«Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
статья по окружающему миру по теме

Гайсина Рамиля Минсагитовна

Обмен опытом на окружном семинаре для дошкольных работников на тему: "Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_seminare_2013.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на окружном семинаре на тему: «Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

                «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

                                                                                                      Л.С. Выготский 

               На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным  руководством взрослого.

           Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость.  Чем разнообразнее   и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

            В проекте Закона  «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно – исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, создает условия для обогащения развития ребенка.       Согласно ФГТ образовательная область «Познание» направлена на  достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение  задач, как развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

           С учетом важности экспериментирования, наш коллектив  в этом году работает над этой задачей:  развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования. Экспериментируя – познаем мир. Не зря китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана деятельность  педагогов ДОУ.                      

Исследовательская деятельность в нашем детском саду ведется по таким направлениям:

1. Работа с педагогическим коллективом (консультации, семинары, семинары-практикумы, педсоветы).

2. Работа с родителями (консультации, родительские  собрания, стенды для родителей, совместное осуществление проектов, листки с занимательными опытами, которые можно провести дома с детьми).

3. Работа с детьми.

 Формы  работы с детьми:

- занимательные опыты, эксперименты  в исследовательских уголках;

- осуществление исследовательских проектов;

- изготовление мини – музеев;

- непосредственная образовательная деятельность;

- наблюдения, опыты (живая и неживая природа);

- коллекционирование.                                                                                                                                                      

              Эту работу мы начали с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме.      Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в каждой группе воспитателями созданы уголки экспериментирования. Оформлены уголки экспериментирования  по определенным требованиям программы, в соответствии с возрастными особенностями  детей с выполнением техники безопасности. Что позволило создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются  умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать  выводы и аргументировать их. Много интересного, необычного может подарить и детям, и взрослым исследовательская деятельность.

          Толчком к началу экспериментирования может прослужить удивление, любопытство, выдвинутая  кем – то, проблема или просьба. Для поддержания интереса к  экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.       Так, в уголках экспериментирования   «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми и родителями. На множество вопросов зачем?,  отчего?, почему? детям младших групп помогает старичок – Лесовичок мудрым советом. Ученая Сова делится своими знаниями, умениями с детьми старшей  «А» группы. Профессор «Всезнамус» и его ученик «Степа  - Недотепкин», который постоянно ищет ответы на интересующие его темы, вместе с детьми старшей «Б» группы делают эксперименты и проводят опыты.

           Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивается интеллект.

          С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы входит в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдения и игры. По мере взросления переходит к рассуждению о связях между вещами.

            На первых этапах экспериментирования воспитателями детям предлагается определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем предлагается принять участие в эксперименте, и только после этого им позволяется самостоятельно провести эксперимент. (Например, нетрадиционные формы рисования, картины из песка, лепка сказочных фигурок из теста,  и т. д.). Чтобы полученные знания и умения у детей закреплялись и развивались, проводим обучающие занятия с родителями.      Приглашаем родителей на открытые занятия, дни открытых дверей, предлагаем варианты опытов, которые можно провести с детьми дома.  Организовываем выставки детских работ и  творческие выставки работ родителей совместно с детьми. Выставки получаются очень яркими, интересными, творческими. Родители принимают активное участие при проведении таких мероприятий.

              Эффективный, современный, дидактически оправданный  метод обучения дошкольников  - это детские исследовательские проекты.  Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени. Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.  Такой метод обучения широко используется в нашем детском саду.  Нами созданы такие проекты: «Все о воде», «Камни бывают разные», «Мир стекла», «Приключения воды»,  «Откуда берется хлеб», «Лекарственные растения», «Природа моего края», «Капелька света», и многие другие.   Во время проведения проектной деятельности в группе создаются мини – музеи: «Музей воздуха, воды», «Музей света», «Мир камней», «Дары природы родного края», «Приходи сказка», «Живая Земля», и другие.

             Большую роль в познавательном развитии детей играют экскурсии  на  природу и наблюдения  за изменениями в природе. Целью таких мероприятий является  увидеть рост и созревание, уход, выращивание в естественных условиях, умение видеть красоту природы в разное время года, приучать к бережному отношению к природе. Закрепление знаний детей, полученные в других видах деятельности. Увидеть, потрогать, изучить, собрать коллекции, и т. д. В нашем детском саду педагогами планируются разнообразные экскурсии с детьми и совместно с родителями. Детям такие формы работы детям очень нравятся.

              Вся жизнь ребенка пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Играя, дети познают мир. В течение многих лет самым любимым занятием наших малышей являются игры  в уголках экспериментирования, где они ежедневно экспериментируют и изобретают что – то новое и интересное. Одним из игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей, являются игры – экспериментирования, игры - путешествия (один из видов дидактической игры). Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении умений и навыков, полученных на занятиях.  Например, такие игры – экспериментирования «Прозрачная вода», «Чистящая вода»,  «Грязные и чистые руки», «Мыльные пузыри», «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Угадай предмет по звуку», «Узнай по описанию», игра – путешествие «Путешествие в страну  (игрушек, одежды, растений, чистоты)», и т.д. Для игр – экспериментов малышам предлагают песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, разные крупы, т.е. самые доступные материалы. Они приносят детям не только радость и эмоциональное равновесие, но и развивает целый спектр умений и способностей, развивает мелкую моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.

       Педагоги нашего детского сада используют элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни,...) живой природы (какой цвет предпочитают насекомые, превращения бабочки, как дождевые черви образуют почву, как кошка язычком чистит себе шерстку), при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык). Педагоги применяют в работе с детьми  исследовательскую деятельность как в процессе  разнообразной образовательной деятельности,  в творческой деятельности, так и во время режимных моментов – приема пищи, прогулок (откуда дует ветер, превращение воды в лед), во время подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр, игр – экспериментирований, развлечений, театрализованных представлений, в самостоятельной деятельности детей. Навыки и умения детей по опытно – экспериментальной деятельности развиваются и расширяются. Дети с удовольствием экспериментируют, наблюдают, пробуют, изучают,  размышляют, анализируют, делают выводы.

           Ежегодно проводим смотры - конкурсы уголков экспериментирования, с целью укрепления материально- технической базы, выявления передового опыта, развития инициативы и творческого потенциала воспитателя.      В течение последних трех лет проводили районные семинары для педагогов района по развитию познавательной, интеллектуальной  и творческой активности детей с элементами экспериментирования. Проводим  внутри  детского сада открытые взаимопросмотры, методические дни, семинары – практикумы, педагогические советы, которые помогают педагогам в дальнейшей работе, способствуют распространению передового педагогического опыта.

         Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия – стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, и задач эксперимента, нахождение способов их решения, их совместное достижение – таковы три составляющие личностно развивающего обучения.

            Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности ребят должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги …»

           Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Следовательно, необходимо широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Вводя метод экспериментирования в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.      

           Человечество далеко шагнуло по пути познания его. Но путь этот трудный, и до конца еще очень далеко. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий. Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо. Прежде всего, это относится к нам, воспитатели!  Мы одни из первых введем малышей в наш мир, раскроем перед детьми его тайны и законы, заложим познавательное отношение к миру. Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому мы, педагоги детского сада постоянно демонстрируем детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Всем своим поведением доказываем и показываем детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.

 «В этом мудрость, в этом счастье – увлекая, увлекать.                                                                                                                                                              Зажигать и в то же время самому светло сверкать.                                          

Увлекая, увлекаться – мудрость сердца моего,                                                            

Этим я могу достигнуть слишком многого – всего!»                                          

   (Константин  Дмитриевич Бальтман)

Литература:

- «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» О.А. Скоролупова; 2008 г.

- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохорова, 2005 г.

- «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет»

В.А. Кайе.

- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);  «Что было до…» (игры – путешествия в прошлое предметов); «Рукотворный мир» (Сценарии игр – занятий для дошкольников).

- «Познавательное развитие детей 5-7 лет» Г.М. Блинова

- «Детское экспериментирование» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир

Старший воспитатель:     Гайсина Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  СРЕДСТВАМИ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Формирование познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности

       Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование направлено сегодня...

Педсовет «Познавательное развитие дошкольников средствами опытно –экспериментальной деятельности»

Данный  материал  может быть использован в работе старших воспитателей ДОУ, при разработке семинаров, педсоветов...

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...

Семинар - практикум с элементами тренинга. Познавательное развитие дошкольников средствами проектной деятельности.

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Познавательное развитие дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Познавательное развитие дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»...