Методическая разработка. «Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».
статья на тему

Кочанова Алла Николаевна

Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sostavlenie_metafory.docx29.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Берёзка»

                      Окружное  творческое  методическое объединение.  

Доклад на тему: «Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми    старшего дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель:

 Алла Николаевна  Кочанова

 

                                                            2014г.

                  Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми                              старшего дошкольного возраста

       Музыка – это  один  из  видов искусств, в котором содержание произведений,   трудно пересказать словами.   Трудно  взрослым  и тем более,  нелегко  детям, у которых невелик словарный запас.  Л.С. Выгодский в своих исследованиях писал, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, это связано с недостаточным личным опытом. Следовательно, необходимо расширять опыт  ребёнка, для его дальнейшей творческой деятельности. На каждой ступени формирования музыкальной культуры у слушателя возникает проблема: как передать словами те чувства и переживания, которые вызывают у человека слушание музыкальных произведений. Но, как правило, в  традиционной методике, чаще всего,  это монолог музыкального руководителя. Характерной особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь для пояснения музыки требуется не бытовая, а образная речь.

     «Слово должно настраивать чуткие струны сердца.  Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». (Сухомлинский В. А.).    Таким образом, словесный метод способствует   образному и осмысленному восприятию музыки.  Но при этом, как показывает практика, его фундаментом должна стать обобщённая модель мышления об объекте.  При прослушивании музыки  мы взяли за основу модели составление метафор,  ( от греч. -   перенесение,  употребление слова или выражения  в переносном значении,  основанное на сходстве, сравнении), предложенной Т.А. Сидорчук.

        Работа с метафорой гарантированно формирует коммуникативные  компетентности детей. На занятиях организуется совместная поисково-исследовательская работа музыкального руководителя и детей. Необходимо формировать у детей некие исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, обучать работе с информацией. По мнению ведущих психологов от этого напрямую зависит возможность преобразования ситуаций детьми, иногда прежде не встречающихся. Оказывается, музыка тоже может стать объектом исследования!

          Основные требования при составлении метафоры на то или иное музыкальное произведение - сохранить эмоциональное отношение и интерес детей к прослушанному произведению. Важно заставить детей задуматься, пробудить пытливость, вызвать новые вопросы, привлечь интерес к музыке. Для педагога эта работа не легка и требует тщательной подготовки. Было

немало противников этой работы, но, как показала многолетняя практика, именно этот метод служит развитию мышления и воображения, позволяет детям получить опыт коммуникации, расширяет словарь детей, развивает целостное музыкальное восприятие, а главное – дети испытывают радость при решении проблем.

Мы использовали алгоритм составления литературной метафоры, адаптированной к работе по прослушанным музыкальным произведениям.

  1. Берётся объект, про который будет составляться метафора, в данном случае - прослушанное музыкальное произведение.
  2.  Например: «Музыкальная шкатулка» С. Майкапара.
  3. Выявляются признаки, подходящие к характеру музыкального произведения.
  4. Например: звонкая,  лёгкая, прозрачная, переливающаяся, весёлая, серебристая, узорчатая, пушистая, невесомая, цветная. и т.д.
  5. Выбирается один, наиболее ярко характеризующий музыку.
  6. Например: переливающиеся.
  7. Выбирается объект 2 с такими же свойствами.
  8. Например: цвета радуги.
  9.  Определяется место (необычное, сказочное или другое), где можно услышать это музыкальное  произведение.
  10. Например: в сказочной стране.
  11. Для составления метафоры надо взять объект 2 и указать место расположения объекта.
  12. Например: переливающиеся цвета радуги в сказочной стране.
  13. Составить предложение с этими словами.                                                                                           

 Например:  «Мелодия «Музыкальной шкатулочки» как будто переливающиеся цветы радуги в сказочной стране». (Старшая группа)

Примеры метафор, составленных детьми.

«Блестящая жемчужина зимнего леса» (А.Вивальди «Зима»).

«Радужная капелька росы на лесной проталинке»  (П.Чайковский «Подснежник).

«Слезливый ручеёк осени» (Д. Кабалевский  «Плакса»).

«Прозрачные слёзы реки» (Глюк «Мелодия»).

Творческие задания по подготовке детей к составлению метафор.

 Методика обучению систему сравнению по картинам Нестеренко А.А. и Сидорчук Т.А.

Технологическая цепочка методики.

1 шаг: рассматривается какая-либо система, состоящая из взаимосвязанных объектов;

2 шаг: уточняются действующие объекты и их основные характеристики;

3 шаг: берётся основная система, которая требует сравнения и  поочерёдно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы на объекты второй системы).  

Игра с лёгкостью может использоваться как музыкальными руководителями на занятиях, воспитателями в совместной деятельности, так и родителями , которые хотят развивать у ребёнка креативное, нестандартное  мышление.

      Часто, слушая музыку, ребёнок затрудняется о ней рассказать, охарактеризовать её.  Исследование окружающих объектов помогает сломать стереотипы суждений, развивает продуктивное воображение, обогащает детские музыкальные впечатления, помогает преодолевать речевое недоразвитие у детей, создаёт благоприятный психологический и эмоциональный настрой, ведущий к успеху.

    Правила игры:

Играют несколько человек,  один из них ведущий (ведущим может быть взрослый).  У ведущего в руках «чудесный» мешочек с карточками,  на которых изображены различные предметы – «маячки».  Дети слушают музыку на диске.  После прослушивания ведущий достаёт из мешочка карточку и показывает её игрокам. Дети по очереди называют слова – признаки предмета, таким образом,  выбирая «подарки для музыки»  - красивые слова сравнения. Если слово подходит к данной музыке, ребёнок получает фишку  – жетон, на котором изображён подарок; если слово не подходит, ход передаётся следующему игроку.  У кого в конце игры окажется больше жетонов, тот выиграл, он становится следующим ведущим. Ведущий может закончить игру в любой момент.

 Например: дети слушают «Польку» Штрауса.

После прослушивания ведущий достаёт карточку с изображением «салюта».   Ведущий спрашивает: «Что подарит музыке салют?»

Первый игрок предлагает: «Салют разноцветный, значит музыка – разноцветная!»  Ведущий соглашается и даёт жетон игроку; следующий игрок говорит:  «Салют искрящийся,   значит музыка искрящаяся!», получает жетон, и т.д., пока не кончатся версии к этой карточке.  Далее ведущий достаёт следующую карточку, например с кубиком. Игрок говорит: «Кубик деревянный ?».  Ведущий не соглашается принять такой подарок для музыки и не даёт жетон игроку. Ведущий в праве сам выбирать, когда закончить игру. В конце дети считают. Кто сколько подарков подарил музыке. Игра продолжается с другим ведущим.

    Составление метафоры рождает на занятиях дух творчества. Включает каждого ребёнка в поисковую деятельность, приобщает самостоятельному решению познавательных задач.  Выводы.

     Данный алгоритм позволил значительно расширить нетрадиционные представления детей о характере музыкальных произведений;

Работа в данном направлении существенно повлияла:

  • На развитие дифференцированного музыкального восприятия;
  • На развитие умения высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно;
  • На развитие фонематического слуха детей;
  • На расширение словаря, особенно прилагательными;
  • На составление предложений с использованием прилагательных;
  • На развитие целостного музыкального восприятия;
  • На формирование коммуникативной компетентности  дошкольников.                                                      

     Но главное для нас – сформированный устойчивый детский интерес к слушанию музыки и желание детей самостоятельно вслушиваться  в музыкальное произведение.  Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой  Э.Грига «Утро»

После двух занятий, на которых дети слушают музыку, двигаются под неё, создавая образ, украшают её звуками музыкальных инструментов, выставляется картина «Утро» Е.Митрофановой.

    Программное содержание: создавать условия для описания пейзажа на основе тембров музыкальных инструментов.

    Ход занятия.

  • Выставляется картина «Утро» Е.Митрофановой. Дети, что вы видите на этой картине? (ответы).  Представьте, что вы попали в эту картину. Что мы можем там услышать? (ответы).   А сейчас мы возьмём в помощники музыку Грига «Утро» и попробуем звуки разных инструментов перевести на картину (слушание).

 Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра?      Придумываем красивые сравнения.

    Получившиеся сравнения детей старшей группы:

  • звуки флейты, нежные, как первые лучи солнца;
  • мелодия гобоя, как качающееся дерево;
  • оркестр звучит, как темнеющий лес вдали

      На следующем занятии дети рассказывали о музыке, используя универсально- опорную таблицу и пейзаж, которые вывешены перед глазами детей.

   Рассказ детей старшей группы:

 «Мы слушали музыку «Утро» Грига. Музыка рисует посыпающуюся природу. Музыка инструментальная для симфонического оркестра. Звуки флейты похожие на первые лучи солнца. Мелодия гобоя – как качающееся дерево. Ещё я слышу, как поют птицы. Весь оркестр звучит как темнеющий вдали лес. Солнце сначала показывает чуть-чуть свои лучи, а потом просыпается, и с ним просыпается вся природа. В музыке три части. Темп неторопливый умеренный. Звуки то тихие то громкие.   Можно отнести к жанру песни, потому что там птицы поют. Мне музыка очень понравилась». (Юля и Никита)

    Игра «бусы».

    Цепочка сравнений по характеру произведений.

    Закреплять умение сравнивать два объекта по признаку.

    Например, «Тарантелла» Гаврилина: музыка весёлая, как клоун.  Клоун смешной, как улыбка.  Улыбка лучистая, как солнце.  Солнце яркое, как радуга.  Радуга разноцветная, как цветы.  Цветы весёлые, как музыка.

    «Осенняя песнь» П.Чайковского:  музыка грустная, как осень.  Осень дождливая как, как слезинки.   Слезинки льющиеся, как река.   Река

качающаяся, как колыбель.   Колыбель мягкая, как пушинка.   Пушинка летящая как, птица.   Птица поющая, как музыка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность в доме»

Обобщить знания детей по теме: «Безопасное поведение в доме». Познакомить с пожароопасными предметами и приборами. Научить мерам осторожности при обращении с ними. Предостеречь от ...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраст «Дети войны»

Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»

На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...