Экономическое образование дошкольника
проект (старшая группа) на тему

Данилова Елена Владимировна

Иновационный проект МБДОУ №149 г.Тулы "Игра как средство экономического образования дошкольника. Проект используется в двух возрастных группах компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет и 6 -7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_innovatsiy_mbdou_no149.doc702.5 КБ
Файл plan_proekta.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И  ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Для дошкольников  игра — важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Игра - символический язык для самовыражения, и игра может открыть нам: что пережил ребенок и как он реагирует на то, что он пережил. Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника Условно все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы: сюжетно - ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно- ролевые творческие игры включают: игры на бытовые темы, с
производственной тематикой, строительные игры, театрализованные игры. В сюжетно - ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, транспорт, школа и многие другие. Сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Для сюжетно-ролевой игры характерны: тема, игровое действие, сюжет, содержание и роль.

Различают сюжет и содержание игры.

 Сюжет - это та сфера деятельности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они могут изменяться в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка в более широкий круг жизни, от расширяющегося у ребенка кругозора. В сюжете игры моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. По содержанию игры можно судить о том, насколько глубоко ребенок проникает в деятельность взрослых, как понимает ее. Игра может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности, или отношение человека к свой работе и другим людям. В игре могут быть выражены отношения заботы, любви, взаимной помощи, а также командования и подчинения, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Роль - это воспроизведение действий взрослого человека. Подобно сюжету, разыгрывание одних и тех же ролей может быть различным по содержанию. Знакомство с новым играми, новыми ролями очень интересно  и увлекательно, всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей, что позволяет познакомиться с реальными экономическими объектами.

Игровое действие - то действие, которое соответствует представлениям ребенка, то, что побуждает ребенка играть. Разыгрывая игровые действия с экономическим содержанием способствует переходу ребенка от формального усвоения знаний к их осознанному применению в новой области.

 У ребенка - дошкольника сформировалась потребность в совместной со взрослыми жизни, потребность самостоятельно действовать в реальном предметном мире. Мотивы игры, определяются, с одной стороны, тенденцией ребенка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой стороны, внутренней логикой хода психологического и педагогического развития. Таким образом, игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, и возникают новые отношения ребенка к действительности.

Мотив игры - это реальное действие. Однако за реальным действием с предметом стоит взрослый человек. Ребенок весь во власти желания действовать как взрослый. Итак, мотив игры - это действие с предметами в таком виде, в котором они производятся взрослыми. Игры экономического содержания открывают неограниченные возможности для расширения области познания, самостоятельного поиска ответов на вопросы. Ребёнок с помощью педагога может раскрыть для себя такие темы как: «Как появились деньги?»,  «Кому нужна реклама?» и другие. Приобретённый опыт может оказаться очень полезным при обучении в школе.

Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры. Жесткость сценария может быть различной - от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением последовательности событий, действий героев, каких- либо отличительных черт характера персонажей, их чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе игры-драматизации, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И. В. Липсиц, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Э.Успенский, В.М.Романов, Т. А. Смирнова, Р. С. Лукьянова и др.). Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей — экономическую.

Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно - ролевыми играми и учебной деятельностью.  Отличительной чертой дидактических игр является постановка и реализация учебных задач, «как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности». В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Таким образом - необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте. Игра дает ребенку две
необходимые способности, во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой - проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества - между участниками одной команды.

Подводя итог всего вышесказанного, мы подошли к тому, чтобы отметить роль игры, как ведущего вида деятельности дошкольника.

Ведущей называют такую деятельность, по мнению А.Н. Леонтьева, в связи с развитием которой в психике ребенка происходят главнейшие изменения, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
психических процессов. В игре начинает развиваться произвольное внимание и память. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игру. Игра требует от каждого играющего, определенного уровня речевого развития. Игра является основным видом совместной деятельности дошкольников. Необходимость отражения совместных действий взрослых, их взаимоотношений, требует от ребенка - введения в игру нескольких ролей, а следовательно, объединения нескольких детей для игры и обеспечения их взаимодействия. Именно в игре дошкольник усваивает общественные функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его личности.

Таким образом, анализ, научной литературы по теме нашего исследования позволил нам использовать игру как основную форму экономического образования дошкольника.

Экономическое образование  дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Основными принципами стратегии экономического образования являются:

- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).

- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).

- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).

- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).

- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).

- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Содержание экономического образования  на разных этапах дошкольного образования.

Цели:

- Воспитание навыков бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

Задачи:

-Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

- Формирование элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Направления: 

-   Обучение  детей  логичности, нестандартности, самостоятельности.

- Развитие  экономического мышления, интереса к экономическим процессам.

- Развитие  деловых качеств личность  ребёнка и этических представлений.

-   Воспитание бережного отношения к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда;

-    Расширение кругозора детей, обогащение словарного запас новыми понятиями, введение их в активную    речь;

-  Формирование  навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; -    выработать основные направления взаимодействия с родителями;

- Организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в учреждении.

Средства достижения цели:

- Организация  работы с родителями путем включения их в активную экономическую деятельность вместе с детьми. Психолого-педагогическое просвещение родителей, поддержание интереса к инновационной деятельности ДОУ

- Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

- Разработка использование в практике экономического самообразования интерактивных технологий.

Первоочередные мероприятия:  

- Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

- Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

-  Создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

Проект экономического образования

Паспорт проекта 

Игра как средство экономического образования детей

проект  реализации экономического образования

Срок выполнения проекта:                                      бессрочно

Дата начала:                                                              11.10.2012

Дата завершения:                                                      бессрочно

Организация - участник (далее организатор):       МБДОУ №149

Руководитель организации:                                     Гавришова О.П.

Телефон, факс, e-mail:                                              56-55-91

                                                                                    mbdou149tula@yndex.ru

Руководитель проекта                                               Гавришова О.П.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

- Наименование организации в соответствии с документом о регистрации - Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №149 - детский сад комбинированного вида

- Юридический адрес - Тула, 300028, ул. Клары Цеткин, д.1.

- Фактический адрес, телефон, факс, e-mail (офис собственный или арендованный) адрес - Тула, 300028, ул. Клары Цеткин, д.1, 56 - 55 - 91, mbdou149tula@yndex.ru.

- Данные о руководителе -                                      Гавришова О.П.

- Свидетельство о регистрации -                            №143 от 28.03.1994г.

- Статус организации (по уставу) -           тип «дошкольное образовательное учреждение», вид «детский сад комбинированного вида», организационно – правовая форма «учреждение».

- Сфера деятельности -                                          образование

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 1. Название проекта -  "Игра как средство экономического образования дошкольника"

 - Дата начала - 01.09.2013

- Дата окончания - бессрочно

- Краткосрочные и долгосрочные цели проекта

Долгосрочные цели:

-  Изучать и систематизировать методическую литературу по   экономическому образованию дошкольников.

-   Разработать систему игр с экономическим содержанием. используемых в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.

- Обеспечить развитие экономического образования с учетом требований региона.

 - Развивать материальную базу ОУ  для решения задач экономического образования детей дошкольного возраста.

- Информировать участников образовательного процесса о  требованиях, предъявляемых к усвоению образовательных и воспитательных задач на разных этапах дошкольного детства.

Задачи:

- Создание нормативной и локальной базы экономического образования в учреждении.

- Разработка  методических основ экономического знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.

- Совершенствования нравственных качеств в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда.

- Органичное включение системы экономического образования в образовательный процесс дошкольного учреждения.

-  Обеспечение условий для реализации поставленных задач.

Обоснование проекта:

Для обеспечения системы непрерывного экономического образования необходимо определить его статус в общей системе образования. Этот  статус определяется следующими принципиальными положениями:

- Экономическое образование дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Экономического образования тесно связано  с другими образовательными областями (познание, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество);

- Актуальность экономического образования обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

- Новизна проекта заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического образования в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственных качеств в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

 - Педагогическая целесообразность  - заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Рис.1. Структурно-функциональная модель процесса формирования экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в образовательной среде ДОУ

Значение экономического образования  для государства и общества. 

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались  взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика - это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому образованию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое образование подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость образования с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.

 Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1. Кадровые ресурсы:

- Заведующая:

Гавришова О.П., высшее образование.

- Старший воспитатель:

Данилова Е.В., высшее образование, высшая квалификационная категория,  стаж - 9 лет.

- Воспитатели:

Жукова А.В., высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж - 10 лет.

Морозова Н.С., средне-специальное образование, первая квалификационная категория, стаж - 8 лет.

Валеева С.В., высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж - 15 лет.

- Учитель - логопед:

Лихачева К.Б., высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж - 20 лет.

Нургалиева Н.И., высшее образование, стаж - 1 год.

Педагог - психолог:

Данилова Е.В., высшее образование, вторая квалификационная категория, стаж 5 лет

2. Нормативно-правовые ресурсы:

- Устав МБДОУ № 149 №Приказ №709- а от 26.09.12

- Программа развития МБДОУ №149  

- Приказ об организации инновационной деятельности №116 – а, от 11.10.2012

- Выписка из решения совета педагогов

- Положение о творческой группе;

- План работы творческой группы;

- Инструкция об охране жизни и здоровья детей.

3. Образовательные ресурсы:

Непосредственно образовательная деятельность.

4.Организационные ресурсы:

Возрастная группа

Количество

групп

Группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет

1

Группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 6 - 7 лет

1

 

5. Иные организационные ресурсы:

5.1. Идейные ресурсы

- Программа -  «Дошкольник и экономика Шатова, А.Д.;

- Программа развития МБДОУ

- Традиции МДОУ

- экономические акции

5.2. Материально-технические ресурсы:

- Обогащение предметно-развивающей среды групп.

- Уголки экономики в группах.

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, приобретение дидактических игр.

5.3. Информационные ресурсы:

- стендовые материалы,

- печатные издания,

- сайт.

6. Осуществление социального партнерства в реализации экономического образования

- МБДОУ №73;

- Институт экономики и права.

7. Осуществление проектной деятельности по экономики

  Реализация проекта экономического образования проходит по следующим этапам:

1 этап - - аналитико-проектировочный  (май – август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных целей: формирование экономического сознания, экономической культуры.

2 этап- организационный: планирование и прогнозирование (август – сентябрь)

Задачи этапа: создание экономической среды в группах, привлечение родителей к предстоящей творческой работе, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экономического образования

3 этап – - внедренческий  (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экономических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экономического образования

4 этап – итоговый, диагностический (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год. Проведения мониторинга усвоения экономических знаний на основе  методики А.Д. Шатовой. Используются  такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.

9. Ожидаемые результаты реализации проекта

- Участники проекта: 7  человек (педагоги).

- Предполагаемое количество детей – участников проекта:24 человек.

- Критерии отбора педагогических работников – участников проекта - педагогическое образование, высокий профессионализм, заинтересованность, творческий подход в организации педагогической деятельности.

Педагогическим коллективом ДОУ было принято решение провести эксперимент по внедрению экономического образования в образовательный процесс.

К работе приступили

Заведующая МБДОУ №149

 - Гавришова О.П.

Старший воспитатель-

Данилова Е.В. высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы - 9 лет, образование высшее

Воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с ОНР: Морозова Н.С.  первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 8 лет, образование средне-специальное,  

Жукова А.В.  высшей  квалификационной категории, педагогический стаж 10 лет, образование высшее,

Валеева С.В. высшей  квалификационной категории, педагогический стаж 15 лет, образование высшее;

Учитель - логопед

Лихачева К.Б. - высшей  квалификационной категории, педагогический стаж 20 лет, образование высшее;

Учитель - логопед

Нургалиева Н.И. - педагогический стаж 1 год, образование высшее;

Педагог - психолог

Данилова Е.В. второй квалификационной категории, стаж психологической работы - 5 лет, образование высшее.

Ожидаемые положительные результаты от внедрения проекта:

Успешная реализация проекта даст возможность:

Воспитанникам – участникам:

- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);

- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);

- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)

Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №149

- повысить роль экономического образования в образовательном пространстве ОУ;

- повысить экономическая грамотность педагогов путем их вовлечения в работу творческой  группы по осуществлению  экономического образования.

- обеспечить возможность самореализации детей, умение соизмерять свои потребности и возможности.

- Дать почувствовать воспитанникам причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывный между ними связи

– обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 – создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

Предполагаемые риски реализации проекта:

 Сложность осуществления экономического образования:

-  в недостаточной экономической грамотности педагогов

- сопротивление определенной части педагогов нововведениям в ОУ.

Пути смягчения предполагаемых рисков

- Проведение массовых городских мероприятий, популяризирующих задачи экономического образования;

- Методические консультации для воспитателей по экологическому образованию;

- Включение в планы самообразования вопросов экономического образования дошкольников.

Критерии оценивания эффективности реализации проекта

Критериями  оценивания эффективности реализации проекта могут быть следующие показатели:

Критерии эффективности

Показатели

Источники информации

1. Качество обучения и воспитания воспитанников

1Уровень знаний, умений и навыков

1. Результаты мониторинга

2. Анкетирование родителей

3. Списки участников и победителей конкурсов различного уровня

2.Использование инновационных образовательных технологий

1.Количество используемых образовательных технологий, их соответствие задачам развития экономического образования , возрастным особенностям дошкольников.

2. Использование ИКТ в образовательном процессе.

3. Использование исследовательского метода и метода проектов  в образовательном процессе

1. Перечень используемых образовательных технологий  в процессе экономического образования

2. Информация  об использовании исследовательских и проектных технологий в обучении экономики

3. Информация об использовании ИКТ и электронных ресурсов в организации экологического образования

3. Отношение участников образовательного процесса к  экономическому образованию

1. Наличие в ОУ  условий для осуществления совместных проектов для воспитанников и родителей

2. Активность участия родителей в организации экономического образования в ОУ

4.Информирование общественности о реализации проекта экономического образования

1.Информация  о наличии форм совместной деятельности воспитанников и родителей по экономическому образованию

2.Результаты психологической и логопедической диагностики

3. Перечень публикаций   о реализации проекта экономического образования.

4. Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня

.1. Общее количество конкурсных мероприятий экономической направления, в которых участвовали ОУ, его педагоги, воспитанников.

2. Динамика количества конкурсов  и количества участников в них

3. Уровни конкурсов и динамика изменений участия в конкурсах разного уровня.

4. Охват и динамика участия в конкурсах воспитателей и детей.

1. Информация о количестве конкурсных мероприятиях экономической направленности, в которых   участвовали ОУ города.

2. Информация о количестве воспитанников , принимавших участие в конкурсах  экономической направленности.

3. Участие воспитателей МБДОУ в профессиональных конкурсах экономической направленности.

 



Предварительный просмотр:

8. План

реализации проекта экономического образования

№ п/п

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1

Работа с родителями:

Анкетирование родителей, привлечение к творческой работе.

Родительское собрание.

Сентябрь

Члены ТВ

1.1

Работа с воспитанниками:

 Проведения мониторинга

Беседы на темы:

«Все профессии нужны, все профессии важны».

«Кем я буду, когда врасту».

«Профессии моих родителей – очень важные».

«Производства моего города».

Обсуждение смысла половиц и поговорок о труде, заучивание.

Дидактические игры:

«Профессии»

«Что нужно моим родителям для работы»

«Сотрудники моего детского сада»

«Какие есть производства в моем городе»

Чтение художественной литературы

Пословицы и поговорки о труде, семье, бережливости, экономии

«Теремок» (русская народная сказка)  

Отгадывание загадок на тему «Домашние помощники»

К.Чуковский «Федорино горе»

Сюжетно – ролевые игры

«Завод»

«Моя семья»

«Детский сад»

«Магазин»

«Аптека»

«Кондитерская фабрика»

Коллективный труд

Создание альбома «Мои домашние заботы»

Сентябрь

Члены ТВ

2

Работа с родителями

Организация экономической ярмарки "На круглой планете есть место всем на свете"

Октябрь

Члены ТВ

2.1

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Полезные привычки в быту – тоже экономика»

«Приобрел вещь – умей с ней обращаться»

«Богатства нашего края»

«Россия – страна ресурсов».

Дидактические игры:

«Одежда для книг»

«Кто что производит»

«Для чего это нужно»

«Составь цепочку»

Чтение художественной литературы

Н. Забила «Наша Родина»

С.Михалков «А что у вас?»

С.Маршак  «Как печатали книгу?»

Д.Родари «Чем пахнут ремесла"

М.Пришвин «Лисичкин хлеб».

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие товаров»

«Почта»

«Оружейники»

«Пекари»

«Ателье»

Коллективный труд

«Книжкина мастерская», «Мастерская игр»

Октябрь

Члены ТВ

3.

Работа с родителями:

Вечер развлечений ""Царица Экономика"

Ноябрь

Члены ТВ

3.1.

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Новые профессии»

«Экономика»

«Деньги», «Деньги разных стран»,

Дидактические игры:

«Банкомат»

«Составь цепочку»

«Узнай флаг и валюту страны»

Чтение художественной литературы

Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Решение экономических шарад, анаграмм

Пословицы и поговорки о деньгах, цене, мотовстве, об экономии, жадности.

Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»

«Банк»,

«Банкомат»

«Монетный двор»,

«Пункт обмена валюты»,

«Экскурсия в банк»

Коллективный труд

«Такие разные монеты»

(создание счетного материала)

Ноябрь

Члены ТВ

4.

Работа с родителями:

Индивидуальные консультации

Оформление информационного поля «Истерики в магазине

«Дети и деньги. Как говорить с ребенком о деньгах»

Конкурс рисунков:

«На что можно потратить деньги».

Декабрь

Члены ТВ

4.1

Работа с воспитанниками

Беседы на темы:

«Зарплата, пенсия, стипендия»

«Правильное поведение в магазине»

«Откуда берутся деньги»

«Труд»

Дидактические игры:

Решение экономических задач, ребусов, кроссвордов

«Разложи деньги по достоинству»

«Денежные единицы моей страны»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Как старик корову продавал»

С.Маршак «Откуда стол пришел?"

Пословицы и поговорки о бережливости 

Сюжетно – ролевые игры

«Супермаркет»

«Фермер»

«Пункт обмена валюты»

«Экскурсия в банк»

Коллективный труд

Создание альбома нумизмата с купюрами разных стран

Изготовление денежной единицы группы

Социоигра

Введение денежной единицы группы

( танюшки, манюшки, ванюшки) знакомство с правилами действия

Действие денежной единицы группы в жизни  детей

( оплата труда детей за активность работы на занятии, качество выполнения заданий)

Декабрь

Члены ТВ

5.

Работа с родителями:

Конкурс рисунков: «Реклама моей любимой игрушки».

Совместный вечер развлечений «Что? Где? Когда?»

Январь

Члены ТВ

5.1

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Что такое реклама, ее разные виды»

«Назначение рекламы»

«Кто делает рекламу?»

Игровая ситуация: «Как выгодно продать товар»

Дидактические игры:

«Дерево объявлений»

Словесная игра: «Угадай, что я рекламирую"

«Подбери витрины магазинов»

«Придумай рекламу»

Чтение художественной литературы

Просмотр и обсуждение рекламных объявлений в газетах, журналах.

Продолжение Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены» (реклама собачьих будок).

Пословицы и поговорки о купле-продаже, товаре

Сюжетно – ролевые игры

«Рекламное агентство»

«Художники»

«Универсам»

«Мой проект»

Коллективный труд

Рассматривание рекламных буклетов, листков, объявлений

Придумывание детьми собственной рекламы

Социоигра

Игровая ситуация: «Как выгодно продать товар»

«Магазин» ( покупка канцтоваров)

Январь

Члены ТВ

6

Работа с родителями:

«Чаепитие»

Индивидуальные консультации

Февраль

Члены ТВ

6.1

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Что такое хорошо»

«Мои праздники»

«Мы друзья»

«Каждой вещи свое место»

Дидактические игры:

«Правила поведения»

«Плохо – хорошо»

«Чувства и эмоции»

«Наоборот» 

Чтение художественной литературы

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Пословицы и поговорки о лени, труде.

Сюжетно – ролевые игры

«У Ксюшки - ушки неслушки»

«Праздник дома» (как встречать гостей).

«Больница»

«Кафе»

Коллективный труд

«Душ для игрушек»,

«Мастерская игр»

«Лечим книжки»

Февраль

Члены ТВ

7.

Работа с родителями:

Родительское собрание

Индивидуальные беседы по волнующим темам

Экскурсия в банк

Март

Члены ТВ

7.1

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Что я видел в банке»

«Я - директор магазина»

«Каким должен быть профессионал»

«Я в магазине»

Дидактические игры:

«Купи товар»

«Веселые повара»

«Наоборот»

«Продай товар»

Чтение художественной литературы

«Колосок» (русская народная сказка)

«Мороз Иванович» (русская народная сказка)

Пословицы и поговорки о деньгах, экономии, жадности, о труде, цене, о купле-продаже, товаре, о бережливости, о мотовстве, о лени.

« Айога» (нанайская сказка)

Сюжетно – ролевые игры

«Банк»

«Банкомат»,

«Монетный двор»,

«Универсам»,

«Пункт обмена валюты»,

«Путешествие товаров»,

«Почта»

«Аптека»

Коллективный труд

Игра – викторина «КВН»

Социоигра

Аукцион, ярмарки, выставки-продажи ( продажа поделок, рисунков детей) с использованием денежной единицы группы

Март

Члены ТВ

8.

Работа с родителями:

Оформление информационного поля  «Карманные деньги»

Игротека по вечерам

Апрель

Члены ТВ

8.1

Работа с воспитанниками:

Беседы на темы:

«Азы домашней бухгалтерии»

«Как я помогаю в своей семье»

«Мои хотелки»

«Мое любимое домашнее занятие»

Дидактические игры:

«Хочу и могу»

Игры-пантомимы (любимые дела по дому).

«В доме зарплата»

«Мамины помощники»

Чтение художественной литературы

«Три поросенка» (сказка)

«Лиса и волк» (русская народная сказка)

К. Чуковский «Муха Цокотуха»

Глава из книги И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых» («Бюджет», «Выгода»).

Сюжетно – ролевые игры

«Моя семья»

«Детский сад»

«Тула - город мастеров»

«Мой день рождения»

Коллективный труд

Выставка рисунков «Я и моя семья», «Профессия моей мамы»

Социоигра

«Супермаркет»

«Банк»,

«В гости к бабушке»

Посещение  развлечений и досугов с приобретением билетов

Апрель

Члены ТВ

9

Работа с родителями:

Родительское собрание

Анкетирование

Май

Члены ТВ

10

Работа с воспитанниками:

Проведения мониторинга

Беседы на темы:

Обобщающая беседа "Царица Экономика"

Дидактические игры:

«Назови правильно» (на закрепление обобщающих понятий) игра с мячом

«Подбери однокоренное слово» (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).

Чтение художественной литературы

Н. Носов отрывок «Незнайка на луне»

Закрепление пословиц и поговорок о деньгах, экономики, труде.

Сюжетно – ролевые игры

По выбору детей

Коллективный труд

Фотоколлаж "Рекламный буклет - Мой детский сад"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".

Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...

Экономическое образование дошкольников

В статье представлен НОД по экономическому образованию на тему: "Елабуга купеческая" для детей  6-7 лет с нарушенным зрением (занятие с учетом ФГТ)...

НОД по экономическому образованию дошкольников "История возникновения денег"

Тип НОД: обобщение и закрепление пройденногоВид: Познавательное развитие.      Цель: познакомить детей с историей возникновения денег.Задачи:Образовательные:Познакомить с прич...

Конспект квест-игры по экономическому образованию дошкольников

Круглый стол "Создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования"...

НОД квест-игры по экономическому образованию дошкольников (инновационная деятельность) «Путешествуем везде в Экономике – стране…» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ОНР)

Тип НОД: обобщение и закрепление пройденного материалаВид: Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение     кругозора.     Цель: сис...

Экономическое образование дошкольников

Экономическое образование дошкольников – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «коммерческ...

Краткосрочная образовательная практика по экономическому образованию дошкольников "Труд, деньги".

Каждый ребенок, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают игрушки, одежду, книги. На него тратятся труд, ресурсы и производственные силы. Поэтому дошкольнику необход...