Экономическое образование дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гатауллина Рамзия Назиповна

В статье представлен НОД по экономическому образованию на тему: "Елабуга купеческая" для детей  6-7 лет с нарушенным зрением (занятие с учетом ФГТ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гатауллина Рамзия Назиповна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР

г. Елабуга

Республика Татарстан

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет [2: 3].

В нашем образовательном учреждении уделяется много внимания экономическому образованию детей подготовительной к школе группы. Предлагаю одно из занятий, разработанных и проводимых мной с детьми 6-7 лет с нарушенным зрением.

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Елабуга купеческая»

Занятие 1

Тема: «Елабуга купеческая».

Интеграция образовательных областей:

«Познание»: беседа воспитателя.

 «Коммуникация»: игра «Назови товар», отгадывание загадки о товаре.

«Здоровье»:  физкультминутка «Строим дом».

«Чтение»: слушание стихотворения «Назови товары».

Цель: Познакомить детей с Елабугой купеческой.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей деятельностью известных елабужских купцов Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, Черновых, оставивших яркий след в истории города. Формировать представления о том, что богатые елабужские  купцы были предпринимателями, меценатами, благотворителями; своей благотворительной деятельностью  заслужили благодарность от жителей города. Обогащать словарный запас  детей, используя экономические термины.

Развивающие: Развивать у детей любознательность, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, коммуникативные функции речи.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение  к благотворительной деятельности  елабужских купцов, любовь и бережное отношение к малой Родине.

Планируемые результаты: Проявляет любознательность, эмоциональную отзывчивость; интересуется благотворительностью;  стремится делать добрые дела;  умеет поддерживать беседу о торговле, о благотворительной деятельности купцов; высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время НОД и после нее.

Материалы и оборудование: Компьютерная презентация «Елабуга купеческая» 1 (о деятельности елабужских купцов); мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:  1. Экскурсия в старую часть города Елабуга.

2. Чтение и обсуждение:

-  Сказки «Аленький цветочек» (Т.С.Аксаков).

Цели: расширить знания детей о товаре, операциях купли-продажи; формировать понимание того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

- Историю «Как Мишутка деньги в капитал превращал» по книге Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова «Экономика для малышей или как мишка стал бизнесменом».

Цель: познакомить с понятием «капитал», о том,  как деньги можно превратить в капитал, развивать творчество и фантазию, коммуникативные навыки детей.

Словарная работа: купец, торговля, товар, благотворительность, прибыль, капитал.

Ход: Дети сидят полукругом.

- Ребята, давайте,  вспомним сказку Т.С. Аксакова «Аленький цветочек».

- Скажите, пожалуйста, зачем поехал купец за море? (Купец поехал  за море торговать.)

- Какие подарки заказали дочери отцу? (Старшая дочь заказала венец из каменьев самоцветных, средняя – туалет хрустальный,  младшая – аленький цветочек.)

- Как торговал за морем купец?  Почему купец смог купить дочерям дорогие товары?

(Товар купец  продавал  дорого, а покупал  очень дешево. Торговлей купец остался доволен. Товары менял с прибылью,  поэтому  смог купить дорогие подарки.)

- Слово «купец» старинное. Как вы думаете, что означает слово «купец». (Ответы детей). 

Слово «купец» в старину имело несколько  значений. Это был  «покупатель»; «горожанин, занимающийся торговлей (покупкой и продажей)»;  «богатый торговец, владелец торгового предприятия».

(Слайд 2) Давным-давно  в нашем городе тоже жили купцы и поэтому сегодня мы поговорим о Елабуге купеческой.

 Наш город Елабуга был удобно расположен, поэтому купцы со всей России приезжали сюда торговать.   В Елабуге жили  богатые купцы. (Слайд 3) Самыми богатыми купцами были Стахеевы.  (Слайд 4) У них были пароходы, заводы, фабрики, золотые прииски, электростанция, нефтяные промыслы и огромный капитал, то есть деньги, которые приносили  прибыль (выгоду). Даже первый автомобиль  в Елабуге принадлежал Стахеевым. Купцы Стахеевы возили свой товар (хлеб: рожь, овес, льняное семя) и в другие страны: в Англию, Францию, Германию и Голландию. 

(Слайд 5) Еще в нашем городе были купцы Гирбасовы. Они закупали и продавали хлеб во многих городах России.

         (Слайд 6) А вот купцы Ушковы вначале разбогатели тем, что красили пряжи и  домотканые холсты. После чего они  стали торговать  хлебом, открыли свой химический завод и производство по изготовлению  плитки и кирпича.  Качество их  продукции (плитки и кирпича) отмечалось золотыми и серебряными медалями на выставках.

(Слайд 7) Купцом Черновым было построено двадцать храмов по всей России.

         (Слайд 8) Династии Шишкиных  принадлежал первый  колокололитейный завод  (завод по изготовлению колоколов).  Ими был проведен  водопровод в дома, (слайд 9) отреставрирована древняя башня.  (Слайд 10)  На весь мир прославил фамилию Шишкиных  Иван Иванович Шишкин. Кем был И.И. Шишкин?  (Художник-пейзажист).

(Слайд 11) Как вы понимаете слово династия?  (Труженики,  передающие  от поколения к поколению  мастерство, трудовые традиции, например, купеческая династия).

(Слайд 12) Елабужские купцы не только зарабатывали деньги, но и помогали тем, кто в них нуждался. Называется это благотворительность. На их деньги открывались церкви;  богодельни (где жили престарелые и малолетние);   (слайд 13)  школы, училища; лечились бесплатно жители города.

Во время пожара, когда многие люди остались без домов, купцами  Стахеевыми  были выделены  каждому погорельцу деньги  на постройку каменных домов. Стахеевы организовали бесплатное питание в двадцати девяти столовых.

(Слайд 14)  Глафирой  Федоровной Стахеевой в память о своем муже Василии Григорьевиче было построено Епархиальное женское училище, где девочки обучались разным наукам, рукоделию, иностранным языкам и танцам.  

(Слайд 15) В Елабуге было построено много особняков династиями Стахеевых, Ушковых и Гирбасовых.  Эти особняки располагаются на улицах  (слайд 16) Набережной и  (слайды 17, 18) Покровской. Мы их с вами уже видели во время экскурсии. Это двухэтажные красивые дома. Нижний этаж отводился под магазин и склады, где хранились товары.

Давайте, сядем на ковер и представим, что мы строители красивого купеческого дома.

Физкультминутка «Строим дом»

 «Строим дом»

 (Дети садятся на ковер, ноги скрещены)

Справа тук!

(Кулаком правой руки стучат по полу)

Слева тук!

(Кулаком левой руки стучат по полу)

Впереди тук, тук, тук!

( Кулаком одной руки стучат перед собой)

Тук, тук молотком

(Стучат кулачками друг о друга)

Строим, строим  новый дом.

(Делаем из рук крышу)

Вырос дом, огромный дом

(Дети поднимаются на цыпочки)

Будут дружно все жить в нем!

(Делают приглашающий жест).

Молодцы, а теперь продолжим нашу беседу. (Слайд 19)  Рассмотрите улицу на слайде и скажите, вам знакома эта улица? Назовите (улица Казанская).

 (Слайд 20) Улица Казанская в то время была центральной торговой улицей, где располагались магазины, лавки, винные погреба.

 В купеческой Елабуге было несколько торговых площадей: Хлебная, Рыбная, Сенная, Конная и Мясная. Скажите, пожалуйста, по-вашему,  чем торговали на Рыбной площади? (Рыбой.)  - А на Мясной? (Мясом) -  На Конной? – На Сенной площади?  (Сеном.)  Но самая крупная из торговых площадей была Хлебная площадь. Именно здесь велась оживленная торговля хлебом, зерном и мукой. (Слайд 21) На Хлебной площади установлена в наши дни скульптурная композиция «Самовар», который олицетворяет радушие и гостеприимство елабужской земли.

В знак благодарности всему елабужскому купечеству, которое так много сделало для небольшого городка, в Елабуге был открыт (слайд 22) памятник  сыну богатейшего купца миллионера  - писателю Д.И. Стахееву. Памятник находится возле университета. А также во дворе университета открыт музей купечества. Ведь дома, училища, больницы, школы и многие другие постройки до сих пор служат на благо города, каждый раз напоминая нам о великой славе Елабужских купцов.

И в наше время тоже есть люди, которые занимаются благотворительностью, помогают людям.

- А теперь предлагаю вам закончить четверостишие.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это – не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Давайте поиграем в интересную игру.

Игра «Назови товары»

- Послушайте стихотворение и назовите товары, которые продает продавец.

Продавец – молодец!

Он товары продает –

Молоко, сметану, мед.

А другой – морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый – стол и шкаф,
Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд.

(Дети называют товары, воспитатель хвалит их за внимательность.)

Итог: Кто занимался торговлей в купеческой Елабуге? Кроме торговли, чем еще занимались елабужские купцы?  (Благотворительностью.) (Слайд 23).

Литература:

1. Елабуга. Путеводитель. – Санкт-Петербург: Издательство «Маматов», 2012. – 96 с.

2. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88с.

3. Краеведы Елабуги/ Авторы-составители Н.М. Валеев, И.В. Корнилова. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. – 436 с.

4.Триста шестьдесят пять  игр для дошколят (в карточках),  Наб. Челны, 2006. – 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое образование дошкольника

Иновационный проект МБДОУ №149 г.Тулы "Игра как средство экономического образования дошкольника. Проект используется в двух возрастных группах компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет и...

Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".

Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...

НОД по экономическому образованию дошкольников "История возникновения денег"

Тип НОД: обобщение и закрепление пройденногоВид: Познавательное развитие.      Цель: познакомить детей с историей возникновения денег.Задачи:Образовательные:Познакомить с прич...

Конспект квест-игры по экономическому образованию дошкольников

Круглый стол "Создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования"...

НОД квест-игры по экономическому образованию дошкольников (инновационная деятельность) «Путешествуем везде в Экономике – стране…» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ОНР)

Тип НОД: обобщение и закрепление пройденного материалаВид: Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение     кругозора.     Цель: сис...

Экономическое образование дошкольников

Экономическое образование дошкольников – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «коммерческ...

Краткосрочная образовательная практика по экономическому образованию дошкольников "Труд, деньги".

Каждый ребенок, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают игрушки, одежду, книги. На него тратятся труд, ресурсы и производственные силы. Поэтому дошкольнику необход...