Конспект урока литературы в 7 классе. Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."
план-конспект урока на тему

Чуркина Ирина Леонидовна

Два конспекта уроков литературы в 7 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл churkina_i._l._7_kl._2_uroka_k_vkr.docx56.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе.

                                                   

Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."

Выполнила

Чуркина Ирина Леонидовна,

студентка VI курса филологического факультета отделения заочного обучения

Руководитель

Сафонова Елена Евгеньевна.

г. Сыктывкар

2013 г.

Урок дан в СОШ  г. Сыктывкара 16 мая  2013 года в 7  классе.

                                       

Тема: "Музыкальность рассказов А П. Чехова."

Цели: _        

1) Образовательная: определить понятие музыкальности; определить "музыкальный штрих" в рассказе "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника". Показать значение художественных деталей в рассказах.

2) Воспитательная: формировать нравственную позицию учащихся, развивать эмоциональную отзывчивость школьников, интерес к творчеству писателя, к искусству

3) Развивающая: развивать навыки анализа и синтеза, творческого мышления и способностей учащихся

Оборудование:   портрет  А. Чехова, П. И. Чайковского, книги с произведениями Чехова, ноутбук, колонки, флеш-носитель с музыкой, учебники, тетради, карточки.

Музыкальные произведения: П. И. Чайковский "Май" из цикла "Времена года", Р. Планкетт фрагмент интродукции оперетты "Корневильские колокола" (видео);

Основная идея темы: музыка, звучащая в произведениях А. П. Чехова

Литература:

  1. Чехов, А.П. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 480 с.
  2. Чехов, А. П. Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1957. - 868 с.
  3. Чехов в школе: книга для учителя/Авт.- сост. И.Ю.Бурдина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
  4. Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. - М., 1973. С. 184
  5. Литература: Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  6. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 261 с.
  7. Кузичева, А. П. Чехов. Жизнь "отдельного человека" - СПб.: Балтийские сезоны, 2011, - 880 с.
  8. http://sunny genre.narod.ru/books/miheeva_orelovich/04_Kornevilskie_kolokola.htm
  9.  Словари и энциклопедии на Академике. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3126

                    Ход урока:

I. Организация класса

Приветствие.

(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" "Май")

Тема урока: "Музыкальность рассказов А П. Чехова." (запись в тетради с доски)

II. Проверка домашнего задания

- С какими произведениями А. П. Чехова вы познакомились на уроках литературы?

- Какие события происходят в рассказе "Толстый и тонкий" (1883), "Смерть чиновника"? (Встреча двух одноклассников, случай с Червяковым в театре).

- Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа "Толстый и тонкий"? (Создание комической пары).

- В чем особенность чеховских диалогов? (В центре внимания Чехова не сама ситуация, но поведение (характер) персонажа. Писатель создает речевой образ героя, передает через интонацию и речь особенности характера персонажа.)

- Что вам кажется в этом рассказе смешным, а что грустным? (диалоги, описание поведения и ситуации...; у героя отсутствует чувство собственного достоинства, и это - явление социальное).  

Выводы: А. П. Чехов смеется над глупостью, трусостью, чинопочитанием, невежеством, неискренностью, самоуничижением. Его смех, веселый и добрый, подчас становится язвительным и ироничным. Необходимыми условиями создания смешного являются: неожиданный поворот в сюжете, комическое противопоставление персонажей, окарикатуривание (преувеличение, заострение) какой-либо черты человеческого характера или сюжетной ситуации, использование художественной детали для разоблачения притворства, неискренности действующего лица рассказа (сценки), речь персонажей.

(Запись в тетрадь и на доске):

Условия создания смешного:

1) поворот в сюжете;

2) противопоставление персонажей;

3) окарикатуривание (И. Ю. Бурдина);

4) художественная деталь;

5) речь персонажей

III. Объяснение нового материала

- Вернемся к теме нашего урока. Даже в этом маленьком юмористическом рассказе присутствует одна музыкальная деталь. Какая?

- Прочитайте 4 абзац. (чтение вслух одним из учащихся)

- Что говорит герой о своей жене? (лютеранка, урожденная Ванценбах)

- Что нам раскрывает это описание? (лютеранка, немка, клопиный ручей - хвастовство героя)

- Прочитайте вслух 6 абзац.

"Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю" ("Толстый и тонкий" 1883)

(Словарная работа: приватно - частным образом, из словаря иностранных слов в русском языке 1910г.)

- О чем нам может рассказать фраза "жена уроки музыки дает"?

Чтение учителем с интонацией "гордости", с возрастающим пафосом.

- Что подчеркивает этот маленький "музыкальный штрих"? (гордость, хвастовство  тонкого за свое положение, за свою семью)

-Но как только тонкий узнает о чине своего одноклассника, его интонация меняется коренным образом...

Запись в тетради:

Рассказ "Толстый и тонкий".

Художественная муз. деталь: жена тонкого - дает уроки музыки.

-В рассказе "Смерть чиновника", где Чехов  высмеивает чинопочитание, тоже присутствует "музыкальный штрих". (Какой? - Ответы)

Чтение вслух учащимся первых трех предложений.

- Куда пришел Иван Дмитрич Червяков? (в театр).

- Какое настроение у героя, чем это подчеркивается? (Прекрасное настроение: "прекрасный вечер, не менее прекрасный экзекутор" - (повтор, составная сравнительная степень прилагательного)

(Словарная работа: экзекутор - чиновник, ведавший хозяйственными делами и надзором за внешним порядком в канцелярии.) 

- На каком ряду сидел Червяков, что это подчеркивает? (во 2 ряду, "хорошее, престижное" место).

- Что такое "Корневильские колокола"? (оперетта)

- Какая ассоциация возникает у вас с этим названием? Как вы думаете, что будет происходить на сцене в этой оперетте? Какая будет звучать музыка?

- Для того, чтобы лучше понять  настроение героя, послушаем небольшое сообщение: (читать выделенное)

Робер Планкетт (Франция)
КОРНЕВИЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА

Комическая опера в 3-х действиях (будет два антракта), 4-х картинах. Либретто Клервиля и Ш. Габе. Первое представление состоялось 19 апреля 1877 года в Париже.

«Корневильские колокола»— третья оперетта Р. Планкетта — принадлежит к числу лучших произведении этого жанра. Она была написана в 1877 году на сюжет, заимствованный из пьесы Э. Майяра «Вилларские колокола». Сам композитор называл ее комической оперой; по своей структуре она и является французской комической оперой: с большим числом сольных номеров (арий, куплетов, песен), дуэтов и других ансамблей, больших хоровых сцен, с развитыми финалами, но с диалогами, а не речитативами. Музыка «Корневильских колоколов» отличается изяществом, легкостью и напевностью мелодий, искусной, неперегруженной инструментовкой.

        Первое действие. П е р в а я   к а р т и н а. Деревенская площадь. В ожидании начала ярмарки девушки-прислуги сплетничают. Интродукция оперетты — большая ансамблево-хоровая сцена («Скорей на рынок»). В нее входят задорные куплеты Серполетты «Говорят, говорят», сопровождаемые хором, и бурная сцена «Надо замолчать заставить», которая переходит в начальный хор «Скорей на рынок».  

- В к. 19 века оперетта занимает среднее положение в жанровом отношении между оперным и драматическим искусством, это «один из видов музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные и музыкально-хореографические номера перемежаются разговорными сценами».  тесная связь оперетты с массово-бытовой и эстрадной музыкой определяют популярность этого вида искусства, его доступность для широкой аудитории.

- Итак, перенесемся вместе с Иваном Дмитричем Червяковым в театр. (Звучит фрагмент интродукции оперетты "Корневильские колокола"). Но вдруг... (музыка затихает)

- Прочитаем другой абзац: "Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство..."

- Что раскрыла для вас эта маленькая музыкальная деталь? (подчеркивает настроение героя, усиливает контраст экспозиции, финала).

Запись в тетрадь:

Рассказ "Смерть чиновника". Худ. муз. деталь: оперетта "Корневильские колокола" Р. Планкетт (поставить ударение на последний слог т.к. француз)

IV. Закрепление нового материала

- Что помогло нам раскрыть настроение героев этих рассказов? (Художественная деталь);

- Что такое оперетта? (музыкальный жанр. В оперетте актеры поют, танцуют, говорят)

- Что подчеркивает и какие функции выполняет в рассказе название оперетты Р. Планкетта "Корневильские колокола"? (Подчеркивает прекрасное настроение Ивана Дмитрича Червякова, создает контраст с финалом).  

- На следующем уроке мы познакомимся с рассказами А. П. Чехова "Контрабас и флейта" и "Тоска", узнаем о внешней и скрытой музыкальности рассказов.

V. Оценки. (За активную работу в классе).

VI. Домашнее задание. Прочитать рассказы А. П. Чехова "Контрабас и флейта", "Тоска".

Конспект урока литературы в 7 классе.

                                                   

Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."

(второй урок)

Выполнила

Чуркина Ирина Леонидовна,

студентка VI курса филологического факультета отделения заочного обучения

Руководитель

Сафонова Елена Евгеньевна.

Преподаватель литературы

Канева Екатерина Ивановна

г. Сыктывкар

2013 г.

Урок дан в СОШ № 38 г. Сыктывкара 16 мая  2013 года в 7 "А" классе.

                                       

Тема: "Музыкальность рассказов А П. Чехова."

Цели: _        

1) Образовательная: определить понятие музыкальности; показать музыкальное своеобразие рассказов         А.П. Чехова "Контрабас и флейта", "Тоска"; показать значение художественных деталей в рассказах.

2) Воспитательная: формировать нравственную позицию учащихся, развивать эмоциональную отзывчивость школьников, интерес к творчеству писателя, к искусству

3) Развивающая: развивать навыки анализа и синтеза, творческого мышления и способностей учащихся

Оборудование:   портрет  А. Чехова, книги с произведениями Чехова, иллюстрации с изображением контрабаса и флейты, партитура музыкального произведения, ноутбук, колонки, флеш-носитель с музыкой, учебники, тетради, карточки.

Музыкальные произведения: П. И. Чайковский "Май" из цикла "Времена года"; И. С. Бах Оркестровая сюита си минор, VII часть. Скерцо ("Шутка"); Д. Шостакович Симфония  5 ре минор, Часть 2, Аллегретто; Моцарт. "Лакримозо" из Реквиема; П.И Чайковский - Шестая симфония (Финал);  Франц Шуберт - Вечерняя серенада исп. Симф. оркестр Ла Скала; Д. Д. Шостакович - Симфония 5 - Часть III. Largo; П. И. Чайковский Концерт для фортепьяно с оркестром № 1, Часть I.

Основная идея темы: музыка, звучащая в произведениях А. П. Чехова

Литература:

  1. Чехов, А.П. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 480 с.
  2. Чехов, А. П. Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1957. - 868 с.
  3. Чехов в школе: книга для учителя/Авт.- сост. И.Ю.Бурдина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
  4. Литература: Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  5. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 261 с.
  6. Кузичева, А. П. Чехов. Жизнь "отдельного человека" - СПб.: Балтийские сезоны, 2011, - 880 с.
  7. Свирина, Н. М. Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель докт. пед. наук  Н. М. Свирина. - М.: Классикс Стиль, 2002. - 448 с.
  8. Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. - М., 1973. С. 184
  9. Кузичева, А. П. Чехов. Жизнь "отдельного человека" - СПб.: Балтийские сезоны, 2011, - 880 с.
  10. Словари и энциклопедии на Академике. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3126

Ход урока:

I. Организация класса

Приветствие.

(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" "Май")

Тема урока: продолжим разговор на тему "Музыкальность рассказов А П. Чехова." (запись в тетради с доски)

II. Объяснение нового материала (по ходу урока)

- Дома вы прочитали два рассказа А. П. Чехова "Контрабас и флейта" и "Тоска". Какое заглавие вы считаете более музыкальным? ("Контрабас и флейта".)

- Вот что пишет о музыкальном мире Чехова автор замечательной книги «Чехов и Чайковский» Евгений Зенонович Балабанович: «Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Художественные впечатления тех лет наложили отпечаток на весь склад личности будущего писателя. Художественная атмосфера  детских и юношеских лет оказала решающее влияние на воспитание чувства музыкального у Чехова…» 

«Родители хорошо понимали значение образования: почти все члены большой чеховской семьи окончили высшие учебные заведения. Отец и мать по-своему заботились о музыкальном обучении детей. Дети учились музыке дома у местного музыканта-любителя… Сохранилось свидетельство одного из товарищей Чехова по гимназии – писателя П. А. Сергеенко – о том, что Антон Павлович в детстве начал учиться играть на скрипке. Вместе с братьями Чехов пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя. Пел он также в гимназическом хоре. Все это содействовало воспитанию первых навыков музыкальной культуры у юного Чехова»

Сегодня в начале урока звучала прекрасная музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" "Май".  Чехов и Чайковский были знакомы и очень высоко ценили творчество друг друга. Чайковский говорил, что впечатления от искусства, испытанные в юности, оставляют след на всю жизнь до самой старости. И музыкальный опыт Чехова не мог не отразиться в его произведениях. Особенно музыкально его творчество зрелого периода, с произведениями которого вы познакомитесь в старших классах.                        

Произведение П. И. Чайковского "Май" прозвучало в исполнении симфонического оркестра. Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы).

- Какие музыкальные детали вы можете назвать в этом рассказе?

- Посмотрите в тетрадях запись с прошлого урока  "Условия создания смешного".

Приведите примеры из текста рассказа "Контрабас и флейта" для 2-4 пунктов.

1) противопоставление персонажей ( 4 абз.) - работа с карточкой № 1

Инструмент

Контрабас

Флейта

Характер

Скромный

Не буен

Телосложение

Высокий, длинноногий, с большой стриженой головой

Маленький, тощенький

Голос

Глухой бас - (сл. раб.) низкий мужской голос

Жидкий тенорок  - (сл. раб.) высокий мужской голос

Походка

Стучит

На цыпочках

Поступки

Чихает, кашляет - дрожат стекла

Старается показать деликатность,воспитание

Пьют чай

Вприкуску

Внакладку

Сон

Без огня

С огнем

Личная гигиена

Отрицает, морщится

Чистит зубы, умывается

Герои "...с внешней стороны так же похожи друг на друга, как инструменты, на которых они играют"

- Чем же они похожи? (Ничем)

- Послушаем звучание этих инструментов. (Звучат отрывки из произведений: И. С. Бах Оркестровая сюита си минор, VII часть. Скерцо ("Шутка"); Д. Шостакович Симфония  5 ре минор, Часть 2, Аллегретто )

- Как можно охарактеризовать звуки каждого инструмента? (Флейта - легкий, звонкий, высокий; контрабас - тяжелый, густой, низкий).

- А теперь посмотрите на иллюстрацию этих инструментов. (Показ иллюстраций). Как внешне отличаются эти инструменты? (Маленькая, тоненькая, металлическая, легкая; Большой, крупный, деревянный, тяжелый).

- Подберите описание из таблицы к каждому музыкальному инструменту. (Высокий, длинноногий, с большой стриженой головой - Маленький, тощенький; Густой бас - Жидкий тенорок; Стучит - На цыпочках; Чихает, кашляет - дрожат стекла - Старается показать деликатность, воспитание.)

2) окарикатуривание - приведите примеры из текста.

контрабас каждый вечер, ложась спать, мазал себе живот какою-то мазью, от которой пахло до самого утра протухлым жареным гусем, а после мази целых полчаса, пыхтя и сопя, занимался гимнастикой, т. е. методически задирал вверх то руки, то ноги.

Флейта вскакивала с постели и, сверкая глазами, надсаживая свой тенорок, начинала спорить, доказывать, объяснять...

большая голова контрабаса казалась ему такой противной, глупой деревяшкой, что он дорого бы дал, если бы ему позволили стукнуть по ней хоть разик.

        укладывая свое длинное тело на короткой кровати Каждую субботу контрабас завивался, надевал галстух бантом и уходил куда-то глядеть богатых невест

        он завел себе большие сапоги, от которых воняло дегтем, и в литературных спорах стал употреблять новый прием: вырывал из рук флейты книгу и сам тушил лампу.

3) художественная деталь - приведите примеры из текста.

надсаживая тенорок (степень возмущения флейты); чихает и кашляет так громко, что дрожат стекла (уровень культуры)...

4) речь персонажей :  

Контрабас: — Да бросьте вы эту мантифолию! Противно глядеть! Возится, как баба!

Это, батенька, ве-ли-ко-лепная вещь!

— Знаю... читал... Хорошо пишет! Очень хорошо! Только, знаете ли, не нравится мне в нем это... как его... не нравится, что он много иностранных слов употребляет. И потом, как запустится насчет природы, как запустится, так взял бы и бросил! Солнце... луна... птички поют... чёрт знает что! Тянет, тянет...

— Да что вы мне говорите? — оппонировал контрабас. — Сам я не знаю, что ли? Какой образованный нашелся! Тургенев, Тургенев... Да что Тургенев? Хоть бы и вовсе его не было.

(Словарная работа. Оппонировал - возражал, излагал свою точку зрения)

— Вы не знаете, где наш молоток? — Послушайте, вы! Соня! Не знаете, где наш молоток?

— Да вы слушайте! Какой вы свинья, ей-богу! Я у вас по-дружески совета прошу, а вы рожу воротите... Слушайте!

— Эта не годится... Укладывайтесь! Нечего хныкать! От новой квартиры до кухмистерской, где вы обедаете, немножко далеко, но это ничего, много ходить полезно.

— Не чавкайте! — Терпеть не могу, если кто чавкает над ухом! Идите в коридор да там и чавкайте!

— Вы извините меня, Иван Матвеич, но я наконец должен вам сказать... спросить то есть... Скажите, что это вам так нравится жить со мной? Не понимаю! Характерами мы не сошлись, вечно ссоримся, опротивели друг другу... Не знаю, как вы, но я совсем очумел... Уж я и так и этак... и на квартиры перебирался, чтоб вы от меня ушли, и на контрабасе по утрам играл, а вы всё не уходите! Уйдите, голубчик! Сделайте такую милость! Вы извините меня, но долее терпеть я не в состоянии.

Флейта: — Нет, благодарю вас.

— Нет, я привык всегда перед сном читать.

— Тургенева.

— Великолепные у него есть места!..

— Мне еще читать хочется...

— Но, я полагаю, не следует стеснять свободу друг друга...

— Ах... Я спать хочу!

— Голубчик... спать хочу...

— Нет, не могу с ним жить! — Верите ли? Лучше в слуховом окне жить, чем с ним... Совсем замучил!

(Словарная работа - письменно: пюпитр - подставка для нот; априори - заранее, предварительно)

— Неловко как-то... Обидится... Чем я могу мотивировать свой уход? Научите, чем? Уж я всё передумал!

— Скажешь ему, что я не хочу с ним жить, а он и обидится! Не по-товарищески! Уж буду терпеть!                                                                                

- Посмотрите в таблицу противопоставлений. Как характеризуется поведение флейты? (Старается показать человека деликатного, воспитанного). Говорил ли Иван Матвеич грубо? А как разговаривал Петр Петрович? (грубо, невежественно, безобразно). А теперь прочитаем про контрабас в начале рассказа и в конце. (Читаем:

        "С контрабасистом Петром Петровичем он был в самых приятельских отношениях, знал его за человека скромного, трезвого и честного, сам он был тоже не буен, трезв и честен — стало быть, пятак пара".

        "— Вы извините меня, Иван Матвеич, но я наконец должен вам сказать... спросить то есть... Скажите, что это вам так нравится жить со мной? Не понимаю! Характерами мы не сошлись, вечно ссоримся, опротивели друг другу... Не знаю, как вы, но я совсем очумел... Уж я и так и этак... и на квартиры перебирался, чтоб вы от меня ушли, и на контрабасе по утрам играл, а вы всё не уходите! Уйдите, голубчик! Сделайте такую милость! Вы извините меня, но долее терпеть я не в состоянии".

- Каким тоном говорит контрабас в финале? (извиняется, но говорит правду, решительно)

- А как вела себя все это время флейта? (была возмущена, но терпела невежество, грубость, хамство - нет чувства собственного достоинства).

- Кто же из приятелей вел себя честнее? На чьей стороне ваши симпатии?

- Какую роль играет в рассказе музыкальное заглавие? (Это только средство подчеркнуть разницу персонажей, художественная деталь)

Запись в тетради: Рассказ "Контрабас и флейта". Худ. муз. деталь - перенос качеств инструментов на людей. Музыкальность содержится в заглавии (внешняя музыкальность).

- Рассказ "Тоска" был издан в 1886 г., через год после "Флейты и контрабаса" Но здесь можно говорить совершенно о другой музыкальности. В рассказе нет ни одного слова, связанного с музыкой. Но вот что говорит о произведении исследователь творчества Чехова Владимир Борисович Катаев: "Существенная особенность "Тоски" - музыкальность построения рассказа... Музыкальность может заключаться в придании произведению единой тональности, "настроения", в определенном развитии главной темы и сопутствующих ей мотивов" (Это скрытая музыкальность)

Тема звучит уже в самом начале, в открывающем рассказ пейзаже.

III. Проверка домашнего задания.

Инсценировка рассказа "Тоска" учащимися класса.

Объяснение нового материала

Описание снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в начале музыкального произведения, его основную тему. Ведь и дальше речь пойдет о том, что Иона так и не найдет слушателя среди людей, чтобы поделиться своей болью.

- "Тоска"... Что это такое? Чем она отличается от грусти, печали, скорби? Это трудно сформулировать, но нюансы можно почувствовать через музыку.

- Предлагаю вам прослушать несколько разных фрагментов музыкальных произведений. Попробуйте определить, какое из них  в наибольшей степени выражает именно то состояние, которое стоит за словом "тоска". Работаем на обратной стороне карточки. (Пронумеровать карточку от 1 до 4, можно делать записи о каждом фрагменте, затем, после прослушивания всех кусочков, оформить ответы на карточке № 2)

Звучат произведения:  Моцарт. "Лакримозо" из Реквиема; П.И Чайковский - Шестая симфония (Финал);  Франц Шуберт - Вечерняя серенада исп. Симф. оркестр Ла Скала; Д. Д. Шостакович - Симфония 5 - Часть III. Largo

- 1 звучала музыка Моцарта. В ней мы слышим надрывающую глубину скорби;

- 2 фрагмент из произведения Чайковского. В ней мы слышим трагическое напряжение.

- 3 - музыка Шуберта. Здесь слышится грусть.

- 4 звучала музыка Шостаковича. Она потрясает именно своей безысходной, огромной тоской.

(карточки подписать, собрать)

Беседа по рассказу

- Какие чувства вызывает рассказ?

- Какое настроение создается в начале рассказа?

- Сколько эпизодов в рассказе? (пять)

- В каком времени ведется повествование?

- Расскажите о переживаниях Ионы? С чем они связаны?

- Почему Ионе так необходимо рассказать кому-то о смерти сына со всеми подробностями?

- Почему люди не слышат Иону?

- Почему Иона рассказывает все лошади? Действительно ли это общение с другим существом или разговор с самим собой?

- В этом произведении удивительно сплелись слово и музыка.

- Прочитайте выразительно последнюю сцену. (Чтение 2-3 учащимися)

- О чем нам говорит эпиграф в начале рассказа?

- Какая тема проводится сквозь все эпизоды? (Тема одиночества).

- Какой из новых рассказов более музыкален? Почему? ("Тоска" - звучит музыка в слове, в композиции).

Запись в тетради: Рассказ "Тоска" - музыкальность композиции (построения)

Вывод: всеобщая проблема - неимоверные трудности человеческого общения, разъединенность, самопоглощение, неспособность понять друг друга - показана Чеховым через эпизод из жизни "маленького человека", человека из низов.

IV. Закрепление нового материала

- В каком рассказе скрытая музыкальность, а в каком внешняя? ("Тоска" - скрытая, "Контрабас и флейта" - внешняя)

- "Маленькие люди", "ничтожные люди" - кого из героев изученных  рассказов Чехова вы бы отнесли к этим определениям?

- К какой из трех групп вы бы отнесли рассказы, которые изучали на уроках литературы?

(Запись на доске) 

"маленькие люди"

"ничтожные люди"

Иона

Червяков

Тонкий

Флейта

Контрабас

 Рассказы юмористические

Рассказы

сатирические

Рассказы лирико-драматические

"Контрабас и флейта"

"Злоумышленник"

"Хирургия"

"Толстый и тонкий"

"Смерть чиновника"

"Тоска"

V. Оценки. За активное участие на уроке.

VI. Домашнее задание (тема оформлена на доске)

Пофантазируйте на тему "Разговор Ионы с лошадью", оформите свою фантазию в письменно. (Запись дом. зад. в тетрадь)

Заключительное слово. (Звучит музыка. Чайковский "Первый концерт для фортепьяно с оркестром")

- Один из героев А. П. Чехова говорит: "Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Все тихо, спокойно... Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча... Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные..."

                                                                                Карточка № 1

Инструмент

Характер

Тело

Голос

Походка

Поступки

Пьют чай

Сон

Личная гигиена

Инструмент

Характер

Тело

Голос

Походка

Поступки

Пьют чай

Сон

Личная гигиена

Инструмент

Характер

Тело

Голос

Походка

Поступки

Пьют чай

Сон

Личная гигиена

                                                                                Карточка № 2

Грусть        

Грусть        

Скорбь

Скорбь

Тоска

Тоска

Трагическое

напряжение

Трагическое

напряжение

Грусть        

Грусть        

Скорбь

Скорбь

Тоска

Тоска

Трагическое

напряжение

Трагическое

напряжение

Грусть        

Грусть        

Скорбь

Скорбь

Тоска

Тоска

Трагическое

напряжение

Трагическое

напряжение

Грусть        

Грусть        

Скорбь

Скорбь

Тоска

Тоска

Трагическое

напряжение

Трагическое

напряжение

Грусть        

Грусть        

Скорбь

Скорбь

Тоска

Тоска

Трагическое

напряжение

Трагическое

напряжение

                                                                                Карточка № 3.

"маленькие люди"

"ничтожные люди"

 Рассказы юмористические

Рассказы

сатирические

Рассказы лирико-драматические

"маленькие люди"

"ничтожные люди"

 Рассказы юмористические

Рассказы

сатирические

Рассказы лирико-драматические

"маленькие люди"

"ничтожные люди"

 Рассказы юмористические

Рассказы

сатирические

Рассказы лирико-драматические

   

Текст для работы.

Иван Матвеич и Петр Петрович с внешней стороны так же похожи друг на друга, как инструменты, на которых они играют. Петр Петрович — высокий, длинноногий блондин с большой стриженой головой, в неуклюжем, короткохвостом фраке. Говорит он глухим басом; когда ходит, то стучит; чихает и кашляет так громко, что дрожат стекла. Иван же Матвеич изображает из себя маленького, тощенького человечка. Ходит он только на цыпочках, говорит жидким тенорком и во всех своих поступках старается показать человека деликатного, воспитанного. Приятели сильно расходятся и в своих привычках. Так, контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку, что при общинном владении чая и сахара не могло не породить сомнений. Флейта спала с огнем, контрабас без огня. Первая каждое утро чистила себе зубы и мылась душистым глицериновым мылом, второй же не только отрицал то и другое, но даже морщился, когда слышал шуршанье зубной щетки или видел намыленную физиономию.

Иван Матвеич и Петр Петрович с внешней стороны так же похожи друг на друга, как инструменты, на которых они играют. Петр Петрович — высокий, длинноногий блондин с большой стриженой головой, в неуклюжем, короткохвостом фраке. Говорит он глухим басом; когда ходит, то стучит; чихает и кашляет так громко, что дрожат стекла. Иван же Матвеич изображает из себя маленького, тощенького человечка. Ходит он только на цыпочках, говорит жидким тенорком и во всех своих поступках старается показать человека деликатного, воспитанного. Приятели сильно расходятся и в своих привычках. Так, контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку, что при общинном владении чая и сахара не могло не породить сомнений. Флейта спала с огнем, контрабас без огня. Первая каждое утро чистила себе зубы и мылась душистым глицериновым мылом, второй же не только отрицал то и другое, но даже морщился, когда слышал шуршанье зубной щетки или видел намыленную физиономию.

Иван Матвеич и Петр Петрович с внешней стороны так же похожи друг на друга, как инструменты, на которых они играют. Петр Петрович — высокий, длинноногий блондин с большой стриженой головой, в неуклюжем, короткохвостом фраке. Говорит он глухим басом; когда ходит, то стучит; чихает и кашляет так громко, что дрожат стекла. Иван же Матвеич изображает из себя маленького, тощенького человечка. Ходит он только на цыпочках, говорит жидким тенорком и во всех своих поступках старается показать человека деликатного, воспитанного. Приятели сильно расходятся и в своих привычках. Так, контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку, что при общинном владении чая и сахара не могло не породить сомнений. Флейта спала с огнем, контрабас без огня. Первая каждое утро чистила себе зубы и мылась душистым глицериновым мылом, второй же не только отрицал то и другое, но даже морщился, когда слышал шуршанье зубной щетки или видел намыленную физиономию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"

Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"

апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...

Конспект открытого музыкального занятия на тему "Музыкальные профессии"

Конспект составлен для подготовительной группы...

Конспект урока в 1 классе по изобразительной деятельности "Хохлома"

Конспект урока подходит для учеников 1 класса, а так же для детей подготовительной к школе группе...

Конспект музыкального занятия по лексической теме «Музыкальные инструменты» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Данный конспект может быть полезен в работе с детьми компенсирующей направленности. В работе его могут использовать музыкальные  руководители, не зависимо от стажа и квалификационной категории. Н...

Конспект музыкально-ритмического занятия на тему "Музыкальная семья"

Конспект по музыкальному воспитанию в рамках тематической недели "Моя семья" во второй младшей группе...