памяти и воображения, которые субъективно, психологически связаны с «абстрактными» словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей: «добро», «красота», «счастье», «время».)

Философский диалог в детском саду педагогическое ремесло состоит в умении наладить общение. В идеале диалог со своими подопечными (писал М. В. Телегин) и установлении особых отношений, которые могут быть определены словами В. А. Сухомлинского: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность доброжелательность». Диалог- оптимальный канал обратной связи (от ребёнка к воспитателю)

«Воспитательный диалог»- одна из первых в современной дошкольной педагогики программ, ориентированных на развитие мировозренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, творческих компонентов мышления старших дошкольников.

Воспитательный диалог- это инструмент для решения проблем по нравственному развитию детей. Изо дня в день это кропотливая работа над каждым словом, предложением, произнесенным вслух. Актуальность обусловлена тем, что в её основу заложено обучение детей умению дискуссировать, аргументированно высказывать своё мнение, иметь собственную позицию по обсуждаемой проблеме и, если надо, менять собственное мнение в процессе обсуждения.

Для реализации творческой работы по развитию речи с элементами технологии «Воспитательный диалог», я использую различные формы деятельности:

1. Занятия цикла «Учимся рассуждать».

2. Решение проблемных ситуаций в повседневной жизни и специально придуманных.

3. Организация совместных с родителями выставок.

4. Индивидуальная работа с детьми.

Я разделяю взгляды на развитие речи Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.А. Смирновой о том, что показатель связного высказывания рассматривается умением ребенка правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства.

Формирует это умение диалог между взрослым и ребенком. В основу работы положены взгляды В.Ф. Одоевского о том, что воспитательные беседы по мотивам философских сказок «преследуют добрую цель» - привести в ясность детские представления о мире, оказать могучее воздействие на развитие ребенка.

С детьми провожу большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяю развитию разговорных навыков. Оно заключается в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

Мною разработан перспективный план, конспекты занятий, мониторинг знаний, игры-релаксации, проблемные ситуации.

Также мною организована предметно-развивающая среда, способствующая раскрытию творческих способностей и направлена на положительный комфорт детей.

Главная цель педагогической деятельности:

  • Обеспечение полноценного и своевременного психического и физического развития личности ребенка.
  • Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период.

 Стратегия моей работы: я работаю над творческой темой развитие связной речи детей. Актуальность темы обусловлена направлением деятельности на формирование умения детей осмыслить воспринимаемое и выражать его, стать общительнее, умение высказывать свое мнение, аргументировать его, участвовать в коллективном разговоре на темы, близкие детям.

Для реализации поставленных целей используются следующие принципы:

  • личностно-ориентированный подход, т.е. обращение к опыту собственной жизнедеятельности ребенка;
  • свободы выбора решений при ответе на вопрос, проблемных ситуаций.

Незатейливые истории позволяют активизировать все психические процессы. Например: «Девочка пошла, гулять, и все дальше уходила от своего дома, вдруг в небе показалась большая туча, и вскоре начался дождь. Девочка и испугалась, и не знает, как ей быть? Как помочь девочке?

Дети предлагают свои ответы воспитатель зарисовывает и т.д.

Вначале учебного года проводится мониторинг знаний детей. Благодаря систематическим беседам, занятиям я добиваюсь неплохих результатов. В группе создан уголок по моей теме, хорошо освещен, где дети за столами играют в дидактические игры: «Угадай настроение» они узнают по схемам, с каким настроением приходят они в детский сад («Придумай и расскажи сказку», «Я начну, ты продолжи» и т.д.).

В группе взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимают естественные формы, дети свободно передвигаются по группе, по своему желанию выбирают игры.

Еще в группе существует утреннее приветствие детей, что помогает обеспечить благоприятный климат в группе, постепенное вхождение их в жизнь детского сада, и наладить с каждым личностный контакт.

На занятиях в зависимости от ситуаций я включаю упражнения на мышечную релаксацию, что снижает напряжение:

  • дыхательную гимнастику,
  • мимическую гимнастику,
  • двигательные упражнения,
  • чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

Использую музыкальные композиции из серии для детей «Наедине с природой», «Волшебные голоса природы».

На занятиях вместе с детьми ищу ответы на вопросы, при этом важен не конкретный ответ, а развивающий эффект достигнутый в результате общения:

  • как мы выражаем чувства,
  • отражение в зеркале,
  • к чему приводит ссора.

Утром, садясь в круг, мы разговариваем «о нас самих»:

  • какими мы были?
  • мой любимый праздник
  • животные нашего двора.

В группе существуют добрые обычаи- «сеансы» равномерного распределения фантиков, ленточек привлекательных для детей мелочей. Такие «сеансы» имеют одну цель: на доступном для данного возраста создать атмосферу равных прав.

Еще один добрый обычай, во второй половине дня мы с детьми садимся в круг, чтобы поговорить, вспомнить, что сегодня было приятного, веселого, интересного, после этого рассказываем о каждом ребенке что-нибудь хорошее-это создает в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения.

Мною разработаны конспекты занятий, д/игры, схемы, модели, физкультминутки, которые способствуют снятию напряжения, повышению двигательной активности.

Развитию связной речи помогают такие упражнения: «Закончи сказку», «Я начну, а ты продолжи», где дети пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, при этом философствуя.

Инструментарий педагогической технологии:

1. Опора на детский опыт.

2. Наличие противоположных точек зрения по поводу предъявленного суждения.

3. Поиск противоречий.

4. Аргументация своих ответов.

5. Корректировка ответов.

6. Приведение примеров, заставляющих менять исходные позиции.

7. Использование вопросов поискового характера: как вы думаете?

  • как вы считаете?
  • кто не согласен?
  • как бы ты поступил?

8. Всевозможные игровые приёмы.

9. Вопросы рефлексивного характера?

  • что ты чувствуешь?
  • какие эмоции у тебя это вызывает?
  • где живёт любовь у человека?

Дети отражают полученные знания в продуктивных видах деятельности, передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых формируются выставки в группах. Такая форма работы помогает детям интерпретировать и воплотить свои воспринимаемые впечатления.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада, на районном и российском уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Опыт работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Педагогический опыт работы "Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности"

В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театра...

«Совершенствование связной речи детей посредством элементов технологии «Воспитательный диалог»

laquo;Воспитательный диалог»- одна из первых в современной дошкольной педагогики программ, ориентированных на развитие мировозренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, тво...

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников, посредством авторских дидактических пособий»

  Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО ...