"Приобщение дошкольников к экспериментальной деятельности"
опыты и эксперименты на тему

Порядина Татьяна Владимировна

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная  деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Уважаемые коллеги предлагаю вам консультацию, как при помощи метода эксперименитрования знакомить детей с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_doshkolnikov_k_eksperimentirovaniyu.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество, самостоятельность, инициативность.     Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?

Экспериментальная  деятельность вызывает огромный интерес у детей, предоставляет  ребенку возможность найти ответ на вопросы «Как?» и «Почему?».

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная  деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Какие возможности дает экспериментальная деятельность детям:

•    тесное общение;

•    проявление самостоятельности, самоорганизации; 

•    свобода и ответственность; 

•    сотрудничество.

 

Экспериментирование проходит в несколько этапов, в соответствии с возрастом детей.

1 этап (2-4) «Познаем, играя».

В младшем возрасте, чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты проводятся в виде игр. Учитывая особенности детской природы, дети младших групп не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому опыты не требуют длительного времени. Детям даются общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится), снег белый (пушистый, холодный), тает, лепится и т.д. По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства.

   Таким образом, представления об объектах живой и неживой природы даются в играх - экспериментах. Такие игры почти неразличимы от развлечения. Существенное значение в играх такого типа имеет использование художественной литературы и персонажей (Капелька, Снеговик). Они помогают малышам лучше осваивать новые знания о природе. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду  в льдинки. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

   2 этап (4-5 лет) «Удивительное рядом».

Дети средней группы продолжают знакомиться со свойствами и качествами, присущими предметам и материалам (прозрачность – непрозрачность, мягкость – твердость) и т.д., учатся определять явления неживой природы (превращение воды в лёд, появление инея). Происходит знакомство со способами выращивания растений (из семян, из части растения), формируются понятия о важном: значении воды, тепла и света для всего живого на земле. Часть опытов также проводится в виде игр- экспериментов.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени?» С помощью наводящих вопросов дети учатся выделять главное, сравнивать два объекта или состояния одного и того же объекта, находить между ними разницу, например: лёд и вода, вода и пар.  Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.  С детьми данного возраста можно начать проводить длительные наблюдения, фиксировать результаты в дневнике наблюдений.

   3 этап (5-7 лет) «Клуб Почемучка».

В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети старшего дошкольного возраста закрепляют знания о физических свойствах предметов, им даются представления о некоторых факторах окружающей среды (Солнце, солнечная энергия, воздух, температура воздуха, почва, состав почвы, вода, зависимость жизни на Земле от этих факторов). Особую роль в старшем дошкольном возрасте играют занятия из цикла «Клуб Почемучка». Это занятия познавательного характера, на них дети узнают много нового о таких явлениях, как вулкан, происхождение гор, островов и т.д. Кроме  этого дети учатся создавать эти явления искусственно, в ходе экспериментирования, например, выкладывают макеты островов, устраивают «извержение» вулкана. Помогают детям постичь удивительное персонажи Дед Знай, Незнайка.    Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана). Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы. Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.

   На всех этапах проведения исследовательской деятельности мы подчеркиваем важность того или иного объекта или природного явления, так как в природе нет ничего лишнего и ненужного. Всё нужно любить и беречь во имя сохранения настоящей и будущей жизни на Земле.

   Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Считаю, что педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:

• детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

• не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло

• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей

• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины

• необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения

• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности : необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

• соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:   Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

 Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас?

«ПУТЕШЕСТВИЕ УТЕНКА, ИЛИ МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА»

 

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 

 

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

 

Опыт № 1

 

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

 

Опыт № 2

 

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку.

Что происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

 

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

 Опыт № 3

 

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что произойдет? Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

 

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

 

Опыт № 4

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

 

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

или

 Эксперимент  – «Ящик ощущений» (опыты с камнями)

Материал: разнообразные камни в коробках, коробка для смешанных камней и ткань, стакан с водой, лупа.

Классификация камней по разным признакам.

Подготовительная работа:

Положить в ящик несколько предметов (среди них должны быть и камни)

Ход эксперимента

Предложить выяснить, что находится внутри «ящика ощущений»: из всех предметов отберите камни. Каждый берёт в руку камень и рассказывает о его особенностях. Какой камень на ощупь? (Гладкий, шероховатый, с острыми краями, холодный и т.д.)

Когда все камни будут на столе сравнить их.

Почему у некоторых камешков нет углов, почему они гладкие? (Камешки лежали в воде, песок и вода обтесали углы, камешки стали гладкими)

1. Рассмотрите камешки в лупу. Обратите внимание на кристаллики, трещинки, узоры.

2. Что будет, если положить камень в воду? Он утонет или будет плавать? (бросить камень в стакан с водой, наблюдать). Что же происходит (на воде круги). Может ли камень плавать?

3. Давайте сравним камешки сухие и мокрые. Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

4. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камешки в коробки (пластиковые, металлические, картонные) и закройте их. Как красиво и по-разному они гремят (мелкие и крупные, один и несколько камешек). (Под музыку в качестве маракасов.)

Игры с камнями

На столе поднос с песком: предлагаю всем участникам   проявить фантазию и составить узор из камешков.

Замечательно! Вы просто молодцы! И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели.

 Позвольте предложить вам памятки, которые помогут эффективно спланировать работу с детьми по экспериментированию.

 

 Рекомендации

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и др.) по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в «мини-лаборатории» или «центре науки»).

Выбор и подготовка пособий, оборудования с учетом сезона. Возраст детей  изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнимотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки  и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура занятия-экспериментирования (примерная)

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Тренинг внимания, памяти, логики и мышления (может быть организован до занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ

Организация мини-лаборатории и центра науки в ДОУ

В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)

Место для приборов.

Место для выращивания растений.

Место для хранения материала (бросового и природного).

Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерных):

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).

Материалы для организации детского

экспериментирования в группах

Младший и средний дошкольный возраст:

Бусины, пуговицы.

Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

Пластиковые бутылочки разного размера.

Разноцветные прищепки.

Камешки разного размера

Винтики, гайки, шурупы.

Пробки

Пух и перья.

Разноцветные резинки

 Фотопленка

 Полиэтиленовые пакетики

 Семена бобов, фасоли, гороха, косточки и скорлупа орехов

 Спилы дерева

 Вата, ватин, синтепон.

 Деревянные катушки

Упаковки от киндерсюрпризов.

 Глина, песок.

 Вода и пищевые красители.

 Бумага разного сорта

Старший дошкольный возраст

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки).

Мерные ложки

Сита и воронки разного объема

Половинка мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет

Резиновые груши разного объема

Резиновые и пластиковые перчатки

Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.

Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

Пищевые красители, растворимые продукты(соль, сахар).

 Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели. Палочки от мороженого.

 Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой)

 Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, пробки).

 Технические материалы(гайки, болты) в контейнерах.

 Прихватки, пинцеты с закругленными концами

 Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки.

 Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

 Часы механические, песочные.

 Свеча в подсвечнике.

 Календари (отрывные, перекидные).

 Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

 Степлер, дырокол, ножницы.

 Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок.

 Тальк, детский крем.

 Тематические материалы («транспорт», «океан», «лес»)

Методические требования к организации занятий

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

 Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.

Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.

Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.

Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.

Возрастные особенности психики ребенка – двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

«Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Обмен опытом на окружном семинаре для дошкольных работников на тему: "Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности"...

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Использование метода проекта в приобщении младших дошкольников к экспериментальной деятельности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются ка...

Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности через краеведение

Лариса СалямоваПриобщение дошкольников к исследовательской деятельности через краеведениеЧеловек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Береч...

Статья: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, те...